Д.Докучаев: Триумф или уступка? Чего реально добился Путин в Казахстане и Туркмении 13:28 30.05.2007
У руководства Казахстана, Туркмении, Узбекистана нет никаких экономических резонов ставить крест на выгодных нефтегазовых предложениях Запада.
Завершившийся недавно визит президента Путина в Казахстан и Туркмению некоторые >прокремлевски настроенные аналитики уже успели окрестить прорывным, эпохальным и историческим. Его результаты оценивают не иначе, как геополитическую победу Москвы в противостоянии с Западом вообще, и с США в частности. России, дескать, удалось "наложить лапу" на весь среднеазиатский газ, который теперь будет двигаться в мир исключительно по газпромовским трубам. А на планах строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ) по дну Каспия и в обход России поставлен жирный крест. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что гром победных реляций стоит несколько ослабить.
Что же в реальности удалось России? Президенты России, Казахстана и Туркмении договорились о создании новой газотранспортной системы. Речь идет о строительстве до 2009 года Прикаспийского газопровода мощностью 10 млрд кубометров в год. Потенциально – после 2010 года - мощность этого трубопровода может увеличиться до 30 млрд кубометров. Новая труба пройдет по территории всех трех стран, а заполняться будет газом с каспийского шельфа Туркменистана, добыча которого планируется, начиная с 2008 года.
Кроме того, те же три страны вместе с Узбекистаном договорились модернизировать старый трубопровод Средняя Азия – Центр, что необходимо для обеспечения российско-туркменского газового контракта, рассчитанного на период до 2028 года. Причем, если сегодня Россия закупает примерно 40 млрд кубометров туркменского газа, то после модернизации трубопровода, эта цифра может удвоиться. По расчетам российского министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, достигнутые договоренности позволят создать инфраструктуру для транспортировки 90 млрд кубометров газа в год из Центральной Азии.
Именно исходя из этой цифры, ряд аналитиков и делает вывод о том, что ТКГ будет не нужен, равно как и потенциальные маршруты транспортировки туркменского газа в Китай и Иран: для их заполнения просто не останется ресурсов. Однако, не стоит торопиться с выводами. Тем более, что президент Туркменистана Бердымухаммедов уже заявил, что ТКГ отнюдь не снят с повестки дня, а запасов туркменского газа хватит на все проекты. В российской делегации эту фразу расценили всего лишь как дипломатический ход. Но заявление главы соседнего государства не стоит недооценивать: Бердымахаммедов явно дает понять Западу и прежде всего США, что не намерен класть все яйца в одну корзину – российскую.
Напомним, что проект ТКГ вот уже более 10 лет упорно лоббируют США, а в последнее время к ним присоединились ЕС и страны ГУАМ. Он должен, по замыслу его лоббистов, пройти по дну Каспия, присоединиться к действующей ветке Баку-Тбилиси-Эрзурум, а затем через Турцию выйти на Балканы, в Австрию и Венгрию. Этот проект, известный на Западе под названием Nabucco, призван покончить с абсолютной зависимостью ЕС от российского газа. Российские эксперты напирают на то, что новый Прикаспийский трубопровод, о котором договорились три президента, обойдется в 1 млрд долларов, а цена Nabucco чуть ли не в 10 раз дороже. Однако надо полагать, что богатый Запад такие цифры не пугают: ведь речь идет о политическом решении – диверсифицировать поставки газа в Европу, уйдя от некомфортной зависимости от России.
Новые договоренности Путина с ценральноазиатскими партнерами отнюдь не отменяют эту политическую данность, а наоборот – делают ее еще более актуальной для Запада. Не случайно, уже сегодня Россия сталкивается с известными сложностями в политике своих газовых поставок. Так, Турция блокирует поставку российского газа на Балканы (несмотря на то, что российский газ поступает в Анкару по демпинговым ценам в 74 доллара за 1000 кубов). Хельсинки и Таллин пытаются также заблокировать прокладку Северо-Европейского газопровода в Финском заливе, а транзит через Украину и Польшу сталкивается со все большим политическим противодействием.
Кроме того, США продолжают активно "окучивать" среднеазиатские государства., обещая, что те смогут продавать свой газ, который пойдет по ТКГ в обход России, европейским потребителям по 250 – 300 долларов за 1000 кубометров - что в разы больше тех сумм, что платит наша страна. У руководства Казахстана, Туркмении, Узбекистана нет никаких экономических резонов ставить крест на столь выгодных предложениях Запада. И похоже, что лидеры этих государств ведут сейчас умелую внешнеполитическую игру, основанную на том, что Россия заинтересована в них больше, чем они в ней. Наша страна уже идет на беспрецедентные уступки в энергетических отношениях с соседями. Россия обещала мощные инвестиции в газодобычу Туркмении, хотя раньше от подобных планов воздерживалась. Россия согласилась на то, что Казахстан сможет продавать часть своего газа европейским партнерам по европейским ценам через структуру специально созданного СП "КазРосГаз". Аналогичные схемы обсуждаются с Туркменией. Кроме того, Путин дал долгожданное для Казахстана согласие на расширение Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
Словом, в сухом остатке от "исторчиского" прорыва следующее: монополизация Россией маршрутов центральноазиатского газа пока еще остается под вопросом. Уступки же в энергетической сфере с нашей стороны следуют уже сейчас. При этом наши азиатские партнеры открытым текстом говорят, что не отказываются и от западных трубопроводных проектов. Запад же, не стоит сомневаться, удвоит и утроит усилия, чтобы уйти от российской энергетической зависимости. Ну и где же тут геополитическая победа?
Дмитрий Докучаев 28/05/2007
|