Н.Байрамова: Больше никакой "Рухнамы"! Туркменская "элита" - это смех, сквозь слезы... 10:31 19.06.2007
Изучать или не изучать? - вот в чем вопрос
Вчерашние школьники представляют большую часть трудоспособного населения страны. Их выбросили в жизнь, снабдив сомнительным багажом знаний - биографией Сапармурата Туркменбаши и его родителей, его стихами, текстом клятвы и двухтомником "Рухнамы".
Будем оптимистами и поверим, что власти спохватились вовремя, решив, что если и дальше следовать заветам покойного Великого вождя, Туркменистану уже никогда не подняться даже до уровня некогда таких же отсталых "окраин". И дело даже не в том, что нас впереди ожидает неурожай пшеницы и хлопка, что придется тратить огромные деньги на приобретение зарубежной муки и других хлебопродуктов, а многочисленные текстильные комбинаты останутся без сырья, а значит без работы. Земля не может плодоносить бесконечно, если к ней относиться, как к бездонному колодцу, и все черпать и черпать...
Так и с людскими ресурсами: впору кричать "караул!" Что мы имеем сегодня в плане человеческого потенциала и его возможностей? Практически ничего. Тот некогда плодородный пласт туркменской интеллигенции, который сформировался еще в советское время, достиг глубоко пенсионного возраста. Следующий - питомцы периода перестройки и кануна независимости оказались не только ненужными, но некоторые из них даже были зачислены в разряд "врагов народа". Те, кому посчастливилось найти вторую родину, успешно трудятся в ближнем и дальнем от Туркменистана зарубежье, практически не бывая в родных краях. В большинстве своем на вопрос, захотят ли они вернуться в Туркменистан, если там коренным образом поменяется ситуация, уклончиво отвечают, что не станут наступать дважды на одни и те же грабли - ответ предельно откровенный, хотя и не без горького подтекста.
За вычетом этих двух категорий, остаются те, кому удалось, несмотря ни на что, прижиться в новых условиях, сохраниться, правда, многим это далось ценой утраты своего собственного лица в угоду нарастающему гнету одной, отдельно взятой личности.
Когда сегодня приходится слышать и читать досужие рассуждения о "туркменской элите", честное слово, мне становится смешно. Хотя, сказать поправде, смех этот - свозь слезы.
По официальным данным, средний возраст населения Туркменистана один из самых низких в СНГ - 23 года, а удельный вес лиц в возрасте до 25 лет составляет 76 процентов. Эти молодые люди получали образование и воспитание в годы независимости. Именно на них и ставились опыты по "рухнамизации" сознания, эксперименты по обучению в соответствии с ниязовской образовательной программой "Билим".
Вчерашние школьники представляют большую часть трудоспособного населения страны. Их выбросили в жизнь, снабдив сомнительным багажом знаний - биографией Сапармурата Туркменбаши и его родителей, его стихами, текстом клятвы и двухтомником "Рухнамы". Они писали сочинения "Рухнама - свет души туркмен", изучали историю, язык и литературу - по "Рухнаме". Учитель труда рассказывал о многочисленных "трудовых достижениях" Великого Туркменбаши, учитель пения предлагал разучивать песни на слова Великого Туркменбаши, учитель биологии говорил о том, как любит Великий Туркменбаши родную природу. Ссылки на этот "духовный шедевр" содержались в учебниках математики, физики и химии...
Однако, по мнению Ниязова, этого было вполне достаточно. Он неоднократно напутствовал молодежь: "Именно вам предстоит управлять государством в будущем, заботиться о его развитии! Не сомневаюсь, что вы, взяв на вооружение наказы священной Рухнама, используя в качестве учебного и жизненного пособия богатое литературное, культурное и историческое наследие народа, достигните все поставленные перед собой высокие цели".
Об уровне подготовки молодых специалистов, вооруженных этим сомнтельным заветом, свидетельствуют плачевные результаты, к которым пришел Туркменистан за минувшие годы независимости. Неудивительно поэтому, что одной из первых инициатив нового туркменского руководства стала имено реформа образования. Процесс этот нелегкий, а главное - длительный, и первые результаты его начнут сказываться отнюдь не сразу. Пессимистических прогнозов, как всегда, хватает. Многие работники системы образования жалуются, что задачи, поставленные прездентом, и указания министерства невыполнимы, кадров не хватает, методическая литература устарела и пр., и пр. Привыкшие мыслить рутинно, они всячески пытаются представить решение новых задач абсолютно нереальным, с тоской вспоминая о том "счастливом" времени, когда их обязанности были четко регламентированы содержанием заветной книжицы.
Вполне возможно, что и пятилетки, отведенной Курбанкули Бердымухаммедову туркменской конституцией (разумеется, если он избежит соблазна последовать примеру своего "пожизненного" предшественника), не хватит на то, чтобы возродить туркменскую среднюю и высшую школу: настолько все запущено. Однако, первые шаги уже намечаются. Переведена на десятилетнюю программу обучения средняя школа, отменен пресловутый двухлетний трудовой стаж перед поступлением в вузы, возвращены упраздненные некогда предметы. Перед выпускниками вузов замаячила перспектива дальнейшего обучения в аспирантурах и докторантурах в соответствии с подписанными недавно постановлениями "О совершенствовании научной системы Туркменистана" и "О деятельности Академии наук Туркменистана".
Практически во всех выступлениях К. Бердымухаммедова - и у себя в стране, и за границей - так или иначе звучит тема реформы образования. Однако, оставим для официальных мероприятий тезисы о "соответствии мировы стандартам", о "максимальной реализации интеллектуального потенциала молодого поколения" и прочие "красивости". Лично мне более интересны выступления вице-премьера Хыдыра Сапарлиева, которому, как никому другому, приходится нести ответственность за те извращения, которые допускались в руководстве народным образованием. И хотя министерский пост при Ниязове он занимал всего-навсего полтора года (с апреля 2004 по октябрь 2005 года), после чего был отправлен послом в Ереван, но успел поработать и зав. отделом науки и образования Кабинета министров Туркменистана, и ректором туркменского политеха, и вообще имеет опыт преподавательской и научной работы.
Поэтому поверим ему, когда он говорит: "На начальном этапе реформы программы будут более гибкими. Так, например, учащиеся 6-9 классов будут заниматься по разным (переходным) программам, учитывающим введение новых дисциплин и изменения в количестве часов, отведенных на отдельные предметы. Базовые планы создаются для учащихся 1-10 классов. В связи с переходом на десятилетнее образование школьники, заканчивающие в 2006-2007 учебном году 9 класс, в следующем, 2007-2008 учебном году продолжат обучение в 10 классе. Для них также разрабатывается специальная программа, предполагающая значительное расширение тематики общеобразовательных предметов и включающая изучение новых дисциплин. К началу нового учебного года будут разработаны новые программы по каждому отдельному предмету. Особое внимание специалистов Министерства образования сосредоточено сегодня на подготовке новых учебников и учебных пособий для школ, вузов и дошкольных учреждений".
Об этом, как о ближайших перспективах, Сапарлиев говорил в апреле. И что же сделано за эти два месяца? Как ни странно, но сделано немало. И прежде всего, пошел, как кажется, необратимый процесс, в который втянуты оставшиеся после ниязовских погромов силы, способные к созидательной и кропотливой работе.
Выступая на заседании Кабинета министров 8 июня, Хыдыр Сапарлиев рапортовал, что на основании новых требований разработаны соответствующие учебные программы для высших и средних школ страны. В 2007 году будут подготовлены 88 новых учебников и пособий, многие из них уже отпечатаны.
Не все в это верят: откуда взялись эти новые учебники, кто их составлял? Действительно, цифра внушительная. И если даже принять во внимание, что их создателям не пришлось "изобретать велосипед", а можно было взять готовые программы, применяемые в других странах, например, в России или Казахстане, их же надо было, как минимум, перевести на туркменский! Но это что касается точных наук. А как быть с историей, литературой, полностью зависимыми в предыдущие годы от творческого зуда Туркменбаши? И как быть с "Рухнамой": изучать или не изучать?
Ответ был найден неожиданно. В наступающем 2007-2008 учебном году в программу школьного обучения войдут новые дисциплины и в их числе обществоведение - наука об обществе. Надо ли напоминать, что ранее вместо этого предмета изучалась все та же ниязовская "Рухнама".
Один из разработчиков программы предмета, руководитель авторского коллектива учебника "Обществоведение", доктор социологических наук, профессор Овездурды Мухамметбердыев так охарактеризовал новый предмет: "Его задача дать школьникам не только начальные знания в области социальной философии, политологии, экономической теории, социологии, правоведения, этики, эстетики и экологии, что, безусловно, очень интересно. Но и служить формированию мировоззрения, экономической, политической и экологической культуры.
Подобная многоаспектность нового предмета предполагает сочетание мирового опыта в области обществознания с особенностями духовно-исторического опыта туркменского народа, его нравственными началами, что делает новый учебник содержательным".
Однако, говоря о "духовно-историческом опыте туркменского народа", профессор "Рухнаму" не упомянул. Не упомянул он и имя ее автора, когда говорил о великих мыслителях прошлого: Сократе, Платоне, Ибн-Сине, Макиавелли, Аль Фараби, Азади, Махтумкули - и ведущих философах современности. >Не нашлось среди них места "великому историку, философу и гуманисту Сапармурату Туркменбаши Великому" и теням его "великих" предков. Будем надеяться, что и мифические герои, столь обожаемые Ниязовым, - Огуз-хан, Алп Арслан и другие - не станут мешать школьникам изучать подлинную, а не выдуманную историю своей страны.
Нургозель Байрамова Специально для "Гундогара" 19.06.2007
|