Ожил "четвертый сектор". В Казахстане реанимировали "Ассамблею народа" 10:55 17.07.2007
"Четвертый сектор" общества Ассамблея народа Казахстана переживает новый этап развития
Казахстан – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, избежавших межнациональных столкновений и сценария "балканизации". Во многом такое положение связано с деятельностью главы государства Нурсултана Назарбаева, который в начале девяностых годов во имя сохранения дружбы и толерантности в обществе озвучил на 1-м форуме народов Казахстана в 1992 году идею создания Ассамблеи народа Казахстана.
Прошло немногим более десяти лет с того момента, как на общественно-политической сцене республики появился новый институт национальной политики – Ассамблея народа Казахстана. Этот промежуток времени стал периодом не только болезненных экономических реформ, связанных с переходом к рыночной экономике, но и глубокой трансформации духовной сферы общества. Кризис сознания и самосознания охватил большие социальные и этнополитические группы на обширном постсоветском пространстве. В результате нередко приходилось быть очевидцем межнациональных распрей, крупных вооруженных конфликтов и разрухи, отголоски которых продолжают звучать на Северном Кавказе и других уголках обширного региона. Однако, в отличие от других республик бывшего Советского Союза, Казахстан сумел избежать ловушки межэтнических распрей и столкновений, дестабилизации и раскола общества. мировое сообщество с большим вниманием изучает казахстанский опыт. Он получил высокую оценку международных экспертов в Вене, Локарно, Санкт-Петербурге, Таллине и в ряде других городов. В ходе деятельности ассамблеи накоплен огромный позитивный опыт в решении межэтнических проблем. Этот вклад по достоинству оценивается на самом высоком уровне. Экс-генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира. Прошедшие годы ознаменовались большими достижениями ассамблеи, и самое главное из них – это мир и гармоничное развитие казахстанского общества, основанного на принципах толерантности и взаимоуважения.
>Новые перспективы развития национальной политики открылись с принятием Стратегии Ассамблеи народа Казахстана, утвержденной указом президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856 "Об утверждении Стратегии Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период". Стратегия представляет собой систематизированную совокупность базовых и руководящих ориентиров ее деятельности в сфере межэтнических отношений на ближайшую перспективу. Создание демократической правовой базы в сфере межэтнических отношений, реализация Государственной программы развития языков, Стратегии развития ассамблеи позволили совершить прорыв в сознании людей и добиться возрождения культуры и традиций народов, проживающих в стране. Только в области национального образования у нас активно действуют более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. В поддержку воскресных школ правительством ежегодно выделяются финансовые средства, оказывается помощь из местного бюджета. Активный процесс возрождения национальных культур привел к созданию более 470 региональных национально-культурных центров. Государством оказывается поддержка 19 республиканским и региональным национальным газетам, радио- и телепрограммам, 6 национальным театрам. Во всех этих процессах трудно переоценить роль Ассамблеи народа Казахстана, которая за 12 лет своей деятельности стала важнейшим институтом нашего общества, уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан независимо от национальности и религиозной принадлежности. Однако сегодня Ассамблея народа Казахстана оказалась перед новым испытанием. Согласно внесенным поправкам в Конституцию, она получает собственное представительство в стенах парламента, где будет служить дальнейшему укреплению мира и согласия и поднимет на новую ступень роль и авторитет этого органа. Новая веха в развитии диктует ряд первоочередных задач перед Ассамблеей народа. Прежде всего, это формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства казахстанского патриотизма. Общность и единство уже давно стали аксиомами успеха мировой политики, которые продемонстрировали на своем примере великие державы. Не отстают от них и более молодые государства Азиатского региона, сумевшие в трудный период своего развития мобилизовать общественные ресурсы для достижения поставленных целей. Кроме того, необходимой составной частью деятельности общественной организации выступает воплощение в жизнь единой государственной языковой политики, а также привлечение общественных объединений к реализации отдельных направлений государственной национальной политики. Новый конституционный статус обязывает Ассамблею народа Казахстана занимать более активную позицию по формированию системы взаимодействия государственных органов и координации их деятельности по вопросам межэтнических отношений. Такое положение предполагает расширение участия ассамблеи в развитии нормативно-правовой базы, регулирующей сферу межэтнических отношений, где главный акцент будет делаться на укрепление межэтнического взаимодействия. Особым направлением деятельности Ассамблеи народа Казахстана должно стать противодействие любым проявлениям экстремизма и радикализма. Это тем более актуально, если учитывать, что в 2001 году мир оказался на пороге войны с глобальным терроризмом, в основе которой лежат религиозные предрассудки и заблуждения. К счастью, Казахстан не является объектом деятельности международных террористических организаций. Расположенный на стыке трех мировых конфессий, Казахстан на уровне массового сознания и исторической памяти нескольких поколений впитал в себя толерантное отношение к представителям разных религий. Такое положение сегодня во многом связано и с проводимой на государственном уровне политикой в области межнациональных и межконфессиональных отношений. Здесь нелишне будет напомнить о том, что на казахстанскую землю ступали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Папа Римский Иоанн Павел II. Свою лепту в укрепление этого процесса, безусловно, вносит Ассамблея народа Казахстана. Самым главным условием устойчивого демократического развития является участие всех общественных организаций в жизни казахстанского общества. И здесь вклад ассамблеи будет выражаться в активной позиции по широкому комплексу проблем, которые требуют немедленного решения. Это повышение образования и доступ к нему широких слоев общества, стремление к устойчивому экономическому росту и повышению благосостояния населения, укрепление гражданского общества и оказание содействия патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Необходимо также обогащать казахстанскую культуру традициями толерантности, добра и взаимоуважения. Для этого есть все необходимое. Ведь за годы своего существования ассамблея превратилась в авторитетный общественный институт гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Ассамблея имеет четкую организационную вертикальную структуру. Это мощная общественная сила, представляющая интересы самых широких слоев населения и формирующая общественное мнение. Поэтому внесение поправок и закрепление соответствующих правовых норм в Конституции страны кажется вполне справедливым. Придание ассамблее нового статуса, определение 9 парламентских мандатов от организации в мажилис парламента – это результат огромного доверия, оказанного казахстанским обществом. С другой стороны, это возлагает на ассамблею и на каждого ее члена большую ответственность. Отныне все законодательные акты, принимаемые парламентом, будут проходить дополнительную экспертизу на соответствие критериям межнационального согласия, толерантности и равноправия. Но не стоит бояться излишней политизации этого уникального общественного института. Руководители национально-культурных центров уже сегодня занимаются осуществлением национальной политики – межнационального мира и согласия. В этой связи наступившая электоральная пора должна стать для ассамблеи периодом пропаганды казахстанской модели межнационального и межконфессионального согласия и единства.
Адиль КЕЛИМБЕТОВ, Астана 17.07.2007
|