А.Князев: Национальная идеология Киргизии вообще не может быть придуманной 00:47 08.08.2007
Александр Князев: Действия кыргызстанских властей заслуживают нелитературных комментариев
Лето 2007 года в Кыргызстане оказалось горячим не только в соответствии с метеорологическими, но и политическими прогнозами. Подготовка к намеченной на 16 августа встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества, неожиданное для большинства граждан подорожание основного продукта питания – хлеба, презентованная главным идеологом страны Адаханом Мадумаровым общенациональная идеология и ряд других акций, которые на фоне отпускного сезона прошли вроде бы не очень заметно, но в целом не могли не отразиться на жизни рядовых кыргызстанцев.
О текущей ситуации в Кыргызстане сегодня в интервью ИА "24.kg" с профессором Кыргызско-Российского Славянского университета, доктором исторических наук Александром Князевым.
Даешь хлеба без зрелищ
- Кыргызское правительство в лице премьер-министра Алмазбека Атамбаева проявило свою озабоченность подорожанием хлеба на один сом, но почему-то "забыло" о других последствиях этого события. Насколько это логично - акцентировать свое внимание именно на хлебе и не обращать внимания на другие сферы жизни, связанные с повышением цен?
- Во-первых, подорожание хлеба для большинства населения – ощутимый удар по семейному бюджету. Это один из основных продуктов питания, а для очень большого числа людей, особенно в сельской местности, фактически единственный. Нынешний скачок цен – серьезный показатель слабости социальной политики правительства, возглавляемого Алмазбеком Атамбаевым. И если оно искренне желало улучшить жизнь своих граждан, то должно было как-то упредить ситуацию. Как минимум, изыскать какие-то ресурсы для ее смягчения. Я думаю, что нынешняя ситуация - показатель слабой дееспособности государственной власти в целом.
Сегодня все силы брошены на проведение саммита ШОС, который сам по себе является важным событием в жизни нашей страны. В том числе для подтверждения самостоятельности республики как государства в глазах основных партнеров, каковыми являются члены организации, да и всех остальных. Грамотное использование всех его позитивных последствий может привести в последующем к серьезному изменению международного позиционирования Кыргызстана. В частности, к определенному росту инвестиций. Однако ситуация показывает, что у правительства в реальности не очень много сил: если оно занято одним мероприятием, то по всем другим направлениям начинаются сбои.
Учитывая, что хлеб – один из компонентов ценообразования в целом, следует быть готовым к всеобщему повышению цен, что, скорее всего, до конца лета и произойдет. А это уже может повлечь за собой политические последствия. Напряжение в республике очень высоко, растет и раздражение действиями правительства в социальной сфере. Есть опасения, что это может привести к спонтанным всплескам недовольства, которые могут быть успешно использованы оппозицией, находящейся сегодня не у дел.
- Картина, примерно, ясна. Но если бы, как спрашивают в соцопросах, президентские или парламентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье?..
- Перед выборами любой мало-мальски грамотный политик таких вещей не допускает. Перед ними, наоборот, принято реализовывать популярные меры: понижение цен, либерализация в определенных сферах жизни и так далее. Но я не вижу ресурсов будущего снижения цен. Сегодня единственным шансом для улучшения социально-экономической ситуации в Кыргызстане является помощь извне, например, инвестиции и прочее.
- Насколько реальны ожидания, что в нашу страну будут инвестировать?
- Здесь получается замкнутый круг. С одной стороны, инвестиции - это тот якорь, с помощью которого можно остановить кризис экономики и начать работу по улучшению ситуации. С другой стороны - прямые инвестиции невозможны, поскольку налицо несостоятельность кыргызского правительства, неспособного дать гарантии под них, очевидная слабость, неуверенность, бессистемность в его работе. То же самое наблюдается и у президентского окружения. Плюс ко всему непредсказуемость парламента и его низкий профессионализм. Все это не привлекает в нашу страну инвесторов. Замкнутый круг? Да. А без инвестиций кыргызская экономика сегодня не поднимется.
- Как бы вы ни критиковали нынешние власти, но в любом случае президент КР оппозицию расколол, а та часть, которая осталась, не имеет уже большого авторитета. Выходит, что будущее у нас только за Курманбеком Бакиевым? Иного выбора просто не остается?
- Наши оппозиционеры сильно дискредитировали оппозиционную идею как таковую, а также само понятие оппозиции. Отъезд послом в Швейцарию ярого оппонента президента Мелиса Эшимканова - это вообще осиновый кол в могилку оппозиции на многие годы. Сегодня приличный человек в ее ряды не пойдет. Людям сегодняшние власти могут нравиться или нет, но отождествлять себя с оппозиционерами они вряд ли захотят.
Умные люди на своих ошибках учатся. Сегодня >кыргызское общество заметно поумнело в сравнении с тем, что было два с половиной или три года назад. Сейчас только самому наивному человеку может казаться, что кто-то из кыргызских политиков действительно стремится изменить к лучшему жизнь рядовых кыргызстанцев и республики. Мне кажется, для всех очевидно: единственный мотив деятельности всех без исключения сегодняшних кыргызстанских политиков - это стремление чего-то достичь лично для себя, для своего клана.
Кыргызская оппозиция оказала дурную услугу политическому процессу в республике в целом. Она очень сильно поспособствовала тому, что власть будет становиться все более и более авторитарной.
- Государственный секретарь нашей страны разродился "общенациональной идеологией", отсутствие которой, на его взгляд, не давало развиваться нашему государству. Насколько, по вашему мнению, соответствует требованиям времени эта программа?
- Это абсолютно пустая фразеология, лишенная какого-либо смысла. Кроме того, о единстве в обществе говорит человек, считающий всех граждан нетитульной национальности "квартирантами" в стране, наверное, не я один об этом помню.
Когда власть представлена такими людьми, какое может быть к ней доверие?! (Мне вспомнилось, как в одной из газет приводилось высказывание тогда еще депутата Мадумарова о том, что в космос могут летать и обезьяны, когда его попросили прокомментировать первый полет в космос нашего земляка - космонавта Салижана Шарипова. – Прим. автора).
Создание национальной идеологии есть не что иное, как примитивная имитация деятельности, показатель полной пустоты и тех людей, которые это декларируют, и тех, кто согласно кивает головами…
Национальная идеология вообще не может быть придуманной, сформулированной и предложенной народу. В период президентства Аскара Акаева в ее качестве провозглашались семь заповедей Манаса, были еще какие-то идеи, которые так и не заработали. Да и не могли заработать. И нынешняя, искусственно надуманная, не будет действовать. Национальная идеология создается вокруг естественно накопленных обществом ценностей, формируясь десятилетиями.
- А что у нас может быть национальной идеей?
- Я не знаю. Пока признаков формирования какой-либо идеологии в самом обществе я не вижу. Разве что идеология, которую исповедуют чиновники и "новые кыргызы": все покупается и все продается…
- А нужна ли нам сейчас эта национальная идея?
- Я думаю, что сейчас гораздо важнее была бы конкретная и реалистичная программа выхода из сложившегося экономического кризиса. И при всем богатстве русского языка каких-то позитивных оценок по поводу того, что говорится товарищем Мадумаровым, как и по поводу того, что делается властями в целом, у меня нет. Здесь уместнее нелитературная лексика…
Улугбек БАБАКУЛОВ 7.08.2007
|