К.Хонеркамп: "Суфизм – это не мистика, а система религиозного поведения" 12:22 09.07.2007
Суфизм в исследованиях американского ученого
"Суфийские основы традиционного этического мышления в Узбекистане" - этой теме будет посвящено выступление профессора Университета Джорджии (США) Кеннета Л.Хонеркампа на конференции, которая состоится в Ташкенте в августе нынешнего года.
Форум будет посвящен роли и месту Узбекистана в исламском мире и пройдет в рамках торжеств по случаю объявления Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) Ташкента столицей исламской культуры в 2007 году.
Американский ученый, занимающийся изучением течения суфизм или тасаввуф, как его называют в мусульманском мире, выдвигает очень любопытные идеи, которые будут интересны не только для исследователей этого уникального религиозного явления, но и широкой общественности.
"Вот уже четырнадцать веков этические нормы центральной нитью проходят через всю систему религиозного мышления исламского мира, - пишет ученый. – Мышление это не зародилось в каком-либо отдельно взятом регионе, в какой-либо конкретный период, а на протяжении многих веков развивало и дополняло общее наследие народов и культур, составляющих мусульманский мир".
Отмечая, что суфизм занимает важное место в историческом и религиозном наследии Узбекистана, профессор Хонеркамп подчеркивает, что учение является своего рода системой религиозной этики, в которой главное значение придается внутреннему развитию человека, его духовному обогащению и очищению. "На протяжении веков суфизм играл центральную роль в формировании и развитии характерных особенностей поведения в исламском обществе. История этого учения в Центральной Азии, уходит корнями в IX век. Суфизм стал результатом развития идей таких корифеев исламской науки как Имама аль-Бухари и Абу Мансура аль-Мотуриди. Позже суфизм перерос в своего рода религиозный педагогический метод, самыми яркими представителями которого были Баховуддин Накшбанди, Ходжа Убайдулла Ахрар, Алишер Навои и другие", - пишет ученый.
В своем выступлении профессор обращает внимание на тот символический факт, что Ташкент, где будет проходить конференция, является Родиной одного из виднейших представителей суфизма Ходжа Убайдуллы Ахрара (1404-1490), который занимает особое место не только в истории учения, но и всей исламской религии.
Говоря о жизни и деятельности этого религиозного деятеля, оставившего после себя богатейшее духовное наследие, американский ученый отмечает, что в 22 года он прибыл в Самарканд и учился в медресе Улугбека, став в последствии лидером суфийского ордена Накшбандия.
Известно, что среди мюридов Ходжа Ахрара были Тимуриды Султан Абу Саид (1451-1490) и Султан Ахмад Мирза (1469-1494), а также отец Бабура Омар шейх, который часто советовался с ним. Ходжа Ахрар звал его своим сыном. А выдающийся поэт Алишер Навои так писал о Ходжа Убайдулла Ахраре: "Он обрел удивительное влияние в делах государства и стал необычайно близок к правителям и повелителям. Не только властители Маверауннахра считали себя его мюридами и сподвижниками, но и многие мусульманские повелители Хорасана и других стран всего мира от Рима и Египта до Китая и Индии".
Под влиянием Ходжа Ахрара идеи ордена Накшбандия получили огромное развитие и размах, разделившись на три главные ветви - Центрально-Азиатскую, Западно-Турецкую и Индийскую.
Профессор Хонеркамп описывает сущность суфизма как систему принципов религиозного поведения. "На арабском языке слово "ахлок" означало поведение. Так как сами последователи суфизма при определении значения учения пользовались именно этим термином, то можно смело утверждать, что суфизм – это система религиозного поведения. А это дает полное основание считать неверными мнения о том, что основу суфизма составляли мистика и мистическое мышление", - отмечает профессор.
Продолжая свою мысль, ученый обращает внимание на еще один интересный аспект. "Суфии, - говорит он, - объясняя суть своего учения, часто пользовались метафорой о дороге и путешественнике или искателе, когда он проходит через долгую дорогу, преодолевая различные этапы развития в деле познания Бога и достигает высшей точки, когда душа его очищается, просыпаясь и возвышаясь над мирскими заботами, открываясь для божественного света.
С момента своего зарождения исламская религия объявила своей конечной целью построение образцового общества, которое стремится к добру и отвергает зло. Принципы духовного воспитания, очищение души и тела играли и играют в этом процессе ключевую роль, являясь стержнем, воодушевляющим последователей исламской религии и укрепляющим их веру. А суфизм своими ярчайшими представителями, которые на своем примере показывали какой должна быть духовная сила человека, создали в исламском обществе ось, вокруг которой происходил процесс духовной ориентации, основанный на конкретных принципах религиозного поведения и служащего для того, чтобы пробудить внутреннюю силу человека, укрепить его веру".
>Исследования американского ученого охватывают различные аспекты суфизма, рассказать о которых в одной короткой статье очень сложно. Полностью результаты своих изысканий профессор Хонеркамп представит вниманию общественности и своих коллег в ходе конференции в столице Узбекистана. Несомненно, что научные изыскания заокеанского ученого привлекут интерес и узбекских специалистов, которые также немало сделали для изучения суфизма. Ташкентская встреча станет хорошей платформой для исследователей из самых разных стран для того, чтобы поделиться своими взглядами по наиболее актуальным и интересным вопросам истории и религии.
Бабур Сабиров ИА "Жахон"
5/07/2007
|