Э.Карыбеков: Строить Камбаратинские ГЭС Киргизии надо. Вопрос - как, когда и кому? 01:03 07.06.2007
Дорожная карта для отечественной ЭНЕРГЕТИКИ Сегодня, когда парламент страны довольно резко критикует итоги трех этапов разгосударствления и приватизации "Кыргызэнерго", когда правительство для привлечения инвестиций предлагает вывести из-под действия Закона "Об особом статусе каскада Токтогульских ГЭС" Камбаратинские гидростанции-1,2 и достроить их, ввести в эксплуатацию, мнения в обществе по этим вопросам разделились. Одни категорически против таких мер, другие так же категорически - за. Чтобы не поддаться искушению заранее занять какую-либо сторону в дискуссии, мы попросили ответить на вопросы наших читателей независимого эксперта, одного из руководителей Международного общественного фонда "Институт по исследованию проблем водопользования и водноэнергетических ресурсов Центральной Азии" Эрнеста КАРЫБЕКОВА.
- Эрнест Назарбекович, читателей "СК" очень интересует главный на сегодня вопрос: надо ли приватизировать Камбаратинские ГЭС, создавая новые СП или АО с тем, чтобы построить их?
- Строить надо, и это не вопрос для дискуссии. Проблема в другом - как строить, когда и кому. Это действительно существенные, жизненно важные и определяющие наше энергетическое будущее вопросы.
- В минувшую пятницу на парламентских слушаниях как раз эти вопросы и были первостепенными. Депутаты настаивают, чтобы правительство совместно с энергетиками и Госкомимущества подготовили четкие условия, на которых к нам придут инвесторы на новые ГЭС...
- Думаю, не моя задача оценивать действия парламента или правительства. Хотя признал правоту высказывания премьер-министра Алмазбека Атамбаева: "Мы с себя ответственности не снимаем. Мы хотим,чтобы все решения в этот раз были приняты гласно, прозрачно, с учетом мнения общества, парламента и правительства". Отмечу лишь требования законодательства Кыргызстана в этом вопросе. И депутаты, и члены правительства, и энергетики прекрасно знают, что есть Закон "Об электроэнергетике" и Закон "Об инвестициях в КР". Так вот, механизм приватизации, прихода инвесторов на новые энергообъекты в них четко прописан. Правительство может заключить инвестиционное соглашение с потенциальным инвестором и представить этот документ на утверждение в парламент или объявить о проведении международного тендера. Можете открыть Закон "Об электроэнергетике" ст.9 "Новые производственные мощности" и ст.19-20 - о проведении тендера, там все это ясно сказано.
- Но вопрос в том, как подчеркивали на слушаниях представители правительства, что Закон "Об особом статусе..." запрещает любые виды отчуждения, в том числе косвенные, в отношении всех станций каскада Токтогульских ГЭС, и ни с одним инвестором сейчас даже переговоры начать невозможно!
- Я же вам сказал, вопрос о выводе Камбаратинских ГЭС из-под действия этого закона давно назрел, его надо решать, и это не тема для дискуссии.
- Но многие депутаты не верят, что к нам придут именно настоящие инвесторы, не посредники, не мошенники (так и было сказано), а эффективные долговременные инвесторы. Как тут быть?
- >Чтобы понять, какие инвесторы к нам собираются прийти, правительству надо просто четко заявить о своих условиях - обозначить их в тендерных документах или в инвестиционном соглашении, и все. Не надо мудрить и изобретать велосипед. Если нам нужны долговременные вложения и инвесторы, которые начнут возвращать свои деньги после ввода в действие Камбаратинских ГЭС, то мы это и должны обозначить в наших условиях. А дальше - дело инвесторов: останутся, значит, настоящие, уйдут - тоже все понятно. Я убежден, что инвестиции должны быть инвестициями, и здесь депутаты правы, мы не можем сразу же начать рассчитываться за полученные средства, используя активы других неприкосновенных объектов, входящих в ОАО "Электрические станции" и подпадающих под Закон "Об особом статусе...", - это мы и должны соответствующим образом донести до потенциальных инвесторов, потому что мы не можем нарушать собственное законодательство.
- Эрнест Назарбекович, вас не смущают некоторые цифры, например, что строить Камбаратинские ГЭС надо восемь, а то и более лет, что окупаемость их займет еще не один десяток лет, для инвестора это довольно жесткие условия?
- Это не вопрос тактики, это вопрос стратегии. Строить надо, но строить на наших условиях, то есть таких, которые выгодны прежде всего Кыргызстану.
- Хорошо, построю вопрос по-другому. Камбарата-1 - это 1 900 мегаватт (сравните: Тогтогульская ГЭС - 1 200 мВт), это объем водохранилища 4,7 миллиарда кубических метров (Токтогульское - 19 миллиардов куб.м.), мертвый горизонт, когда работать нельзя и наступает технологическая катастрофа, - 3,8 млрд. куб.м.(на Токтогулке - 5,4 млрд.куб.м.). Камбарата-2 - это всего 360 мегаватт и объем водохранилища 700 миллионов куб. метров. Эти станции находятся выше Тогтогульской ГЭС, объема их воды хватит в лучшем случае на три месяца пиковых зимних нагрузок, а дальше?
- Еще раз вам говорю. Энергетики, правительство должны представить четкие технические характеристики станций, финансовые затраты, время строительства - пусть это будет ТЭО или даже пред ТЭО, но такая информация должна иметь не только конкретные цифры, но и сведение о тех, кто несет ответственность за представленные цифры и расчеты, вы же не собираетесь подменять правительство или профессиональных энергетиков?
- Я всего лишь назвал цифры, которые озвучивали и депутаты, и энергетики на парламентских слушаниях. Но никто не задался вопросом, как долго в сезон смогут работать Камбаратинские ГЭС и надо ли тратить на них сегодня в пожарном порядке почти 2,5 миллиарда долларов?! У нас, что, в Кыргызстане больше нет никаких других проектов в сфере энергетики?
- Проектов хватает, и даже с избытком. Думаю, пришло время создать дорожную карту для правительства, парламента и энергетиков. Этот документ должен ясно определить, куда, как быстро и зачем мы движемся, зафиксировать наши приоритеты в отечественной энергетике. То есть не надо распыляться, не надо браться за множество сложных и финансово тяжелых проектов. Если за 15 лет инвесторы не пришли на Камбаратинские ГЭС, то это уже о многом говорит. Хотя в любом случае эти ГЭС строить надо. Дорожная карта сегодня в энергетике - это четкая последовательность наших действий и их целесообразность. У нас есть прекрасные условия для строительства малых ГЭС. Если Кыргызстан построит 1 000 малых гидростанций хотя бы по 1 мегаватту, это уже 1 000 мегаватт (Камбарата-2 - только 360 мегаватт). 1000 мегаватт - это энергобезопасность страны, это возможности для обеспечения курортных объектов, туристических кемпингов, местного населения дешевой электроэнергией. Проблема в том, что в малых реках нормальная рабочая водность только летом. А дефицит электроэнергии существует именно зимой. Причем это не проблема только севера Кыргызстана, но и юга Казахстана, и тот, кто построит здесь базовую мощность - пусть хоть атомную, хоть тепловую станцию, тот сможет влиять не только на все перетоки энергии, но и на все попуски воды из наших водохранилищ.
- Как велик дефицит электроэнергии на севере республики?
- В зимнее время это не менее 250-300 мегаватт. Много это или мало? Это почти восемь таких энергетически мощных предприятий-потребителей, как Кантский цементно-шиферный комбинат. Но сегодня из-за дефицита мы не можем строить новые промышленные предприятия на севере, в том числе в Чуйской, Иссыккульской и Нарынской областях.
- Но, по-моему, было постановление правительства о строительстве Каракечинской электростанции?
- Да, такое постановление было - о проекте строительства Каракечинской тепловой конденсационной электрической станции (КЭС). В документе эта базовая системообразующая мощность признана государственно значимым объектом.
- Но почему мы, граждане Кыргызстана, зарубежные инвесторы знаем только о Камбаратинских ГЭС?
- Здесь важная роль принадлежит главе государства. Как только политический лидер страны обозначит в энергетике государственные приоритеты, сразу же ситуация резко изменится в лучшую сторону. Вы вспомните, когда в прошлом году два лидера - Курманбек Бакиев и Владимир Путин - в Москве договорились о строительстве Камбаратинских ГЭС, так сразу инвесторы буквально выстроились в очередь! Какие еще нужны доказательства?
Так же и с Каракечинской КЭС. Ведь эта станция будет работать на наших отечественных углях, запасы которых ориентировочно составляют 4 миллиарда тонн! Первый блок станции может быть запущен уже через два года, а еще через два она начнет работать на полную мощность - 1 200 мегаватт. При этом вложения составят ( с учетом строительства высоковольтной линии электропередачи - около 360 км до общего энергокольца в 500 кВ) не более 1,2-1,3 миллиарда долларов. Станция достаточно быстро окупится, позволит увеличить экспорт электроэнергии в Казахстан, Узбекистан, Россию, Китай, Таджикистан в 5-6 раз! Мы забудем о дефиците электроэнергии на севере республики, мы сможем действительно бережно осуществлять попуски воды из Токтогульского водохранилища, потому что летом Каракечинская КЭС обеспечит энергией нужды республики, и не надо будет тратить воду на внутренние потребности (до 5 млрд.кВт.ч. - летом и до 10 млрд. кВт.ч. - зимой), а это - возможность накопить воду и затем делать только плановые попуски воды для соседей в период вегетации сельскохозяйственных растений. При вводе Каракечинской КЭС мы от экспорта электроэнергии сможем получать (по минимуму!) более 200 миллионов долларов в год, это при нынешней отпускной оптовой цене 1,5-2 цента за 1 кВт.ч. А ведь стоимость электроэнергии со временем будет только расти.
- Вы говорите, что на этот объект нет инвесторов. Но, по-моему, китайские крупнейшие государственные компании хоть завтра готовы начать строительство Каракечинской КЭС...
- Наверное, вы лучше информированы. Некоторые журналисты очень легко выносят решения, определяют стратегию, лучше всех знают, что делать.
- Ну уж лучше так, чем ничего не делать! Ведь энергетический кризис, если не принять мер, неизбежен?
- Здесь я с вами соглашусь. Потребление все время растет, а новых энергомощностей нет, их надо строить - именно базовые мощности, и именно на севере. Да, Каракечинская КЭС обеспечила бы энергетическую безопасность нашей страны, мы стали бы сильными игроками в этой сфере в Центральной Азии, могли бы как нам выгодно регулировать попуски воды из Токтогульского водохранилища. И потом заметно снизились бы технические потери, поскольку сети не работали бы, как сейчас, на запредельных нагрузках. Снижение технических потерь автоматически приводит к снижению и коммерческих потерь - это объективный закон, потому что качество электроэнергии определяет и количество ее потребления, люди просто станут меньше потреблять, но более эффективно. Главное же - это то, что с вводом Каракечинской КЭС вся наша энергосистема сможет работать без перегрузок, а ТЭЦ Бишкека будет вырабатывать только тепловую энергию, генерируя электроэнергию только на собственные нужды. Поэтому я еще раз говорю: у нас немало самых привлекательных и быстроокупаемых проектов, которые мы можем предложить инвесторам. Вот только делать это надо не в пожарном порядке, а в соответствии с четким планом - дорожной картой, которая будет рассмотрена и утверждена правительством и парламентом. А главное - будет поддержана на самом высоком уровне политическим лидером страны. Инвесторы придут, они тоже умеют считать свои выгоды.
Виктор ВИНОГРАДОВ.
|