Бойцы Шаолиня - ученики буддийского монаха? Оказывается, не Китай, а Индия - родина восточных боевых искусств 10:26 11.07.2007
Бойцы Шаолиня - ученики буддийского монаха? Оказывается, не Китай, а Индия может претендовать на звание родины восточных боевых искусств
В ходе кампании по отстаиванию приоритета Индии часто упоминается имя буддийского монаха Бодхи Дхарма, который жил на юге Индии и якобы в VI веке совершил через Гималайские горы путешествие в Китай, где посвятил монахов монастыря Шаолинь в таинства индийских мастеров.
Как свидетельствуют исторические данные, в Индии в старину зародились многие виды боевых единоборств. Среди них больше всего известен калариппайятту, возникший на юге субконтинента, на территории современных штатов Тамилнад и Керала. Это динамичная боевая система, которая включает в себя элементы йоги и гимнастики. В ходе тренировок учеников готовили к схваткам с помощью различных видов оружия (кинжалы, сабли, пики, палки), приемам боя голыми руками, ударам по болевым точкам противника. Но допускались к тренировкам с использованием оружия только выдающиеся послушники, которым гуру доверял.
Эти ученики в совершенстве контролировали движения своего тела; практически оно превращалось в инструмент, подчинявшийся любой команде интеллекта. Человек, овладевший этим искусством, получал также навыки лечить пострадавшего в сражении с помощью средств аюрведы, традиционной индийской медицины.
>Иностранцу или даже индийцу с севера страны нелегко произнести само название этого боевого стиля. Его называют для краткости калари (что означает спортзал определенной длины и ширины). Основы именно этого стиля и были, по мнению некоторых историков, переданы Бодхи Дхармой шаолиньским монахам.
Не менее известна в Индии и борьба на земляном полу, однако, как считает Харпул Сингх, тренер и руководитель Ассоциации борьбы на земле, этому виду единоборств очень мешает... крикет. Вроде бы ничего общего между этими видами состязаний нет. Но Сингх не только усматривает между ними связь, но и считает, что именно крикет, завезенный в Индию британскими колонизаторами, стал причиной того, что исконно национальный спорт не находит поддержки ни у властей, ни у меценатов.
- У нас все словно помешались на крикете. А ведь те, кто играет в него, во время матча даже не вспотеют как следует! И это спорт? - кипятится тренер. Вообще-то ему не положено выказывать досаду или иные сильные чувства. Ведь многие приемы борьбы на земле были разработаны еще несколько тысячелетий назад приверженцами индуистских богов и предполагали владение искусством йоги и медитации. Но Сингха можно понять. Он отдал любимому делу добрых 50 лет, хранил обет безбрачия, как и другие наставники, посвятившие себя спорту и подготовке смены. А когда недавно потребовались средства для проведения международных соревнований по реслингу (борьба в восточном стиле), никто денег не дал.
Сам штаб ассоциации, где состоялась наша встреча, расположился в бетонном бункере на берегу реки Джамны. Кроме телефона, стопки листовок, рассказывающих о правилах соревнований, да статуэтки бога Ханумана, царя обезьян, который считается покровителем борцов, в конторе ничего не было. Ристалище, где они сходятся в схватке, представляло собой круг черной, набухшей от дождя земли, накрытый тентом. В этот час он пустовал.
Но вот в бункер вошли два мускулистых парня и скромно присели на скамеечку. Эти амбалы были настроены совсем не так мрачно, как их почтенный наставник. Как следовало из слов Виджая Пала и Винода Ядава, только в Дели и его предместьях на берегах Джамны действует 50 таких арен, где ежедневно состязаются или тренируются тысячи молодых людей. И всеми ими движет прежде всего страстная любовь к индийскому варианту вольной борьбы. Она заставляет их ежедневно просыпаться за час до рассвета, делать зарядку, массажировать себя, занимаясь не менее шести часов в день.
Во время тренировок Виджай и Винод работают не только на арене, но и в зале со снарядами, бегают, играют в футбол, бадминтон, волейбол, ручной мяч. Ложатся спать не позже десяти.
Преданность спорту предписывает не только отказ от спиртного, встреч с девушками, но и соблюдение вегетарианской диеты. Завтрак состоит из чапати (мучных лепешек), порции гороха со специями, кэрда (молочный продукт типа кефира). На обед - сырые фрукты, а вечером - жареные фрукты, рис. Слушая ребят, я удивлялся, как же они могли при таком рационе набрать тяжелый вес и накачать мускулы. Оказалось, в чем они себя не ограничивают, так это в молоке. В день выпивают по пять литров.
Перед боем поливают арену горчичным маслом, посыпают песком. Это позволяет спортсменам, выходящим на нее босыми, избегать травм. У борьбы восточного стиля больше всего общего с хорошо известной нам вольной борьбой. Состязания проводятся в три раунда по две минуты каждый. Падение на лопатки (хоть на секунду) засчитывается как чистое поражение. Ведется и счет по очкам.
Современная индийская вольная борьба представляет собой синтез двух физических культур - древнеиндийской и персидской. Первая тесно связана с религией индуизма; вторая была импортирована в Индию Великими Моголами, мусульманскими правителями, покорившими север страны в XVI веке. Индусы и мусульмане обычно имеют разных тренеров и, дабы не возбуждать межобщинной розни, редко вступают в схватку друг с другом на земляных рингах. Индусы называют своих учителей гуру, а мусульмане - устад.
Правда, в нынешнем году в Дели в историческом Красном форте прошли торжества, позволившие спортсменам, какую бы религию они ни исповедовали, продемонстрировать единодушие. Отмечалась 150-я годовщина национального восстания против британских колонизаторов. Хоть мятеж и закончился поражением, премьер-министр Манмохан Сингх назвал его первой индийской войной за независимость...
Поскольку в развитии восточных единоборств большую роль сыграли монахи, закономерен вопрос: эти искусства происходят от какой религии? От индуизма, буддизма или какой-либо еще веры? Ответ состоит в том, что боевые искусства возникли как средство для выживания древнего человека. А религии впоследствии включили их в свои учения. Как бы то ни было, связь восточных единоборств с монашескими орденами и религиозными верованиями не помешала атеистам из руководства советских спецслужб в 20-х годах прошлого века по достоинству оценить эти боевые искусства. Для их изучения в страны Востока выезжали сотрудники общества "Динамо". Многие элементы древних восточных боевых искусств, с которыми они познакомились, нашли воплощение в самбо.
Владимир Скосырев, Дели - Москва №26 за 2007 год (06.07.2007)
|