"СК" > Если американцы приходят, то это уже НАВСЕГДА. Но в случае с Кыргызстаном причину надо искать в нас самих 14:55 06.06.2007
Недавнее совместное заседание нескольких комитетов парламента, на котором рассмотрели итоги расследования убийства Александра Иванова солдатом американских ВВС Закари Хатфильдом и ситуацию, сложившуюся в связи с размещением в аэропорту "Манас" авиабазы США, четко дало понять присутствовавшим на заседании журналистам только одно: ясности в вопросе о том, будет ли доведено до логического и справедливого конца уголовное дело об убийстве кыргызстанца, по-прежнему нет. Таким же плотным туманом покрыты перспективы дальнейшего пребывания на земле Манаса авиабазы. >Единственное, что обнадеживает: прозвучавшая официальная информация о том, что создана специальная государственная комиссия с участием компетентных и авторитетных людей, которой поручено досконально изучить, что приобретает и что теряет Кыргызстан в результате присутствия на своей территории 376-го авиаэкспедиционного крыла ВВС США (так сейчас именуется то, что прежде называли авиабазой имени Ганси). Вице-премьер Нур уулу Досбол, из чьих уст прозвучало это сообщение, заверил также, что комиссия вот-вот завершит работу, представит свое заключение кабинету министров, и правительство в ближайшее время рассмотрит его на своем заседании.
В заседании участвовали пять комитетов по: обороне и безопасности; международной политике; правопорядку и борьбе с коррупцией; чрезвычайным ситуациям, лесному хозяйству и экологии; конституционному законодательству, госустройству и законности. Первые четыре - потому, что именно им в декабре прошлого года вскоре после убийства Александра Иванова парламент давал четкие поручения. А председатель последнего комитета Исхак Масалиев, видимо, совершенно справедливо рассудил, что не может оставаться в стороне, когда речь идет о скандальном - увы, это уже давно ясно - межгосударственном соглашении, благодаря которому авиаэкспедиционное крыло ВВС США седьмой год находится в Кыргызстане. Председательствовавший на заседании Рашид Тагаев, руководитель Комитета по обороне и безопасности, все время призывал коллег не смешивать два вопроса - расследование дела об убийстве и перспективы дальнейшего пребывания здесь американцев. Поступим так и мы.
Заместитель генпрокурора Александр Нефоросных проинформировал: Главное следственное управление страны завершило расследование и доказало факт убийства Закари Хатфильдом 42-летнего бишкекчанина Александра Иванова. Но дело приостановлено из-за невозможности предъявить обвинение солдату США, поскольку он вывезен в свою страну. Американская сторона отказывается выдать его, так как по соглашению между правительствами Кыргызстана и США, заключенному путем обмена нотами 4 декабря 2001 года и через десять дней после этого ратифицированному Жогорку Кенешем, американские военнослужащие своим статусом приравнены к административному и техническому персоналу посольства США. Последнее означает: они не могут быть выданы или иным образом переданы для содержания под стражей любому международному суду или государству без положительного выраженного на то согласия правительства Штатов.
Исхак Масалиев считает: в том, что уголовное дело фактически зашло в тупик, и справедливый финал - под огромным вопросом, виноваты правоохранительные органы Кыргызстана. Им следовало задержать Закари Хатфильда на месте преступления, и никакие обстоятельства - охраняемая зона, вооруженные до зубов иностранные военные и т.п. - не должны были их останавливать. А если бы возник политический скандал, заявляет парламентарий, его последствия разгребали бы те, кому положено: дипломаты, депутаты и т.д., а теперь не нужно обманывать себя: "Мы не сможем заставить США осудить своего военнослужащего. Здесь для них - боевой сектор, поставлена боевая задача, и государство будет защищать своего солдата, который выполняет эту задачу". Единственный справедливый и разумный выход из этой ситуации, по мнению Масалиева, заключается в том, чтобы денонсировать соглашение от 4 декабря 2001 года. Однако статс-секретарь МИДа Таалайбек Кадыров стоит на противоположной позиции: связывать убийство А. Иванова с денонсацией международного договора "не совсем правильно", единственный правовой путь заключается в том, чтобы дождаться завершения расследования убийства американской стороной. Но нужно, говорит статс-секретарь, не сидеть сложа руки, а жестко выставлять свои требования, невзирая на статус неприкосновенности, и добиваться справедливого возмездия. При этом он утешает: лично ему кажется, что у американцев нет стопроцентной уверенности в невиновности З. Хатфильда. К слову сказать, у заместителя генпрокурора А. Нефоросных сложилось обратное впечатление (то же, что и у Масалиева): "Американцы считают, что солдат не совершал преступления, он действовал в рамках закона".
В итоге совместное заседание, выразив крайнее недовольство действиями и МВД, и МИДа, поручило им добиться справедливого и логического конца дела об убийстве. Таким образом, денонсацию соглашения с американцами связывать с этим делом не стали.
Так Что же дальше: быть или не быть базе американских ВВС на территории Кыргызстана? Если исходить из всей официальной информации, прозвучавшей начиная с 2001 года, т.е. с момента действия соглашения с правительством США, и по сей день, то разорвать его очень просто. Для этого нашей стороне достаточно за 180 дней направить по дипломатическим каналам американцам официальное письменное заявление о прекращении пребывания здесь их военного контингента. Есть такой пункт в договоре. Однако этого не происходит несмотря на то, что вопрос периодически муссируется. Логика подсказывает, что разгадка кроется в другом вопросе: кому выгодно, чтобы 376-е авиаэкспедиционное крыло продолжало дислоцироваться в Кыргызстане? Если разложить по полочкам прозвучавшие на парламентском заседании сведения, то выходит, что присутствие этой базы обеспечивает приток финансов по трем адресам: бюджет Кыргызстана (налоги с поставщиков товаров и услуг для авиабазы); счет ОАО "Международный аэропорт "Манас" (плата за аренду и использование его инфраструктуры); счет продавца авиатоплива (некая английская компания, которая во второй раз выигрывает тендер на поставку горючего); бюджеты Новопавловского и Алаарчинского айыл окмоту (арендная плата за землю, предоставленную американцам). В материалах фигурируют также земли Минобороны, Фрунзенского мехлесхоза и пяти крестьянских хозяйств, тоже переданных в пользование авиакрылу. В декабрьском постановлении Жогорку Кенеш поручил правительству предоставить ему полную информацию о том, как США будут расплачиваться с Кыргызстаном за дальнейшее использование территории аэропорта "Манас" (в результате состоявшихся в июле прошлого года переговоров), а также о размерах денежных средств за аренду земли и служебных помещений. Однако, судя по вопросам, которые задавали на заседании депутаты, парламент по-прежнему не располагает этими сведениями.
Из выступлений статс-секретаря МИДа Таалайбека Кыдырова и первого замминистра обороны Кубанычбека Орузбаева следует, что присутствие здесь американских военных оправдано и целесообразно. При этом Кыргызстан должен руководствоваться не только высокой целью сохранения мира на всей земле, но и соображениями собственной безопасности. Статс-секретарь обращает внимание на резолюцию ООН от 23 марта этого года: в ней выражают обеспокоенность ситуацией в Афганистане и призывают государства мира поддержать усилия по ее стабилизации. Первый замминистра обороны называет цифры, которые говорят о востребованности и активной деятельности базы ВВС США в Кыргызстане: дозаправка военных судов в воздухе по сравнению с 2002 годом значительно возросла, существенно увеличился объем перевозимых грузов, в том числе неамериканских, военнослужащих доставили в Афганистан только в этом году более 60 тысяч... Все это, по его мнению, опровергает заявления политиков о том, что в этой стране сейчас уже спокойно, "основные цели и задачи нахождения военного и гражданского персонала минобороны США" в Кыргызстане выполнены, и значит, нет нужды предоставлять им свою территорию. Совершенно очевидно, говорит К. Орузбаев, что талибы в результате действий сил Антитеррористической коалиции уже не стоят у границ центральноазиатских государств, но нельзя недооценивать сообщения о том, что в последнее время движение талибов на юге Афганистана активизировалось, участились случаи диверсий в стране, растет наркоэкспансия с ее территории...
Возможно, чиновники обоих ведомств и правы, подчеркивая чрезвычайную важность Кыргызстана как плацдарма для действий коалиции, но возникает вопрос: почему в таком случае министерства, которые они представляют, в свое время не обеспечили достижение такого соглашения с американцами, в котором были бы учтены - включая нюансы - интересы Отечества? Очень любопытная информация всплывает наружу (мы предоставляем ее читателю, чтобы поразмышлял на досуге): оказывается, американская сторона освобождена, например, от уплаты сборов за природопользование, кыргызстанских инспекторов не допускают к тому, чтобы они проверили, как, каким образом деятельность базы отражается на отечественных очистных сооружениях, которыми они пользуются. Об этом сообщил на заседании представитель природоохранного ведомства.
Вообще кыргызская сторона выглядит поразительно жалкой и беспомощной во всей этой истории с размещением иностранной военной базы. Практически с первого дня ее пребывания поднимается вопрос о выбросах топлива и непоправимом ущербе, который они наносят природе. Но, как выясняется (со слов статс-секретаря МИДа), американцы готовы возместить нам ущерб, однако ставят условие: предоставьте "инструментальные" доказательства вреда. "Инструментальные" - значит, подтвержденные соответствующими замерами, приборами и т.п. Наши экологи этого до сих пор не сделали и сейчас хотят ставить вопрос о "плате за каждый выброс".
Прежде чем готовить к публикации заметки с заседания, подумала: а вообще стоит ли пересказывать то, о чем говорилось на нем? Не проще ли и не лучше ли еще раз опубликовать то самое декабрьское постановление парламента, которое уже дважды упомянуто здесь? Ведь абсолютное большинство его пунктов не выполнено, хотя правительству давались конкретные и детальные поручения. В частности: пересмотреть условия соглашения с США, касающиеся статуса военного и гражданского персонала минобороны этой страны, а также порядка их пребывания на территории Кыргызстана, а затем внести новый текст в Жогорку Кенеш для ратификации. Соглашение, как известно, было ратифицировано сроком всего на один год, в связи с этим правительство обязали представить в распоряжение ЖК все материалы, на основании которых в течение семи лет продлевались сроки пребывания американских военных. Учитывая существенный вред, наносимый природе и населению страны деятельностью авиабазы, поручили рассмотреть вопрос о возмещении этого ущерба, обеспечить выплату материальной и моральной компенсации семье погибшего Александра Иванова... На все-про-все отпускались две недели.
Если исходить из сообщения первого замминистра обороны К. Орузбаева, правительство пусть с запозданием на полгода, но проделало объемный труд, и теперь в его распоряжении есть итоги работы специальной комиссии (в размере диссертации, как сказал Орузбаев) глубокий анализ предыстории, истории и вероятных последствий пребывания в стране 376-го авиаэкспедиционного корпуса США. Остается надеяться, что "диссертация" не останется лежать под сукном, а проделает путь, по крайней мере, до зала заседаний парламента.
Кифаят Аскерова,
06/06/2007,
|