А.Солтоева: На кой ляд Киргизии иностранные деньги? 16:46 06.06.2007
На кой ляд нам иностранные деньги?
>В Кыргызстане привлечение прямых инвестиций с каждым годом идет на убыль Жаркие дебаты в парламенте по поводу приватизации энергосектора наталкивают на мысль: а нужны ли вообще республике инвестиции? И почему набивший оскомину вопрос создания благоприятного инвестклимата зачастую оборачивается пустой говорильней? Ведь привлечение прямых инвестиций не только не растет, но с каждым годом идет на убыль.
Экономика нашей страны располагает малым объемом - ВВП в пределах 2,5 миллиарда долларов. С одной стороны, это благо - субъекты рынка имеют возможности для маневра и быстрой капитализации доходов. Вместе с тем малый рынок создает большие проблемы.
Прежде всего внутренние инвестиции в экономику не могут превышать 300 миллионов долларов. Этих средств может хватить только на поддержание наличных ресурсов. Для полноценного развития, для рывка вперед нужны частные инвестиции, причем в значительных объемах. В первую очередь средства необходимы для развития приоритетных отраслей экономики, которые отражены в Стратегии развития до 2010 года.
Рост экономики на 8 процентов может быть обеспечен только за счет привлечения инвестиций на уровне 300–400 миллионов долларов в год.
Такая задача была поставлена президентом страны перед правительством. И, что примечательно, глава государства выступил за экономический рост, основанный вовсе не на благоприятной конъюнктуре цен на сырье, золото например. Именно рост отечественной экономики должен способствовать развитию страны. А сделать это без крупных инвестиционных проектов не представляется возможным. Прежде всего в энергетике, секторе коммуникаций, в сельском хозяйстве и горнорудной промышленности.
Энергетика умирает в одиночку
Понятно, долгосрочное устойчивое развитие экономики невозможно без достижения энергетической независимости страны. Более 12 миллиардов сомов в год страна тратит на приобретение за рубежом энергоресурсов, в частности ГСМ из Казахстана и России. Мировые цены на горючку с каждым годом только растут. Из–за высоких цен на энергоносители увеличиваются издержки производства, снижается конкурентоспособность оте-чественной продукции. Значительно повышаются бюджетные затраты на содержание объектов социальной сферы.
Не обеспечивается не только развитие, но даже поддержание на требуемом техническом уровне сетевого энергетического хозяйства. Уровень физического износа сетей - 80 процентов, а в ряде населенных пунктов срок эксплуатации их давно истек. Это грозит масштабным техногенным кризисом.
Время показало - из государства собственник никакой, доказательство тому растущие дебиторские и кредиторские задолженности, низкие налоговые поступления в бюджет, крайне неэффективный менеджмент отрасли. Коррупция, всеобъемлющая коррупция, о которой не говорит только ленивый. И сколько бы ни писалось бумаг и ни ломалось копий, удручающее положение не меняется. Усугубляя и без того непростую ситуацию в отрасли. По сути, отрасль на грани банкротства.
Тем временем ситуация в энергетическом комплексе соседних стран меняется с калейдоскопической скоростью. Россия, КНР, Туркмения, Казахстан создают энергетические союзы, объединяют газовые и нефтяные трубопроводы, проводят курс на интеграцию энергетических сетей и мощностей. Каждый понимает, что для ускоренного развития экономики нужны надежные источники энергии. Они необходимы вдвойне таким странам, как Китай, где темпы роста экономики зашкаливают. Нефть и газ Китаю готовы поставлять россияне и казахи, не прочь проторить газовую трубу к китайским друзьям и туркмены. Но китайцам, кроме всего прочего, необходима и дешевая, и экологически безопасная электроэнергия. Особенно в ней нуждается сопредельный с Кыргызстаном Синь-цзян, где ускоренными темпами вводятся в строй новые заводы и фабрики, а разбогатевшее население жаждет хлеба и зрелищ. Сюда Кыргызстан экспортирует всего полмиллиона киловатт–часов электроэнергии в год, хотя потребности гораздо выше.
Большой спрос на дешевую электроэнергию испытывают и не столь далекие от нас Пакистан и Афганистан. И тут, казалось бы, самое время Кыргызстану подстроиться под конъюнктуру рынка, тем более нам есть что предлагать, у нас большие экспортные возможности для поставок электроэнергии. Сегодня страна потребляет только мизер вырабатываемой электроэнергии, большая часть которой к тому же бездарно разворовывается. Страна зарабатывает деньги на продаже электричества, это факт бесспорный, но верно и то, что она не в полной мере использует имеющиеся резервы.
О том, что необходимо привлекать прямые инвестиции в отрасль, прежде всего для завершения строительства Камбар–Атинских ГЭС, разговоры ведутся не первый год. Инвестиционные проекты с участием России и Казахстана замышлялись еще при прежнем режиме. В августе 2004 года вопрос обсуждался на энергетическом саммите с участием главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Но дело дальше разговоров не пошло. Не смогли наши энергобоссы убедить российских коллег в необходимости привлечения средств в незавершенные объекты. Говорят, Чубайс диву давался нашим техническим и коммерческим потерям, удивила его и крайне низкая собираемость живых денег за потребленную энергию.
Сегодня на повестке дня вновь стоит вопрос о привлечении инвестиций в Камбар–Ату. И вроде лед тронулся, в апреле этого года Казахстан и Россия снова выразили готовность принять участие в сооружении Камбар–Атинских ГЭС. Речь даже шла о создании СП.
Казахстан, особенно его южная часть, станет основным потребителем камбар–атинской энергии, более того, строительство ГЭС станет прекрасным вложением денег для казахских компаний, которые распухают от долларов, полученных на разработке газовых и нефтяных месторождений.
У России свой интерес - геополитический, ей необходимо обозначить присутствие в Центральноазиатском регионе и обеспечивать посредством транзита через Казахстан свой Сибирский регион дешевой электроэнергией. Намерены партнеры зарабатывать деньги и на китайском направлении, и не только.
Перспективы прекрасные, главное, успеть бы запрыгнуть на подножку уходящего поезда. Между тем в затылок дышит Таджикистан, ударными темпами строящий у себя каскады гидростанций. Понятно, что конкуренция на рынке электричества ожидается нешуточная. Надо поспеть к раздаче призов.
Привлечение инвестиций на развитие энергосетей и генерирующих мощностей - еще одно направление для вложения заморского капитала. Правда, из–за сопротивления Жогорку Кенеша дело движется со скрипом. Хотя правительство не раз высказывалось за проведение прозрачного тендера для определения эффективного инвестора.
Почем цемент для народа?
Следующий вопрос - о добыче полезных ископаемых. История кыргызстанского золота полна скандалов, последствия которых аукаются и сегодня. Камнем преткновения явилась порочная практика выдачи лицензий на разработку без проведения честных тендеров. Несоблюдение национальных интересов при реализации кумторского проекта, чехарда при выдаче лицензии на Джеруйское месторождение привели страну к тяжелым последствиям, по сути, дискредитировался сам принцип привлечения прямых инвестиций. Стране и потенциальным инвесторам был нанесен серьезный моральный урон.
У населения сложилось мнение, что инвестиции не благо для страны, мол, выгоду от разработки месторождений получает только кучка чиновников, а последствия приходится расхлебывать народу. Хотя опыт многих государств мира, в том числе латиноамериканских, свидетельствует об обратном. Многие из них неплохо живут за счет ренты, успешно развиваются и сопутствующие вспомогательные отрасли экономики. Понятно, что инвестиции инвестициям рознь, Кыргызстану нужны те, что дают толчок для нашего развития, а не способствуют получению быстрой выгоды иностранцам и оттоку капитала за рубеж.
Большие резервы у рынка стройматериалов. Давно задуманный проект строительства Кызыл–Кийского цементного завода снова на повестке дня в связи с Камбар–Атой. Для сооружения двух ГЭС потребуется цемент, много цемента, вопрос только: где его взять, завозная продукция намного удорожает строительство. Поэтому сегодня опять идут разговоры о новом цементном заводе на юге. Надо только определиться - кто выступит гарантом получения кредитов под строительство цемзавода?
Понятно, что проекты освоения кладовых должны носить комплексный характер, порождать, как говорится в экономике, мультипликационные эффекты для регионов, в целом для всей страны. Это означает, что в проектах освоения недр максимально должны быть задействованы местные ресурсы и производственные мощности, если их можно найти в стране. Опыт Кумтора свидетельствует: экспорт оборудования удорожил кумторский проект на 167 миллионов долларов.
Восстановление завода "Кристалл" тоже потребует больших вложений, оборудование предприятия безнадежно устарело. Сегодня мировые монополисты выпускают поли– и монокремний нового поколения, наш завод без реконструкции своих мощностей с такой задачей вряд ли справится. И опять встает вопрос привлечения на завод инвесторов, они пойдут только на очищенное от долгов и судебных тяжб предприятия. События последних месяцев свидетельствуют - борьба за обладание высокотехнологичным производством идет нешуточная, решения правительства встречаются в штыки. Оно и понятно, микроэлектроника - весьма перспективная отрасль экономики. 1 доллар вложения в отрасль дает в конечном итоге 100 долларов.
1 килограмм изделий микроэлектроники по стоимости равен 110 тоннам нефти. Одно рабочее место в электронике дает четыре в других отраслях.
Между тем, именно с точки зрения интересов страны, не может новое правительство отменять решение прежнего, которое передало завод "Кристалл" в частные руки. Из–за этого инвестиций не прибавится, их национализация лишь отпугнет. Государство может и должно защищать свои интересы по–другому - через гибкую систему пошлин, налогов, акцизов и так далее.
...А кроме золота, цемента и кремния, в Кыргызстане многообещающе, к примеру, и создание сети специализированных хозяйств по выращиванию экологически безупречных овощей и фруктов, лекарственных растений, кормовых трав. Условия для этого у нас лучше не придумаешь. Для реализации планов нужны не единоличные фермерские хозяйства хуторного типа, а крупные специализированные. Наша страна с ее природными особенностями могла бы стать и огромной лабораторией селекции высокопродуктивного племенного скота.
Словом, перспективы для привлечения инвестиций у страны есть, не без этого. Законы в стране - самые прогрессивные в регионе. Но для того, чтобы сказка стала былью, надо элементарно прекратить бузить, распугивая и без того пуганых инвесторов. А чиновникам нашим не мешало бы умерить аппетиты и подумать не только о себе, родимых, но и о будущности Кыргызстана.
Анара Солтоева,
04/06/2007,
|