А.Богданов: Куда течет речка. Как нивелировать конфликт между ирригацией и энергетикой ЦентрАзии? 12:48 07.06.2007
Альберт Богданов: Куда течет речка. Как нивелировать конфликт между ирригацией и энергетикой?
Нерациональное использование воды в странах ЦА превратило этот фундаментальный ресурс для выживания человека во врага
Неправильный полив оборачивается заболачиванием, засолением сельскохозяйственных угодий. В Таджикистане, по данным ПРООН, эрозии почв подвержено около 97, в Кыргызстане - 51 процент земли. Процесс принимает угрожающие размеры и ведет к деградации окружающей среды. Одновременно растет спрос на воду, потребление которой идет быстрее, чем она пополняется в источниках. Водные ресурсы в реках Амударья и Сырдарья, по данным некоторых экспертов, в ближайшие годы могут сократиться на 30-40%. Даже если прогнозы не оправдаются, то остается потенциальная угроза жизнеобеспечению, доходам и безопасности населения. Вода – ключевой фактор производства продовольствия и роста производства, а в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане очень низкий уровень ВВП на душу населения.
>Неэффективное управление водными ресурсами в регионе, говорят эксперты ПРООН, оборачивается потерей продукции на $1,7 млрд. в год, а снижение сельскохозяйственного производства оценивают в два миллиарда долларов. Срочно требуется консолидация усилий стран региона, которые много лет не могут задействовать водно-энергетический консорциум. Совместное управление этими ресурсами становится необходимым, поскольку с увеличением запросов на поливную воду растет и потребление электроэнергии. В ближайшую четверть века киловатт-часов будут сжигать на 80% больше. Большую часть их вырабатывают на гидроузлах. Пока не совсем ясно, как скоординировать предложенную на международной конференции в Бишкеке программу по развитию с проблемами ирригации и энергетики. Разговор об этом практически не шел.
Основное внимание уделили национальным программам сокращения бедности, в которых много общих мест и весьма трудно обеспечить связь между ресурсами и реализацией конкретных планов. Практически все они завязаны на использовании воды - фундаментального ресурса для социально-экономического развития и сохранения окружающей среды. Споры по трансграничному распределению этого ресурса между государствами не прекращаются десятилетиями. Пока странам региона удается избежать межгосударственных конфликтов. Но ситуация с каждым годом обостряется. Население увеличивается и все больше требуется продовольствия, а его производство напрямую зависит от наличия воды, большая часть которой сконцентрирована в ледниках и снежниках Кыргызстана, Таджикистана. Это не только влага для жизнеобеспечения населения, но и энергия для развития производства.
На первый взгляд, это товар, который можно продавать так же, как это делают соседи со своим национальным богатством - газом, нефтью, углем, который, как и вода, весьма востребован на международном рынке. Кыргызстан берет из Токтогульского водохранилища для своих нужд лишь 4%. Остальное идет в сопредельные страны. Товару, как говорят, навалом. Но с его реализацией, что ни порожек, то запинка. "Для того чтобы нормы продажи заработали, дополнительно надо подписать с соседними государствами соглашения в этой сфере", - говорит гендиректор водного департамента Баратали Кашматов. Он подчеркивает, что если Казахстан тратит солидные суммы на поддержание совместно используемых гидрообъектов, то "отношения с Узбекистаном сложные. Они не хотят признавать даже установленные цивилизованным миром нормы". И это в то время, когда Узбекистан больше всех в регионе забирает воды.
Чтобы удовлетворить социально-экономические и экологические потребности быстрорастущего населения, ему требуется оросить 4,3 млн. гектаров угодий, где живет и работает более 16 млн. человек. Без этого невозможно устойчивое развитие страны. Оно находится под угрозой, поскольку специалисты прогнозируют надвигающийся глобальный водный кризиса. В этой ситуации назрела необходимость разработки более конкретных соглашений по совместному управлению водно-энергетическими ресурсами в регионе, а также переосмысление принципов водопользования. Эксперты ПРООН считают, что сейчас 95% всего водозабора идет на орошение земель. Однако обветшалые ирригационные сети, созданные в середине прошлого века, не способны рационально распределять воду, и это увеличивает опасность вывода земель из сельскохозяйственного оборота.
Для получения большего количества влаги в вегетационный период Узбекистану и Казахстану придется забирать часть электроэнергии у Кыргызстана летом, а зимой - увеличивать поставки энергоносителей. Тогда не придется сбрасывать воду для выработки электроэнергии, которая необходима для жизнеобеспечения республики. Наверняка в Узбекистане понимают, что рано или поздно запасы газа, нефти иссякнут, и потому стараются их попридержать. Проблема существует и с поставками газа в Кыргызстан. Она возникает ежегодно: стоимость воды не покрывает расходы на газ, долги за который растут. Несколько лучше обстоят дела с обеспечением углем из Казахстана. Вода, хотя и возобновляемый источник энергии, но всеобщее потепление климата уже начинает сказываться на состоянии ледников в горах. Анализ ПРООН подталкивает к необходимости обновления и углубления знаний по наличию водных ресурсов и налаживанию сотрудничества в управлении трансграничными водами, что позволит избежать региональных и межгосударственных конфликтов.
Проблема весьма злободневная, и можно было ожидать, что на международной конференции по укреплению партнерства в целях человеческого развития в Центральной Азии взаимосвязь ирригации и энергетики будет одним из самых главных вопросов. Однако на форуме ограничились констатацией: "Более эффективные региональные подходы к водно-энергетическому комплексу могли бы принести большие доходы в плане эффективного управления дефицитными ресурсами, уделяя больше внимания возобновляемым источникам энергии и сокращению потенциальных конфликтов" в сфере использования воды. Основными вопросами на конференции стали международное партнерство в сфере государственного управления, частного бизнеса и торговли, трансграничных сетей коммуникаций, сокращения бедности и развития экологической устойчивости, которая является для Кыргызстана составной частью национальной безопасности и основой сохранения природных систем.
Кыргызстан обладает мощным ресурсом для сокращения бедности. Из гидроэнергетического потенциала в 142,5 млрд. кВт/ч задействовано лишь 10%. Несколько лет назад на международной конференции в Ташкенте генеральный секретарь Энергетической хартии Рия Кемплер сказал, что налаживание перетоков электроэнергии в другие страны, стабильное энергетическое сотрудничество позволят государствам региона привлечь инвестиции, обеспечят экономическую и экологическую безопасность. "На мой взгляд, трудно найти другой такой регион, где взаимное сотрудничество было бы столь важным и насущным для экономического процветания и безопасности стран Центральной Азии". С Р.Кемплером согласились энергетики региона, Среднего и Дальнего Востока, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проблему формирования общего рынка электроэнергии, а значит и регулирования водных стоков только что рассмотрели шесть стран СНГ. Но среди участников форума Узбекистана не было. Заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы России Юрий Липатов сказал в интервью "Голосу России": "Концепция формирования общего рынка электроэнергии нужна для свободной торговли между странами. Если говорить о таких государствах, как Казахстан, Киргизия, Таджикистан, то, безусловно, их интересует тот факт, что Россия готова вкладывать инвестиции в их генерирующие источники. Чтобы рынок заработал, надо проработать все правовые аспекты, и тогда энергосистемы этих государств заработают по одним правилам". Условия предстоит утвердить в течение года. Прийти к общему мнению сложно, и целесообразно действовать в двухстороннем режиме трансграничной торговли. Соглашение об этом подписано.
Что касается России, то она демонополизирует свой рынок электроэнергии, и летом будущего года монополист РАО "ЕЭС" будет ликвидирован и появится несколько крупных независимых генерирующих и энергосбытовых компаний. Тогда партнеры России будут иметь дело не с монополистом-гигантом, а с несколькими игроками и могут на равных участвовать в конкуренции за потребителя, подчеркивает корреспондент "Голоса России". Подобные преобразования ожидают и Кыргызстан, в Стратегии развития которого до 2010 года энергетика стоит первой среди приоритетов. "Мы сегодня заявляем о политической воле и готовности к реализации реформ, которые отражены в стратегии", - сказал Президент на Форуме развития Кыргызстана и подчеркнул, что все региональные программы необходимо разрабатывать в рамках этого документа.
Это соответствует и программе ПРООН, которая предусматривает согласованные действия донорского сообщества в Кыргызстане. Можно надеяться, что создание Совета по координации донорской помощи позволит привлечь к реализации Стратегии развития не только государственные структуры, но и представителей гражданского общества. Сейчас самый важный аспект в жизни страны – сделать все предельно прозрачным. По мнению Президента, это позволит "результативно бороться с коррупцией, которая глубоко проникла во все сферы нашей жизни".
Альберт Богданов,
01/06/2007,
|