"ВПК" > Узбекский вектор С.Иванова. Планы Москвы и Ташкента в области энергетики и авиации 09:51 11.07.2007
УЗБЕКСКИЙ ВЕКТОР СЕРГЕЯ ИВАНОВА
ПЛАНЫ МОСКВЫ И ТАШКЕНТА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ И АВИАЦИИ ОБРЕТАЮТ ДОГОВОРНЫЕ ФОРМЫ
Первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов 3-4 июля совершил рабочий визит в Узбекистан. Он встретился с президентом Исламом Каримовым и премьер-министром Шавкатом Мирзиеевым. Также состоялись переговоры в расширенном составе сопредседателей межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, которыми являются Сергей Иванов и Шавкат Мирзиеев. На ней, в частности, были обсуждены вопросы сотрудничества в области атомной энергетики, топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и авиации. Для участия в этом заседании вместе с Сергеем Ивановым в Узбекистан прибыла представительная делегация в составе глав Федеральной миграционной службы - Константина Ромодановского, Росатома - Сергея Кириенко, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) - Алексея Федорова, других специалистов. И российская, и узбекская стороны высоко оценивают подписанное в Ташкенте пакетное соглашение, регулирующее всю сферу деятельности в области миграции. Эти документы становятся фундаментом нормального, цивилизованного, правового развития миграционных процессов, защищают интересы трудовых мигрантов в России и Узбекистане, позволяют эффективно бороться с нелегальной миграцией и всем "букетом" преступности, существующей в данной сфере.
Тут надо отметить, что начиная с 1998 г. Сергей Иванов практически каждый год бывал в Узбекистане и хорошо знаком со спецификой и особенностями отношений Москвы и Ташкента в сфере обороны и безопасности. На этот раз разговор шел о конкретных вопросах торгово-экономического сотрудничества. В частности, говоря о взаимодействии в сфере авиации, Сергей Иванов обратил внимание на то, что круг обсуждаемых вопросов, разумеется, был значительно шире, чем только что подписанное соглашение между ОАК в лице Авиационного комплекса имени Ильюшина и Ташкентским авиационным производственным объединением имени Чкалова (ТАПО). Оно касалось совместного производства двух самолетов Ил-76МФ в рамках контракта с Иорданией. В ходе обсуждения долговременных перспектив сотрудничества двух государств в сфере авиации, сообщил Сергей Иванов журналистам, российская сторона сделала ряд предложений, которые показались узбекским партнерам интересными. Они касались прежде всего взаимодействия двух хозяйствующих субъектов - ОАК и ТАПО. По этой части были даны конкретные поручения, обеспечивающие выход в четко определенные сроки на подписание документов, обеспечивающие эффективную схему взаимодействия сторон.
Говоря о ТЭК, первый заместитель председателя правительства РФ напомнил, что на рынке Узбекистана давно и успешно работают крупные российские компании, прежде всего "Газпром" и "Лукойл". Но это не значит, по его образному выражению, что здесь царит тишь и гладь, да Божья благодать. Надо думать о новых инвестициях, в том числе со стороны российских компаний, в геологоразведку, потому что, по предварительным оценкам, потенциальные возможности Узбекистана в области добычи газа велики. У российских компаний тут серьезный интерес, они готовы инвестировать большие средства и в разведку, и в освоение месторождений. В этой связи в соответствии с поручением, данным ранее президентами России и Узбекистана, обсуждался вопрос и о расширении транспортной сети. Речь идет, с одной стороны, о модернизации старого магистрального газопровода, который в России исторически называют "Средняя Азия-Центр", а с другой - о строительстве новых транспортных систем, которые позволят перемещать постоянно возрастающий объем газа, добываемого в Узбекистане. Ведь без транспортировки, без выхода на потребителя освоение новых месторождений становится бессмысленным. "Мы должны заранее думать о новых транспортных маршрутах, - делился планами Сергей Иванов. - Мы этим занимаемся".
Еще одна очень важная тема, отметил он, сотрудничество в области атомной энергетики. Причем российская сторона, понимая интересы партнеров, сделала ряд предложений, связанных в том числе и с возможностью обогащения урана, добываемого в Узбекистане, на российских обогатительных предприятиях. Коммерческая выгода для Узбекистана гарантирована, поскольку прибыль в этом случае будет намного выше, чем просто от продажи сырья. Сергей Иванов сообщил также, что к концу текущего года Москва и Ташкент выйдут на подписание соглашения в космической сфере, конкретные поручения ответственным лицам уже даны.
Как полагает первый вице-премьер, >не нужно быть формалистами и дожидаться полгода очередного заседания межправкомиссии для того лишь, чтобы зафиксировать какие-то договоренности, подписать соглашения, договоры и т.д. Если какие-то документы готовы, надо тут же встречаться, подписывать, вводить их в действие, параллельно намечая жесткие сроки по другим проектам. Сергей Иванов также рассчитывает на то, что сотрудничество Москвы и Ташкента в торгово-экономической сфере будет все менее декларативным, все более наполняясь конкретными проектами по широкой сфере взаимодействия - это и наука, и технологии, и энергетика, и транспорт, и все остальное, что составляет реальную ткань двусторонних отношений. Товарооборот растет, только за первые месяцы текущего года его рост составил 46,9%. "Это неплохая цифра, но мы прекрасно понимаем, что потенциал российско-узбекского сотрудничества далеко не исчерпан. Здесь есть над чем работать", - убежден Сергей Иванов.
Еще одна тема, которая интересовала журналистов, была уже за рамками собственно рабочей поездки первого заместителя председателя правительства РФ в Узбекистан - это российские предложения, сделанные президентом Владимиром Путиным в ходе недавнего визита в США. По словам Сергея Иванова, они были существенно обновлены и расширены. Например, по части увеличения числа стран, которые Россия приглашает к совместному участию в противодействии современным вызовам и угрозам. Таких, как угроза ракетного распространения и использования ракетных пусков в террористических целях. Это реальная угроза, что Россия всегда признавала, открыто заявляя: данная проблема ее тоже беспокоит. Поэтому и предлагается расширить круг государств, которые, по мнению Москвы, должны принимать участие в создании совместной системы ПРО. И расширить прежде всего за счет государств-членов НАТО. Почему? Вот какие пояснения по этому поводу дал Сергей Иванов. Когда в Вашингтоне, говорил он, заявляют, что третий позиционный район глобальной противоракетной обороны призван защитить европейских партнеров по НАТО, нужно спросить мнение последних на сей счет. Привлечение их к этой работе, возможно, позволит создать такую систему противоракетной обороны, которая будет защищать не часть стран-членов НАТО, что подразумевает американский план создания третьего позиционного района ПРО в Чехии и Польше, а всех в равной степени. Реализация российских предложений позволяет добиться этого, уверен первый вице-премьер.
Было также предложено создать совместный центр обмена информацией в Москве и Брюсселе. Два этих "ядра в режиме реального времени", ничего не скрывая друг от друга, могли бы обмениваться информацией. Вопрос доверия был бы решен полностью и бесповоротно, убежден Сергей Иванов. Повторено и возобновлено предложение об использовании арендуемой Россией в Азербайджане Габалинской радиолокационной станции. На сегодняшний день, по словам Сергея Иванова, лучше этой станции для обнаружения пусков ракет, и не только по баллистической траектории, но даже и крылатых ракет, на огромной территории, расположенной к югу от Азербайджана и включающей в себя далеко не только Иран, ничего в мире нет. Если же встанет вопрос о ее последующей модернизации, Россия готова это сделать, хотя, как считает первый заместитель председателя правительства РФ, сейчас такой необходимости нет.
Абсолютно новый элемент в российских предложениях американским и европейским партнерам - возможность использования в недалеком будущем новой современной РЛС, которую Минобороны строит в окрестностях Армавира (Краснодарский край). Подобные станции, основанные на новейших технологиях, в Космических войсках уже есть. Та, что создается под Армавиром, - "следующий этап их совершенствования". И Россия готова предоставить все информационные возможности этой станции для нужд общей системы по обмену данными.
Естественно, подчеркнул Сергей Иванов, для того чтобы максимально эффективно парировать угрозы ракетного распространения и использования ракет в террористических, других "черных" и коварных целях, нужно иметь общую, единую оценку угроз. "Без этого двигаться дальше невозможно, - продолжал он. - Если мы по-разному оцениваем угрозы, то как мы можем создать эффективную систему противодействия им? Поэтому очень важно изначально договориться о равном доступе к информации всех заинтересованных сторон - и США, и всех их партнеров по НАТО, и Российской Федерации". Все эти названные выше предложения реализуемы только в одном случае - если американская сторона сочтет целесообразным рассмотреть и принять их. В противном случае, создание третьего позиционного района глобальной ПРО в Чехии и Польше полностью нивелирует все российские предложения. Одно с другим не сочетается, заметил первый вице-премьер.
Если предложения Москвы будут приняты, то у России исчезает необходимость размещать какие-то новые вооружения, в том числе и ракетные, в европейской части страны, в том числе в Калининграде, для того чтобы парировать те угрозы, которые могут появиться и появятся, это совершенно точно, если будет принято решение о размещении системы ПРО в Чехии и Польше. Это тоже позитивный элемент, поскольку, как подчеркнул первый вице-премьер, снимает необходимость очевидного, неизбежного реагирования со стороны России, так как не реагировать на это она не может, потому что должна думать о своей безопасности. Кроме того, предполагает он, в случае принятия предложений Москвы качественно изменятся в целом отношения между Россией и НАТО. Поскольку возникает абсолютно новое поле для доверия, эти отношения могут носить характер стратегического партнерства.
Российские предложения носят новаторский характер, они в корне меняют конфигурацию международных отношений, потому что Россия предлагает создать пул или группу государств, которые совместно будут бороться с ракетным распространением, сказал Сергей Иванов. Кроме того, если российские предложения будут приняты, это неизбежно приведет и к обмену технологиями между Россией и НАТО. Совместные центры по обмену данными, информация, получаемая с различных систем наблюдения и контроля (неважно, где они расположены - на воде, на суше), передача этих данных в режиме реального времени - все это неизбежно предполагает сотрудничество в области чувствительных, оберегаемых каждым государством технологий. Это тоже позитивный момент, который опять-таки приведет к изменению отношений России с НАТО. После этого, заверил Сергей Иванов журналистов, они сразу забудут термин "холодная война". "Он просто исчезнет, - уверен первый заместитель председателя правительства РФ, - потому что оснований говорить после этого о какой-то холодной войне уже не останется вообще".
Если же наши предложения не будут приняты, а первый вице-премьер этого не исключает, Москва продолжит терпеливо и настойчиво объяснять свою позицию по данному вопросу. Она хорошо известна, тем не менее, когда Россия приводит обоснованные аргументы относительно того, что развертывание ПРО в Европе ухудшит ее безопасность, сторонники этой идеи фактически игнорируют подобную озабоченность. Если взять тот же радар в Чехии, то не известно, что он найдет в окрестностях Тегерана, но Сергею Иванову, как экс-министру обороны, хорошо известно, что станция "увидит" на территории РФ до Урала включительно.
Помимо слов и долготерпения, у России есть и другие контрмеры на возможное развертывание элементов американской ПРО в Восточной Европе. Асимметричный и эффективный ответ уже найден, причем он "стопроцентно гарантирует безопасность России при любом развитии ситуации", заключил Сергей Иванов.
Геннадий ПУЛИН Ташкент - Москва №26 (192) 11 - 17 июля 2007 года
|