Eurasianet > Туркмения: культ личности жив, но жители считают это естественным 14:58 13.07.2007
Несколько дней назад из верхнего угла государственных телепрограмм Туркменистана вдруг исчезло изображение его покойного деспота, Сапармурата Ниязова. Как бы ни хотелось счесть этот факт предвестником развенчания печально известного культа личности, многие признаки в Ашгабате свидетельствуют об обратном. Больше похоже, что на смену Ниязову просто приходит новый лидер страны – Гурбангулы Бердымухаммедов, который сам становится главным объектом этого культа. И действительно, на месте исчезнувшего изображения Ниязова в программах новостей уже появился портрет Бердымухаммедова.
Состоявшиеся 29 июня торжества в связи с 50-летним юбилеем Бердымухаммедова подтвердили то, что многие сторонние наблюдатели уже и без того подозревали: похоже, что в обозримом будущем культу личности – и централизованному единоличному правлению – суждено оставаться доминирующей чертой политической жизни Туркменистана.
>Сам Бердымухаммедов якобы выразил пожелание, чтобы его день рождения отмечался скромно, даже неофициально. Но это не помешало легиону туркменских бюрократов и чинуш организовать пышное действо, напоминающее празднование ниязовских юбилеев. (А ведь Ниязов тоже призывал общественность восхвалять его не столь сильно). Накануне дня рождения Бердымухаммедова сонмы работников муниципальных служб навели чистоту в обычно и без того аккуратном Ашгабате, высадили новые цветы на клумбах и развесили бесчисленные флаги в центре города.
Собственно 29 июня государственное телевидение транслировало программы, посвященные дню рождения Бердымухаммедова. Почти каждые пять минут на экране возникала цифра 50, а с уст диктора не сходило имя президента. Между программами по государственным телеканалам зачитывались длинные отрывки из "Рухнамы" – духовного руководства, приписываемого перу скончавшегося в декабре прошлого года Сапармурата Ниязова. При Ниязове "Рухнама" превратилась в центральный элемент культа личности, став краеугольным камнем государственной идеологии, первым учебником в системе образования и обязательным критерием при приеме почти на любую работу.
Распорядок дня Бердымухаммедова в его юбилей весьма напоминал распорядок, которого придерживался когда-то Ниязов. Утром Бердымухаммедов отправился на родину Ниязова – поселок Кипчак неподалеку от Ашгабата, чтобы возложить цветы к памятнику жертвам землетрясения 1948 года, среди которых были и родители Ниязова. Потом обратно в Ашгабат, где во второй половине дня устраивались публичные концерты. Позже Бердымухаммедов вместе с приглашенными гостями поприсутствовал на "садака" – большом приеме в ресторане "Айна" в центре города.
За всеми этими торжествами, связанными с празднованием юбилея, можно было не заметить, что по всей столице в общественных местах начали появляться портреты Бердымухаммедова. Одновременно с этим потихоньку исчезли некоторые напоминания о бывшем президенте, включая и золотые статуи.
"Культ личности является лишь одним из проявлений тотального контроля государства. За всеми этими монетами и портретами стоит реальность, состоящая в том, что все решения по прежнему принимаются одним-единственным человеком, а не всем населением в целом, – говорит Эрика Дейли, директор проекта "Туркменистан" Института "Открытое Общество". – Население не может высказаться по большинству вопросов, например, по вопросу распределения доходов от продажи богатых природных ресурсов Туркменистана". [EurasiaNet, как и проект "Туркменистан", работает под эгидой нью-йоркского Института "Открытое Общество"].
Культ личности существует уже так давно, что некоторые жители Ашгабата даже осмеливаются высмеивать его – если они уверены, что их никто не подслушает. "Туркменская идеология, "Рухнама", фантастические свершения нашего лидера …все это пустяки. Если надо, мы кричим "Ура!". Если от нас потребуют пересказать отрывок из "Рухнамы", мы постараемся это сделать, чтобы получить работу или сдать экзамены в школе или в вузе", – сказал один житель Ашгабата, который по очевидным причинам пожелал остаться неназванным.
Житель Ашгабата усмехается: он переполнен благодарностью, что "нам надо знать всего лишь две книги ["Рухнама", часть 1 и 2], тогда как в советские времена людям приходилось изучать полное собрание сочинений Ленина!"
Как можно понять из этих слов, многие в Ашгабате просто пытаются подстроиться под культ личности. На улицах стены многоквартирных домов покрыты спутниковыми тарелками, свидетельствующими о стремлении жителей избежать государственного контроля над потоком информации. Сомнительно, чтобы многие из этих тарелок были настроены на прием отечественных программ. Их цель – ловить российские телепередачи.
Сегодня в Ашгабате, как при советской власти, почти все транспортные средства на дороге – легковые машины, грузовики и даже кареты скорой помощи – могут стать для вас такси. Частный извоз давно стал для водителей способом подзаработать. Любой, кому требуется такси, просто становится у обочины и поднимает руку. Обычно вскоре подъезжает какое-нибудь транспортное средство. Потенциальный пассажир говорит куда ехать, а водитель называет цену. Если они договариваются, пассажир садится в машину и они отправляются в путь.
Достаточно немного половить таким образом такси, и вскоре можно составить довольно точную картину настроений в обществе. Совершенно очевидно, что есть два типа жителей Туркменистана: те, которые работают на государство или являются иждивенцами людей, занятых на государственной службе, и те, кто не обременен такими обязанностями. Когда представители первой категории понимают, что едут с иностранцем, они неизменно начинают расхваливать достижения правительства, говорить о чистоте улиц Ашгабата и подчеркивать, насколько жители Туркменистана стали лучше жить, чем при советской власти. Такое ощущение, что все они говорят как под копирку. Люди из второй категории, никак не связанные с государственными структурами, высказываются более свободно. Один из таких людей, представившийся просто как Бекмурат, откровенно критиковал отсутствие экономических возможностей в его стране. И тут же, практически на одном дыхании, рассказал, как много делает туркменское правительство, чтобы обеспечить граждан предметами первой необходимости.
"Работы нет совсем, – сетовал Бекмурат. – У меня диплом, но от него никакого толка!" Он подверг критике плачевное состояние системы образования в Туркменистане, где обязательное среднее образование составляет сейчас всего девять лет. "При таком коротком сроке обучения просто ничего не узнаешь".
Но, добавил он, правительство заслуживает похвалы за дотации на такие основные предметы потребления, как электричество, бензин и хлеб. "За это, знаете ли, люди готовы пересказывать отрывки из "Рухнамы", – подчеркнул Бекмурат.
11.VII.2007
|