А.Аширалиев: "У кыргызов издревле были свои идеология и система воспитания из 30 столпов" 15:49 17.07.2007
Не только учить, но и воспитывать... по-восточному Создание национальной идеологии, которая устроила бы всех и каждого, - предмет острых дискуссий на самых различных уровнях с первых дней независимости страны. Есть какой-то опыт,однако к единому знаменателю общество так и не пришло.
Своими суждениями по этому вопросу делится в беседе с журналистом ректор Джалалабадского государственного университета доктор технических наук Абдиумаматкадыр АШИРАЛИЕВ.
- У кыргызов издревле были свои идеология, система воспитания, которые позволяли выживать и развиваться духовно, сохранять самобытность. В результате личных исследований я выяснил, что система воспитания состояла из тридцати столпов. На самой вершине этой пирамиды - религия. Нам нужно просто привести эту систему в соответствие с реалиями современности, а не изобретать велосипед. История не знает случаев, чтобы наш народ боролся, сопротивлялся против ислама, ибо >единобожие было у нашего народа изначально. Вторым, очень важным аспектом нашей идеологии был патриотизм. Кыргызы всегда особое внимание уделяли трем вещам: времени, которое всегда высоко ценилось, мысли, которую надо правильно формировать с детства, и третье... ветру, смысл которого я сейчас изучаю.
- Третье - это то,что было у многих древних цивилизаций?
- Тут я бы отметил, что кыргызы никогда не противопоставляли одно святое другому. Например, огонь никогда не тушили водой. Недогоревшее полено терли о землю и оставляли, как бы сохраняя на будущее, хотя зажигали его уже завтра. На речке наш народ не мыл даже лицо, умывался далеко от водоема, используя для этого необходимую утварь. Родители и дети всегда считались главным богатством. Мне сейчас очень горько смотреть на то, как ради денег люди уезжают в чужие страны, оставив на произвол судьбы свои семьи, родителей. А народные сказки, притчи, о которых мы забыли, и ищем теперь взамен бог знает что?
- Вы сказали о религии. Но сейчас она, особенно ислам, вызывает определенные опасения у немалой части общества?
- Раз ислам столько лет существует и развивается, значит, он нужен человеку. Нам просто необходимо искать логику, выделять средства на науку, систематизировать и поднести его истинные ценности молодому поколению. "Советских" людей уже не переделаешь. В образовательных учреждениях, в том числе и в вузах, надо не только учить, но и воспитывать. То есть мы должны формировать человека тоже. Внедрять в него социальную и культурную компетентность.
В плане специального образования можно и нужно использовать и западную, и другую методологию. А в воспитании - нет. Мы восточные люди, и молодежь надо воспитывать по-восточному. Вот тогда наша страна найдет свое достойное место в мире, не будет родовых, клановых, национальных взаимоотношений. Не надо бояться воспитывать молодежь через исламские ценности.
- А как быть с представителями других религий?
- Наша идеология должна строиться на ценностях ислама. В то же время нужно создать условия представителям других религий, чтобы они могли получать образование и развиваться, исходя из своих религиозных убеждений.
- Вас не пугает проблема религиозного экстремизма?
- Это ведь создается людьми искусственно. Почему, скажем, в Малайзии, где ислам является государственной религией, нет такой проблемы? А какой экономический скачок там обеспечили? Там тридцать процентов населения малаи, столько же китайцев и индийцев. При этом семьдесят процентов населения - мусульмане, и ничего, люди прекрасно живут, нет межнациональных, межконфессиональных проблем...
- А как быть со школами с русским языком обучения, где учатся дети представителей различных религиозных конфессий?
- Просто не надо противопоставлять различные религии. Ислам запрещает навязывание убеждений, учит уважать другие религии. Пусть в этих школах просто знакомят детей с различными религиями, оставляя им право и возможность выбирать. Ведь обычно до конфликта ситуацию доводим мы - взрослые. Взять, к примеру, предложение отменить празднование Рождества Христова 7 января. Аргумент - праздников в стране много, а христиан мало. Даже если в стране будет десять процентов христиан,нельзя этого делать. Нельзя играть с религией. Что касается школ, то над проблемой нужно серьезно работать, нельзя дать ответы на все вопросы сразу.
- А как это сделать? Ну вот, например, в джалал-абадских школах уже третий год не могут решить проблему с ношением платков.
- Мы ведь часто задаемся вопросом: а как это будут воспринимать "атеисты"? Но если сейчас мы не уйдем от такого подхода, то проблему углубим еще больше. В чем виновата одежда? Не надо обращать внимание на это, и все. Я считаю, что эта проблема создается искусственно. Другое дело, если в уставе школы написано о единой форме. Если есть такой закон - пусть одеваются по форме.
- Тем не менее сочетание религиозного и светского образования представляется очень сложным процессом.
- Нельзя смешивать и противопоставлять два образования. Нужно собрать и религиозных ученых, и светских специалистов, которые должны разработать обновленную систему образования и воспитания. Повторюсь, по предметам нужно использовать любые эффективные методы, а в воспитании - только свои. Только так мы можем выйти на свой путь. Надо начинать с разработки нормативных документов, которые учитывали бы нынешние реалии. И сделать это нужно срочно.
Необходимо ввести штат воспитателей в школах и университетах, определить направления воспитания. Первое - знать Бога, второе - любить страну. Самое главное - воспитатель должен быть примером для воспитанников. Почему сегодня студенты не уважают преподавателей? Потому что они вместе танцуют на вечеринках, пьют со студентами, а самое главное - берут у них деньги.
- Многих интересует вопрос: почему мусульманские страны в основном отсталые, а демократические развиты?
- Стоит ли развиваться как США или некоторые страны Европы? Надо ли собирать все богатство мира в одних странах, когда больше половины планеты недоедает, разрешать однополые браки? Вы посмотрите, как транснациональные корпорации обманывают развивающиеся страны. Как они навязывают нам кабальные условия, покупая наших алчных чиновников. По прогнозам западных же ученых, таких, как Хаттингтон, Тойнби, и других Запад ожидает такая участь, как... коммунистический режим.
Что касается демократии, то в кыргызах изначально заложены демократические принципы. Нам надо уметь отличать восточную демократию от западной. Ведь, если знаете, Пророк Мухаммед после себя оставил у власти не своего родственника, а самого достойного. Конечно, на Западе много хорошего, но эталоном для нас он не может быть.
- Верите ли вы, что можно воплотить в жизнь самую лучшую идею в стране с нашими руководителями, системой?
- Надо жить с надеждой. Я верю, что сможем. Я отправил свои предложения госсекретарю Адахану Мадумарову и в Министерство образования. И очень рассчитываю на положительную реакцию.
Вел беседу Абдумомун МАМАРАИМОВ. Джалалабад.
17.07.2007
|