КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 22.06.2007
23:35  "Литер" > Тегеран-2007. Территориальные споры на Каспии сдвинулись с мертвой точки
23:33  Губернатор Иссык-Кульской области Исаев отрицает обвинения в разбазаривании земель
17:56  Катар и Индонезия заблокировали попытку Совбеза ООН осудить М.Ахмадинежада за антиизраильские высказывания
17:42  Нехорошая фамилия. Узбекский оппозиционер А.Каримов оказался агентом СНБ
17:24  ВВС > "Косые миротворцы". Авиация НАТО бомбит мирные деревни в афганском Гильменде
17:19  А.Мзареулов: Время собирать земли. Россия возвращается к своей исторической миссии
17:14  Cэр Салман. Парламент Афганистана и движение "Талибан" осудили посвящение С.Рушди в британские рыцари

17:04  Казахстанская "оборонка" консолидируется. "Казахстанинжиниринг" сольется с "Казспецэкспортом"
16:54  Могучая Гульнара. Туркменка Г.Хайытбаева стала в Ташкенте чемпионкой мира по самбо
16:47  Хитрая Жыпаркуль. Работница пресс-службы Киргизского Парламента оказалась китайской шпионкой
16:38  Армия трусогузов. Группа польских солдат отказалась выполнить приказ командования на патрулирование в Афгане
16:35  ВТО не работает. Индия провалила планы США на саммите в Дохе
16:28  Мимо "Манаса". Теперь деньги с авиабазы США будут поступать напрямую в бюджет Киргизии
16:24  "Ведомости" > Андижанцы пытаются отстоять честное имя Daewoo в России
16:16  "МН" >Клуб на три буквы. Молдавия может выйти из ГУАМ
16:07  С.Лузянин: "Шанхайская шестерка" укрепляет корни. Россия и Казахстан заманивают в ШОС Туркмению
16:01  Uzmetronom > В Узбекистане началась предвыборная кампания?....
16:00  C.Косимов: Ташкент – центр культуры, но крысы об этом не знают
15:53  Саломзода насмерть задавил в Душанбе двух офицеров ОБСЕ норвежцев Штейна и Лодоена
14:30  ИА 24.kg: Плохому садовнику всегда сорняки мешают. Порядок в Киргизии, в принципе, навести невозможно
14:29  Т.Иманов: Кыргызстан - план Кулова о конфедерации раскритикован
14:23  Штык в землю. НАТО поможет Казахстану самоликвидировать 27 тыс. единиц стрелкового оружия и 300 ракет
14:20  Постсоветское пространство: информационный беспредел. ЦентрАзия в Узбекистане заблокирована
14:14  Возмещение арального ущерба. В скором времени Сырдарья станет безопасной
14:12  Литер > Сежилис и мажинат. Большинство казахстанцев поддерживают роспуск парламента
12:59  В Таджикистане на 6,5 и 5,5 лет осуждены два сотрудника местного Интерпола. Вымогали деньги
11:08  Тайна горы Монастырь. Символом какой веры была эта деревянная невеста Аир-Тау?
10:06  Дно водораздела. В Тегеране прошел очередной этап перекройки Каспийского моря
09:58  ГУАМ стал стипендиатом ЕС. Евросоюз объявил о выделении в виде помощи 915 млн. евро
01:24  Казахстан. Выборы в маслихаты тоже назначены на 18 августа
01:02  "Адил соз" > Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в мае 2007 года
00:59  Демпартия Таджикистана надеется на амнистию своего лидера
00:52  "TаjikAir", взяв в "мокрый" лизинг Boeing 737-200, пустил пыль в глаза правительству
00:51  К.Саудабаев (госсекретарь Казахстана): Решение о финансировании партий дает хороший импульс... (пресс-конференция)
00:49  Вор запустил руку в пожертвования cвященного для мусульман мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи
00:47  El Mundo: Вибропрезервативы разжигают полемику в Индии. Средство предохранения или сексуальная игрушка?
00:43  Новое жилье в Казахстане может подорожать на треть из-за… цемента
00:33  Наш паровоз вперед бежит, - восточные сказки от Алишера Таксанова
00:12  Х.Худойберди: Безнаказанность есть главное оружие ташкентской диктатуры (обращение)
00:04  С.Хасанов: Старые автобусы. Узбекистану срочно надо окончательно обновить автопарк
00:00  В Баку открывается встреча оппозиционных партий стран ГУАМ
Четверг, 21.06.2007
23:25  Генпрокуратура Казахстана настаивает на отзыве и приостановлении лицензий у 123 вузов и филиалов
22:42  Т.Якубов: Во властных структурах Узбекистана не боятся клеветать на простіх фермеров
22:25  Ю.Симонян: Иран готов скупить Закавказье. Инвестиции Тегерана носят политический характер
22:22  "ВН" > У самого спорного моря. Владимира Путина ждут на другой стороне Каспия
22:16  "Скажу откровенно, обращение депутатов ставит меня перед...", - речь Н.Назарбаева
22:08  ИГНПУ > Создание "Группы быстрого реагирования" на пытки в Узбекистане вызывает вопросы
22:05  Война и мир в Таджикистане, - страницы истории от Asia-Plus
21:54  Н.Еримбетов: Казахстанские реалии. Тупое повторение одного и того же начинает уже раздражать
21:45  От Красного к Седому. Демографическая бомба в странах бывшего СССР
21:40  "Къ" >Россия не хочет делиться Каспием. В Тегеране прошла конференция прикаспийских стран
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Постсоветское пространство: информационный беспредел. ЦентрАзия в Узбекистане заблокирована
14:20 22.06.2007

В Беларуси готовят новый документ, который можно будет использовать против СМИ. Премьер - министр Сергей Сидорский подписал постановление, согласно которому информационная продукция, признанная по решению суда экстремистскими материалами, будет включена в республиканский список экстремистских материалов. Согласно постановлению, вести этот список поручено министерству информации. Об этом и других событиях - в Ежемесячном бюллетене событий в средствах массовой информации стран СНГ.

Азербайджан

Объявленная средствам массовой информации война продолжается. Причем, снова проигрывают СМИ. Продолжились физические и судебные расправы над журналистами. Так, в ночь с 6 на 7 мая в городе Худат неизвестные попытались избить главного редактора газеты "Шимал хеберлери" ("Северные новости") Джамиля Мамедли. Журналист также является председателем инициативной группы общественного объединения "Во имя закона". Его спасло только то, что неподалеку находились полицейские, которые спугнули нападавших.
Главный редактор узнал в нападавших сотрудников местного ресторана, которые и раньше угрожали ему. Он не исключил, что нападение носит заказной характер. Надо сказать, что, нападавшие, даже если их и узнают потерпевшие, вряд ли будут привлечены к ответственности. Таковы "традиции" в Азербайджане. А причина в подходе властей. В нормальном государстве министр внутренних дел бы заявил избитому гражданину, что приложит все силы, чтобы найти виновных. А в Азербайджане совсем наоборот. Министр внутренних дел Рамиль Усубов заявил, к примеру, что избиение военного обозревателя газеты "Гюнделик Азербайджан" Узеира Джафарова является спланированной им же провокацией. Это заявление, кстати, сказанное абсолютно серьезно, вызвало возмущение журналистов. По мнению директора независимого информационного агентства "Туран" Мехмана Алиева, министр не должен был делать такого заявления до окончания следствия по делу о нападении на У. Джафарова.
"Я думаю, что это не самая удачная попытка со стороны Рамиля Усубова спасти "честь мундира", - сказал Мехман Алиев.
"Как известно, Узеир Джафаров уже опознал в человеке, покушавшемся на него, сотрудника полиции, который принимал участие в судебных процессах над главным редактором газет "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан" Эйнуллой Фатуллаевым. Имеются и фотографии присутствия этого офицера на данном судебном процессе, что само по себе является достаточным основанием для проведения расследования.
Свою точку зрения по этому поводу высказал и председатель Союза журналистов Азербайджана, главный редактор газет "Айна-Зеркало" Эльчин Шихлинский. "Я отказываюсь понимать логику заявления Рамиля Усубова", - сказал председатель.
А логика проста и понимать нечего - любит министр классика Антона Чехова: если унтер-офицерская вдова сама себя высекла, то почему бы журналисту не заказать свое собственное избиение? На наш же взгляд, логика министра такова: избили журналиста за дело, за написанное. Вот и выходит: если бы ничего не написал, так никто бы его и не избил, а так написанным сам себя и заказал.
Недалеко от МВД ушло и министерство национальной безопасности Нахчыванской автономной области, которое вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, предпочло разбираться с журналистами. Враги - их еще найти надо, а журналисты всегда под рукой на все случаи жизни. А если учесть, что представители власти смотрят на некоторых журналистов как на врагов, то вообще далеко ходить не надо. Так, сотрудника газеты "Бизим йол" по Нахчывану Эльмана Аббасова допрашивали в Нахчыванском отделении МНБ в течение трех часов. При этом доставили его туда насильно. Во время трехчасового допроса журналиста обвинили в "пропаганде статей оппозиционного толка". МНБ интересовалось также деятельностью Объединения "Молодежная интеллигенция", местного Ресурсного центра и реализуемым центром проектом о торговле людьми. Причем, когда журналисты обратились в МНБ Азербайджана за комментариями, руководитель Центра по связям с общественность МНБ Ариф Бабаев разговаривать отказался. Хорошо еще, что не заявил: Эльман Аббасов сам себя допрашивал, а МНБ рядом не стояло.
Складывается впечатление, что государственные ведомства в республике вообще занимаются не тем, чем надо. К примеру, сотрудники министерства по чрезвычайным ситуациям вместо того, чтобы разбираться со стихийными проблемами, решили проверить конструкционные подпорки помещения, где расположены газеты "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан", учредитель которых отбывает наказание по обвинению в клевете. Дело, конечно, нужное, тем более, что выявили в стенах трещины и потребовали эвакуации. В принципе, в этом нет ничего удивительного, если бы не одно "но" - почему-то из всего многоэтажного здания потребовали эвакуировать только редакцию, тогда как по логике угроза опасности нависла над всеми жильцами дома. Выходит, что опасным, по мнению МЧС, была не трещина, а коллектив редакции.
Но на этом злоключения газет "Гюнделик Азербайджан" и "Реальный Азербайджан" не закончились. В офисе газет 10 сотрудников МНБ провели обыск. Параллельно с этим обыск проходил и в доме главного редактора и учредителя этих газет Эйнуллы Фатуллаева.
Как объяснил руководитель отдела по связям с общественностью МНБ Ариф Бабаев, обыски проводятся в связи с тем, что Главным следственным управлением МНБ возбуждено уголовное дело по факту террористической угрозы.
Из комментариев З. Гаралова следует, что на сайте газеты указаны конкретные адреса определенных государственных объектов и написано, что согласно имеющейся информация, эти объекты будут подвергнуты бомбардировке со стороны Исламской Республики Иран. "Эта информация является угрозой террором. И поэтому Министерство национальной безопасности возбудило уголовное дело по 1-ой части статьи 214 Уголовного Кодекса, проходят следственные мероприятия".
Считаем, что нам тоже стоит дать свой комментарий в связи с подобным объяснением. Дело в том, что списки объектов, которые будут подвергнуты бомбардировке со стороны Ирана в случае войны, были распространены посольством Ирана в Азербайджане. Причем, со стороны МИД Азербайджана этот факт проигнорировал и даже не послал ноту протеста. Выходит, что крайним оказался Эйнулла Фатуллаев.
В мае печальную годовщину отметил главный редактор газеты "Бизим йол" Бахеддин Хазиев, который был избит в ночь с 18 на 19 мая прошлого года неизвестными. Журналисту пришлось несколько месяцев лечиться, и вот только недавно он, наконец, смог приступить к работе. Так вот в связи с годовщиной Б. Хазиев обратился к генеральному прокурору Закиру Гаралову, министру внутренних дел Рамилю Усубову и министру национальной безопасности Эльдару Махмудову. В своем обращении главный редактор отметил, что в связи с фактом по статье 127 Уголовного кодекса Абшеронским районным отделом полиции возбуждено уголовное дело. Следствие признало его пострадавшим, однако за этот период преступники так и не были найдены.
"В правоохранительных органах имеется достаточно опытных, профессиональных сотрудников, способных раскрыть это преступление, в связи с чем у меня возникает мысль, что следственные органы или представители их руководства не заинтересованы в этом", - говорится в обращении журналиста.
Главный редактор отметил, что, если следственные органы не добьются в ближайшее время конкретных результатов, он будет вынужден подать в суд на министерство внутренних дел, ответственное за раскрытие преступления. Следует уже подавать, поскольку если за год никого не нашли, то вряд ли что-то решат еще пара месяцев.
А теперь о судебных расправах, поскольку иначе судебные процессы и вынесенные приговоры не назовешь. В мае завершился судебный процесс над главным редактором газеты "Сенет" Самиром Садагатоглу и журналистом этой газеты Рафигом Таги. Журналисты обвинялись по статье 283.1 ("Разжигание национальной, расовой и религиозной розни") в связи с материалом "Европа и мы", в которой, по мнению обвинения, автор оскорбил пророка Мухаммеда. В предыдущих бюллетенях мы отмечали, что в этой истории много неясного. Ничего в сущности и не прояснилось, кроме того, что Рафига Таги осудили на 3 года, а Самира Садагатоглу на 4 года.
Районный суд Баку удовлетворил иск депутата Милли Меджлиса, дяди президента страны Джалала Алиева, посчитавшего, что статьей "АMAY - торговая марка семьи Алиевых" журналисты оклеветали и оскорбили его. Суд приговорил главного редактора газеты "Mухалифет" Ровшана Кебирли и редактора издания Яшара Агазаде к двум и шести годам лишения свободы. Журналисты были арестованы прямо в зале суда и отправлены в Баиловский следственный изолятор.
Судья Сабаильского суда Баку Алим Намазов вынес решение по иску о клевете лидера Демократической партии Сардара Джалалоглу и его брата Гурбана Мамедова к газете "Милли йол". Предметом иска стала статья "Истерика лиц, с которых сорваны маски", опубликованная в февральском номере газеты. Решение - авторы статьи Кянан Керимоглу и Маир Самедли должны выплатить штраф в размере 2 тысяч манатов каждому, а газета опубликовать опровержение. Одновременно суд отклонил иск Джалалоглу и Мамедова в порядке частного обвинения с требованием привлечь авторов к уголовной ответственности по статьям 147 (клевета) и 148 (оскорбление). Однако не стоит обольщаться, считая, что справедливость по отношению к журналистам восторжествовала. Абсолютно нет. Все дело в истцах. Дело в том, что истцы - не чиновники и не представители правящей партии, на страже интересов которых стоят азербайджанские суды, а значит, можно и обойтись без сурового наказания.
В результате на сегодняшний день в местах заключения находятся 8 азербайджанских журналистов. Такого нет ни в одной стране СНГ.

Армения

Так случилось, что об азербайджанском журналисте Эйнулле Фатуллаеве заговорили и в Армении. История, в связи с которой всплыло имя азербайджанского журналиста, темная и похожа на провокацию. Итак, в еженедельном бюллетене (25–31 мая) Ереванского пресс-клуба была размещена информация о том, что СМИ Азербайджана получили "пакет материалов от Союза журналистов Армении", в котором содержалось "заявление" председателя СЖА Астхик Геворкян. В заявлении от имени 10 журналистских организаций Армении выражался протест против ареста азербайджанского журналиста, редактора газеты "Реальный Азербайджан" Эйнуллы Фатуллаева и содержалось требование к азербайджанским властям срочно освободить его. В другом "материале пакета" был точно такой же текст, но уже с именами и контактными данными руководителей 10-и журналистских организаций Армении и на "бланке" одной из НПО - "Журналистов-расследователей". Третий "материал пакета" представлял статью журналиста Нельсона Алексаняна "Клизма против горькой пилюли" с веб-сайта www.analitika.am. Статья сопровождалась несколькими фотоснимками, в том числе копией паспорта гражданина Республики Армения (инициалы сознательно опускаем) с фотографией человека, похожего на Эйнуллу Фатуллаева. Весь этот "пакет" якобы поступил с электронного адреса Астхик Геворкян astqik_gevorkyan@mail.ru.
Ереванскому пресс-клубу не составило труда выяснить, что у председателя СЖА Астхик Геворкян нет и никогда не было упомянутого выше адреса электронной почты. Ни Астхик Геворкян, ни "Журналисты-расследователи", ни другие указанные в "материалах" журналистские объединения не делали и не отсылали никаких заявлений по поводу Эйнуллы Фатуллаева. Что касается статьи Нельсона Алексаняна, то она действительно была размещена 21 мая на веб-сайте www.analitika.am, однако имела только одну фотографию - портрет Фатуллаева. Как считает Ереванский пресс-клуб, изложенные в статье причины преследования азербайджанского журналиста являются исключительно точкой зрения ее автора и никоим образом не могут являться свидетельством волны протеста против осуждения Эйнуллы Фатуллаева в Армении, как это пытаются создать в Азербайджане. Так считает Ереванский пресс-клуб.
"Журналистское сообщество Армении выступало и выступает против какого бы то ни было уголовного преследования представителей СМИ за их профессиональную деятельность. Однако никаких акций протеста в связи с арестами и осуждениями азербайджанских журналистов (особенно участившимися в последнее время) со стороны их армянских коллег инициировано не было, в первую очередь исходя из деликатного характера отношений между нашими странами. В сложившихся реалиях принцип "не навреди" является приоритетным. Кому была нужна эта фальшивка? Думается, азербайджанские коллеги без особого труда сами найдут ответ на этот вопрос", - говорится в бюллетени Ереванского пресс-клуба.
Можно только предполагать, кто может стоять за этой грязной историей, если учесть, что Э. Фатуллаеву предъявлено новое обвинение, а с доказательствами, похоже, у национальных чекистов большие проблемы.
А теперь непосредственно о событиях, которые произошло в мае в самой Армении. Вечером 9 мая в Ереване при попытке правоохранительных органов разогнать людей, собравшихся у здания Службы национальной безопасности РА, пострадали журналисты.
По словам очевидцев, после предвыборного митинга партий "Республика", "Новые времена" и блока "Импичмент" его организаторы призвали своих сторонников направиться с шествием к зданию СНБ - на территории которого располагается следственный изолятор - в знак поддержки содержащимся там лицам. Приблизившихся к зданию СНБ демонстрантов встретили сотрудники полиции и сил специального назначения. Последние стали оттеснять демонстрантов, применяя дубинки и слезоточивый газ. Как сказал журналист Гагик Шамшян, представители правоохранительных органов попытались отобрать у него фотоаппарат, разорвали куртку, и лишь благодаря вмешательству демонстрантов камеру удалось спасти. По словам корреспондента газеты "Айастани Анрапетутюн" Цовинар Назарян, при применении силами правопорядка слезоточивого газа струя попала ей прямо в глаза, после чего она минут 10 ничего не видела.
"Согласно сформировавшейся у нас плохой традиции, меры, принимаемые полицией против митингующих, распространяются также на журналистов. Независимо от того, симпатизирует журналист акции протеста или нет, есть там противоправные действия или нет, он обязан освещать, фотографировать, записывать и так далее", - сказал председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян. По его словам, правоохранительные органы не уверены в том, что их действия правомерны, "и для того, чтобы скрыть неправомерность, надо помешать журналистам адекватно освещать события".
В конце мая состоялось последнее заседание по делу внештатного корреспондента газет "Аравот" и "Четвертая власть" Гагика Шамшяна, обвиняемого "в захвате чужого имущества путем мошенничества либо воспользовавшись доверием", в "унижении чужой чести и достоинства". Прокурор Титал Узоян требует для обвиняемого 4 года заключения.
Согласно изменениям в законодательстве РА "Уголовный судебный процесс" приговор может быть вынесен позже. Пользуясь этим, судья решил прочитать приговор 6-ого июня.
Эксперт Ереванского пресс клуба Мероп Арутюнян оценивает обвинения против Шамшяна как бессмыслицу и месть.

Беларусь

Здесь готовят новый документ, который можно будет использовать против СМИ. Премьер - министр Беларуси Сергей Сидорский подписал постановление, согласно которому информационная продукция, признанная по решению суда экстремистскими материалами, будет включена в республиканский список экстремистских материалов. Согласно постановлению, вести этот список поручено министерству информации.
Республиканский список экстремистских материалов будет публиковаться в газетах "Рэспубліка", "Народная газета" и "Звязда" в 3-дневный срок со дня его поступления из министерства информации. В списке помимо таких данных как вид информационной продукции, наименование суда, вынесшего решение, и дата вступления этого решения в силу, будут также указываться наименование, автор и (или) изготовитель информационной продукции.
Указанный документ появился благодаря статье 14 Закона Беларуси от 4 января 2007 года "О противодействии экстремизму".
А пока новый документ не "выстрелил", с журналистами расправляются по старой схеме. Журналист незарегистрированной малотиражной светлогорской газеты "Рэгіянальныя навіны" Кирилл Ксензов был оштрафован решением суда Светлогорского района на 930 тысяч рублей (30 базовых величин). Штраф наложен согласно статье 22.9 ч.1 Административного кодекса - "Нарушение законодательства о печати и других средствах массовой информации".
Обвинение основано на содержании публикаций Кирилла Ксензова "Они знают свои роли" о деятельности депутатов местных Советов и "Президентство по наследству". Материалы были напечатаны в январе в первом номере газеты "Рэгіянальныя навіны".
Судья Ирина Алисейко посчитала, что эти публикации оскорбляют честь и достоинство руководителя страны А. Лукашенко и других госчиновников, чьи имена там названы.
Хотя со времени публикации материалов до момента составления административного протокола прокуратурой Светлогорского района прошло более двух месяцев, судья вынесла решение оштрафовать Кирилла Ксензова за "злоупотребление свободой средств массовой информации".
Автор публикаций с приговором не согласен. Его точку зрения разделяют и юристы. К примеру, юристы БАЖ считают, что, во-первых, прошел срок привлечения к ответственности, и, во-вторых, на момент совершения правонарушения действовал другой Административный кодекс (новый вступил в силу 1 марта 2007 года), который иначе определял состав правонарушения и размер наказания.
Как отметил заместитель председателя БАЖ, юрист Андрей Бастунец, остается еще вопрос распространения статьи 22.9 КоАП на деятельность изданий тиражом меньше 300 экземпляров. По мнению юриста, журналист может обжаловать решение суда в кассационном порядке.
И еще. Российский таблоид "Жизнь" заморозил свой белорусский проект, так и не сумев за полгода получить свидетельство о регистрации издания. Весь состав редакции, который должен был трудиться в Беларуси над созданием массовой газеты, уволен. Представители "Жизни" не исключают, что такой исход событий произошел не без вмешательства местных конкурентов.

Документы на регистрацию издания были направлены в Министерство информации еще в конце 2006 года.
"Мы хотели бы знать любой конкретный ответ - или положительный, или отрицательный. Но на протяжении нескольких месяцев со стороны Министерства информации процесс "забалтывается", решение не озвучивается, точные претензии не предъявляются. И мы знаем, почему так происходит, - сказал теперь уже бывший главный редактор белорусской редакции "Жизни" Кирилл Позняк. - Теперь наш проект заморожен. Это сделано исключительно в целях экономии. Попытки зарегистрироваться будут продолжаться. В случае, если все получится, состав редакции будет снова созван. А пока все уволены, в том числе и я".
Мы не исключаем, что дело не только в конкурентах, но и в нежелании властей пускать на информационное поле новое издание, каким бы оно ни было - спокойнее.

Грузия

Несмотря на большой опыт независимости, журналисты Грузии, тем не менее, переживают сложный период испытания свободой слова. Немногим из них удается избегать тенденциозности, предвзятости, бездоказательности. Радует одно, что в Грузии редко обращаются в суды с исками на журналистов, предпочитая извинения. К примеру, депутат Бесо Джугели выразил недовольства статьей журналиста Эки Квеситадзе в газете "24 саати". В этой статье Эка Квеситадзе критикует депутата за высказывания в отношении национальных меньшинств, сделанные им в эфире радио "Уцноби" и ТВ "Имеди". Депутат утверждает, что никаких заявлений не делал.
Бывает и наоборот, когда здравым размышлением журналисты вызывают удар на себя. Так, в частности, было с редактором абхазской газеты "Гали" Нугзара Салакая. В мае он был избит неизвестными, в результате чего попал на больничную койку. По мнению главы департамента по вопросам Гальского района Абхазии, нападение произошло из-за одной из статей редактора. В статье Нугзар Салакая назвал трех грузинских студентов, задержанных на территории Абхазии, заложниками и отметил, что абхазский народ до сих пор не понимает того, что опасность ему угрожает не со стороны Грузии, а со стороны Российской Федерации.
16 мая в зоне грузино-осетинского конфликта, в прилегающем к Цхинвали грузинском селе Тамарашени, произошел конфликт между съемочной группой телекомпании "Мзе" и правоохранителями непризнанной Республики Южной Осетии. Причиной инцидента стала попытка журналистов отснять видеоматериал для информационного сюжета, который готовился в связи с перекрытием дорог в зоне конфликта.
Ситуация разрядилась после того, как журналистами удалось связаться по телефону с министром внутренних дел Южной Осетии Михаилом Миндзаевым. В результате вмешательства Миндзаева, милиционеры оставили журналистов в покое.

Казахстан

Нет никакой информации о пропавшей 30 марта журналистке газеты "Закон и правосудие" Оралгайши Омаршановой. В прессе 2 мая появилась информация о том, что телефон журналистки прослушивала полиция. Такое заявление сделала одна из героинь ее репортажей Бакытгуль Шакпутова. По ее словам, журналистка успела собрать много материала про миллиардные потери в компании "Казахмыс". Утверждается, что представитель компании имел родственника среди полицейских. Представители министерства внутренних дел отрицают эту версию.
По мнению Бакытгуль Шакпутовой, полиция прекрасно знала о том, что корреспонденту не раз угрожали по телефону, но не принимала мер.
"Ей на сотку позвонили и сказали: "Что тебе надоело жить, что ты в Жезказгане потеряла?" Она начала ругаться. Я говорю: "Что это такое?" Она говорит, не переживай, это называется психологическое давление. Я говорю, тебе же угрожают. Она говорит, таких звонков уже наслышалась. 16 марта я написала, сдала в следственный комитет. Я там написала номер, с которого звонили, угрожали…" - рассказала Б. Шакпутова.
Коллега пропавшей журналистки Мухит Искаков сообщил, что они тоже написали заявления и в полицию, и в КНБ о том, что были угрозы по телефону, где человек с кавказским акцентом угрожал журналисту и предупреждал, чтобы она прекратила журналистские расследования. По словам Мухита Искакова, у него сохранился номер звонившего, однако этот номер органы почему-то не запрашивают.
Заместитель начальника криминальной полиции Мурат Шамгунов полагает, что для того чтобы использовать и проверить телефонные данные необходимо пройти ряд процедур. "Сначала необходимо постановление, затем по этому постановлению прокуратура дает санкцию. Иначе нельзя. Мы не можем проверять все телефоны подряд", - объяснил он.
Б. Шакпутова считает, что представитель полиции не договаривает. Более того, полиция сама прослушивала телефон журналиста, говорит она.
Между Бакытгуль Шакпутовой и полицейским Муратом Шамгуновым состоялся следующий диалог в присутствии журналистов.
"Она несколько раз встречалась с сотрудниками КНБ. Ей сказали, что без ее ведома ее прослушивают", - сказала Б. Шакпутова.
"Я не могу сказать, кто из сотрудников КНБ. У нас есть закон об оперативно-разыскной деятельности, где - то моменты я не имею возможности оглашать", - ответил на выпад М. Шамгунов.
Мурат Шамгунов полагает, что версий пропажи журналиста несколько. Сейчас отрабатываются все версии, сказал он. Но добавил, что связь исчезновения корреспондента с ее профессиональной деятельностью тоже проверяется. Резюмируя, Шамгунов сказал, что в Казахстане журналисты пропадают нечасто: "Это уже второй случай… Первый случай был в октябре 2005 года. В Шымкент выехал корреспондент газеты „Жума-Таймс". В ходе розыскных мероприятий он был установлен и сейчас работает".
Крупным скандалом стало приостановление на три месяца деятельности телеканала КТК и газеты "Караван", соучредителем которых является зять президента Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев. Эксперты связывают это с тем, что Р. Алиев обвинен в похищении сотрудников "Нурбанка" и в отношении него возбуждено уголовное дело. При этом эксперты не исключают, что в Казахстане идет война между крупными национальными олигархами с переделом собственности.
31 мая руководство газеты "Караван", выпускавшее Интернет-версию газеты, получило от судебных исполнителей предупреждение, в котором говорится, что издание нарушает определение суда о запрете выпуска газеты, поскольку разместило не вышедшие в печать материалы журналистов на Интернет-сайте газеты. В результате; сайт закрыт. Об этом корреспонденту агентства сообщила старший юрисконсульт ИД "Алма-Медиа" Светлана Шамычкова.
"Судебные исполнители посчитали, что определение специализированного межрайонного экономического суда распространяется не только на газету в печатном виде, но и в электронном", - сообщила С. Шамычкова. Она пояснила, что для того, чтобы закрыть сайт, необходимо было получить разъяснение суда.
"Дело в том, что прокурор в своем исковом заявлении о приостановлении выхода, говорил о печатном издании с регистрационным номером. Поэтому суд не имел права выходить за рамки исковых требований, и наложил запрет на выход газеты типографским способом", - пояснила юрисконсульт, добавив, что "судебный исполнитель по-своему интерпретировал определение суда".
В настоящее время, руководство газеты "Караван" отправило судебному исполнителю Администратора судов Алматы письмо, в котором просит обратиться в суд для разъяснения определения.
Не обошелся месяц без участия Комитета национальной безопасности в судьбе журналистов. Это уже тоже, похоже, стало национальной традицией. Так, КНБ возбудил уголовное дело против оппозиционной газеты "Тасжарган" по обвинению в покушении на честь и достоинство президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Поводом стали две перепечатки из зарубежных газет. Первая была перепечатана в 2005 году из газеты "New York Times". В ней конгрессмен Кейн назвал власти Казахстана "бандитами и головорезами". Вторая - статья турецкого публициста Фарида Муртаза "Цена обеда" - опубликована в "Тасжаргане" 5 октябре 2006 г.
Еще в начале ноября 2006 года главного редактора "Тасжарган" Бахыткул Макимбай посетил оперуполномоченный КНБ по городу Алматы. Он потребовал написать объяснительную по поводу последней статьи и заявил, что КНБ будет реагировать на любые материалы, которые задевают честь и достоинство главы государства.
Еще одна опасная тенденция, которая появилась в Кыргызстане, - это отказ в информации и нежелание сотрудничать с журналистами.
Журналисты Талдыкоргана вышли с предложением к местному ДВД - публиковать в газетах списки пьяных водителей. И попросили предоставить информацию о наказании нарушителей. Однако полицейские, судьи и сотрудники комитета по правовой статистике запросы проигнорировали. Ответа журналисты ждали полгода, затем обратились в суд. Первый состоялся в Ескельдинском районе. Буквально в считанные минуты судья утвердил мировое соглашение. Ответчик пообещал предоставить запрашиваемую информацию. Впереди у журналистов еще восемь подобных процессов против начальников РОВД, судьей и руководства ДВД области и Комитета дорожной полиции МВД. Подобное разбирательство - первое в Казахстане. Этот факт радует, однако, другие случаи, зафиксированные Международным Фондом защиты свободы слова "Адил соз", менее удачные. К примеру, 18 мая парламент в срочном порядке обсуждал поправки в конституцию, предложенные президентом. Журналистов допустили только на протокольную съемку. Самые важные поправки обсуждались в закрытом для СМИ режиме.
А 29 мая журналист Алия Ахмедиева, являющаяся представителем Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, вместе с оператором Айдаром Хаджимуратовым не смогли попасть на судебный процесс по иску газеты "Вечерний Талдыкорган" к городскому маслихату за отказ в предоставлении информации.
Охрана Талдыкорганского городского суда, стоящая на входе, сослалась на распоряжение администратора Алматинской области А. Жаксыбаева.
Аналогичный случай произошел и в Коксуком районном суде. Здесь охранники запретили снимать даже здание суда. Когда Алия Ахмедиева и оператор зашли с камерой внутрь здания, то со словами: "Уберите камеру" на них тут же накинулась охрана. И даже, несмотря на то, что камера была спрятана, ни журналиста, ни оператора не пропустили к председателю суда. Через 40 минут ожидания оба были вынуждены уйти.
Не исключено, что все это неслучайно. У "Адил соза" имеется копия внутриведомственного распоряжения Администратора судов Алматинской области от 04.05.07 за № 1464–4, адресованного председателям районных и приравненных к ним судов и старшим судебным исполнителям территориальных участков. Распоряжение подписано администратором судов А. О. Жаксыбаевым. Ссылаясь на эту директиву, журналистов не допускают в залы судебных заседаний.
"Во исполнение распоряжения руководства Алматинского областного суда напоминаем о необходимости неукоснительного выполнения требований "Правил пребывания граждан в зданиях (помещениях) судов республики", утвержденных Распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июня 2006 года за № 121 в части обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов.
Вам надлежит провести дополнительную работу с судебными приставами, работниками канцелярии и сотрудниками полиции по ужесточению пропускного и внутриобъектового режимов, недопущению бесконтрольного нахождения в зданиях лиц, не имеющих отношения к судебному процессу. Все работники должны быть ориентированы на пресечение возможных провокационных действий со стороны отдельной категории лиц.
Особое внимание обратить на положение, что посетителям запрещается проносить в здание Судов аудио-, видео-, фотоаппаратуру, сотовые телефоны другие электронные и технические средства (радиостанции) без согласования с Руководителем, а также производить несанкционированную фото- и видеосъемку.
Исключить возможность вступления в непроцессуальные контакты с судьями и работниками судов посетителей в зданиях судов и за его пределами. В повседневной деятельности строго руководствоваться требованиями Закона "О борьбе с коррупцией", Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан", - говорится в директиве.
"Адил соз" отмечает, что действующее законодательство, в частности, "Правила пребывания граждан в зданиях (помещениях) судов республики", на которые ссылается Жаксыбаев, прямо указывают, что
1.8. Право на вход в здание суда в рабочее время по служебным удостоверениям установленного образца имеют:
5) представители средств массовой информации для присутствия в открытых судебных заседаниях, официальных мероприятиях.
2.4. Посетители судов вправе по своему усмотрению находиться в зале судебного заседания в качестве наблюдателей при рассмотрении судом того или иного судебного дела, если судебное заседание не объявлено закрытым.
Данное распоряжение противоречит также ст. 29 УПК, ст. 19 ГПК, ст. 24 КОАП РК, действующим нормативным постановлениям Верховного Суда РК и Циркулярному письму ВС РК от 07.11. 2000 г. № 10–9/1017, которые направлены на обеспечение гласности по уголовным и гражданским судебным процессам.
Вот только непонятно, может ли эта директива быть основанием при судебном разбирательстве журналистов с теми, кто отказал им в информации?

Кыргызстан

Журналисты Кыргызстана самоутверждаются. И надо признать, что делают они это в сложной атмосфере. Практически их атакуют со всех сторон. И со стороны спецслужб, и со стороны законодательной власти, и со стороны местной власти, да еще и непосредственно со стороны собственных работодателей.
К примеру, 11 мая сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) допросили главного редактора оппозиционной газеты "Айкын" Керима Айдарова. По словам главного редактора, сотрудников ГКНБ интересовала деятельность редакции в период острых политических противостояний и митингов в марте и апреле 2007 года. "В основном их интересовала финансовая отчетность",- сказал К. Айдаров.
На допрос в ГКНБ был вызван и редактор газеты "Новый Кыргызстан" Артем Петров. Допрос проходил в связи с информационной поддержкой, которую издание оказывало Объединенному фронту "За достойное будущее Кыргызстана". Ранее сотрудники спецслужб произвели выемку финансовых документов еженедельника в рамках уголовного дела, возбужденного против сторонников ОФ в связи с подозрением в их причастности к организации массовых беспорядков в Бишкеке (так официально трактуются события 19 апреля, когда на центральной площади был разогнан бессрочный митинг оппозиции).
По словам А. Петрова, следователь, вызвавший его в ГКНБ, задавал вопросы, касающиеся взаимодействия ОФ и газеты.
Свое недовольство работой телеканалов, лояльных властям, выразили депутаты национального парламента. Речь, в частности, идет о том, как телеканалы подавали информацию по обсуждению вопроса об энергетике. Депутат Омурбек Текебаев заявил, что вопреки постановлению палаты о том, чтобы заседание по обсуждению состояния энергетической отрасли страны было показано полностью, трансляция была проведена днем. "Получается, что никто из жителей республики и не увидел ее. А ведь цель была в том, чтобы все граждане имели представление об истинном положении в энергосистеме", - подчеркнул Омурбек Текебаев.
Другой депутат Дооронбек Садырбаев был возмущен тем, как некоторые телеканалы раскритиковали депутатов, которые, "не проработав ни одного дня в энергетической системе, критикуют программы в этой области".
"Для того чтобы обсуждать уголовный кодекс, мне не нужно сидеть пять лет в тюрьме", - заметил Дооронбек Садырбаев. Он также объявил, что готов участвовать в дебатах на государственном телеканале со своим коллегой Азимбеком Бекназаровым, обсуждая тему энергосектора страны.
Азимбек Бекназаров также изъявил готовность выступить в телеэфире, так как, по его мнению, сейчас в некоторых СМИ КР, особенно на телеканалах, идет массированная атака на народных избранников, категорически выступающих против приватизации энергетической отрасли КР.
У депутата Каныбека Иманалиева другие претензии к СМИ. Ему не понравилось, что независимая газета "Жаны Ордо" опубликовала данные о его додепутатской деятельности, когда он был президентом Акционерного общества "Учкун" и пресс-секретарем экс-президента КР Аскара Акаева. Депутат обратился в Первомайский районный суд Бишкека с иском против независимой газеты, посчитав сведения о своей былой деятельности недостоверными.
"Мы не преследовали цель - опорочить имя депутата Иманалиева. Писали только о том, что достоверно и доказано. Мы готовы доказать эти факты и на суде",- отметил Б. Назаралиев.
В свою очередь депутаты почему-то отказываются от участия в открытых дебатах в СМИ. Этим и вызвано недовольство коллектива областного радио "Алмаз-Нарын" действиями местных депутатов. Директор радио Жаркын Ибраева направила письмо председателю Нарынского городского совета Амантуру Абдыкеримову, в котором выражается недовольство тем, что местные депутаты не принимают участие в радиопередаче "Сиз бизге убада кылгансыз" ("Вы нам обещали").
"В марте 2007 года коллектив радио направил письмо 14 депутатам городского кенеша. Но ни один из них не ответили на послание, некоторые даже выкинули письмо", - сообщает Ж. Ибраева. Очевидно, все дело в тех самых обещаниях, которые депутаты не выполнили.
О своем намерении судиться с журналистом Национальной телерадиовещательной корпорации (НТРК) Кайратом Биримкуловым объявил представитель государственного предприятия компании "Национальная компания Кыргыз темир жолу". Журналиста обвиняют в распространении информации, задевающей честь и достоинство работников компании. Информация, которая, по мнению представителей компании, опорочила их честь, была озвучена 26 января во время пресс-конференции в агентстве АКИpress К. Биримкуловым и председателем Общественного объединения по защите прав потребителей "Кыргыз транс контроль" Виктором Горевым.
Компания требует от журналиста дать опровержение на пресс-конференции в ИА АКИpress и взыскать с К. Биримкулова и В. Горева 1 миллион сомов ($26 315) в качестве компенсации за моральный ущерб в пользу компании.
Сам журналист оценивает действия компании как преследование за проведенную пресс-конференцию, на которой обсуждалась тема коррупции на кыргызской железной дороге и трансляции телепрограмм на местных каналах на данную тему.
Судья Ленинского районного суда города Бишкек Маргарита Мельникова 31 мая отложила судебный процесс по делу журналиста Кайрата Биримкулова на начало июля 2007 года. Об этом сообщает Общественное объединение "Журналисты" со ссылкой на информацию, полученную от самого К. Биримкулова.
Судья посчитала, что у предприятия недостаточно аргументов для рассмотрения дела.
А под самый "занавес" месяца - взрыв, который произошел в туалетном помещении здания КыргызГИИЗ" (Головной институт инженерных изысканий), где арендуют помещение редакции областных газет "Эхо Оша" и "Уш садоси". По счастью, обошлось без человеческих жертв, поскольку сотрудники редакций в это время ушли на обед.
По информации пресс-службы управления внутренних дел города Ош, 31 мая при разборе завалов на месте взрыва был обнаружен детонатор ВМУ-3. В этот же день городской прокуратурой возбуждено уголовное дело по статье 226 ("терроризм") Уголовного кодекса КР. Материалы дела переданы в управление Государственного комитета национальной безопасности по городу Ош и Ошской области.

Молдова

В связи с международным днем прессы представители различных подразделений Евросоюза, Миссии ОБСЕ и посольств в Молдове распространили заявление, в котором выразили озабоченность по поводу серьезности приверженности Молдовы принципу свободы прессы.
В документе подчеркивают "важность беспрепятственно работающих и энергичных СМИ для развития демократического, свободного и открытого общества. Функционирующая демократия не представляется без плюралистичного медийного поля, без по-настоящему свободной и независимой прессы, а также без возможности для всех граждан осуществлять свои права на свободу выражения и доступа к информации.
В данном контексте авторы заявления напоминают о различных обязательствах и обещаниях, взятых на себя Республикой Молдова в рамках Всемирной декларации о правах человека, Европейской конвенции по правам человека, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, плане действий Молдова-ЕС и программе Соединенных Штатов „Вызовы тысячелетия".
„Мы придаем огромное значение этим ценностям. Посему глубоко сожалеем, что, за последний год были достигнуты скромные успехи в выполнении таковых на практике. На самом деле, Молдова в действительности откатилась назад за последний год, вызывая озабоченность по поводу серьезности ее приверженности принципу свободы прессы", говорится в заявлении.
"Мы высоко ценим успехи Республики Молдова, достигнутые в улучшении общих законодательных рамок имеющих отношение к свободе СМИ и, в частности, отмечаем принятие нового кодекса о телерадиовещании. Мы продолжаем, тем не менее, помнить, что недавние неверные шаги в выполнении законодательства могут поставить под угрозу данные достижения.
Поспешная и нетранспарентная реорганизация Радио Антенна-С и Евро-ТВ, прерванное вещание сигнала трансляции Антенны-С во время процесса реорганизации и задержание 27 марта в Кишиневе мирных участников акции протеста и журналистов выявляют тревожную негативную тенденцию. Более того, организация "Телерадио Молдова" по-прежнему, вот уже в течение многих лет, добивается скромных успехов в становлении в качестве поистине независимого общественного вещательного учреждения.
"Без коррекции данной тенденции Молдова может оказаться не в состоянии выполнить свои международные обязательства", - подчеркивается в заявлении.
Остается надеяться, что это заявление не останется без должного внимания со стороны тех, к кому оно имеет непосредственное отношение.
Май выдался в Молдове жарким в политическом плане. Здесь состоятся выборы в местные органы власти и СМИ, соответственно, находились под пристальным вниманием общественности.
Надо отметить, что партия коммунистов Молдовы отказалась участвовать в телевизионных и радиодебатах с другими конкурентами, что было расценено ими негативно. Сами коммунисты объяснили этот шаг тем, что благородно отдают площадку тем кандидатам, которых избиратель практически не знает и нуждается в медиа-поддержке. "Мы считаем, что прямая ответственность перед избирателями важнее телевизионных шоу и вызывает значительно большее доверие избирателей", - уверены коммунисты.
Этот "благородный порыв" не был оценен по достоинству остальными участникам выборной гонки, которые посчитали, что тем самым коммунисты просто хотят уйти от прямого диалога с конкурентами. А главное - у них есть другие возможности оставить своих оппонентов позади. Отчасти это подтверждает мониторинг освещения предвыборной кампании, который проводили Ассоциация независимой прессы (АНП) и Независимый центр журналистики (НЦЖ) в рамках всеобщих местных выборов ведущими радио/телеканалами и газетами Республики Молдова.
Первый этап охватывал период 7 - 16 мая 2007 г. Мониторинг показал, что общественные СМИ "TV Moldova 1" и "Radio Moldova", телеканал "NIT" и радиостанция "Antena C" освещали действительность в благоприятном для Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) свете. В информационных выпусках телеканала "N 4" присутствовали и негативные материалы, но они были представлены таким образом, чтобы у зрителей не сложилось впечатление, что виновна в этом действующая власть.
Большинство местных общественных газет и бывшие правительственные издания - "Moldova Suverana" и "Независимая Молдова" - сохраняют издательскую политику, благоприятную для ПКРМ, одновременно атакуя отдельные оппозиционные партии. Исключение - газета "Вести Гагаузии", которая игнорирует местные выборы и освещают действия нового башкана (главы) региона. С другой стороны, частные газеты усиливают критику в адрес властей; в последнее время к этой группе присоединилась и газета "Flux". За исключением "Flux" и "Молдавских ведомостей", частные газеты не отдают явного предпочтения той или иной партии - каждая частная газета информирует своих читателей о нескольких партиях.
Что касается второго периода мониторинга 17–27 мая 2007 г., то здесь снова отмечен рост объема информации, благоприятной для Партии коммунистов, на общественных каналах "TV Moldova 1" и "Radio Moldova", а также на частных каналах "NIT" и "Antena C". Эксперты объяснили это усилением действий и заявлений предвыборного характера со стороны властей, которые освещают соответствующие СМИ. Слабый положительный резонанс возымело предупреждение Координационного совета по телерадиовещанию (КСТР) о пристрастности и отсутствии плюрализма на "Moldova 1" и "NIT", благодаря чему стало возможным распространение на "TV Moldova 1" постановления Центральной избирательной комиссии (ЦИК) об использовании председателем Парламента М. Лупу своей должности в целях продвижения кандидатов ПКРМ. Как и в предыдущие периоды, деятельность и заявления оппозиционных партий не освещались в информационных выпусках этих каналов, а форма проведения дебатов не прогрессировала, препятствуя обмену мнениями. Как считает эксперт НЦЖ Николае Негру, проводимые на молдавских телеканалах предвыборные дебаты трудно назвать дебатами в настоящем смысле этого слова.
Канал "N4" придерживался прежней позиции освещения действительности, старясь не подрывать имиджа правящей партии и ее шансов на выборах.
Радио "Vocea Basarabiei", телеканалы "PRO TV" и "TV7" предоставили доступ оппозиционным формированиям и пустили в эфир отдельные сообщения под критическим углом зрения. "Русское радио" в последние дни проявило легкую тенденцию косвенно благоприятствовать ПКРМ.
И в печатных изданиях также не отмечено значительных изменений в освещении предвыборной кампании. Бывшие правительственные, а также местные общественные газеты продолжали широко освещать предвыборные действия центральной и местной публичной администрации, одновременно атакуя - некоторые из них - кандидатов от оппозиции. Как и в предыдущий период, в большинстве частных газет преобладали критические выступления в адрес правления и реклама в пользу оппозиционных партий.
Газета "Flux" благоприятствовала ХДНП, "Молдавские ведомости" - Республиканской народной партии (РНП), "Saptamina" - Альянсу "Наша Молдова", а "Jurnal de Chisinau" опубликовал благоприятный материал для кандидата Демократической партии Владимира Филата. Ряд частных изданий - "Saptamina", "Observatorul de Nord" (г. Сорока), "Unghiul" (г. Унгень) и "СП" (Бэлць) сократили объем критических материалов в адрес властей, одновременно увеличив площадь под предвыборную рекламу.
Еще одно майское событие, на которое хотелось бы обратить внимание. Журналисты выиграли судебный процесс по иску мэра города Резина, что в 100 километрах от Кишинева. В октябре 2006 года мэрия города Резина и мэр Михаил Куц, а также граждане Руслан Сокол и Пантелей Кожухарь, ссылаясь на "оскорбление чести, достоинства и профессиональной репутации" и на "оскорбление чести и достоинства мэрии города Резина", подали иск на трех авторов журналистского расследования (Тудор Ященко, Виктор Софрони и Корнелия Козонак), а также на две газеты (региональная газета "Cuvantul" и республиканская "Ziarul de Garda"), которые опубликовали серию материалов в сентябре 2006 года. Журналисты описали злоупотребления городских властей в процессе приватизации и продажи ряда местных объектов. Мэр города Резина запросил у журналистов 300 тысяч долларов США, Руслан Сокол - 15 тысяч леев, а Пантелей Кожухарь - 5 тысяч леев, а также возмещение судебных издержек.
8 февраля 2007 г. суд города Резина оправдал журналистов. Однако мэр обжаловал решение резинской судебной инстанции в Апелляционном суде Молдовы. И вот в мае Апелляционный суд отклонил иск мэра. Согласно законодательству, истец Михаил Куц вправе обжаловать решение Апелляционного суда в Высшей судебной палате. При этом мэр заявил, что на выигранные деньги построит баню для горожан. С одной стороны, конечно, жалко горожан, если они останутся без бани в случае проигрыша мэра. А с другой, сказал бы уж прямо журналистам - скиньтесь на баню, у города денег на это дело нет.
В Приднестровье, как и в любом другом самопровозглашенном государстве, все силы брошены на поиски "врагов" и "третьих сил". В мае эта роль выпала "наемным НПО". Как заявил глава МГБ Приднестровья Владимир Антюфеев, "склонность руководства Молдавии к силовому разрешению проблемы Приднестровья подтверждается наращиванием боеспособности подразделений Национальной армии и внутренних дел, подготовкой военнослужащих совместно с партнерами по Программе НАТО „Партнерство ради мира" в отработке вопросов „разоружения незаконных воинских формирований", „уничтожения сепаратистов", которыми, по их мнению, является население ПМР. В целях гарантированного уничтожения тех самых сепаратистов Молдавия с 2003 года осуществляет реформирование Национальной армии по стандартам НАТО. В стране проводится пропагандистская кампания по вовлечению граждан Молдавии в число сторонников ее вступления в Североатлантический альянс".
Главный чекист Приднестровья считает, что среди населения подогреваются реваншистские настроения, но самое "опасное", на его взгляд, это работа гражданского сектора.
"Подкуп отдельных общественных организаций, СМИ и создание таким образом управляемой извне оппозиции является важнейшей задачей западных структур и спецслужб противника. Министерство госбезопасности обладает всей информацией о деятельности НПО Приднестровья и источниках их финансирования. И мы готовы пресечь любые антиконституционные проявления а, тем более, попытки организации какой-либо "цветной революции". Предупреждаем: что если наемные НПО изберут радикальный путь, наш ответ будет адекватен", - пригрозил Владимир Антюфеев.

Таджикистан

Любопытным, на наш взгляд, с точки зрения, как власти оценивают свободу слова, стало интервью с директором Центра стратегических исследований при президенте РТ Сухробом Шариповым, которое взяли журналисты "АП". На вопрос журналистов, стало ли в Таджикистане больше свободы слова за последний год, прозвучал следующий ответ.
"Давать оценку сложно, все относительно. Свобода слова у нас сейчас находится в зачаточном состоянии по сравнению с передовыми странами. В то же время важно отметить, что тенденции развития в этой сфере положительные. Мы живем в среде, которая имеет объективные правила. Есть некие общественные условия, которые ограничивают свободу слова в обществе. И хотим ли мы того или не хотим, они влияют на нас. Это связано с теми традициями общинности, существующими в нашем обществе. Порой, эти традиции тормозят развитие свободы слова. Но по мере развития рыночных отношений, индивидуализации общества общинные отношения будут ослабевать. Люди будут раньше взрослеть, станут более независимыми", - считает глава Центра.
Возможна ли эта самая свобода без экономической основы и может ли она существовать в нищей стране? - следующие вопросы эксперту.
"Бедная страна с широкими возможностями для свободы слова - это страна с постоянными революциями. Пример - многие африканские государства. С другой стороны, есть пример западного понимания. Это когда на пророка Мухаммеда можно рисовать карикатуры. Для нас это - табу. В нас это заложено, и никто против этого не пойдет", - считает С. Шарипов.
В беседе с экспертом журналисты подняли и табуированные темы для СМИ, к примеру, о коррупционерах-чиновниках. К сожалению, конкретного ответа у эксперта не нашлось, хотя по долгу службы он мог бы и проанализировать такой "феномен". А ограничился стандартным ответом: "Это ненормально. Мне неизвестны причины, по которым журналисты не пишут о коррупции. За исключением тех случаев, когда речь идет о безопасности журналистов. Журналист должен давать сигнал обществу, что есть факты коррупции. Без поддержки всего общества победить коррупцию невозможно. С другой стороны, власть готова и создание антикоррупционного агентства - ясный сигнал обществу".
Еще одна, на наш взгляд, интересная тема, которая была поднята в обществе, это судебная защита СМИ в Таджикистане. Практика судопроизводства с участием таджикских журналистов и СМИ за последние 2–3 года показывает, что в большинстве случаев журналисты и СМИ проигрывают судебные процессы. К примеру, Намоз Амиров против газеты "Вечерний Душанбе" и Солиджона Джураева, Неъмат Абдуллоев против "Неруи Сухан" и Нуриддина Аминова, Улмас Мирсаидов против "Тоджикистон" и Джонона Икроми, уголовное дело в отношении Мухтора Бокизода, уголовное дело в отношении Джумабоя Толибова. Во всех этих процессах журналисты и СМИ были признаны виновными. Эксперты видят причины таких печальных результатов для СМИ в следующем: правовой нигилизм журналистов и СМИ, нежелание журналистов и СМИ обращаться за защитой своих прав, отсутствие специализированных юристов в сфере СМИ, правоприменительная практика, правовой нигилизм
Среди указанных проблем правовой нигилизм журналистов и в целом СМИ занимает одно из первых мест, так как уровень правовой культуры журналистов и в целом СМИ очень низок. Нежелание искать и изучать правовые документы - черта, присущая большинству журналистов. Советы по проверке достоверности фактов в большинстве случаев не воспринимаются ими серьезно. В результате следует наказание. Пример тому - дело Негмата Абдуллоева против еженедельника "Неруи Сухан" и Нуриддина Аминова, когда за публикацию недостоверной информации газета и автор статьи понесли наказание.
Согласно данных мониторинга нарушений прав журналистов, который проводит НАНСМИТ, в Таджикистане все еще остается актуальной проблемой доступ к информации. Несмотря на это, не было еще прецедента, чтобы журналисты и СМИ обращались по факту непредоставления общественно значимой информации в суд или в правоохранительные органы.
Другим проблемным вопросом сегодняшней действительности республики остается почти полное отсутствие юристов, специализирующихся на проблемах СМИ. Практика показывает, что те организации, которые пользуются услугами юристов, меньше сталкиваются с проблемами в своей деятельности.
Актуальной проблемой уже многие годы является правоприменительная практика в сфере СМИ. В большинстве случаев законы не действуют. Иногда претенденты годами ждут регистрации, а потом получения лицензии и еще дольше получения разрешения на использование частоты. В таком случае, есть ли смысл в самих лицензионных органах, в законе "О лицензировании отдельных видов деятельности"), который не функционирует. Вопрос вопросов. Многие получают отказ в получении лицензии по необоснованным причинам.
Юристы считают, что решение проблемы журналистов по поводу защиты своих прав зависит, во-первых, от них самих, т.е. от того, насколько активно они будут отстаивать свои права. Во-вторых, от того, насколько эффективно будет работать судебная система. Если суды и дальше будут работать неэффективно и применять законы выборочно, то журналисты не будут обращаться к ним. Следовательно, механизм законодательства не будет работать. Или, как показывает практика, журналисты будут обращаться к главе государства за разрешением своих юридических проблем.

Туркменистан

Послабления, на которое так рассчитывали журналисты и общество, не произошло. Наоборот. Как передает наш эксперт в Туркменистане, журналистов начали активно приглашать в правоохранительные органы на беседу. Очевидно, перепроверяют. Не исключено, что и для того, чтобы они не обольщались на случай, если вдруг стали подумывать о свободе слова.
В действительности же ничего не произошло. На страницах газет теперь красуются фото нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова, а рядом хвалебная статья о его встречах и поездках. Туркменское телевидение мало чем отличается от печатных СМИ.
"Это просто какая-то черная дыра, эта страна выпадает у нас по всем показателям. Мы не можем поместить ее ни в одну категорию", - сказала Нина Огнянова, координатор европейской и центральноазиатской программы Комитета по защите журналистов (CPJ), включившего Туркменистан в свой список десяти стран с самой жесткой цензурой 2006 года.
Комитет по защите журналистов и другие организации по свободе прессы говорят о почти полной информационной блокаде в Туркменистане. Государству принадлежат все отечественные средства массовой информации, оно назначает редакторов и утверждает содержание всех статей. Печатные информационные издания закупаются в очень ограниченном объеме, так что жители, желающие получить информацию из разных источников, должны или пополнять ряды владельцев спутниковых тарелок, которые растут как грибы, или настраивать свои радиоприемники на зарубежные программы вещания.
Оборонительная тактика властей в отношении новостей, поступающих в Туркменистан, вполне соответствует их решительной наступательной кампании с целью запугать немногие оставшиеся независимые СМИ внутри страны. У журналистов, работающих в туркменских изданиях, не остается иного выбора, как только подчиниться директивам властей, а количество аккредитованных иностранных корреспондентов, большинство из которых пишет для российских СМИ, сведено к минимуму.
К примеру, директор туркменской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобод Огульджамал Язлиева говорит, что преследование их корреспондентов не прекратилось с приходом к власти Бердымухаммедова. "Все время они находятся под пристальным наблюдением, и ситуация, которую мы наблюдали во времена Ниязова, продолжается", - отметила она.
Однако Язлиева подчеркивает, что Радио Свободная Европа/Радио Свобода надеется "начать диалог" с новым руководством страны. По ее словам, в апреле ими было направлено в адрес правительства примирительное письмо. Компания планирует внести некоторые изменения в свои программы вещания с целью попытаться создать нейтральную площадку, где бы туркменские жители и эксперты могли обсудить пути реформирования страны. "Мы изо всех сил стараемся объяснить, что мы не враги, - заметила она. - Конечно, туркменскому правительству очень трудно в одночасье изменить ситуацию, которая формировалась на протяжении последних 15 лет".
К сожалению, информация, которая появилась на Интерент-сайте www.chrono-tm.org, дошла до нас поздно и касается события, которое произошло в апреле. Однако вряд ли ситуация изменилась. Речь, в частности, идет о независимой туркменской журналистке, члене бюро Ассоциации журналистов Туркменистана "Шамчираг", тренере Каунтерпарт - Туркменистан Соне Чули-Кули. Она была приглашена в качестве эксперта на Евразийский Медиа-форум в Алматы, но не выпустили из страны. Утром 18 апреля к ней в дом пришел сотрудник министерства национальной безопасности (МНБ) Руслан Текяев и без предъявления обвинения потребовал проехать в следственный отдел МНБ. Там от журналистки требовали признаться в том, что она работает под псевдонимом на одно из зарубежных СМИ, предлагали раскрыть все псевдонимы, под которыми она якобы публикуется, назвать представителей журналистской сети, работающих с ней. Не получив удовлетворяющих ответов, сотрудники МЕБ забрали системный блок от компьютера Соны в следственный отдел.
Специалисты МНБ вскрыли все имеющиеся папки, документы, переписку и потребовали изложить на бумаге объяснения по всем интересующим их вопросам. В течение трех дней, с 10 утра до 22:00 часов вечера от журналиста требовали объяснений в устной и письменной форме. Домой ее отпускали только ночевать. На четвертый день, 21 апреля, отправили ее домой с напутствием "ждать звонка от них дома". Сайт сообщает еще о двух случаях конфискации компьютеров у лиц, заподозренных в связях с зарубежными СМИ.
26 апреля Соне Чули-Кули разрешили забрать компьютер и взяли расписку о том, что она не будет работать на иностранные СМИ.
Так обычно поступают со своими журналистами. Что же касается приезжающих, то их попросту не пускают в страну, если вдруг они "засветились" в написании негативных материалов о туркменской власти, как это произошло с обозревателем газеты "Время новостей" Аркадием Дубновым. Он входил в "журналистский пул", сопровождавшего российского президента Владимира Путина во время его визита в Туркменистан. Ему было отказано во въезде в Туркмению. Отказ не пускать журналиста в страну, никак не объяснялся. Ему сообщили, что туркменский МИД категорически заявил о том, что виза не будет предоставлен. А. Дубнову объяснили, что он проходит по уголовному делу о покушении на покойного президента Сапармурата Ниязова 25 ноября 2002 года. И что он вообще является врагом туркменского народа, как об этом было сказано послом Туркмении в Москве еще во время визита президента Бердымухаммедова в российскую столицу 23–24 апреля.
"В кремлевской пресс-службе, по-моему, были очень смущены таким поворотом дела. Ее руководство в очень извинительных выражениях пыталось объяснить мне, что оно в очень резких тонах общалось с туркменскими представителями, но сегодня ситуация такова, что на кону стоит слишком многое в отношениях России с Туркменией, и вопрос, связанный со мной, в случае резкой реакции Москвы на этот шаг Ашхабада может помешать очень трудным "газовым" переговорам между Путиным и Бердымухаммедовым", - рассказал "Известиям" Аркадий Дубнов.

Узбекистан

Умида Ниязова - бывшая сотрудница правозащитной организации Human Rights Watch, эксперт Центра экстремальной журналистики 1 мая была приговорена судом к 7 годам заключения в колонии строгого режима по обвинению в нарушении сразу трех статей Уголовного кодекса Узбекистана: контрабанда (а именно - перевоз запрещенных информационных материалов), незаконный переход границы и изготовление и распространение материалов, содержащих угрозу общественному порядку.
Суд был закрытым и состоялся в рекордно короткие сроки - начался 30 апреля, а завершился 1 мая. Из представителей международных организаций на процессе была лишь Андреа Берг из Human Rights Watch.
"Этот процесс был как театр, - рассказала она ВВС. - Даже адвокат узнала о судебном заседании за 30 минут до его начала. В понедельник утром никто не успел туда приехать. В зале был судья, прокурор, два милиционера, четыре человека в гражданском и Умида в клетке".
А 8 мая Апелляционная коллегия изменила приговор Сергелийского райсуда и признала наказание в виде 7 лет условно, а также назначила трехлетний испытательный срок, в течение которого Умида Ниязова должна будет являться в милицию на регистрацию и с 22 часов до 6 утра находиться по месту жительства.
Эксперты считают, что такое стало возможным благодаря вмешательству международных организаций. Как бы то ни было, но Умида Ниязова находится дома, правда, под жестким контролем властей.
Европейский Союз продлил действие санкций против Узбекистана, которые ввел кровавых событий в Андижане - расстрела мирной демонстрации в мае 2005-го года, еще на полгода.
Министры иностранных дел стран ЕС после совещания в Брюсселе обнародовали декларацию, в которой выразили "серьезная озабоченность положением с правами человека в Узбекистане". МИД Узбекистана назвал решение ЕС о продлении санкций "предвзятым и необоснованным".
МИД заявляет, что "изначально заключение Совета ЕС от 23 мая 2005 года в связи с трагическими событиями, имевшими место в Андижане 12–13 мая 2005 года, и последующее заключение от 3 октября 2005 года принимались без предварительного изучения положения дел на месте и оценок компетентной группы экспертов или дипломатов Евросоюза, как это принято в таких случаях. Основанием для принятия указанных заключений послужили в первую очередь сообщения отдельных правозащитных и неправительственных организаций, которые в последующем не получили своего подтверждения, а также свою роль сыграла шумная антиправительственная антиузбекская информационная кампания, развернутая ангажированными средствами массовой информации".
МИД Узбекистана считает, что заключение Совета ЕС от 14 мая 2007 года носит необоснованный, предвзятый характер и ставит своей целью, прикрываясь правозащитной риторикой, продолжить использование так называемых санкций ЕС как средство систематического давления на Узбекистан.
Хотелось бы, конечно, в это верить, но всеми своими действиями власти Узбекистана только доказывают правоту ЕС. Теперь другому узбекскому журналисту Юрию Черногаеву, работающему на немецкую Deutsche Welle, грозит до 10 лет лишения свободы по обвинению в клевете на президента страны Ислама Каримова. Кроме того, ему были предъявлены обвинения в неуплате налогов и "незаконном распространении информации, угрожающей общественной безопасности". По словам Черногаева, - это провокация со стороны властей, которые таким образом хотят заставить молчать других его коллег.
А главное свое желание оставаться в счастливом неведении об узбекских реалиях, они почему-то переносят на все население страны. 3 мая делегация парламентской ассамблеи ОБСЕ, прибывшая в Ташкент 2 мая, покинула Узбекистан. В местных средствах массовой информации о визите европейских парламентариев не было написано ни слова. Молчанием обошло это событие и информационное агентство МИД республики.
28 мая по непонятной причине в Узбекистане были заблокированы практически все российские новостные веб-сайты, а также наиболее известные Интернет-ресурсы стран СНГ, обычно остающиеся доступными для местных пользователей.
>В длинный список заблокированных ресурсов угодили "Newsru.com", "Радио "Свобода", "РИА Новости", "Lenta.ru", "Gazeta.ru", "Gzt.ru", "Независимая газета", "Вести.Ру", "Trud.Ru", "Obozrevatel.com", "Центразия.Ру", "Redtram.com", "Zonakz.net", "Day.az" и многие другие. То есть, блокировке подверглись все ресурсы, распространяющие информацию политического характера.
Странным стало то, что никакой нежелательной для властей Узбекистана информации об этой среднеазиатской республике на этих сайтах не появлялось, тем не менее, они разделили участь тех веб-ресурсов, что перманентно находятся в Узбекистане в заблокированном состоянии по причине объективного освещения ситуации в стране. Эксперты объясняют это тем, что руководство Узбекистана отдало приказ воспрепятствовать распространению информации о кризисе на Украине и о происходящем в этой стране противостоянии между парламентом и президентом. В Узбекистане существует негласный, но, тем не менее, строгий запрет на любые новости о любых народных волнениях, кризисах и "цветных революциях" - во избежание ненужных ассоциаций и параллелей. По-видимому, ситуация на Украине вплотную подошла к той грани, за которой могли последовать некие активные действия с участием широких народных масс, что и послужило причиной введения тотальной блокировки новостных ресурсов в Узбекистане.
Узбекские власти продолжают зорко следить за тем, что можно гражданам республики и, в частности, Андижана читать в Интернете, а что нельзя, блокируя почти все инакомыслящие сайты. Посещение экспертами нескольких Интернет-кафе в городе Андижане показало, что доступ к большинству из этих сайтов ограничен. Например, неоднократные попытки открыть сайт независимого российского информационного информагентства www.ferghana.ru, сайтов www.centrasia.ru, узбекской службы радиостанции "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" -www.ozodlik.org, www.uznews.net, www.freedolina.net не увенчались успехом. Компьютер либо отвечал, что указанный ресурс не найден, либо отсылал в поисковую систему "Windows".
Реакция на появившуюся информацию - в лучших традициях советского времени. Примечательно открытое письмо гражданина Узбекистана Саида Курбона - жителя села "Навбахор" Пахтакорского района Джизакской области, появившееся на одном из независимых Интернет-сайтов. Автор письма пишет, что он вместе с группой правозащитников дали интервью зарубежным СМИ, в котором рассказали о тяжелом экономическом положении населения Пахтакорского района, падении жизненного уровня, о том, сотрудники отдела внутренних дел района незаконно вмешиваются в дела фермеров, позволяют себе даже их избиения.
Через небольшой промежуток времени от имени преуспевающих "фермеров", а также "аксакалов", организованы и напечатаны на страницах СМИ района и области "письма" возмущенной общественности. Саид Курбон пишет, что опубликованные статьи привели совершенно к другому эффекту: люди стали смеяться над газетами, а заявления в организацию о помощи выросли, так как благодаря "письмам" о ней узнали многие.

Украина

Национальные СМИ никак не наладят отношения с прокурорами. Пресс-служба Генеральной прокуратуры 28 мая распространила заявление, в котором отметила, что "в последнее время журналисты "5 канала" субъективно и предвзято освещают события и факты, касающиеся работы Генпрокуратуры и генпрокурора Святослава Пискуна. "Пресс-служба Генпрокуратуры связывает такую позицию „5 канала" с расследованием уголовного дела о контрабанде наркотиков через границы Германии, Польши и Украины в отношении двух граждан Украины, сотрудничающих с „5 каналом". Дело возбуждено правоохранительными органами Польши и расследуется прокуратурой города Киева".
В свою очередь возглавляющий продюсерский центр "Закрытая зона" журналист Владимир Арьев, которого обвиняют в контрабанде наркотиков, заявил в эфире "5 канала" о намерении обратиться к исполняющему обязанности генпрокурора Виктору Шемчуку с требованием провести служебное расследование и дать правовую оценку действиям работников Генеральной прокуратуры за распространение неправдивой информации.
Журналист также опровергает обвинения в контрабанде наркотиков и связывает эти нападки с давлением на журналистов. Он заявил, что вез из Голландии купленные в сувенирном магазине сигареты, которые содержали наркотические вещества, в качестве журналистского эксперимента. "9 месяцев никто к нам не обращался. Меня никто не вызвал в прокуратуру, никто не брал у меня никаких объяснений, никто не выдвигал мне никаких обвинений, я нигде не ставил свои подписи", - сказал он в интервью телеканалу "1+1".
В то же время Святослав Пискун пообещал провести служебное расследование по поводу заявления пресс-службы Генпрокуратуры Украины о необъективности "5 канала" и извиниться в прямом эфире канала, если информация о таком заявлении пресс-службы ведомства подтвердится и будет признана недостоверной.
Отвечая на вопрос о личном мнении относительно объективности "5 канала", Святослав Пискун ответил: "Я лично считаю, что „5 канал" иногда подает информацию искривленно, я могу так считать, это мое право как гражданина". "Если журналисты пресс-службы Генпрокуратуры перегнули палку, то они будут наказаны", - подтвердил он. Он также призвал 5 канал обратиться в суд и доказать свою правоту.
В свою очередь, исполняющий обязанности генерального прокурора Украины В. Шемчук заявил, что такое заявление не могло быть подготовлено в Генпрокуратуре, так как понедельник, 28 мая, является выходным днем. В то же время он пообещал 29 мая разобраться в ситуации и наказать виновных в этой ситуации после служебного расследования.
Что касается самого "5 канала", то наблюдательный совет, руководство и коллектив тоже считают заявление пресс-службы Генеральной прокуратуры относительно предвзятости в освещении деятельности Генеральной прокуратуры "попыткой давления на журналистов и наступлением на свободу слова" в Украине. Об этом говорится в пресс-релизе канала, подписанном председателем наблюдательного совета, "Мы призываем пресс-службу Генеральной прокуратуры руководствоваться в своей деятельности фактами, а не предположениями, не дискредитировать своими безосновательными заявлениями такой важный государственный орган, как Генеральная прокуратура Украины", - заявляют представители канала.
"С самого момента создания 5 канала наши журналисты соблюдают принципы объективности, а редакторский коллектив отстаивал и отстаивает принципы сбалансированной подачи информации. Поэтому мы категорически не воспринимаем упреки со стороны Святослава Пискуна. Фактически выдвигая обвинения в адрес журналистов Арьева и Фицыч, вы стараетесь дискредитировать весь творческий коллектив "5 канала", делая поспешные и необоснованные выводы относительно профессиональности его работы", - считают авторы заявления - депутат Петр Порошенко, генеральный директор канала Иван Адамчук и шеф-редактор Александр Народецкий.
Как давление расценила призыв Секретариата президента к Генеральной прокуратуре проверить информацию, изложенную в интервью с бывшим заместителем главы Службы безопасности Украины Владимиром Сацюком газета "Сегодня". В своем интервью газете от 15 мая Сацюк заявил, что президент страны Виктор Ющенко не был отравлен диоксином, а эта версия появилась только после того, как у него ухудшилось здоровье. После этой публикации пресс-секретарь президента Ирина Ванникова дала комментарий. Секретариат отметил, что органы прокуратуры должны рассмотреть материал и установить, не является ли это попыткой давления на следствие, поскольку существуют все основания считать, что автор интервью преследовал цель не помочь следствию, а отвлечь внимание от поиска объективной истины.
"Призыв к Генпрокуратуре, чтобы та рассмотрела материал, опубликованный в газете, есть не что иное, как натравливание Генпрокуратуры на прессу", - считает редактор отдела специальных корреспондентов Александр Кочинский.
Журналист прогнозирует, что дальше автора материала, скорее всего, ожидают допросы, слежка и прослушивание телефонных разговоров.
Трудовой коллектив газеты "Вечерний Киев" попросил Киевский городской совет воспрепятствовать вмешательству Киевской городской госадминистрации в работу издания и осуществлению цензуры. Как сообщили первые заместители главного редактора "Вечернего Киева" Руслан Малашенко и Виктория Бевзо, что в Киевской горадминистрации создан своеобразный информационный центр, который курирует коммунальные средства массовой информации и дает указания, что и в каком виде публиковать или давать в эфир.
В частности, по их словам, указания исходят от советника мэра Киева Леонида Черновецкого Казбека Бектурсунова, начальника Главного управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Татьяны Васильевой и исполняющего обязанности главного редактора газеты "Крещатик" Дмитрия Джангирова.
У трудового коллектива есть доказательства в виде аудиозаписей и писем по электронной почте, которые содержат указания этих людей.
В частности, по словам Малашенко, в газету поступали указания размещать заказные статьи, направленные против депутата Киевсовета Виталия Кличко и лидера блока своего имени Юрия Луценко. После того, как Малашенко отказался размещать эти заказные статьи в газете, в срочном порядке был назначен новый и.о. главного редактора газеты Роман Кострица. После этого часть оборудования "Вечернего Киева" была перевезена из офиса газеты по улице Гречко в офис газеты "Крещатик" по улице Владимирской.
Малашенко подчеркнул, что в связи с этим трудовой коллектив "Вечернего Киева" не участвует в создании газеты, и номера, вышедшие 21–23 мая с заказными статьями, не делались сотрудниками газеты. В то же время, в офисе "Вечернего Киева" отключены Интернет и телефон. Также, по словам Бевзо, Васильева запретила трудовому коллективу общаться с журналистами других изданий и рассказывать о ситуации в газете.
Замечено, что городская администрация давно пытается поставить под исходящую из ее стен информацию. Очевидно, городским властям есть что скрывать от общественности и журналистов.
Неспокойной остается ситуация в самом "горячем" регионе Украины - Крыму. Здесь условия, в которых работают журналисты, почти боевые. В мае были выбиты окна в доме крымской журналистки и социолога Натальи Киселевой. Это произошло после выхода публикации в газете "Крымское время" о намерениях меджлиса (нелегального этнического "парламента") перезахоронить на территории Зынджырлы-Медресе в Бахчисарае останков Эдиге Кырымала - лидера татарских коллаборационистов, официально признанного нацистами в качестве председателя Крымскотатарского национального центра.
Журналистка утверждает, что это далеко не первый случай, когда после выходы критических публикаций в адрес меджлиса она получает подобные "подарки". Как рассказала ИА "Новому Региону" сама Киселева, за последний год окна ее дома бьют уже в четвертый раз.
"В начале это выглядело как банальное хулиганство - мы живем в старом районе Симферополя, где подобные случаи не редкость. Однако теперь взаимосвязь с публикациями стала очевидной", - пояснила Киселева.
Она также связывает со своей профессиональной деятельностью постоянное дежурство рядом с домом легкового автомобиля. По утверждению Киселевой, в "почетном карауле" участвуют активисты меджлиса.

Тип события
Количество случаев

Нападения на журналистов, угрозы расправы
2 - Азербайджан

1 - Грузия/Абхазия

1 - Казахстан

1 - Кыргызстан

1 - Украина/Крым

Погибшие журналисты

Задержания и аресты журналистов
1 - Азербайджан

2 - Казахстан

1 - Украина/Россия

Юридическое и судебное преследование журналистов
11 - Азербайджан

1 - Армения

2 - Беларусь

4 - Казахстан

4 - Кыргызстан

2 - Узбекистан

2 - Украина

Иные формы давления на редакции и журналистов. Конфликты с властью и политическими организациями
7 - Азербайджан

1 - Армения/Азербайджан

1 - Беларусь/Россия

1 - Грузия

1 - Грузия/Южная Осетия

2 - Казахстан

5 - Кыргызстан

1 - Туркменистан/Россия

1 - Узбекистан

4 - Украина

Ограничение доступа к информации
1 - Азербайджан

1 - Армения

1 - Беларусь

5 - Казахстан

1 - Кыргызстан

1 - Таджикистан/Узбекистан

1 - Узбекистан

1 - Украина/Россия

Пропавшие без вести

Составитель бюллетеня - аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)
22/06/2007

Источник - ИА МиК
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1182507600
Новости Казахстана
- Касым-Жомарт Токаев и Нурсултан Назарбаев направили телеграммы соболезнования в связи с кончиной Принца Филиппа
- А. Мамин обсудил с руководством "One Web" развитие спутникового интернета в РК
- А. Мамин посетил г. Байконыр и провел переговоры с главой "Роскосмоса" Д. Рогозиным
- Премьер-Министр РК А. Мамин и Премьер-Министр РУ А. Арипов дали старт проекту МЦТЭС "Центральная Азия"
- В Туркестане открылся крупнейший в Центральной Азии туристический комплекс "Керуен-сарай"
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2021 года №198
- Проблемы в сфере ветеринарии обсудили в Сенате
- Кадровые перестановки
- Прошло третье заседание Комиссии по земельной реформе
- Ушел из жизни легенда Шымкента - известный архитектор Бахытжан Аширбаев
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх