Россия и невеликая степь. Новая книга В.Трепавлова (рецензия) 11:19 29.05.2007
Вадим Трепавлов. "Белый царь": образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. - М.: Восточная литература, 2007.
Эта книга выпущена под грифом Российской академии наук - обещание в высшей степени ответственного подхода к фактам и основательности выводов. На поверку выходит, что вопросов здесь больше, чем ответов, что без малейшего смущения признает сам автор. Смущаться и вправду нечего: любая попытка выделить идеальные, инвариантные черты в такой насыщенной историческими сдвигами и эмоционально окрашенной теме, как восприятие "инородцами" российской имперской власти, обречена на осечку. Робкие попытки генерализации звучат в исследовании по-голливудски зловеще: "При всех оценочных различиях образ русского оставался в целом образом Чужого".
Зато в чем книге не откажешь, так это в богатстве и разносторонности привлекаемого материала, который сам по себе ценнее всяких "выводов". Здесь приведено и проанализировано множество фольклорных свидетельств, по которым можно восстановить колеблющееся отношение башкир, татар, тувинцев и многих других народов к московскому царю, к русским вообще, к своему российскому подданству. Кроме фольклора автор исследования опирается и на более традиционные для историка источники - хроники, грамоты, дипломатическую переписку. Ну и, разумеется, на монографии своих предшественников.
Читателю книги, особенно если он не относится к разряду профессиональных историков, будет крайне любопытно узнать, как начинала складываться Российская империя, - о том, что ее "протоплазменное" состояние было гораздо ближе к федералистскому, чем к централистскому политическому устройству. Подданство кочевых народов, как правило, не было раз и навсегда данным; оно в любой момент могло ускользнуть из рук, и центру приходилось прибегать к дипломатическому лавированию - хорошо, если не к военному вмешательству.
Вадим Трепавлов причину двойственности статуса кочевых "инородцев" в составе империи видит в том, что им было свойственно архаическое понимание подданства и роли верховной власти. Например, в Южной Сибири в XVI-XVIII веках было распространено двоеданство - когда дань выплачивалась сразу двум сильным государствам-покровителям. Кроме России это могли быть Джунгария, монгольские ханства или Цинская империя в Китае. В случае же, если действия российского сюзерена вызывали у "инородцев" дискомфорт, те запросто могли откочевать на новые земли, куда "белому царю" было до поры до времени не дотянуться.
|