КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 11.07.2007
23:25  Le Monde: Известный в ЦентрАзии бизнесмен А.Гайдамак самопровозгласил себя "Ангелом Израиля"
23:15  В Таджикистане студентка-мусульманка судится за право носить хиджаб
23:13  27-летний Бен Ладен-младший женился на 51-летней пять раз разведеной английской бабушке
23:03  Нурани: Дружба на два фронта. Иран расширяет связи с Арменией накануне визита Ахмади Неджада в Азербайджан
22:12  Массовое переименование "русскоязычных" сел в Актюбинской области
16:41  В Алматы судят американца М.Сайденфельда, обвиненного в хищениях
15:35  Казахстан построит в Киргизии уникальный завод по выпуску ферросиликоалюминия

13:44  В Костанайской области Казахстана найдена нефть, - радуется аким
11:10  Оскар Нимейер: "Мои марксистские убеждения в настоящее время сильнее, чем когда бы то ни было" (интервью)
11:00  И.Томберг: Связанные трубой. "Южный поток" изменит конфигурацию поставок газа из Азии в Европу
10:26  Бойцы Шаолиня - ученики буддийского монаха? Оказывается, не Китай, а Индия - родина восточных боевых искусств
10:15  Таможня перестаралась. В Узбекистане дорожает мясо
10:01  "Суверенитет Таджикистана и возрождение нации". Вышел в свет 7-й том собрания речей и выступлений Президента Э.Рахмона
09:56  А.Матвеев: Ресурсы ваши, трубы - наши. НАТО предлагает соседям России помощь для защиты энергопоставок
09:51  "ВПК" > Узбекский вектор С.Иванова. Планы Москвы и Ташкента в области энергетики и авиации
09:33  В Таджикистане арестован Убайдуллоев. За хищение госимущества и уклонение от налогов
09:30  IWPR > Песок наступает. Опустынивание разрушает экосистему ЦентрАзии
09:27  К.Маликов: Роль религиозного фактора в Кыргызстане. Основные выводы и тенденции
09:14  А.Асроров: Сарез - дамоклов меч во спасение Таджикистана
09:05  В российском Азове задержана яхта 1-й Казахстанской кругосветной экспедиции "Чокан Валиханов"
09:03  С.Абдылдаев: Электромины Камбараты. На роль стратегических хозяев претендуют...
09:00  Б.Колбаев: Начало конца? К вопросу об идеологии для киргизского государства
08:41  П. де Сент-Экзюпери: Красная мечеть – логическое следствие двойной игры Мушаррафа
08:40  А.Ильин: Наступление Поднебесной. Внешнеэкономическая экспансия Китая превращается в угрозу для российских производителей
08:35  О.Мохов: Исламисты погибли за Исламабад. Что ждет Пакистан после штурма Красной мечети?
08:23  Расхитители гробниц. "Черная археология" в Казахстане
08:20  "НГ" > Казахстанский парламент поделят на троих?
08:07  Один из главных мифов германской нации под вопросом: найдены азиатские (скифские) корни немцев
08:05  Красную мечеть утопили в крови. Репортаж с места
08:03  Сергей Лавров организовал ШОС... на противостояние США и поддержку Ирана
00:59  "DW" > Зачем Узбекистану омбудсмен? Правозащита или прикрытие властей от "западного" гнева?
00:52  IWPR > Американские торговые ограничения мало влияют на Туркменистан
00:40  В.Ляганов: Людоеды собрались на ужин. О семинаре узбекских прокурорщиков
00:24  5 вопросов председателю ЦИК Узбекистана Абдусалямову. Открытое письмо правозащитника Ж.Шосалимова
00:04  Пропала без вести М.Закирова - свидетельница по делу о событиях в Андижане
00:02  С.Кожемякин: Киргизия. Реформируем школу - потеряем страну
Вторник, 10.07.2007
23:28  Подал в отставку министр по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Афгана Х.Кадири
23:10  Смена лидера в Туркмении не привела к ослаблению жесткого режима въезда и выезда
22:48  "Красная мечеть" пала. Лидер сопротивления Рашид Абдул Гази и еще 70 исламистов убито
15:39  Ашхабад. Супругу и несовершеннолетнего сына Константина Шихмурадова осудили на 3 года каждого
15:28  А.Ивашита: Пекин и Москва не стремятся к созданию альянса. Три заблуждения о роли России и Китая в ЦентрАзии
14:11  Знак четырех Прикаспийского газопровода. Путин "прорабатывает" Узбекистан
14:08  Туркменский бензин официально признан самым дешевым в мире
14:04  А.Асроров: Центрально-азиатский пасьянс. В отличие от Европы США ведут политику понятную и ясную. Ч. 1-я
13:59  "Кетсин" american boys. Подробности антиамериканских акций в Бишкеке
13:54  В.Тимирбаев: Государство и бизнес в Киргизии: та ли модель партнерства?
13:47  "ХТ" > Взятки, как вложение средств в туркменских вузах
13:31  Водораздел. В Казахстане занялись возрождением орошаемого земледелия
12:34  Т.Ансари: "Аль-Гаэда" угрожает Ирану. Попытка разыграть "иракскую карту" оборачивается против Тегерана?
12:24  Азербайджан приступает ко второму этапу сотрудничества с НАТО
11:20  IWPR > Половинчатые реформы. Бердымухаммедов вернул туркменам пенсии
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
К.Маликов: Роль религиозного фактора в Кыргызстане. Основные выводы и тенденции
09:27 11.07.2007

>Сегодня в Кыргызстане традиционный ислам переживает кризис, в то время как "импортированный" ислам, представленный неофициальными религиозными лидерами и группировками, в том числе ваххабисткими, Хизбут Тахрир и др., активно развивается. Кроме того, появившиеся новые христиане, кыргызы – прозелиты, создали другую проблему – межконфессиональных отношений среди титульной нации

Вопрос о том, способен ли ислам к обновлению, давно перешел из категории теологических споров в плоскость практической политики. Результаты состоявшихся 10 июля 2005 года внеочередных выборов президента Кыргызстана довольно-таки убедительно показали те качественные изменения, которые произошли в идеологических предпочтениях граждан Кыргызстана за последние годы. Речь в первую очередь идет о явном сдвиге политических и идеологических предпочтений основной массы обывателей в сторону религиозности. Совершенно очевидно, что июльские выборы сами по себе не стали причиной роста религиозности населения. Выборы лишь обнажили то, что накапливалось в обществе за последние 10 лет.

В частности, за период с момента создания Комиссии по делам религий при Правительстве Кыргызстана обстановка в религиозной среде с одной стороны усложнилась, с другой - стала несколько "читаемой" и определились тенденции. Изначальная задумка, положившая начало деятельности правительственной Комиссии по делам религий, не получила своего развития. Сама Комиссия и иные государственные структуры так и не решили главную задачу: до сих пор не сформулирована концепция государства, определяющая нормы для выстраивания отношений в формате "государство - религия". Пока формально по конституции страны религия отделена от государства и на этом вся проблема взаимоотношений как бы исчерпывается.

В настоящее время в этой весьма деликатной сфере идут два параллельных процесса, которые лишь изредка пересекаются, когда вопрос касается материальных или иных интересов его участников. Первый процесс касается всего того, что связано с религией вообще, распространением Ислама в Кыргызстане, формированием состава ДУМК, назначением имамов мечетей, организацией хаджа и т.п. Второй процесс непосредственно касается деятельности государства, его соответствующих структур, уполномоченных заниматься религиозной проблематикой.

За последние 10 лет не прибавилось ясности в вопросе со строительством мечетей, в том числе и в отдаленных населенных пунктах страны. Нередко складывается парадоксальная ситуация: строится мечеть в селе, в которой школа находится в аварийном состоянии. При этом количество приходящих на намаз даже в пятничные дни невелико, а имамы таких мечетей зачастую умеют совершать намаз и не более. То есть вопросы нравственного воспитания на пятничных молитвах не затрагиваются. В такой ситуации государство вместе с Комиссией по делам религий и ДУМК вполне в состоянии убедить спонсора строительства мечети (будь-то наш гражданин или иностранец) направить деньги на более необходимые нужды: школу или больницу. При этом должны быть удовлетворены побудительные мотивы спонсора, который, наверняка, захочет быть гласно отмеченным, что данная школа построена или отремонтирована им.

Отсутствие единого порядка в вопросе строительства мечетей, а также общепринятого перечня требований, предъявляемых к имамам, создают атмосферу стихийности, которой пользуются чиновники и представители духовенства в своих частных интересах. Не посещаемые мечети, а также некомпетентный имам в мечети не способствуют ни авторитету религии, ни укреплению государства, поскольку во многих случаях указанные вопросы решаются на личностном уровне без учета государственных интересов.
Другой немаловажный вопрос: религиозные кадры. В Кыргызстане сегодня довольно большое количество выпускников известных религиозных учебных заведений Саудовской Аравии, Иордании и Пакистана. Ни ДУМК, ни Комиссия по делам религий не располагают точной информацией о количественном и качественном составе этой категории наших граждан, не говоря о наличии каких-то планов их использования во благо государства, для укрепления спокойствия в обществе. Основная причина здесь одна - государство (в частности конкретный чиновник) при решении вопроса о формировании состава ДУМК, его областных структур исходит из принципа: пусть будет безграмотный, но "свой". Яркое свидетельство такого подхода: нынешний муфтий Кыргызстана - Мураталы-ажы. Его профессиональная непригодность компенсируется якобы его позицией по отстаиванию интересов государства. В итоге государство теряет свой авторитет в среде верующих, а самое главное - религия не содействует государству в укреплении стабильности в обществе, не противодействует распространению радикальных взглядов.

Помимо выпускников зарубежных вузов есть большая категория выпускников местных учебных заведений, о которых практически ничего не известно. Большую роль в "нейтрализации" грамотных специалистов, которые могли бы принести отечеству пользу, играют отдельные члены нынешнего состава ДУМК, который был сформирован, исходя из интересов конкретных лиц, а не государства. К сожалению, некоторые религиозные авторитеты в совершенстве овладели искусством манипулирования общественным мнением для выдвижения в ДУМК "своих людей" и избавления от неугодных.

По-прежнему, "самым лакомым куском" остается хадж. Организаторы этого мероприятия основную свою задачу видят в его финансовой части. Как утверждал один из первых руководителей Комиссии по делам религий, в Малайзии поездку паломников на хадж обеспечивают туристические фирмы. Именно поэтому наши чиновники стали навязывать ДУМК "свои" фирмы, которые по тем или иным причинам не всегда могли выполнить в полном объеме взятые на себя обязательства, из-за чего у наших паломников нередко возникали серьезные проблемы во время совершения обряда хадж. Хотя кажется очевидным, что государство само могло бы взять на себя все, что связано с организацией хаджа, делая благородное дело и при этом получать немалую прибыль.

Руководство ДУМК, стремясь сохранить контроль за проведением хаджа, практически не занимается такой проблемой, как "даават" - призывом к Исламу. В Кыргызстане огромное количество людей ежедневно находится в состоянии даавата (по времени от нескольких дней до трех-четырех месяцев). Причем наши граждане уже выезжают за границу в Россию (Москву, Екатеринбург), Казахстан. Некоторые активные участники даавата имеют опыт трехмесячной учебы в Пакистане. По информации тех, кто прошел обычную учебу в Пакистане, в группу боевиков попадают лишь те, кто приходит к этому решению весьма осознано и после серьезной проверки. Заявившие о своем намерении участвовать в боевых действиях, сейчас, как правило, направляются в Ирак.

Из-за того, что в ДУМК нет грамотных специалистов, но в большинстве случае из-за нежелания ввязываться в дискуссии, вопрос "даавата" - исламского призыва, оставлен без внимания. Нередко на "даават" сегодня выходят молодые люди, которые помимо собственных убеждений не имеют достаточного религиозного образования.

Состоявшиеся в 2005 году парламентские и президентские выборы выявили также ряд тенденций, который до этого явно себя не обнаруживал. Речь в частности идет о том, что сегодня среди практикующих мусульман увеличилась доля людей с высшим образованием, в том числе из милиции и вооруженных сил. На пятничных намазах в мечетях Бишкека заметно много подростков и молодежи. Именно эти количественные и качественные изменения в обществе позволили, к примеру, Турсунбай Бакир уулу не только выдвинуть себя в качестве претендента на пост президента страны, но и получить достаточно серьезную поддержку. Впервые в истории нового Кыргызстана активисты "Хизб-ут Тахрира" вели агитацию за кандидата-мусульманина, читающего намаз. Как правило, агитация велась за пределами мечетей, где верующих призывали поддержать кандидата в президенты, который в отличие от других является истинным мусульманином.

Другой не менее важной тенденцией, проявившей себя в условиях смены власти в стране, стало намерение некоторых политиков и бизнесменов "занять свободную нишу", создав в Кыргызстане политическую партию исламского толка и затем по партийным спискам попасть в новый парламент. По словам инициаторов этой идеи, они уже имеют контакты с коллегами из Турции и ОАЭ.

Таким образом, в 2005 году за всю историю Кыргызстана впервые в числе кандидатов на пост президента страны был зарегистрирован гражданин Кыргызстана, сделавший ставку на своей религиозности. Также впервые граждане Кыргызстана, считающие себя мусульманами и регулярно читающие намаз, были широко вовлечены в предвыборную агитационную работу. Данные факты всего лишь указывают на произошедшие в нашем общественном сознании изменения и свидетельствуют о возрастании роли религии в государстве. В зависимости от того, насколько оперативно и прозорливо государство сумеет выстроить свои отношения с религией и последовательно выдерживать этот формат отношений, настолько религия может оказаться для власти стабилизирующим и укрепляющим общественное спокойствие фактором. В противном случае религия будет использоваться как духовенством, так и политиками в личных интересах.

Основные характеристики развития Ислама в Кыргызстане

Сегодня ислам в Кыргызстане можно разделить по следующим параметрам – официальный, традиционный и параллельный ислам (политический и также сектантский), то есть ислам импортированный. Официальный ислам характеризуется консерватизмом и традиционностью, и в настоящее время переживает кризис. Можно сказать, что он не соответствует типу и уровню религиозного мышления, также не соответствует реалиям современного общества, но остается при этом влиятельным фактором общественного пространства. Параллельный ислам представлен неофициальными религиозными лидерами и группировками нетрадиционного для Кыргызстана течениями ислама (ваххабистких или салафитских джаммаатов, Хизбут Тахрир, Ахмадия, Нуржилер, Сулеймания и.т.д.).

Проникновение в Центральную Азию и в частности в Кыргызстан, современной джихадистской идеологии началось еще в 1970-х годах, причем особое значение в этой связи имело нелегальное распространение сочинений теоретиков Ассоциации мусульманских братьев. На рубеже 1980-1990-х годов в Центральной Азии стали активно действовать многочисленные ближневосточные фонды и эмиссары исламских организаций.

Впервые сторонники исламского фундаментализма в Кыргызстане появились на юге в 1980-х годах под влиянием узбекской части Ферганской долины. Они состояли из узбекских жителей сельских районов, окружающих города Ош и Джалал-Абад. Дальнейшему распространению радикального ислама способствовало возрождение духовной жизни республики, начавшееся во второй половине 1980-х и усилившееся после обретения независимости в 1991 году. Особую роль сыграли проповедники, фонды и религиозные организации с Ближнего Востока, а также обучение кыргызской молодежи в исламских центрах Саудовской Аравии и Турции.

Немалое значение имела также миграция на юг Кыргызстана сторонников исламской оппозиции Узбекистана. Все эти процессы, наравне с либеральным отношением властей к религиозным влияниям из-за рубежа и многочисленными социально-экономическими проблемами, привели к образованию на юге значительной прослойки населения, сочувствующего исламистам.

Смена власти в Кыргызстане, произошедшая в марте 2005 года, способствовала внутриполитической дестабилизации в республике, росту влияния организованной преступности, новому переделу собственности. Это вызвало еще большее обострение закоренелых социально-экономических проблем. Параллельно подверглись кадровым чисткам и реорганизациям специальные службы и правоохранительные органы, что заметно снизило их эффективность (которой они и так не особо отличались).

Все это создало благоприятные условия для активизации радикальных исламистов, рассматривавших Кыргызстан как наиболее удобный плацдарм для деятельности в ферганском направлении. В мае-июле 2006 года на юге республики произошло несколько вооруженных столкновений между исламистами и сотрудниками силовых структур.

Под давлением и при содействии Узбекистана власти Кыргызстана начали широкомасштабную кампанию против сторонников радикального ислама. Она включает в себя массовые обыски в домах подозреваемых и аресты исламистов, мероприятия по выявлению сочувствующих им деятелей официального духовенства, а также подготовку мер по ужесточению контроля над деятельностью мечетей, независимых исламских проповедников и иностранных организаций. Особое возмущение религиозной части населения на юге республики вызвала гибель популярного в этом регионе имама Мухаммадрафика Камалова. К сожалению, в Кыргызстане власти часто начинают идти по узбекскому пути силового решения проблемы, не учитывая особенности и специфику ситуации в Кыргызстане.

Возникшая ситуация создает благоприятные условия для развертывания боевых действий исламистов на юге республики. Идеальным поводом для этого служат обвинения в адрес официального Бишкека в гонениях на исламское духовенство и простых верующих, а также в сотрудничестве с "антиисламским" режимом Ташкента. На этом фоне во всей Центральной Азии наиболее перспективным для международного джихадистского движения является приложение усилий именно в Кыргызстане.

На сегодняшний день очевидно влияние на население Кыргызстана, в особенности на молодежь регионов, так называемого движения "Таблиг даавата" (от арабского Даъва - призыв). На данный момент Кыргызстан является самым активным государством по части проповеди Ислама учения и количеству "дааватистов" среди стран Средней Азии. Этому факту способствовал обмен опытом и знаниями между "джамаатами" Кыргызстана и иностранных мусульманских государств. Но, зачастую приняв участие в непродолжительном даавате и получив неполные или недостоверные знания об Исламе, мусульманин становится легкой добычей для радикальных исламских течений.

Начиная с 2005 по 2007 год США заметно активизировали свою политику в отношении Ислама в Кыргызстане. Программа, осуществляемая Посольством США, не ограничивается только изучением Ислама в КР, но также апробирует методы по созданию благоприятного "образа" среди населения через мусульманских лидеров по отношению к политике США в регионе.

Толерантность и межрелигиозный диалог: Между проповедью и вербовкой

Общественность обеспокоена активной деятельностью миссионеров, различных группировок реакционных сект. Прежде всего, это связано с тем, что в эти процессы вовлекается молодежь, самая подверженная влиянию часть общества, при этом, если миссионеры протестантского толка ставят своей целью сплошную евангелизацию населения республики.

За неполных 16 лет в Кыргызстане появились новые христиане кыргызы – прозелиты (мусульмане, перешедшие в христианство протестантского толка), объединенные в свои общины. Появилась новая проблема – межконфессиональных отношений среди титульной нации. Опасность появления в будущем "ливанского" фактора на лицо. Хотя проблема назревала давно, но ею никто серьезно не занимался.

Всем известен первый случай прямого столкновения между представителями мусульманского духовенства и христианского течения кыргызов-баптистов, произошедший в 2002 году. Между тем один из руководителей христиано-баптистских церквей Рахатбек Чуйтиев, специально приехавший из Бишкека, утверждал, что баптистов можно хоронить среди мусульман при условии, что баптист по национальности кыргыз. Подобные конфликты уже постоянно возникают в течение последних 5 -7 лет.

О том, что большинство религиозных лидеров различных конфессий не могут на цивилизованном уровне обсуждать самые острые вопросы их сосуществования на одной территории, свидетельствуют постоянные взаимные обвинения в некорректном отношении друг к другу и к своим святыням. Едва ли не главным камнем преткновения между различными религиями является проблема миссионерства, всегда, как правило, уверенного лишь в своей правоте, а также прозелитизма, который можно считать тем же миссионерством, но уже с явным намерением переманить иноверующих в свою религиозную организацию.

Начиная со времен перестройки, христианский прозелитизм в Кыргызстане ориентировался на разнообразные цели и корректировал свою стратегию. Первой целью был прозелитизм в собственном окружении, который главным образом был направлен на тех, кто уже был обращен в протестантство, но кому, по мнению миссионеров, крайне необходимо было дать более глубокое религиозное образование. Вторую цель представляли собой те, кто считал себя атеистами или заявлял о безразличии в вопросах религии. Третьей и главной целью в 1990-ые годы были люди, принадлежавшие к христианству, но относившиеся к другим его ветвям, в особенности к православной церкви, а также, в меньшей степени, к католицизму и даже к некоторым переживавшим спад протестантским направлениям, таким, как лютеране. Последней и наиболее спорной целью действий во имя принципа универсальности христианства стало все мусульманское коренное население.

Кыргызы составляют в долгосрочной перспективе главные цели христианского присутствия в Кыргызстане. Это население кажется легкой целью, так как большая его часть исповедует традиционный ислам, не обладая при этом глубокими теологическими познаниями. Таким образом, каждая кампания по обращению в веру приводит к росту числа общин, которые состоят исключительно из коренных жителей. Религиозные службы проводятся на местных языках (киргизском, узбекском, дунганском и т.д.), и несколько новых совершающих культовые богослужения священников принадлежат к коренным национальностям.

Решение проблем

На мой взгляд, решение религиозных проблем должно входить в разряд важнейших стратегических задач государства, и для этого необходимо придать сегодняшним процессам возрождения Ислама созидательное направление на благо общества в рамках национальных интересов страны.

Государство должно разработать пошаговую концепцию для последовательной и долгосрочной политики государства по отношению к Исламу, а также четко и жестко определить основополагающие принципы для сотрудничества государства и религиозных организаций, критерии выявления "нежелательных" сект и религиозных организаций. Необходимо реформировать и модернизировать структуру ДУМК для того, чтобы она стала эффективной и конкурентоспособной - отвечающей требованиям современности, как альтернативу новым радикальным течениям. Также провести глубокую реформацию самого института Духовного Управления мусульман республики, изменение кадровой политики. Ввести единые стандарты религиозных обрядов на всей территории КР (единую "хутбу"). Также поднять уровень образования у служителей культа, помочь в подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям времени с научным, глубоким знанием религии и светских наук, повысить культурный, интеллектуальный и образовательный уровень духовенства. Разработать программу просвещения населения, как профилактику идеям религиозного экстремизма и стереотипов об Исламе, разработать программу предметов по исламской культуре в школах, светских ВУЗах.

Чтобы быть эффективным инструментом регулирования отношений между государством и религиозными организациями, Агентство по делам религии должно выполнять роль "арбитра", иметь долгосрочную стратегию общего характера, которая не изменяет свой курс и направление от личности нового Председателя.

Именно оно и должно задействовать духовенство в воспитательной работе с молодежью, придать значимость проблемам общины и этим самым заинтересовать саму общину в работе с государственной властью. Активно привлекать служителей культа в совместной работе государства для решения духовно-нравственных проблем общества. Привлекать "арабских" спонсоров, которые строят мечети и к социальным проектам, а именно строительству и ремонту школ.

Кадыр Маликов, д.п.н., эксперт, ИСАП КРСУ,
специально для Интернет-издания Tazar
06.07.2007

Источник - Tazar
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1184131620


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- В Сенате подвели итоги встреч депутатов с жителями регионов
- Деятелям литературы и искусства вручена государственная стипендия в области культуры
- Парадоксы экономической политики
- Первое заседание республиканской комиссии по проведению Года рабочих профессий состоялось в Правительстве
- Депутаты маслихатов должны активизировать свою работу – партийный контроль AMANAT
- Трое граждан осуждены за незаконный оборот цифровых активов с общим оборотом 681 млн тенге
- Подозреваемые в убийстве экстрадированы из России
- Мошенниками нанесен ущерб гражданам в размере свыше 25 млрд тенге в Алматы
- Мошенник из TikTok обманул подростка на 1,1 млн тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх