Возвращение с раскаянием. История узбекских "исламистов" из семьи Алимовых 08:48 09.08.2007
Возвращение
Все происшедшее с ним после горьких хождений по мукам Хусинбай Алимов называет возвращением к самому себе. Через ошибки и потери. Возвращением доверия и доброты своих земляков. Это в наших правилах, в самом климате людских взаимоотношений времени независимости, где торжествуют и такие святые гуманистические принципы: поверить отступившемуся, понять раскаявшегося, протянуть ему руку помощи, всяческой поддержкой и участливостью укрепить его дух. В основе же своей это, безусловно, не всепрощенчество и не сентиментальная доброта, а убежденность в искренности человека, праведными поступками подтвердившего выбор новой линии жизни.
А наш хорезмский менталитет! Распахнутость сердца, исконно щедрое хлебосольство, весомость материального жеста! Все это - в связи с судьбой хивинца Хусинбая Алимова, оказавшегося доброй частью сознательной жизни в лагере боевиков. Но все хорошо, что хорошо кончается. Человек вернулся, раскаялся. Ему поверили. Он облагодетельствован щедротами хорезмского характера. Как он сам, Хусинбай, при случае рассказывает, хивинцы "окружили семью вниманием и заботой. Одно то, что власти района выделили ему двухкомнатную квартиру в жилом районе Космоабада много стоит. И снова он все повторяет и повторяет слова благодарности Президенту Узбекистана за "Указ о помиловании".
А предыстория была поистине трагическая. "Сюжет" о кругах ада, о раскаянии и возвращении - сродни тем, что уже были в ряде публикаций областной печати. >Родители Хусинбая, поддавшись враждебной пропаганде, покинули Родину в 1999 году. Взяв с собой четверых детей, в том числе 18-летнего Хусинбая, оказались в Таджикистане. Начались те хождения по мукам с беседы в так называемом "штабе Исламского движения" с человеком по имени Абдулхаким. Насколько поняли отец и старший сын, они попали в руки людей из особо экстремистского крыла движения.
Были месяцы боевой подготовки, долгие часы "религиозного" обучения. Требовалось беспрекословное подчинение. Нарушения "правил" карались строго. Пути назад не было, и не только из-за отобранных паспортов. Потом – Афганистан: Кундуз, Мазари-Шариф, Кабул. Учеба сыновей в медресе. Отец здесь же выполнял какие-то хозяйственные поручения. Особенно много было тревог и тягот в Кабуле. Бесконечные бомбежки, оправдываемые американцами борьбой с террористами. Однажды семья попыталась перейти границу Пакистана. В ночь под новый 2003 год отец погиб во время обстрела американскими солдатами приграничной полосы, через которую семья переходила на территорию Пакистана.
Сегодня о том времени Хусинбай вспоминает как о дурном сне. И если рассказывает о каких-то подробностях, то в душе оправдывается так: полезно, мол, знать молодежи. Например, о том, как боевики Джумы Намангани расстреляли семнадцать хорезмийских парней. Трупы были брошены в пропасть, где их обнаружили местные пастухи. Так получилось, что тех ребят из Хивы, Ургенча, Хазараспа и Шавата похоронили земляки-хорезмцы.
Много у Хусинбая других леденящих душу картин из того кошмара... Рассказывать о них ему тяжело. Но нет, наверное, дня за эти пять лет после возвращения на Родину, чтобы в семье не вспоминали гибель отца, похороненного в горах Пакистана. Счастливые же моменты, случившиеся позже, вспоминают с удовольствием и радостью. ...День, когда семья, по словам Хусинбая, "узнала про указ Президента И.А.Каримова о помиловании". ...Пять авиабилетов, врученных возвращенцам в Посольстве Республики Узбекистан в Исламабаде... Пять суток проживания на всем готовом в уютной гостинице. Да еще подаренные "на дорогу" - деньги, одежда. ...Прилет в Ургенч. Когда в жарких объятьях родных и близких оказались Хусинбай, его мама Дилорам-опа, младшие братья Джавлон и Алимбай, сестренка Сажида. Родина простила их, обманутых, трагическую ошибку совершивших. Это он признает, Хусинбай, хотя тешит себя мыслью, что никого не убивал, хотя стрелять из самого современного оружия его научили; не озверел, не стал насильником, хотя и побывал в логове врагов; правда смалодушничал, хотя мог совершить побег даже без паспорта, в 1999-м... Потерял несколько лучших лет молодости, но сумел по совести оценить, осудить содеянное... Все это он называет возвращением. Возвращением к себе, в сущности, неглупому, нормальному молодому человеку - через ошибки и потери. Возвращением доверия и доброты своих земляков.
Илья Надыров, журналист из Ургенча 9/08/2007
|