Расхитители гробниц. "Черная археология" в Казахстане 08:23 11.07.2007
Расхитители гробниц "Черную археологию" порождает спрос черного рынка
Глубокую тревогу археологов и всех образованных людей вызывает новая волна варварских раскопок. Все чаще на прилавках антикварных магазинов можно увидеть россыпи древних вещей, добытых "черными археологами". Страшно подумать, что на уничтожение культурно-исторических ценностей родины казахстанцы идут ради мелкой наживы. В стране постоянно слышен вопль археологов о катастрофических масштабах "черной археологии". По словам специалистов, почти каждый казахстанский исторический комплекс когда-либо подвергался воздействию так называемых "копателей". Одни искали в древних курганах золото, цветные металлы, другие – предметы старины, украшения и прочее. Но, как отмечают историки, в последнее время "черная археология" вышла на новый виток своего развития и приобрела новую окраску. Под лопатами кладоискателей разрушаются сотни памятников археологии, сотни древних городищ и поселений безвозвратно исчезают для культуры и науки.
Не секрет, что наступающая цивилизация очень часто не оставляет места для прошлого. И существует риск потерять в погоне за "левым" приработком, урожаем или же нефтедолларами свое историческое наследие, воистину бесценное. Однако антропогенное воздействие на памятники древности бывает не только прямым. Как утверждают ученые, на развитие "черной археологии", которую иначе называют мародерством или же грабежом исторических памятников, значительно влияет спрос в кругах обеспеченных соотечественников и иностранцев. Ведь и законы экономики гласят, что если кто-то готов купить товар, пусть даже запретный, то предложение обязательно появится.
"Черная археология" – весьма прибыльное занятие по многим оценкам – существовала всегда: процветала в древний период, не исчезала в средние века и плавно докатилась до наших дней. По словам специалистов, почти каждый исторический комплекс когда-либо подвергался воздействию так называемых "копателей", "черных археологов", грабителей. Одни искали в древних курганах золото, цветные металлы, другие – предметы старины, украшения и прочее. Но, как отмечают историки, в последнее время "черная археология" вышла на новый виток своего развития и приобрела новую окраску.
По мнению археологов, на занятие кощунственным делом людей часто толкает безработица, безденежье, кроме того, искать прибыль в древних памятниках копателям "помогают" журналисты, сообщающие сенсации о баснословно дорогих кладах, побуждая некоторых хватать лопату и бежать на раскопки к памятнику. – Следы свежих работ "черных археологов" встречаются часто, – комментирует Арман Бисембаев, директор Актюбинского областного центра истории, этнографии и археологии, кандидат исторических наук. – Они не всегда профессионально работают, не всегда что-то находят, но однозначно портят памятники. Например, в прошлом году мы натыкались на несколько поврежденных курганов в Каргалинском районе. "Черные археологи", видимо, вели раскопки весной, пробив поверхности курганов. Мы же приехали туда к лету – ямы еще не успели зарасти травой. Чтобы выяснить, что им удалось раскопать, этот памятник необходимо доисследовать. Отношение к древностям такое, что раз они в степи, то, значит, ничьи. Люди забывают, что земля и ее недра являются собственностью государства. По мнению историков, часть экспонатов, добытых теневыми "археологами", оседает в антикварных салонах, где бесценные с научной точки зрения предметы выставляются на продажу. Директор центра приводит пример, когда в антикварных лавках Уральска, в котором он работал три года, ему часто попадались археологические находки. Попытки что-то выяснить у хозяев магазина натыкались на глухую стену, а при угрозе вызова правоохранительных органов все эти предметы "исчезали". – Если есть спрос, то будет и предложение, – говорит Арман Бисембаев. – К примеру, в Актобе существует черный рынок, то есть появляется группа богатых людей, которым приятно иметь дома, к примеру, бивень мамонта. >Большая масса находок оседает внутри страны, но, конечно, какая-то часть уходит за рубеж, хотя переправка и сопряжена со многими трудностями, грозит наказанием. Не могу понять состояние души этих людей, которые торгуют собственным национальным достоянием.
Черный рынок стимулирует работу "копателей", повреждающих и разрушающих памятники. Но стоит отметить, что негативное влияние на сохранение исторического наследия оказывает не только мародерство отдельных граждан, но и хозяйственная деятельность человека в целом. По данным историков, если на начало ХХ века памятники были почти не затронуты человеком, то в результате освоения целины, прокладки дорог, трубопроводов и нефтепроводов они повреждались и даже уничтожались. Ведь приставить охранников к каждому памятнику, на которые так богата наша земля, практически невозможно.
"Литер"
***
Неуловимые грабители
Каждая страна имеет свою историю и памятники истории. Во всем мире это особо охраняемая государством сфера, поскольку объекты культурного наследия бесценны. Не столько с материальной, сколько с духовной точки зрения. Для государства, разумеется.Но поскольку всегда найдутся покупатели предметов исторического наследия для собственных коллекций, соответственно, были, есть и будут их продавцы. То есть спрос рождает предложение. Настоящие археологи заниматься "черными" раскопками ради наживы не будут, поскольку у них совершенно иная миссия. От деятельности мародеров задыхаются везде, не только в Казахстане. В Кыргызстане серьезно процветает антикварный рынок, на котором продаются исторические ценности из ограбленных городищ. И у нас людей с металлоискателями полным-полно. Помню, в середине голодных 90-х годов мародеры закладывали под курганы динамит, взрывали их и собирали то, что находили. Сейчас, конечно, взрывчаткой вандалы не пользуются, но желающих вести собственные раскопки не убавилось. Тем, что я сказал, Америки не открыл. И тема "черных археологов" станет актуальной лишь тогда, когда в Казахстане будет создан прецедент задержания вандалов. А он вполне реален, если местные органы на местах, в чьем ведении находятся памятники культуры, будут охранять национальное достояние на деле, а не только на бумаге. Вполне объективен вопрос: "Как охранять курганы, одиноко стоящие в безлюдной степи?" Полицейских к каждому из них, разумеется, не приставишь. Но ведь мародеры на землях, куда десятилетиями не ступает нога человека, как-то там орудуют? Значит, кто хочет, находит возможность. И если государство, которому дорого культурно-историческое наследие, будет относиться к нему как к бесценному подарку прошлого, борьба с "черными археологами" станет эффективной. В принципе, казахстанское законодательство по охране и использованию культурного наследия предусматривает как административную, так и уголовную ответственность за посягательство на памятники истории. В зависимости от урона, нанесенного государству. Поскольку самовольные раскопки по закону запрещены, привлечь мародеров к ответственности есть за что. В Китае, например, за разграбление национального исторического достояния применяется смертная казнь. Кстати, привлечение "черных археологов" к ответственности – не такая уж и трудная задача. И далеко ходить за ними не нужно. У нас достаточно людей, на чьих земельных участках стоят курганы. Хозяева создают видимость, что не в курсе происхождения насыпи, а на самом деле уже давно ее исследовали. Совсем недавно в Иссыке снесли 7 курганов, и наш институт сейчас разбирается, на каком основании. Выясняется, что на территории, где расположены объекты культурного наследия, с согласия местной власти строится муниципальное жилье. Можно назвать происходящее вандализмом или нет, судить не берусь. Очень много объектов исторического наследия еще не обследовано. Многие городища, на которых мы ведем раскопки, не тронуты. А если и тронуты, это вовсе не означает, что землей, где покоятся целые города, можно распоряжаться ради коммерческой выгоды. Ведь история бесценна.
Карл БАЙПАКОВ, профессор, академик, директор Института археологии им. А. Х. Маргулана
11.07.2007
|