Б.Мухамедов: Сто дней президентства. Г.Бердымухаммедов переиграл своих соратников 00:10 08.06.2007
Гурбангулы Бердымухаммедов переиграл своих соратников
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов 25 мая перешагнул 100-дневный рубеж своего пребывания у власти в этой центральноазиатской республике. За этот, казалось бы, небольшой срок в Туркмении уже произошли умеренные реформы и значительные изменения.
Искусство остаться в живых
Иногда в политике >искусство выдавать себя безопасным для окружающих простачком играет решающее значение. Такой способностью обладал Никита Хрущев, отплясывающий гопака на посиделках у товарища Сталина, охотно садившийся под общий смех на "незаметно" подложенную под белые штаны помидорину. Об этом наверняка с досадой вспоминал ожидающий трибунала Лаврентий Берия, не сумевший разглядеть под простоватой внешностью свинопаса интригана высокого полета. Образ услужливого первого секретаря ЦК Компартии Туркменской ССР Сапармурата Ниязова, готового выполнить любой приказ Центра, нисколько не вяжется с появившейся значительно позже фигурой надменного Туркменбаши.
История восхождения на политический олимп Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова перекликается с перипетиями 1953 года. В условиях диктатуры ни Хрущев, ни Бердымухаммедов попросту не смогли бы физически выжить, не демонстрируя свою лояльность, а главное, абсолютную неопасность для существующей власти. Наверняка в окружении Сталина и Ниязова были люди, способные взвалить на себя груз преемственности, но они попросту не прошли тест на естественный отбор в тамошних джунглях.
Гурбангулы Бердымухаммедов родился в 1957 году в ауле Бабарап Геоктепинского района Ашхабадской области. Геоктепе - это сердце Ахалской области, откуда был родом Ниязов, именно оттуда набиралась и набирается поныне основная часть истеблишмента. Если в первые годы независимости страны это не проявлялось столь явно, то в последние годы правления Ниязова стало практически узаконенной нормой.
У нового президента ничем не примечательная биография: учеба в мединституте, работа стоматологом. Разнообразие в жизнь Бердымухаммедова внесла лишь трехлетняя учеба в московской аспирантуре, по окончании которой он в 1990 г. стал кандидатом медицинских наук. Примечательно, что до 1995 г. Бердымухаммедов занимал лишь третьестепенные должности Туркмении, особенно не выделяясь среди коллег. Назначение в 1995 г. директором стоматологического центра минздрава Туркмении стало началом восхождения Бердымухаммедова. Его не мог не заметить Туркменбаши, непредсказуемая кадровая политика которого была и остается загадкой для историков.
Десять лет назад Бердымухаммедов был назначен главой минздрава и медицинской промышленности. Основной задачей нового министра стало не сорваться и (как минимум) выжить. Под руководством Бердымухаммедова, утверждают эксперты, были реализованы самые нелепые ниязовские идеи в области медицины и социальной политики. Результат себя ждать не заставил. В 2001 г. Бердымухаммедов стал вице-премьером, курирующим здравоохранение, образование и науку. С августа 2004 г. к ним присоединились еще культура и СМИ. Бердымухаммедов оказался у кормила государственной власти в нужном месте и в нужное время.
С появлением номенклатурной оппозиции в конце 1990-х - начале 2000-х годов кадровые ротации и аресты в ниязовской администрации приняли регулярный и стихийный характер. Удары наносились туда, откуда Туркменбаши ждал подвоха. Это были и государственные институты, отвечающие за внешнюю политику: смещение министра иностранных дел Бориса Шихмурадова и сменившего его Батыра Бердыева, масштабное "бегство послов", решивших не дожидаться репрессий. Это и спецслужбы: в мае 2002 г. был арестован некогда всесильный шеф комитета национальной безопасности Мухаммед Назаров, а с ним вместе и десятки офицеров этого ведомства. После неудачной попытки госпереворота случаи кадровых чисток и арестов участились. И, наконец, "священная корова" режима - нефтегазовый комплекс. После ряда умелых и ловких комбинаций в 2005 г. арестованы и осуждены на длительные сроки (20-25 лет) экс-вице-премьер, зампред народного совета Реджеп Сапаров, вице-премьер Еллы Гурбанмурадов, министр нефти и газа Ильяс Чарыев. На фоне этих бурных событий из поля зрения Ниязова как-то выпадал скромный попечитель медицины, образования и науки.
Шапка Мономаха
В ночь на 21 декабря 2006 г. от внезапной остановки сердца умер Сапармурат Ниязов. Согласно ст. 60 Конституции Туркмении, автоматически и. о. президента должен был стать председатель парламента Овезгельды Атаев. Однако он был отстранен от должности и арестован. Это дало основания некоторым экспертам указывать на то, что в стране был осуществлен госпереворот. Спешно были внесены изменения в действующую Конституцию. Дело в том, что фактическую власть в стране захватил госсовет по безопасности, совещательный орган при президенте, в который, помимо Ниязова, входили главы силовых ведомств Туркмении. Госсовет и созвал экстренное заседание народного совета, на котором были выдвинуты кандидаты в преемники Сапармурата Ниязова.
Итоги выборов в современной Туркмении предсказать несложно. 14 февраля 2007 г. прошла инаугурация второго президента Туркмении.
В начале славных дел
Первые шаги по демонтажу наследия Сапармурата Ниязова нынешний президент Туркмении, тогда еще и. о., начал со времен выборной кампании. Тяготеющему к России и ностальгирующему по СССР туркменскому обществу обещания Бердымухаммедова восстановить советское образование, улучшить транспортные связи с РФ, реформировать социальную политику оказались донельзя как кстати. Одним из первых шагов нового президента стало налаживание авиасообщения с Россией. Не избалованный позитивом туркменский народ души не чает в новом президенте.
Восток не любит торопливых. Прекрасный психолог и великолепный дипломат, Бердымухаммедов ловко переиграл своих "благодетелей". 9 апреля неожиданно был смещен министр внутренних дел Акмамед Рахманов. Пост главы МВД занял Хаджи Аннагурбанов, выходец из ахальского аула Геокча. Примечательно, что до недавнего времени Аннагурбанов занимал скромный пост руководителя одного из столичных РОВД. 15 мая всесильный генерал ниязовского режима Акмурад Реджепов, ряд его ближайших сподвижников из числа высших офицеров миннацбезопасности были арестованы. В этой же компании оказались бизнесмены, друзья и сподвижники сына Туркменбаши Мурада Ниязова.
Российский вектор
В отличие от Ниязова, Бердымухаммедов испытывает глубокие симпатии к России. На недавней встрече президентов России, Казахстана и Туркмении были подписаны беспрецедентные договоренности по сотрудничеству в нефтегазовой сфере. Но Гурбангулы Бердымухаммедов не хочет останавливаться на достигнутом. Он предложил Владимиру Путину вложить по миллиарду долларов в перспективный туристический бизнес в прикаспийском городе Туркменбаши.
Досье МН
КСТАТИ
Процесс пошел?
Сергей Сычев:
В туркменском городе Туркменабаде (бывшем Чарджоу) на прошлой неделе снесли памятник Великому Туркменбаши возле каракулевого завода. Кто и с какой целью демонтировал его, пока неизвестно. Ясно одно: без разрешения властей убрать памятник экс-президенту никто не мог. Правда, как полагают наблюдатели, это еще не борьба с культом личности недавно скончавшегося Сапармурата Ниязова, а лишь расчистка места для возвеличивания образа нового лидера страны. Работа предстоит большая: на сегодняшний день несметное количество памятников, скульптур, бюстов, монументов, портретов, прославляющих Туркменбаши, украшают городские и сельские здания, улицы, скверы, парки и площади по всей стране. Чего только стоит позолоченная скульптура отца туркменского народа в Ашхабаде. Даже книга "Рухнама" ("Книга духа"), в которой изложены заветы бывшего президента грядущим поколениям, была увековечена в памятнике.
Батыр Мухамедов №22 за 2007 год (08.06.2007)
|