А.Садиг: Азербайджану грозит... национальное многобожие 16:47 17.07.2007
Азербайджану грозит национальное многобожие, или "... Аллахым, айырма бизи"
То и дело в прессе появляются различные данные о численности мусульман в мире. Цифра эта колеблется от 800 до 1200 миллионов. Трудно удостовериться в правильности, а тем более в точности методологии, на основе которой определяется масса верующих.
>Азербайджан - это мусульманская страна? Статистики утверждают, что да. Вероятно, свое мнение они обосновывают тем, что здесь во время инаугурации президент клянется, в частности, на Коране.
А сколько мусульман в Азербайджане?
Может, где-то в Новой Зеландии полагают, что все население. Но мы-то знаем, что это не так. Если мы чего-то не знаем или знаем, но не учитываем, - то, что не все азербайджанцы магометане.
Да, в Азербайджане проживают русские, евреи, грузины, армяне, удины, украинцы, белорусы, которые вряд ли молятся лицом на Мекку.
А азербайджанцы? Разве все они мусульмане? Нет, точно так же, как не все обрезанные мужчины - азербайджанцы.
Во-первых, немусульмане все, кто не принимает догмы Ислама.
Не являются мусульманами и те, кто просто считают себя атеистами. Их на этой земле было с незапамятных времен. Им отрубали голову, конечности, живьем сдирали кожу, но не перевелись кафиры. Таковые особенно развелись в советский период. Детям вход в мечеть был заказан. Да и мечетей еще недавно на всю республику было не более двух десяток. Сделали свое дело пионерские и комсомольские организации. Добивала уже компартия. Средствами массовой информации.
Не думай, как говорится, ради Аллаха, что каждый, кто только провозглашает, или даже искренне считает себя мусульманином, действительно является таковым. По простой, но существенной причине: "Коран" обязывает мусульманина пять раз в день молиться, а также целый месяц в году поститься, выполнять ряд других важных требований. Много ли таких прилежных верующих?! Пусть каждый поищет истинных мусульман прежде всего в своей семье, затем среди других близких. Ответ лежит на поверхности.
Правда и то, что каждый азербайджанец, который ошибочно считает себя мусульманином или сознательно притворяется таковым, даже тот, кто является атеистом, так или иначе придерживаются правил ислама. И это касается не только обряда обрезания мальчиков, но и похорон. Если первую процедуру можно совершать келейно, то похороны, так сказать, в землю не зароешь, т.е., от людских глаз не скроешь, и в советское время мусульманским канонам достаточно строго следовали даже коммунистические руководители.
Более чем тысяча лет назад ислам огнем и мечом пробился в Азербайджан. С тех пор он во многом и в решающей степени определял образ жизни нашего народа. Религия наряду с языком, культурой, является показателем единства нации. Ею пронизаны исторические корни, образ мышления, архитектура... Нам нравится готика, но все мы, образно говоря, дети купола и минарета.
...И вот, на глазах нынешнего поколения рушится религиозное единство нации. Все больше и больше азербайджанцев, преимущественно молодых, переходят в лоно христианства, индуизма. В Баку давно уже крепко обосновалась организация кришнаитов. Неоднородны наши христиане: в наличии имеются и азербайджанцы-католики, и азербайджанцы-протестанты, и православные.
Существует ошибочное мнение, будто всякое чужеродное способно проникнуть только туда, где образовалась некая пустота. Таким образом пытаются объяснить любые отклонения или новшества в культуре, морали, политике и других сферах общественной и духовной жизни.
В действительности, чужая вера пробивает себе путь именно там, где долго, планомерно готовилась благодатная почва. Религиозным переменам способствует и смена родного языка, особенно не в первом поколении. Катализатором может служить не только внутрисемейная, но и общественная, внешняя среда: компания друзей, превалирование конкретной пропаганды, изменения в нравах...
Пренебрежительное, порой плевательское отношение ко всему, что касается истории, традиций, языка, культуры собственного народа, заложенное в семье и пробуждаемое в обществе - вот одна из основных причин распада религиозного единства.
Раскол нации по религиозному признаку - действенный, безошибочный метод, основанный на принципе "разделяй и властвуй". Те, кто решил применить его для нанесения ударом по остаткам национального единства азербайджанцев, выбрали верный путь.
Тем временем, кажется, Аллах отнял силы и инициативу у тех, кто по своему служебному долгу обязан укреплять позиции Ислама в стране. Этих чиновников от мечети больше влечет модная мировая война против ваххабитов.
Обычно говорят о том, что в силу геополитического положения Азербайджанской Республики, ее территория стала "яблоком раздора". Не менее ожесточенная борьба идет за умы и души азербайджанцев. Но это не просто спор религиозных конфессий. За деятельностью духовных организаций скрываются политические интересы отдельных стран или групп государств. Впрочем, Россия, например, не скрывает свои амбиции. Бакинские православные, наряду со ставропольскими, входят в одну и ту же организацию, а та в свою очередь подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси. Так, Азербайджан в лице Баку приравнивается к обычной губернии России. Иран и вовсе включает Азербайджан в некую шиитовскую зону, во главе которой видит себя.
Выбор принадлежности к той или иной религии под понятием свободы совести относится к правам человека. Права эти в последние годы усердно муссируются и мы уже наблюдаем в обществе положительный результат.
Это хорошо, что есть права у человека.
Но нет ни у какого человека права, пользуясь личной свободой, совершить опрометчивый шаг, ведущий к размежеванию нации! Нет у человека такого права, но есть такая возможность.
И вольный выбор за ним: свободно служить собственным национальным, государственным интересам или услужить чужим имперским.
Айдын САДИГ, независимый журналист 17/07/2007
|