Герой или коллаборационист? Новая книга о том, почему А.Невский не захотел свергать монгольское иго 10:19 29.06.2007
В Ледовом побоище погибло то ли четыреста псов-рыцарей, то ли всего двадцать. Возможно, остальные утонули в сточной канаве Роль личности в истории меняется из века в век. Для того переписчики истории и существуют.
Фритьоф Беньямин Шенк. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000). – М.: Новое литературное обозрение, 2007, 592 с.
Кто есть Александр Невский? Святой благоверный князь, как его прославляет Русская Православная Церковь? Персонаж древнерусской истории? А может быть, пропаганды? И первое, и второе, и третье.
Книга современного германского исследователя Фритьофа Беньямина Шенка посвящена изменению восприятия Александра Невского в политическом, историческом и культурном пространствах. Оно последовало сразу же после смерти князя в 1263 году. Например, для XIII–XV веков образ Александра имел в первую очередь сакральное (поместное прославление во Владимире) и политическое значение (в контексте претензии власти Москвы над Новгородом). В ХIХ веке национальный пантеон ориентировался на героев 1812 года, что приводит к снижению образа Александра в общественном сознании. Октябрьский переворот 1917 года десакрализует святого, одновременно отказ от национальных приоритетов и классовый подход в истории дает ему сугубо негативную оценку ("эксплуататор"). Однако после 1937 года, когда Сталин начал "реабилитацию" русской идеи и патриотизма, отношение к князю стало меняться. Кульминацией такой перемены в официальных взглядах может быть назван фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" (1938 г.). Немецкий ученый указывает на интертекстуальные коды, которые возникают в этот период вокруг образа князя Александра. Помимо библейских парафразов ("кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет") или антинацистской пропаганды (шлемы кнехтов в фильме очень похожи на каски вермахта) имеют место и чисто советские аллюзии (прощание князя с братом новгородского посадника Домашем Твердисловичем напоминает сцену прощания Сталина у гроба Кирова).
Беньямин Шенк рассматривает и постсоветское восприятие князя. И здесь возникает довольно интересная тенденция. Помимо характерной для эпохи постмодерна склонности к понижению, профанации образов, чего не избежал и князь Александр, став рекламным брендом "Деревенского масла", он выступил одной из фигур формирования "патриотического консенсуса".
Анализирует ученый и образ самого князя, разбирая неплохо изученные, но малоизвестные в общественном сознании концепции роли Александра в отечественной истории (среди сторонников данной теории назовем Джона Линда, Игоря Данилевского и Джона Феннела). Согласно этому взгляду, Невская битва 1240 года была одним из приграничных сражений, никак не повлиявшим на последующую шведскую экспансию в данном регионе. Опираясь на "Ливонскую рифмованную хронику", Шенк обоснованно выражает сомнение в официальной версии, что во время Ледового побоища 1242 года погибло 400 рыцарей. "Хроника" сообщает о 20 убитых. Думается, "Хроника" в данном случае более достоверный источник. Орденским хроникам было предписано указывать биографические сведения обо всех рыцарях ордена, включая обстоятельства их смерти. Нередко в таких документах можно встретить сообщение, что тот или иной рыцарь утонул в сточной канаве (отсутствие системы ассенизации в средневековых городах делало их довольно глубокими, а тяжелая амуниция воина не давала возможности выплыть).
Более чем противоречива и роль князя в отношениях с Ордой. Александр предпринял карательный поход против своих родственников (среди них был и его сын Василий), пытавшихся противостоять Орде. Одни считают, что он стремился избежать более жестоких репрессий со стороны татаро-монголов. Впрочем, больше это напоминает простую коллаборацию. >Поддержи князь Александр своих сородичей, возможно, иго пало бы гораздо раньше. Так что, несмотря на то что, по Шенку, князь Александр Невский выступает в качестве одного из символов коллективной национальной идентификации, лично я не готов "себя под Невским чистить". Зато готов повторить за рыцарями, уходящими с Чудского озера: "Такой хоккей нам не нужен". Андрей Мартынов 28/06/2007
|