Р.Силантьев: Россия ваххабитская. Современное исламское сообщество - terra incognita? 09:38 16.06.2007
Роман Силантьев, современный историк. Родился 15 сентября 1977 года в Москве, окончил МГУ, защитил кандидатскую диссертацию по теме истории ислама в России. Работая в Межрелигиозном Совете РФ, выпустил книгу "Новейшая история исламского сообщества России", после чего был вынужден уйти из Совета, так как, по его собственным словам: "Никакого желания сидеть за одним столом с муфтием Равилем Гайнутдином у меня не осталось". Ныне Силантьев – директор Правозащитного центра Всемирного Русского Собора.
- Роман, как родилась эта книга, что послужило толчком для ее создания?
- Тематика новейшей истории религиозных общин России вообще достаточно интересна. Но если одни ее направления изучены хорошо – как, например, история Русской православной церкви, иудейского, католического и буддийского сообщества, то ислам почему-то выпал из поля зрения исследователей. Не было даже приблизительно известно, сколько живет в России мусульман. Где они составляют большинство населения, а где их число незначительно? Какие мусульманские лидеры имеют авторитет, а какие нет? Имеют ли перспективы политические партии на мусульманской основе? Все это рождало огромное количество спекуляций, а тема оказалась богато мифологизирована. В особенности это касалось численности мусульман – здесь озвучивались порой самые невероятные цифры, превышающие реальную численность мусульман от 2 до 5 раз.
"По-хорошему ваххабиты не понимают"
- Как можно сейчас оценить численное соотношение в России приверженцев традиционного ислама и ваххабитов?
- "Чистых" ваххабитов не более двух процентов от общего числа мусульман в стране. Другое дело, что сейчас в России идет процесс подмены традиционного ислама "модернизированным" в русле ваххабизма. Люди зачастую следуют идеологемам ваххабизма, будучи уверенными, что исповедуют традиционный ислам.
- Эта тенденция характерна для всей территории России, или есть некие "очаги" распространения ваххабизма?
- Распространение интенсивно идет по всей России. На Северном Кавказе, сильнее всего пострадавшем от ваххабитов, к нему относятся с большей осторожностью, но тем не менее... Прежде крупные ваххабитские анклавы были в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии. Теперь они появились в Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае. Налицо расползание ваххабитской заразы с территории Чечни на весь Северный Кавказ, и даже на руссконаселенное Ставрополье. Я видел ваххабитские очаги на Сахалине, в Башкирии и Оренбуржье, в городах Ямало-Ненецкого округа, в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Чите и Петропавловске-Камчатском. Во Владивостоке ваххабиты в 2001 году объявили джихад местной мэрии, а в Вологде годом позднее стали составлять "черные списки" неугодных чиновников. В Мордовии и Пензенской области появились целые ваххабитские села, а в Олонецком районе Карелии они попытались обложить данью православные приходы.
- Оправдана ли политика задабривания ваххабитов, попытки умиротворить их денежными подачками?
- >По-хорошему ваххабиты не понимают – это факт, непризнание которого многим стоило жизни. Любые попытки идти к ним навстречу воспринимаются как проявление слабости. Им дают поблажки, принимают их условия – тут же выдвигаются новые, более жесткие условия. Ваххабиты считаются только с сильными.
- Как тогда бороться?
- Бороться крайне сложно, а в условиях демократического общества – в принципе невозможно. Эффективна лишь действенная профилактика, а ею поздно заниматься, причем что в России, что в Австралии. Время упущено. Кстати, сейчас под ваххабизмом понимается не конкретная и четко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий исламского происхождения, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим. И оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты – нет, хотя при определенных обстоятельствах и для тактической выгоды согласны их терпеть короткое время.
"Российская умма начинает мутировать"
- Почему на Вас ополчился традиционный исламский деятель Равиль Гайнутдин?
- Спорный вопрос, можно ли считать "традиционным" исламского деятеля, открыто восхваляющего чуждое для нашей страны религиозное течение – тот самый пресловутый ваххабизм? Он открыто его защищает, заявляя: "Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка. А учение ислама против любого терроризма и насилия, требует любить ближнего, распространять мир и любовь между народами. Поэтому ставить знак равенства между ваххабизмом и терроризмом – это попытка разделить мусульманскую умму на своих и на чужих". И соратники у муфтия соответствующие – Верховный муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов, большой поклонник талибов и террористической организации "Хизб ут-Тахрир". По мнению прокуратуры, давшей официальное предупреждение Аширову, им: "…пропагандируются идеи и идеология партии "Хизб ут-Тахрир", а, следовательно, идея создания Халифата в России, и, используя свой авторитет, Нафигулла Аширов пропагандирует идеи сопротивления "незаконным" (с его точки зрения), действиям исполнительной и судебной властей Российской Федерации". Другие сподвижники Гайнутдина так же хороши: Мухаммад Биджиев по кличке "Карачай", бывший заместитель покойного Зелимхана Яндарбиева, и саратовский имам Мукаддас Бибарсов, чьи взгляды близки к "непримиримым".
А вот в других мусульманских центрах России столь трепетного отношения к ваххабизму почему-то не отмечается. Не любит ваххабитов ни верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, ни его коллеги – муфтии республик Северного Кавказа.
- Ваше заключение: каково ныне состояние исламского сообщества России?
- Это состояние глубочайшего кризиса. И нет никаких оснований полагать, что из этого кризиса наметились пути выхода. Самое печальное, что российская умма начинает мутировать. Раньше четко различались традиционные и нетрадиционные мусульмане, сейчас же граница между ними стирается. Ваххабиты пытались вооруженным путем насадить свои взгляды – не удалось. Тогда они сменили тактику, установив контроль над большей частью исламских СМИ, значительной частью издательств. Большая часть литературы на исламскую тематику переведена на русский язык и растиражирована саудовскими и кувейтскими проваххабитскими фондами. В особенности это касается дешевых доступных брошюр, излагающих основы ислама. Призывы к несоблюдению законов неисламских государств – вот наиболее безобидные цитаты из них. В свою очередь, литература традиционного ислама издается крошечными тиражами в Татарстане и Дагестане.
Исламское образование также в кризисе: уровень образования низкий, выпускников мало. Зато ВУЗов в полтора раза больше, чем у православных.
"Нового Косова не избежать"
- Вы исследовали ситуацию с исламским сообществом в России, а как обстоят дела в Крыму? Ситуация там требует отдельного исследования?
- Крым – уже не территория России, да и исламское сообщество в Крыму сильно отличается от российского. Вообще исламское сообщество Украины развивалось по другому направлению, ситуация там более запущенная. Наши исламские лидеры относительно предсказуемы и лояльны властям, в Крыму же этого не наблюдается. За умы крымских мусульман сейчас ведут яростную борьбу пантюркистские идеологи из Турции и ваххабитские проповедники из Саудовской Аравии. И как только одна из этих моделей одержит верх, а очевидно, что больше шансов имеют ваххабиты, – нового Косова не избежать. Ведь умеренного ислама на полуострове почти не осталось. Как и в целом на Украине.
- Сейчас вы директор Правозащитного Центра Всемирного Русского Собора. Чем конкретно занимается Центр?
- Нашим приоритетом является защита прав простых людей вне зависимости от национальности и вероисповедания. К сожалению, большинство существующих в России правозащитных структур проблемы обычных граждан не интересуют.
Адрес Центра: 115191, Москва, Даниловский вал, 22. Тел.: 8-499-783-43-42. Почта: pc@vrns.ru. Сайт ВРНС: vrns.ru № 46 от 11-17 июня
|