М.Тойбаев: "С 1991 года мы фактически пошли назад, в сторону феодализма..." 16:24 27.08.2007
Террористов хватает и в литературе Об идеологии, отношениях творца и власти, плюсах и минусах работы литератора при коммунистическом и капиталистическом строе мы побеседовали с народным писателем Кыргызской Республики, заслуженным деятелем культуры, кандидатом филологических наук, драматургом, поэтом, публицистом и общественным деятелем Мырзабеком Тойбаевым. Информационный повод солидный: не так давно увидело свет большое собрание его сочинений.
- Мырзабек Раевич, семитомник - это своеобразное подведение итогов, жирная черта под созданным за долгие годы. А что дальше? Над чем сейчас работаете? - Задумок очень много. Хочется писать для людей, чтобы моя работа приносила пользу стране, вообще человечеству. Самая актуальная проблема - поднять жизненный уровень народа. Возникает вопрос - что делать? А в самом деле? Ведь с 1991 года мы фактически пошли назад, в сторону феодализма. Говорят, мы движемся правильно. В некоторых смыслах да. Но в основном - нет. И я везде открыто об этом заявляю. >Частная собственность - это жульничество. В политическом смысле - угнетение человека. Богатые тихо, скромно, культурно, в кавычках конечно, угнетают бедных. Одни понастроили себе особняков, другие и одной комнаты не имеют. Что тут хорошего? 70–80 процентов населения бывшего СССР попрощалось с хорошей жизнью.
- Вы жили и писали в советское время, сейчас работаете в период независимости государства. Какой строй лучше для художника? Раньше были госзаказы, издавались книги, писатели получали гонорары, но существовали определенные "нельзя". Сейчас пиши о чем хочешь. Но решишь издать книгу - будь любезен, найди спонсора.
- При советской власти, оказывается, был рай. Нас учили, что мы еще только будем жить при коммунизме. Но коммунизм прошел, а мы его не оценили. Началась перестройка. Хитроумная оказалась штука. Сказали, будем исправлять недостатки, упущения социализма. А на самом деле перестроили его в капитализм. Большинство людей за свой карман держится. Это факты, с этим не поспоришь. Я написал более сорока пьес. Многие из них поставлены в братских республиках. За деньги такие вещи не покупались. Произведение, созданное кыргызским автором, проходило длинный путь, прежде чем попасть к зрителям, читателям.
- Но вышло же ваше собрание сочинений. Значит, положительные моменты все же есть?
- Да, и слава богу. Вот я слышал, еще ни у одного кыргызского писателя нет семитомника. У Чингиза Айтматова - пять томов. У Тологона Касымбекова - пять. У меня получилось семь. Тут пьесы, стихи, поэмы, песни, причем с нотами. Более пятидесяти песен положено на музыку. Мы работали с Абдыласом Малдыбаевым. Еще рассказы, очерки, научные труды, переводы, статьи. А своими учителями я считаю Уильяма Шекспира, здесь есть посвящение ему в стихах, и Токтоболота Абдумомунова.
- Сейчас много говорят об идеологии. Мол, без нее никуда. А нужна ли в наши дни эта самая идеология? И какой она, по–вашему, может быть?
- До сегодняшнего дня, если я не ошибаюсь, четко сформулированной идеологии у нас не было принято. Почему? Я думаю об этом как литератор. Мне кажется, общенародная, общегосударственная, справедливая идеология у нас вряд ли появится. Наши правители часто говорят о том, что надо быть едиными. Призывают народ жить в дружбе, согласии. Это хорошо. Но чтобы быть едиными, как сжатый кулак, одних слов мало. Почему победили в Великой Отечественной? Потому что была правильная идеология. Когда началась война, наши молодые джигиты добровольцами пошли на фронт. Они же не дураками были, правильно? Сейчас мало говорят о справедливости. А ведь если ее нет, даже в семье возникают конфликты. В советское время дети в школах, вузах учились бесплатно. Человек заболел, будь он кыргыз, русский, чеченец, его лечили бесплатно. Советский Союз был великой державой. Любой человек, если он нормальный, из прошлого, из пройденных этапов человечества должен брать с собой в будущее лучшее. Тогда мы будем расти.
- Вы утверждаете, что литература - это политика. А разве должен писатель, вообще творец заниматься политикой? Может, ему не стоит публично поддерживать какую–либо партию и надо жить исключительно творчеством? Ведь не секрет, что многие успешные писатели, художники, артисты получают звания, подарки от власть имущих, пользуются всевозможными благами. Однажды настанет момент, когда человек уже не будет свободен, и тогда он не сможет быть до конца честным в своем творчестве. Не скажет всю правду о сильных мира сего. - В 2005 году, примерно за месяц до революции, на телевидении выступали защитники бывшего президента - писатели. Собрались подхалимы. Их у нас много, к сожалению. Хитрые, бессовестные, думающие только о себе. Кричали, агитировали, хвалили главу государства. Я смотрел передачу, и мне было стыдно. Я же всех их знаю по Союзу писателей. Надо быть самокритичным. Правильны ли идеи твои и человека, которого ты поддерживаешь? Полезны ли они для народа? Были среди тех людей и террористы. Не те, которые прямо убивают человека. Террористы в идеологии, культуре, литературе, искусстве уничтожают авторитет писателя, его труды. Мне, например, 12 лет не давали звания народного писателя. А родственники и приближенные семьи Акаева получали. Я не люблю подхалимничать. Прямо говорю, что думаю. Нас так учили. Еще на первых курсах университета нам, студентам, говорили: "Вы - интеллигенция. Основывайтесь на фактах. Будете болтать без основания - потеряете свой авторитет".
Анастасия КАРЕЛИНА 27.08.2007
|