О.Нилов: Казахстанский Парламент самораспустится или его распустит президент? 07:44 07.06.2007
Эпатажного депутата мажилиса парламента Ерасыла Абылкасымова, обещавшего инициировать роспуск нынешнего парламента и таким образом пожелавшего стать "гробовщиком суперкарманного парламента", опередил его коллега нуротановец Нурбах Рустемов. От имени 45 депутатов мажилиса сегодня на пленарном заседании нижней палаты он зачитал текст обращения в Конституционный Совет РК.
Суть документа сводится к тому, что изменения и дополнения в действующую Конституцию страны внесены парламентом и утверждены главой государства. Однако новшества, касающиеся парламента и статуса его депутатов, начнут действовать лишь в конце 2009 года, то есть, когда закончится срок полномочий депутатов третьего созыва.
>Насколько будет легитимна деятельность парламента в условиях, когда депутаты практически единогласно проголосовали за изменения в Конституцию и оценили их как историческую необходимость? Не станет ли деятельность действующего парламента своеобразным мораторием на конституционные изменения?
"Учитывая изложенное, с целью модернизации политических реформ страны, представляется возможным определить, есть ли возможность досрочного прекращения полномочий парламента третьего созыва", говорится в обращении мажилисменов.
Кроме того, депутаты нижней палаты попросили Конституционный Совет дать официальное толкование Конституции РК, определяющей полномочия парламента и его палат, численность депутатов и порядок формирования палат с учетом внесенных в Основной закон страны изменений и дополнений.
Мажилисмены просят Конституционный Совет предоставить ответы на вопросы: дает ли Конституция возможность действующему составу мажилиса приобрести и реализовать новые конституционные полномочия; вправе ли мажилис парламента третьего созыва "самостоятельно объявить о самороспуске"? Если нет, то "вправе ли глава государства использовать свои конституционные полномочия по роспуску мажилиса парламента"? Будет ли роспуск мажилиса третьего созыва "основанием для введения в действие норм Конституции Республики Казахстан, устанавливающих и предусматривающих возможность установления нового порядка наделения полномочиями депутатов парламента"?
Сам Нурбах Рустемов так прокомментировал свою инициативу: "Не являемся ли мы тормозом того, чтобы обновленная Конституция работала в полной мере? Конечно, когда мы работали над обращением, у нас возникали споры. Поэтому давайте не будем опережать события, а дождемся, что нам ответит Конституционный Совет в срок, кажется, до тридцати дней. Не надо будоражить никого и ничего. Если говорить о слухах, то у каждого есть свое мнение. Почему я должен каждое свое движение согласовывать с кем-то? У меня есть свой позыв. В данной ситуации, когда все об этом только и говорят, хочу сказать: есть обновленная Конституция, которая определила новые правила в обществе, и мы сейчас принимаем новые законы о президенте, о парламенте, о правительстве, о выборах. Наверное, правильно будет нам самим определиться и взять ответственность на себя, чтобы сказать: давайте, ребята, будем двигаться вот так или так. Нам нужно набраться мужества, чтобы определить, являемся ли мы, нынешний созыв, тормозом для других демократических процессов, которые должны происходить в обществе. Если так, то зачем нам сидеть и два года ждать.
Не сомневаюсь, кто-то скажет, что инициатива о самороспуске спущена сверху. Но никакой заданности нет. Не надо искать кошку в темной комнате, если ее там нет. Происходят абсолютно нормальные вещи".
А вот мнение мажилисмена Амангельды Таспихова: "Я не подписывал данное обращение в Конституционный Совет. Все отражено и написано черным по белому в самой Конституции. Поэтому считаю, нет необходимости в таком ракурсе ставить вопрос перед Конституционным Советом. Да, есть некоторые вопросы, которые мы должны обсудить сами, на заседании мажилиса, при открытых дверях или закрытых, а потом выносить их в Конституционный Совет. Мы сначала сами должны разобраться, вникнуть в суть вопросов. Все время оглядываться куда-то и просить, дайте нам разрешение, это не дело. Мы сами достаточно дееспособны".
Ерасыл Абылкасымов считает, что обращение в конституционный совет вполне логично. "Первое. Конституцию президент уже подписал. Но конституционные законы еще не приняты. Чтобы подтвердить нашу легитимность, нужен официальный ответ из Конституционного Совета. Он должен сказать нам четко и ясно: вы законны, все принятые вами законы легитимны. Чтобы завтра никто не оспаривал их. Потому что уже есть люди, которые говорят: в связи с принятием изменений в Конституцию, вы уже незаконны.
Второе. Важно выяснить, а кто имеет право нас распускать? Согласно прежней Конституции, мы имеем право функционировать до конца 2009 года. И мы должны определить: президент нас распустит или надо самораспуститься. Ведь некоторые уже настроены самораспуститься, а некоторые не хотят этого. Когда мы получим ответ из Конституционного Совета, мы можем сказать людям: вот эти люди выполняют заявку власти или что-то еще в этом роде. Как коммунист, могу сказать однозначно: я лично заинтересован в скорейшем роспуске парламента, потому что я хочу, чтоб были новые выборы, чтоб коммунисты вступили в борьбу и получили как минимум 7 процентов голосов, чтоб в новый парламент мы пришли командой. Но нуротановцы на сегодня уже составляют новый список. В нем могут не оказаться многие нынешние депутаты".
Выразил свое отношение к обращению коллег и депутат Серик Абдрахманов: "Конечно, можно было тихо сидеть. В принципе, есть мои коллеги, которые с самого начала работы парламента этого созыва тихо сидят.
Изменения и дополнения в Конституцию внесены, она подписана президентом. В чем-то с некоторыми изменениями я и не соглашаюсь, против чего-то выступал. Но решение принято. Лучше уж, мне кажется, перейти в новое правовое поле, чем досиживать свой срок. Я думаю, что Конституционный Совет предоставит парламенту самому решать свою судьбу. Или обратит внимание, что президент имеет полномочия для роспуска парламента. Так что, считаю, чем досиживать свой срок, лучше уйти туда, куда уготовлено судьбой".
Олег НИЛОВ 7.06.2007
|