П.Кассин: Дракон. Китай построил возможный социализм из невозможных реальностей 00:19 06.07.2007
Пекин, зной, строительная площадка перед главным стадионом Олимпиады 2008 года. Наш автопробег "Маршрут российско-китайской дружбы, путешествие по Китаю", проделав почти 9 тыс. километров, завершился, вписав еще одну маленькую главу в книгу дружбы и добрососедства двух стран. Этот беспрецедентный проект в истории российско-китайских отношений, по мнению президента России Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао, "стал важным мероприятием в продвижении культурного обмена двух стран".
Сорок журналистов из России и Китая, уставшие и переполненные впечатлениями, обнялись, сказав другу другу: "До встречи". Так завершился 32-дневный путь по стране, которая за 30 лет реформ сделала невероятный рывок в будущее.
Для меня знакомство с любым государством начинается с флага. Китайский флаг - красное полотнище с одной большой звездой в обрамлении четырех маленьких: большая звезда - коммунистическая партия, четыре маленькие - крестьянство, рабочие, интеллигенция и сознательная буржуазия. Мне кажется, эти пять составляющих китайского общества и объединили страну, стали основой для китайского экономического чуда, несмотря на все исторические перегибы в виде культурной революции.
Китай - огромная территория, третья по величине после России и Канады. При этом две трети его - пустыни и горы, слабопригодные для жизни людей. Климат - от резко континентального до тропического. Население - 1 млрд 300 млн человек, по официальной информации. Мне же, человеку, выросшему в многомиллионной Москве, показалось, что китайские власти все же завышают данные о количестве населения. У меня, проехавшего не один десяток городов и сел Китая, не создалось ощущения перенаселенности этой страны. Во время прогулок по разным городам казалось, что люди куда-то исчезли. Треть окон не светится, Во многих деревнях, которые мы проезжали, стоят новенькие "коробки" без окон и дверей. В лучшем случае с бельем, висящим на окнах квартир. В полях редкие шляпы крестьян маячат среди бескрайних рисовых полей. Конечно, такие мощные города, как Пекин и Шанхай, бурлят жизнью с утра до ночи. Может быть, отсутствие людей - одно из чудес Поднебесной.
На родине Конфуция
Родившийся здесь 2,5 тыс. лет назад философ Конфуций до сих пор актуален и чтим в китайском обществе: то, что называют китайским национальным характером, во многом сформировано под влиянием кодекса этических правил Конфуция. Он считал, что в основе общества лежит "пять видов отношений": между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим, а также отношения между друзьями. Во всех видах отношений сохраняется жесткая иерархия, и только друзья могут быть равноправными. Здоровое общество, согласно учению философа, основано на субординации. Принцип сыновней почтительности распространяется на всю вертикаль общественных отношений.
Пять добродетелей конфуцианской морали - человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность. Никто не должен поступать с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним, - постулат, который относится и к правителю. Главная его обязанность - забота о подданных, иначе они вправе его свергнуть. Знание основ конфуцианства важно для понимания китайского менталитета и сегодня.
Мы посетили родину философа - маленький городок Цюйфу с огромным музеем-заповедником, где жили семьдесят поколений потомков Конфуция. Молодой человек, представившийся одним из них, бодро провел экскурсию по жилищам предков и показал знаменитый лес Конфуция. Аборигены утверждают, что несколько деревьев стоят со времен Конфуция. Правда, засохших.
Освобождение идей
Чудеса в Китае начались в июле 1977 года, когда Дэн Сяопин вернулся к власти. Именно он призвал "дать инициативу людям, чтобы они смогли раскрыть свое естественное стремление к экономическому достатку". Сам товарищ Дэн прошел все круги ада репрессий и знал жизнь не понаслышке. Ему досталась нищая голодная страна с огромным населением, отставшая на многие десятилетия от развитых мировых держав. Но были трудолюбивые люди, верившие в коммунистический рай и впитавшие конфуцианские принципы. Мир не имел опыта реформ коммунистических систем, и китайские коммунисты очень аккуратно начали нащупывать дорогу. Тезис "освобождение идей" стал лозунгом для всех инициатив в экономике, политике, общественной и частной жизни.
Через два года после прихода к власти в Китае Дэн Сяопина в стране была провозглашена политика реформ и открытости внешнему миру. В новой идеологии также появилось стремление создать гармоничное общество, где для всех бы нашлась возможность получить образование и максимально проявить себя.
Китайцы, как мне кажется, рациональные прагматики. Они стараются выбирать оптимальный путь в преодолении как личных, так и государственных проблем. Налоговые льготы, дешевая рабочая сила, стабильность политической системы позволили быстро закрутиться колесикам бизнеса. Строгость наказаний, вплоть до расстрела, за коррупцию, торговлю наркотиками и нападение на иностранцев сыграла не последнюю роль в том, что в страну хлынули зарубежные инвестиции. "Не важно, какого цвета кошка, черного или белого, важно, чтобы она ловила мышей", - еще одна крылатая фраза Дэн Сяопина, по сути, стала принципом политики Китая.
Мировой бизнес получил возможность строить в Китае свои фабрики и заводы, китайский народ - рабочие места и постоянный заработок, а государство - стабильный рост ВВП, который во многих регионах составляет от 14 до 28% в год. В пользу Китая сработали и создаваемые производства полного цикла. Это выгодно выделило Китай из ряда других азиатских стран, где рабочая сила дешевле, но "то нет подметок нужной кондиции, то нет шнурков нужной длины". Это мне подтвердили российские бизнесмены, размещающие свои заказы на китайских обувных фабриках.
В городе Гуанчжоу я познакомился с молодой парой - Аней и Алексеем. Около десяти лет назад они приехали учить язык в Китай. Она из Латвии, он из Бурятии. Любовь и драйв китайской жизни их поженили. Теперь он представитель крупнейшей российской обувной фирмы. Она помогает российским коммерсантам быстро и выгодно купить нужный товар. Ребята свозили меня на небольшое обувное производство, где несколько десятков рабочих на двух этажах типового блочного дома старательно шьют туфли и сапоги для российских модниц. Производством владеют два брата-китайца, которые под неусыпным контролем технолога из России производят товар, приемлемый для покупателей Сибири и Дальнего Востока. Потом мы поехали на рынок одежды, обуви и всякой бижутерии, где множество "челноков" со всего мира закупают товары. Любой мировой бренд продается. Вопрос цены и качества. Попытка сфотографировать рынок быстро закончилась появлением дюжих охранников, деликатно, но уверенно выдавивших нас на улицу. Прямо как в Москве на Черкизовском рынке.
"Фабрика мира" начиналась с четырех свободных экономических зон, появившихся в 1980 году во многом благодаря использованию потенциала китайской диаспоры за рубежом. Огромная китайская диаспора по-прежнему играет значительную роль для привлечения инвестиций в страну. Получив образование и опыт работы в развитых экономиках мира, зная язык и используя родственные связи, зарубежные китайцы становятся посредниками и проводниками инвестиций в экономику исторической родины.
За двадцать пять лет на глазах у изумленного мира страна покрылась сетью автомагистралей и железных дорог, пронзивших Китай сотнями километров тоннелей, мостов и эстакад. Построены десятки крупных городов, сравнимых с Москвой и Петербургом, но только по количеству жителей. Китайские города застраиваются сотнями небоскребов с самой современной инфраструктурой - от канализации до кондиционеров. В городе Наньнин, столице Гуаньси-Чжуанского автономного района, я залез на крышу небоскреба. >Вид районного центра сравним только с Нью-Йорком. Непонятно, откуда у китайцев столько электроэнергии: все сияет и охлаждается в 30-градусную жару. Провинция производит 18 млн киловатт электроэнергии в год. Там также проходит ежегодная ярмарка стран АСЕАН, куда собирается больше 80 тыс. предпринимателей. Сумма сделок достигает 36 млрд долларов.
Китайских производителей сильно обеспокоили введенные с начала этого года Россией новые миграционные правила. Картели производителей ширпотреба собираются уточнить этот вопрос на самом высоком политическом уровне. Стоит ли говорить, что китайская диаспора в России имеет прочную связь с земляками на родине.
Во многие провинции привлекаются инвестиции сотнями миллиардов долларов. Тот же Наньнин, пограничная с Вьетнамом южная провинция Китая, в ближайшее время будет связан скоростной железной дорогой с Сингапуром, куда можно будет добраться всего за четыре часа. Осталось достроить 350 километров. По мнению местных властей, для бизнеса откроется еще один транспортный коридор. Уже существует скоростной поезд Наньнин - Ханой (Вьетнам), путешествие на котором занимает всего три часа.
Гуаньси-Чжуанский автономный район имеет пять аэропортов, 168 морских причалов, каждый с мощностью грузоперевозок от 10 до 100 тыс. тонн в год. Регион мечтает усилить сотрудничество с Россией, особенно в области сельского хозяйства. Руководители китайских регионов в один голос утверждают, что Россия и Китай имеют потенциально сильную взаимодополняемость. Новый министр иностранных дел Китая Ян Цзэчи считает своей основной миссией углубление дружбы и сотрудничества с Россией.
Деревенский социализм
Понятие "село" у китайцев в первую очередь сословный признак. Расскажу о новой социалистической деревне. В деревне Хуаси нас встретил У Женьбо - крепкий 80-летний старик. Поселок выглядит как подмосковная Рублевка. Сели обедать, и, выпивая по наперсточку 56-градусной рисовой водки, хозяин У рассказал свою историю. До реформ жил в коммуне, был секретарем сельского парткома. Когда начались преобразования, объединил деньги сельчан и поехал в СССР покупать металл. На дворе был 1991 год. Надо сказать, что с 1961 года в этом селе было много мелких производств по переработке металла. Очень скоро деревня Хуа Си закупала из республик бывшего СССР металла на 7 млн долларов в год. Две тысячи селян превратились в акционеров промышленной корпорации. Сейчас на территории села построен металлургический завод, перерабатывающий до 2 млн тонн металла в год. И что самое интересное, тонна арматуры в полтора раза дешевле, чем в России. При этом в деревне сохранено производство сельхозпродукции, создано несколько текстильных фабрик и швейных производств, где размещены заказы крупнейших мировых производителей одежды. У Женьбо провозгласил несколько принципов распределения доходов: зарплата, благоустройство и развитие, пай - доля - дивиденды. Теперь в сельскую промышленную корпорацию входят 60 тыс. акционеров. Селяне зарабатывают от 300 до 3 тыс. долларов в месяц. Вот такой деревенский социализм по-китайски.
По понятиям
Понятие "гармония" чрезвычайно важно для китайцев. Они свято верят в понятие "дружба". Понятие "дружба" состоит из двух иероглифов - "друг" и "дружественные отношения". Китаец готов прощать "белому человеку" многое, понимая, что китайская цивилизация гораздо древнее любой нынешней, особенно англо-саксонской, навязывающей миру свои представления о добре и зле. За последние годы восприятие европейцев китайцами сильно изменилось. Если раньше европеец воспринимался как потенциально интересный друг, то теперь чаще как глупый мешок с деньгами.
А еще китайцы очень любят свою страну. Никому не приходит в голову ограбить родину, соседа или гостя. Быть может, потому что "наверху" понимают или во всяком случае дают понять, что государственная безопасность определяется гражданами, их благополучием и возможностью реализовывать свое то самое "естественное стремление к экономическому благу". Дракон расправил крылья, осталось оторвать хвост от земли.
Павел Кассин №26 за 2007 год (06.07.2007)
|