С.Владимиров: Кто остался на трубе? Двойные стандарты Ашхабада 16:24 06.06.2007
>Не успели просохнуть чернила под совместной декларацией, подписанной недавно в Ашхабаде лидерами трех государств – России, Казахстана и Туркмении о намерении построить Прикаспийский газопровод, как в дело решили вмешаться американцы. На днях в столице Туркмении побывал бывший посол США в этой стране, а ныне представитель государственного департамента США Стивен Манн.
После встречи с президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым он заявил, что идея по сооружению Транскаспийского газопровода остается в силе: "У Туркмении имеется достаточно газа для Прикаспийского и Транскапийского газопроводов".
Что же происходит и неужели опять речь идет о политике так называемых "двойных стандартов"? Начнем с того, что еще недавно для всех казалось очевидным: подписанная декларация во время визита Владимира Путина в Туркмению предусматривает то, что туркменские углеводороды не пойдут на мировой рынок в обход России. Более того, существовала надежда и на то, что Россия, Казахстан и Туркмения являются все же партнерами, а не конкурентами. Но в то же время бросалась в глаза одна деталь: в то время, когда Путин договаривался с Назарбаевым и Бердымухаммедовым, министр энергетики Казахстана находился на другом энергетическом форуме в Кракове. Выясняется, что он параллельно договаривался с Украиной и Польшей о том, чтобы начать строительство Транскаспийского нефтепровода, который будет доставлять нефть и, возможно, газ в Европу в обход российской территории. Поэтому после визита в Ашхабад Стивена Манна и его заявления трудно сказать, какой план будет все же задействован. Правда, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов заявил, что соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода может быть подписано уже в сентябре нынешнего года. Но в то же время и официальный представитель Турции заявляет, что вместе с Баку Анкара предполагает в ближайшее время начать транспортировку туркменского и казахского газа на западный рынок. То есть речь идет о реализации Западом проекта по созданию так называемого Восточно–Западного сырьевого коридора.
Возникает вопрос: а возможна ли реализация обоих планов? По оценке экспертов, это маловероятно, ведь для осуществления Транскаспийского проекта необходимы не только огромные инвестиции, но и соответствующие решения, урегулирование проблемы юридического статуса Каспия. Для специалистов очевидно пока то, что так называемый российский план сохраняет преимущество на реализацию, но не на монополию по выводу туркменского газа в Европу. Вот почему, на наш взгляд, правыми оказались те аналитики, которые призывали не ставить последнюю "точку" в Туркмении после визита туда Владимира Путина. Ведь после переговоров Бердымухаммедова со Стивеном Манном становятся более ясными основные контуры нынешней энергетической геополитики Ашхабада: не складывать яйца в одну корзину и не отвергать услуги, предлагаемые западными странами. Вот почему осуществление проекта строительства Транскаспийского газопровода в обход территории России становится такой же реальностью, как и Прикаспийский проект. Правда, успокаивает только то, что российский проект будет все-таки осуществлен первым.
Сергей ВЛАДИМИРОВ. №20 6 - 13 июня
|