КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 05.06.2007
23:46  Фонд Ага Хана не пустил киргизского депутата Бекназарова с визитом в Казахстан
23:10  Множество кривотолков... Н.Назарбаев принял главу Чечни Р.Кадырова на высшем уровне
23:08  "НГ" > Судьбу американской военной базы в Киргизии решит референдум
22:11  Вклад в дело мира, - глава Пентагона Гейтс лоббирует американскую базу "Ганси" в Киргизии
18:15  Китай вышел на первое по числу официально зарегистрированных трудовых мигрантов в России
18:03  Очередное заседание глав МИД прикаспийских стран пройдет в Тегеране
17:59  Ислам.Ru: Охрана окружающей среды – это поклонение Аллаху

17:54  Россия с 5 июня полностью запрещает импорт риса из Индии
15:51  Общий объем коррупционных услуг в Казахстане оценен в $1.2 млрд
12:31  Казахстанский Институт востоковедения напишет общую историю Центральной Азии
12:19  Состоялся прощальный матч яркой звезды узбекского футбола Мирджалола Касымова
12:08  "НГ" о дружбе между народами Чечни и Казахстана
12:03  Китай - США: война зубной пасты
11:40  "Казкоммерц Инвест" инвестирует $1 млрд. на строительство отелей в китайском курорте Санья
11:35  Буш раскритикует Россию накануне G8
11:33  Тони Блэр: Британии нужны свои имамы
11:24  Хронология встреч глав государств и правительств "Группы восьми"
11:19  Рейтер: Москва стремится вернуть себе статус мировой державы, играя мускулами благодаря потоку нефтедолларов
11:02  Китай озабочен планами США по размещению ПРО в Европе
10:00  В.Путин: "После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем" (стенограмма беседы с журналистами стран G8)
08:43  Синьхуа об угрозе Китая глобальной окружающей среде
Понедельник, 04.06.2007
21:42  В.Ляганов: Палачи расчувствовались. Как узбекские "правоохранители" воспитывают уголовников
16:57  Ю.Шамсутдинов: Кто больше безобразничает на казахстано-узбекской границе (полемика)
16:49  Индийская автокомпания Tata Motors запускает в производство самый дешевый в мире массовый авто
16:27  Наша сила - в слабости президента. Тоска по кыргызскому Дэн Сяопину
15:41  "МСН" > Новый закон "О гражданстве" Киргизии. Два паспорта в кармане - это законно
15:29  В Ташкенте закончилось следствие по делу 8-ми многодетных "хизбутчиц"
15:02  "Проекты сотрудничества и интеграции для ЦентрАзии" (анонс конференции 26/06 в Худжанде)
14:59  В.Дубнов: Трубачи без дирижера. Путин, Назарбаев и Бердымухаммедов у чертежа Прикаспийского газопровода...
14:56  Бить будут... Рахат Алиев боится возвращаться на родину
14:39  Я полностью поддерживаю добрые дела хокима Кашкадарьинской области, - опровержение Ш.Мурадова
14:04  Портреты заговорили. Хоким Навоийской области Б.Рузиев и его клан
13:53  В Алматы прошла конференция "Национальная безопасность Казахстана: история, современность и перспективы"
13:34  Золотая жила. В Казахстане у преступников отобрано... 800 тонн обогащенного золотосодержащего сырья
12:51  Маковая опухоль. США знают, что делать в Афганистане. Но не знают, что делать с Афганистаном (интервью экс-посла Р.Ньюмана)
12:49  "НП" > Дружба в обмен на продовольствие. О чем договорились Н.Назарбаев и Г.Бердымухаммедов
12:38  "Лафа" с "Маяком". Казахстан поймал в Каспии незаконных 2 сейнера, 16 азербайджанцев и тонну осетров
12:20  М.Брилл Олкотт: Туркменистан - время двигаться вперед. Без Ниязова, идеология Туркменского национализма останется...
12:12  82% пернатых зачирикало. В Казахстане создали и испытали вакцину против птичьего гриппа.
11:11  "Казкоммерцбанк" хочет создать в Таджикистане свою "дочку"
10:52  Экс-1-й секретарь ЦК КП Киргизии Т.Усубалиев закончил публикацию своих многотомных мемуаров
10:00  Депутат Э.Торобаев: Если построить две Камбаратинские ГЭС, то проблема воды в ЦентрАзии будет решена
09:51  Котировки в минус. Китайские акции вновь резко пали
09:49  Д.Каримов: Проект "Кыргызстан" - деньги в обмен на демократию, или Дяди капитала-гранта
09:30  Контора пишет... В Питере вышла книга М.Акаевой "Этюды о мудрецах Востока"
08:53  Т.Полоскова: Россия и диаспора. Новые формы поддержки и сотрудничества
08:46  А.Богатуров: Внешнеполитическая доктрина Путина - крен на запад сохраняется
08:37  Ирину Абрамович приняли как интуристку. Казахстанский бизнес открыл в Москве отель Ritz Carlton
08:33  Азиатский Мюнхен. США и Китай организуют горячую телефонную линию
08:26  "НГ" > Киргизская оппозиция готовится к референдуму. Феликс Кулов занялся самораскруткой
08:17  А.Дубнов: Cироту обидели. "Зятя казахстанского народа" ждет суд
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ислам.Ru: Охрана окружающей среды – это поклонение Аллаху
17:59 05.06.2007

15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, который проводится в целях углубления осознания людьми необходимости беречь природу. Выбор даты обусловлен тем, что в этот день открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Также 5 июня 2000 года получила старт программа ООН, поддерживаемая ЮНЕСКО, "Тысячелетие окружающей среды, приступить к действию". Это еще одно напоминание людям о роли человечества в охране экологической среды.

О проблемах окружающей среды, о будущем Ислама в среде финно-угорских народов и др. мы беседуем с ученым и общественным деятелем Андреем Тентюковым, одним из первых мусульман в народе коми.

"Родом я из России, Республики Коми, коми по национальности, родился и вырос в городской среде, - рассказывает А. Тентюков о себе. - Мне 30 лет, в настоящее время нахожусь в связи с учебой и работой в другой финно-угорской республике, в Эстонии. Учусь на юриста-эколога, через самообразование и практику осваиваю такие специальности, как экологический интернет и радиожурналистика.

Я также руковожу тематическими проектами в области экологии и защиты прав потребителя, в основном информационно-образовательного характера, возглавляю ряд общественных организаций, в т.ч. финно-угорского направления. Работа по этим специальностям предполагает наличие широкого круга увлечений и научных интересов, например, политика, экономика, культура, образование, регионо- и религиоведение, биология, химия, география, право и этика, семья и личностные отношения, права коренных народов".

- Как получилось, что Вы обратились к Исламу?

Мой путь к Исламу, думаю, вполне обычен для многих из тех, кто пришел в эту религию в период духовного кризиса. Оказавшись по учебе в другой стране, в иной культурной среде, в более сложных жизненных обстоятельствах, выяснилось, что та система воспитания и тот набор базовых ценностей, который формировала меня как личность, в "домашней среде" уже недостаточны в новой ситуации для быстрого и эффективного решения повседневных задач.

Поэтому нужно было искать более мощный и более подходящий источник поддержания духовного стержня личности. Им после поисков для меня оказалась мусульманская религия. К Исламу пришел в Эстонии через татарскую культуру.

- Одна из областей Ваших интересов - экология. Каким образом это соотносится с Вашими религиозными убеждениями?

Экология, охрана окружающей природной среды занимается сохранением среды обитания человека, животных и растений от всевозможных загрязнений, будь то химическое, радиационное, биологическое, бактериологическое, генетическое, тепловое, звуковое, электромагнитное и др., а если все же такое загрязнение произошло, то изучает и практикует способы очищения от загрязнений.

Обобщая наиболее распространенную формулировку понятия "загрязнения", указанную в статье 2 Международной конвенции об охране морской среды границ Балтийского моря, с учетом понятия загрязнения, указанной в статье 364 Уложения о наказаниях Эстонской Республики, можно дать следующее определение: "Загрязнение означает внесение со стороны человека в окружающую среду такого вещества, энергии или отходов, которые могут быть опасными для здоровья человека, нанести ущерб живым ресурсам и экосистемам, быть препятствием правомерному использованию окружающей природной среды". В Коране относительно необходимости охраны окружающей среды говорится следующее: "Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и предоставили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!" (7:10).

По моему мнению, экология защищает создания Аллаха от ущерба и порчи; создает необходимые условия для реализации таких исламских ценностей, как жизнь, семья и собственность; заботится о здоровье человека посредством защиты окружающей природной среды, сохранения качества природных ресурсов (например, воды, воздуха, почвы, потребляемых в пищу животных и растений) и их сбалансированного использования (добычи и переработки), а также через т.н. экологическую безопасность предприятий, согласно международным стандартам серии ИСО 14000 и другие виды сертификации.

Заниматься охраной окружающей природной среды в любом ее проявлении - один из важных способов поклонения Аллаху. В этом смысле экология на порядок выше и важнее, чем политика и экономика, поскольку без нее они не могут эффективно выполнять свои функции.

Без чистой воды и свежего воздуха, без пищи и природных ресурсов, без здорового населения любое государство обречено на гибель. Поэтому при любых других вопросах нужно всегда рассматривать и учитывать экологические моменты, ну, например, при оценке той же ядерной программы Ирана, или нефтедобычи, или туризма, или сельского хозяйства.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем видении путей решения современных экологических проблем?

Тут, на мой взгляд, первостепенная роль в повышении грамотности властей и населения в экологических вопросах. Тех, кто мало знает, можно всегда обмануть, ущемить их интересы, нанести ущерб, например, отправив в арабские или африканские страны на захоронение ядовитые промышленные отходы под видом гуманитарной помощи или же просто без опознавательной маркировки запрещенные к применению в других странах вещества для тех или иных видов промышленности (скажем, хладильный агент для промышленных холодильников).

Осознание важности вопросов охраны окружающей природной среды в Исламе, их всепроникающее значение в любых отраслях, будь то экономика, культура, политика, образование быстро и эффективно укрепляет безопасность любого государства и человека. Нужно обращать внимание на т.н. экологические показатели любой деятельности, например, много ли или мало каждый человек или предприятие использует в своей деятельности воды; бережет ли чистоту воздуха внутри помещения, например, через наименьшее использование источающих запахи искусственных материалов; каким видом источника энергии пользуется: за счет сжигания газа и нефти или ветра и солнца; что делает с отходами, бытовыми и промышленными: просто где-нибудь закапывает в землю, сливает без очистки в воду, или же отвозит мусор на специальные мусорные полигоны для вторичной переработки и безопасного захоронения.

Для благоприятного бытия в этом мире каждому человеку нужно быть немного экологом, специалистом в этой области, экологически грамотным гражданином всего земного государства. Есть набор знаний, который необходим каждому человеку, и который сравнительно нетрудно приобрести через обмен опытом с другими людьми и странами, через самообразование, через общеобразовательные и специализированные программы в учебных заведениях.

После того, как собран необходимый багаж знаний, нужно стараться изменить поведение человека и деятельность промышленных предприятий, сельское хозяйство в сторону природо- и человекосберегающего характера, например, я имею в виду, смену устаревших технологий производства на более современные, на более экологически безопасные, через переход от истощительного и "химического" земледелия к натуральному, без использования искусственных химических удобрений и ядохимикатов, через переход от ископаемых источников энергии (уголь, нефть) к возобновляемым (ветер, солнце). Уголь и нефть это, прежде всего, ценное химическое сырье, а не только материал для производства топлива и сжигания в целях получения электроэнергии.

- Вы активно занимаетесь историей, культурой, этнографией финно-угорских народов. Несмотря на некоторые усилия на протяжении многих веков, Ислам так и не проник в финно-угорское пространство. Почему?

Сам я занимаюсь историей, культурой и этнографией финно-угорских народов постольку-поскольку, скорее как любитель-полупрофессионал, "по пути" решения, например, экологических и регионоведческих вопросов. Для решения сложных и трудных вопросов, например, в экологии, нужно знать и другие отрасли, например, химию, биологию, экономику, а в случае с коренными народами - и историю, и культуру, и этнографию, потому как зачастую корни проблематики уходят как раз глубоко в другие отрасли. Вот и ищешь, как говорится, "не там, где светло, а там, где потеряно".

Почему Ислам ранее не проник в финно-угорское пространство? Финно-угорские народы являются по сути своей коренными народами, живущими не одно тысячелетие на конкретной территории. В большинстве своем они исповедуют "природную" религию, обычно не совсем верно называемую "языческой".

Религия коренных народов, на мой взгляд, во многом близка к Исламу: многогранная связь с природой и уважительное к ней отношение, преимущественно элементы Единобожия, характер личности и общества близки к мусульманскому стилю. Это, в свою очередь, позволило носителям такой религии вполне успешно на протяжении тысячелетий сохранить свою самобытность, биологическое и культурное разнообразие в сложном и постоянно меняющимся мире. Видимо, до сих пор коренным народам вполне хватает своей религии для решения своих повседневных задач, поэтому и почти нет спроса на ее обновление или смену.

Другая причина может быть в том, что до сих пор ни мусульманским проповедникам, ни простым верующим, интересующимся этими народами, по причине поверхностного подхода, недостаточности информации, знаний и практических навыков не получилось найти достаточно точек соприкосновения национальных культур коренных народов и Ислама. В общем, я хочу сказать, что раз результата нет, то, значит, что-то не так было сделано.

- Есть ли перспективы изменить эту ситуацию?

Что касается того, сможет ли Ислам войти и в финно-угорское пространство, то тут, как и в юриспруденции, вопрос времени и обстоятельств. Согласно различным исследованиям на данный момент финно-угорские народы переживают кризис, многие из них находятся на грани вымирания, их качество жизни в целом по многим показателям на несколько порядков ниже, чем они могли бы быть с точки зрения общего понимания благополучия и счастья.

Одна из объективных причин этому – значительное отставание образа жизни и стиля мышления коренных народов от общих мировых тенденций, связанных с резким и гипертрофированным ростом экономики стран и регионов, мировой демографией, многократным увеличением скорости общения, истощением природных ресурсов. Народы и каждый их представитель в отдельности из-за недостатка знаний и навыков в новой ситуации просто не успевают правильно реагировать на изменения и дополнения в их повседневной жизни.

А поскольку религия служит основой мировоззрения и миропонимания, а они в свою очередь формируют образ жизни и стиль мышления, то для выхода из кризиса нужно "провести ревизию" в тех религиозных постулатах, что используется тем или иным народом, убрать уже ненужное и добавить недостающие части, восстановить неработающие, сформировав тем самым новую культуру "национально-исламского" характера вместо "национально-языческого".

Но это пока из серии "что делать?". Важно еще и то, "как все это сделать?".

Вкратце же для этого нужно больше общения и исследований на соответствующие темы, необходим синтез и анализ ключевых компонентов развития народа в связке с изучением и сравнением с Исламом. Особенно стоит обратить внимание на возможности мусульманской религии по сохранению и развитию национальных культур и народов через гармоничную и ненавязчивую интеграцию в них исламских ценностей и инструментов.

- По Вашему мнению, будет ли Ислам когда-нибудь массовой религией у финно-угорских народов?

Пока трудно сказать что-то определенное на данный счет. Если получится так, что с Исламом финно-угр будет более счастливым и благополучным, чем сейчас, то это вполне реально.

Вопрос только в том, как грамотно создать "спрос и предложение" на Ислам, если выражаться экономическими терминами. Допустим, через просвещение, через переводы смыслов Корана и его комментариев на финно-угорские языки с уже имеющихся русскоязычных материалов хотя бы как информационно-ознакомительная литература. Чем мусульмане хуже тех же христиан, которые уже переводят ту же Библию на финно-угорские языки? Другое важное направление - это изучение финно-угорских культур и Ислама, как наук, с целью найти в них пути для гармоничного "встраивания" мусульманских ценностей, тем самым укрепляя эти культуры и повышая их жизнеспособность в мировом пространстве.

- Как сегодня различные финно-угорские народы (не только в России) воспринимают Ислам?

Среди финно-угорского сообщества пока к Исламу отношение весьма настороженное. Радикальная подача Ислама некоторыми его последователями, географическая "оторванность" мусульманской религии от территорий проживания финно-угорских народов, сильная внешняя разница по понятиям и правилам Ислама и природной религией коренных народов и отсутствие или недостаточность межрелигиозно-межкультурного диалога - все это пока создает преграды, хотя и преодолимые, для благожелательного отношения к Исламу.

Тем не менее, в каждом финно-угорском регионе проживают народы, чьей религией издревле был Ислам. Они ведут общественную деятельность, например, через свои национально-культурные объединения. Обычно национально-религиозная обстановка в таких регионах относительно спокойная, и там "этнические мусульмане" на своем личном примере показывают положительные стороны исламского стиля жизни и образа мышления.

Поэтому отношение к Исламу на более дружелюбное можно как раз начать менять через сотрудничество мусульманских и финно-угорских общественных объединений, через совместные мероприятия и проекты, через общественную активность исламской общины в регионах, через социальные, экономические, экологические, образовательные проекты, а не только посредством культурно-массовых мероприятий.

- Каково положение мусульман в Эстонии сегодня? Как коллеги-эстонцы реагируют на Ваш религиозный выбор?

Коллеги-эстонцы реагируют спокойно, с интересом, пониманием и уважением. Сам же я стараюсь лишний раз без весомого на то повода не афишировать свои религиозные предпочтения. Я не сторонник зарабатывания людского признания религиозной рекламой.

Что касается положения мусульман в Эстонии сегодня, то конфликтов на религиозной почве в стране вроде пока нет, ситуация в общем и целом достаточно спокойная. По моим наблюдениям простого жителя мусульмане Эстонии живут как-то сами по себе, деятельность в основном ведется через национально-культурные общины. В общественно-политической жизни государства исламское сообщество за редким исключением мало, если вообще, заметно.

Одна из причин этого - сравнительно низкий спрос населения и политического актива Эстонии на религиозный компонент при ведении своей деятельности. Согласно недавним исследованиям общественного мнения, проведенным Европейской комиссией, Эстония является одной из самых нерелигиозных стран в Европе. Всего 29% опрошенных придают важное значение религии. Это во-первых.

Во-вторых, на прошедших мартовских парламентских выборах в Эстонии в этом году "Партия христианских демократов Эстонии" не прошла в нынешний состав парламента, набрав всего около 9500 голосов, что, например, в 4 раза меньше числа поддержавших экологическую "Партию зеленых Эстонии".

Исламской партии в Эстонии по понятным причинам не существует. На уровне общественных организаций, согласно государственному регистру юридических лиц Эстонии, действует четыре структуры: "Исламская община Эстонии" (г. Таллинн, с 2004 года), "Центр исламской религии и культуры "Нур" (г. Маарду, с 2001 года), "Эстонский центр исламских исследований" (г. Тарту, с 2006 года), "Исламский полумесяц в Эстонии" (г. Таллинн, с 2000 года).

Если анализировать их активность по двум показателям – проектная деятельность и информационное обеспечение, например, в Интернете, то по первому критерию на данный момент у меня мало данных, хотя вполне можно предположить, что проектная деятельность ими все же ведется через национально-культурные объединения в рамках интеграционной программы Эстонии. Их цель - сохранение и развитие национальной культуры, существенной частью которой традиционно является Ислам.

По второму лишь у "Эстонского центра исламских исследований" есть интернет-портал на эстонском языке (http://www.islam.ee). Кроме него есть и другие странички на эстонском языке, которые ведут инициативные группы, например http://islam.forumsvibe.com, http://www.islam.pri.ee.

Есть странички в интернете, в т.ч. и на русском языке, и у национально-культурных общин, например, "Азербайджанского культурного центра в Эстонии", http://www.azeri.ee.

Отдельно анализ активности исламской общины в Эстонии мною не проводился, поэтому приведенная выше информация лишь результаты личных наблюдений простого жителя.

- Оглядываясь назад, что Вы можете сказать сегодня насчет того, как Ислам изменил Вашу жизнь за эти 7 лет? Помогает ли религия в Вашей работе? Как это сказывается на юридической практике?

Ислам, а точнее ежеминутное следование его ценностям и принципам, изменил мою жизнь в принципиально лучшую сторону, и ее развитие идет сравнительно эффективно и быстро. Жить и работать стало легче и счастливее в виду более глубокого понимания происходящего и следования исламскому правилу "не навреди", а также повышенной чувствительности близости и поддержки Всевышнего.

Хотя круг забот и задач расширился и кое-где усложнился, постоянно существует творческая подпитка, появилось больше осмысленности и целеустремленности, критичности, гибкости, мудрости, уверенности и смелости в том, что и как делаешь. В юридической практике справедливые "мирские" варианты преодоления конфликтов на основе исламских ценностей видны уже на ранних стадиях решения юридического происшествия, т.е. поиск справедливого решения стал более быстрым и эффективным.

- Как это - быть первым коми-мусульманином? Что Вы чувствуете, понимая, что Вы - первый последователь Ислама в своем народе, своего рода пример?

Вы знаете, вполне возможно, что, помимо меня, есть и другие коми-мусульмане. Пока еще не было проведено исследования на предмет того, кто первый им стал. Потому я бы не стал утверждать, что именно я стал первым коми-мусульманином.

Если говорить о том, что такое быть коми-мусульманином, с точки зрения национальной, личной и общей ответственности, то тут нужно, на мой взгляд, обратить внимание, прежде всего, на два момента.

Во-первых, относительно самой ответственности не следует брать на себя больше, чем сможешь вынести. Как говориться в Коране, "не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее". Другими словами, нужно уметь распределять объем ответственности по выполняемым действиям в соответствии с обстоятельствами, особенно когда живешь и действуешь в многонациональном и многокультурном обществе. Это позволяет весьма эффективно избежать лишних моральных и физических стрессов и снизить иную напряженность в любой социальной группе.

Отсюда следует постепенное изменение окружающей среды в сторону Ислама. В повседневной жизни я стараюсь постепенно и по-разному следовать мусульманским нормам поведения, подбирая тем самым наиболее гибкий вариант исламского стиля жизни, приемлемого для любого стороннего наблюдателя и тех, кто со мной рядом, кто находится в моей социальной группе общения (т.н. мягкая интеграция меньшинства в большинство, когда отсутствует агрессивность и отторжение относительно "неисламского", своего рода параллельное сосуществование разных стилей жизни и образов мышления).

Мягкая интеграция сложнее, но эффективнее в конечном итоге, потому как аккуратно и незаметно замещает другие, менее жизнеспособные стили поведения. Она требует во многом нестандартных и творческих моделей поведения, большей гибкости, мудрости, терпения и умения соединять казалось бы несоединяемое.

Во-вторых, ответственность за выживание и гармоничное развитие своего народа и других финно-угорских народов и территорий их проживания для сохранения естественного национального разнообразия. Для этого там, где это возможно и не противоречит исламским ценностям, нужно провести интеграцию национальных ценностей в исламский стиль жизни и образ мышления, "сплавление" мировой религии и национальной культуры на примере конкретного индивида с тем, чтобы показать и доказать возможность исповедывания Ислама любым народом. Там же, где все-таки противоречит, нужно подобрать исламскую модель поведения, наиболее близкую к национальной с учетом всех важных обстоятельств существования конкретного национального обычая.

Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов

Источник - Ислам.Ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1181051940
Новости Казахстана
- Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем благодарности
- Сенаторы рассмотрят законопроект по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи
- Премьер-Министр РК А. Мамин провел встречу с главой "Роскосмоса" Д. Рогозиным
- Круглый стол Ассамблеи народа Казахстана, посвященный 30-летию Независимости
- Об управлении реформами
- Fitch Ratings опубликовало обзор казахстанских банков за 4 кв. 2020 года
- Кадровые перестановки
- Оболочка и содержание
- Казахстанцы хотят на Мальдивы, а не в парки и цирки
- Казахский эксперт рассказал, почему зарубежные инвесторы выбирают Узбекистан
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх