Я.Амелина: Россия и ислам. Европе есть чему поучиться 10:53 14.06.2007
Россия издавна была страной многонациональной и мультирелигиозной. Здесь есть и православные храмы, и кирхи, и синагоги, и мечети. После распада СССР религиозная составляющая жизни общества вышла "из подполья" и начала играть заметную роль, в том числе и на государственном уровне. В Конституции РФ говорится о свободе вероисповедания и равенстве конфессий. Но в последние несколько лет одним вопрос отношения к исламу и мусульманам вышел на первый план, во многом из-за роста исламофобских настроений в мире, вызванных действиями экстремистов.
Впрочем, >в России системной исламофобии на уровне государственной политики нет. В этом уверено руководство молодежного форума Исламской конференции (МФИК) "За диалог и сотрудничество", в частности, президент форума, советник премьера Турции Али Сарыкая. Более того - генеральный секретарь форума Эльшад Искандеров отметил, что показателем отсутствия системной исламофобии является, в частности, вступление РФ в 2005 году в качестве наблюдателя в ОИК. "Россия стремится установить добрые отношения с исламскими странами, - отметил он. – В рамках Конституции созданы условия для развития мусульман". А ректор Российского исламского университета (РИУ) Рафик Мухаметшин считает, что современной Европе есть чему поучиться у России в плане выстраивания отношений с мусульманской общиной.
Как подчеркнул Мухаметшин, современная Европа не знает, как выстроить отношения с мусульманами. Это хорошо видно на примере массовых беспорядков, прокатившихся по Франции и другим европейским государствам, заметил он. "Российская модель в этом плане востребована", - подчеркнул ректор РИУ и раскрыл ее суть в нескольких предложениях.
"После насильственного включения Казанского ханства в состав России единственно возможной формой выживания татар в условиях православного государства была религия", - напомнил Мухаметшин. С конца XVIII века татарское мусульманское сообщество стало осознавать необходимость не просто выживания, но дальнейшего развития в условиях Российской империи. "В результате впервые в мусульманском мире была выстроена довольно оптимальная модель, - указал эксперт. - В Татарстане не было политического и религиозного противостояния, и это была не надуманная толерантность. Мусульмане понимали, что соседи – православные христиане - не виноваты в том, что татары оказались в такой ситуации". "Толерантность характерирзует и современный Татарстан", - подчеркнул Мухаметшин и добавил, что в Европе сегодня подобной модели не существует.
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Валиулла Якупов отметил: "В европейских странах мусульмане - иммигрантское сообщество, мы же - автохтонное, местное население, и воспринимаем Российскую Федерацию как собственную родину". По его словам, приобретение Россией статуса наблюдателя в Организации "Исламская конференция" сняло многие психологические проблемы российского мусульманского сообщества. "Теперь мы можем ощущать себя частью большого мусульманского мира", - пояснил он. Впрочем, Якупов счел нужным напомним, что это событие случилось не по инициативе Русской Православной церкви. "Это произошло, не скажу, что под давлением, но наиболее заинтересована в этом была Республика Татарстан", - указал он.
Но Якупов не звал мусульман "на баррикады". "Судьба мусульманского сообщества России зависит только от нас самих, - считает он. - Если мы увлечемся диссидентством, критикой государства - это абсолютно тупиковый путь. Мы намерены строить свою политику не противопоставляя, а изменяя Россию в свою пользу, и это у нас получается". Путь мусульманского сообщества России, убежден он, "не уходить в маргинализацию, а приобретать поддержку внутри страны, чтобы наш голос никем не мог быть проигнорирован". "Я оптимист, я вижу Россию правовым, демократическим государством, и она станет таковым не без участия мусульман", - констатировал Якупов.
Религиозное возрождение на постсоветском пространстве и конкретно в Татарстане – очевидный факт. После падения советской власти количество мечетей в республике выросло с 18 до 1 тыс. 100, и если во времена СССР здесь не было ни одного исламского учебного заведения, то теперь создана разветвленная система исламского образования во главе с РИУ. "Мусульманское сообщество России и Татарстана не замыкается только в религиозных проявлениях, - добавил Якупов. - Помимо этого возникло множество общественных организаций, ислам возвращается в сферу культуры, искусства, СМИ, создан мощный пласт исламского Интернета". Растет и политическое влияние мусульманского сообщества. Многие представители татарского народа заняли высокие посты в государственных органах - в частности, бывший мэр Казани Камиль Исхаков стал полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
В то же время эксперты признали, что в России существуют "антиобщественные силы, которые допускают отдельные выходки или последовательные действия, направленные против интересов мусульман". Так, Эльшад Искандеров отнес к таковым скинхедов, заметив, что в их действиях присутствуют и проявления ксенофобии. Он также напомнил о подозрительности, проявившейся после бесланской трагедии к мусульманам ряда регионов, сопредельных с Северным Кавказом. Как указал Искандеров, "очень приятно, что государство борется с проявлениями исламофобии, но одних его усилий недостаточно – необходимо просвещение общества".
Мнение экспертов разделяют и участники молодежного форума Исламской конференции (МФИК) "За диалог и сотрудничество". Это позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие связей России с исламским миром и выбивает почву из-под ног мусульманских радикалов, почем зря критикующих российское руководство и местные власти за мнимые нарушения прав верующих.
Яна Амелина
Справка. Молодежный форум Исламской конференции "За диалог и сотрудничество" (МФИК) учрежден в Баку в декабре 2004 года при участии 40 ведущих национальных и международных молодежных организаций, представляющих 35-ти стран Организации "Исламская конференция", а также мусульманских меньшинств Европы. МФИК предоставлен статус аффилированного членства в ОИК. Последнее мероприятие форума прошло в начале июня в Казани. В июньском молодежном лагере и конференции в Казани участвовало несколько десятков активистов форума из 15-ти государств - Азербайджана, Казахстана, Афганистана, Бангладеш, Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Иордании, Ирана, Кувейта, Египта, Марокко, Туниса, Турции и США, а также Татарстана и регионов Поволжья.
13.06.2007
|