КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 30.08.2007
23:29  Свои закончились? Кавалером казахстанского ордена стал первый настоящий папуас
22:42  Талибы отпустили последних корейских миссионеров-заложников
19:16  "Как суверенное государство мы находимся в...", - К.Бакиев поздравил кыргызстанцев с Днем независимости
18:50  О.Шарифов: Искусство вешать лапшу, или О стремительном росте зарплат в Узбекистане
17:20  М.Захидов: Как на скандалах разваливалось оппозиционное и правозащитное движение в Узбекистане. Ч. 1
14:06  И.Гальперин > Москва - Ташкент: дружба на нарах. Из ташкентской тюрьмы не выпускают россиянина В.Парижера
13:54  М.Чубаров: Америка в "черном квадрате". Ситуация в Афгане вышла из-под контроля оккупационных войск

13:46  Недоступная "черная вдова". США признали, что они не контролируют афганский массив Тора-Бора
13:35  Д.Орлов: Люди в Киргизии созрели для "отмены революции снизу"
13:31  В Пакистане задержан Ил-18, летевший в Киргизию, с сотней больных студентов на борту
13:12  Т.Ансари: Грузия - смена элиты. Оппозицию на выборах возглавит Ираклий Окруашвили?
12:40  В Павлодаре вышли интересные мемуары Ю.Поминова "Хроника смутного времени. Записки редактора"
12:30  Р.Арслонзода: Территория non grata. Введя запрет на выдачу виз гражданам Узбекистана, Душанбе пытается обвинить Ташкент
12:05  Павел Лукша: Новые правила, или Трудовые мигранты против национальных интересов России
11:41  Мордовские милиционеры поймали двух шпионов на маневрах "Мирная миссия-2007" в Чебаркуле
11:14  Шейх против поминок в палатках. Управление мусульман Кавказа расширяет контроль над мечетями страны
10:43  Темные пятна "чистого ислама". Подпольные течения с реальными угрозами национальной безопасности Казахстана
10:38  Мокрые страсти. В Казахстане наконец взялись за комплексное решение водных проблем
10:30  Скончался бывший глава МВД Таджикистана депутат Хумдин Шарипов
10:26  Д.Сатпаев: Позднее зажигание. Правительство Казахстана начало "боевые действия по всем фронтам"
10:22  Le Figaro: Москва ругает Вашингтон, но угроза идет от Пекина
10:12  La Repubblica: Ядерный холокост, если у Тегерана будет атомная бомба
10:08  Д.Кралечкин: Упомнить все. Ностальгия по СССР
09:20  "РГ" > Президент Пакистана сдаст мундир. Первез Мушарраф готов оставить пост главнокомандующего
09:09  "Къ" > Газ тронулся. "Газпром" начинает переговоры о новых ценах на газ с Туркменией, Узбекистаном и Казахстаном
09:06  В.Панфилова: Туркмения меняет имидж в надежде на инвестиции
09:03  "НГ" > Российская нефтетруба в Китай будет продолжена, расширена и заполнена по максимуму
08:59  А.Дубнов: "Новое возрождение" для Туркмении. Бердымухаммедов готовится к премьере в ООН
08:58  П.Искандеров: Кто заполнит вакуум. США и Иран конфликтуют из-за Ирака
08:53  "По личным мотивам". Уволен влиятельный минфин Китая Цзинь Жэньцин
08:41  Н.Юсупов: Узбекско-китайские отношения выведены на качественно новый уровень сотрудничества
08:40  Истребители летят в Индию. Стартовал крупнейший тендер на закупку военной техники
08:27  Россияне полюбили Китай (последний соцопрос ВЦИОМ)
07:52  С.Бодров и его "Монгол": Снимать фильм про Чингисхана мне разрешил главный шаман Монголии
05:13  Скончался уважаемый узбекский аксакал Мухсин Одылов
00:23  В Москве открылся "Центр изучения кыргызского языка и культуры"
00:15  La Stampa: "Президент я, а не моя жена". Победа Гюля – триумф умелой режиссуры
00:04  Н.Зотова: Каждый крутится, как может, но большинство едет в Россию. Таджико-узбекистанские впечатления
Среда, 29.08.2007
23:39  Киргизских борцов возглавил Максим Бакиев - младший сын президента
23:19  Задержанные в Ираке иранцы освобождены
22:12  Р.Оруджев: Россия готовится "уступить" Габалинскую РЛС США?
21:03  Слухи города Астаны. Почему Тимур Кулибаев ушел из "Самрука"
21:00  Для погашения непомерного госдолга Киргизия выпускает 10-летние облигации
20:21  В Шымкенте паника: народ 7 часов ждал на улицах землетрясения
20:14  Южная Корея поможет Азербайджану построить хранилища сжиженного газа
19:17  Н.Назарбаев стал 1-м лауреатом "Международной премии мира Юго-Восточного университета "Нова" (США)"
18:43  Древние надписи на кхарошти. Сенсационные открытия в Александрии Оксианской
18:34  Эх, революция сорвалась... При въезде в Киргизию задержаны два казахстанца с пистолетами и валютой
18:10  Осиротели... Без вести пропал "смотрящий" за Бишкеком Рэмбо, в миру - Марат Раимбеков
17:51  Талибы отпустили 12 из 19 захваченных ими корейких заложников
17:47  "По историческим меркам это небольшой срок", - Аскар Акаев поздравил народ Кыргызстана
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
С.Бодров и его "Монгол": Снимать фильм про Чингисхана мне разрешил главный шаман Монголии
07:52 30.08.2007

Сергей Бодров-старший:Зритель созрел для качественного исторического кино.
Новый фильм известного режиссера благословил главный монгольский шаман

В двадцатых числах сентября в прокат выходит фильм Сергея Бодрова-старшего "Монгол",рассказывающий о детстве и юности Темуджина, впоследствии ставшего великим Чингисханом. В преддверии мировой премьеры и показа фильма на самом большом зрительском фестивале в Торонто режиссер привез картину в Казахстан. Во-первых, именно здесь появилась идея создать фильм о прославленном полководце. Во-вторых, часть съемок эпической ленты прошла на территории нашей страны. И самое главное – в создании "Монгола" участвовала целая "казахская команда" специалистов, среди которых режиссер Гука Омарова, известная соотечественникам по нашумевшему фильму "Шиza", команда каскадеров, а также продюсеры Гульнара Сарсенова и Булат Галимгереев. "Литер-Неделя" встретилась с Сергеем Бодровым после пресс-показа "Монгола" в Алматы.

досье

Сергей Бодров-старший родился 28 июня 1948 года. В 1974 году закончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская
К. Парамоновой и Н. Фокиной). Работал журналистом. Как сценарист дебютировал в 1978 году ("Баламут"), а как режиссер - в 1984-м ("Сладкий сок внутри травы", совместно с А. Альпиевым).
По его сценариям снято свыше 30 фильмов. Самые известные: "Любимая женщина механика Гаврилова", "На помощь, братцы!", "Восток–Запад". Наиболее известные режиссерские работы Бодрова – "Непрофессионалы", "Катала", "СЭР", "Белый король, красная королева", "Кавказский пленник", "Давай сделаем это по-быстрому" (Quickie), "Медвежий поцелуй". Лауреат многих кинематографических премий и фестивальных призов. Фильмы "Кавказский пленник" (режиссер) и "Восток–Запад" (сценарист) номинировались на премию "Оскар".

ЛИТЕР-Неделя: Так получилось, что сначала на экраны вышел исторический фильм "Кочевник", в создании которого вы принимали участие. Теперь вы представили собственную эпическую ленту. Создается впечатление, что вы увлеклись темой, но ведь идея о "Монголе" у вас родилась гораздо раньше, чем вы получили предложение заняться "Кочевником".

С.Б.: На самом деле у меня есть список вещей, которые я должен успеть сделать в своей жизни. Иногда он меняется, корректируется, но пока все, что я сделал, – это пункты этого самого списка. Думать о "Монголе" я начал еще лет десять назад, будучи в Казахстане. Это естественно, ведь эта земля имеет отношение к этой истории. Сценарий начал писаться в 2002 году, а снимать я был готов уже спустя год. Но меня попросили закончить "Кочевника", и после некоторых раздумий я согласился. Я обещал сделать так, что в страну будут приезжать съемочные группы, – в итоге вы ждете Бессона, а москвичи и питерцы здесь уже работают. А много людей, с которыми я работал здесь, перешли в команду нового фильма, например каскадеры, которые выполнили свою задачу на мировом уровне. По поводу "Кочевника" слышно много разных справедливых суждений, но дело в том, что не я начал эту картину и она не была моей от начала до конца. Поэтому я знал: то, что мне не удалось в ней сделать, я смогу реализовать в "Монголе".

ЛИТЕР-Неделя: Но намеренно вы силы не экономили?

С.Б.: Когда я соглашаюсь что-то делать, то выкладываюсь полностью. Но дело в том, что это был не мой проект на сто процентов. Лично я бы поменял двух главных актеров, что и предложил, как только пришел на картину, потому что от актеров всегда зависит очень много. Но пересъемки потребовали бы новых больших финансовых вложений. В общем, на "Кочевнике" у меня были другие возможности и другое предназначение.

ЛИТЕР-Неделя: Зато создание "Монгола" вы тщательно продумали с самого начала. Во-первых, попросили разрешения у шамана…

С.Б.: Когда ты занимаешься другой культурой, ты обязан соблюдать законы, быть вежливым. Слава богу, со мной на картине работал мой друг, бурятский скульптор, художник Даши Намдаков. Кстати, ему сейчас заказали скульптуру на десятилетие Астаны и он скоро покажет свои работы в Алматы. Так вот у него эта культура в крови – буряты и монголы близки в этом плане. Он мне подсказал, что нужно пойти к главному шаману в Монголии – это такой вполне официальный чин в стране. Шаман нам сказал: "Многие хотели снимать картину про Чингисхана – американцы, французы, японцы, и вы первые, кто ко мне пришел, правильно сделали". И думаю, его разрешение нам помогло.
>Было необычайно сложно снимать этот фильм. Он много раз был на грани закрытия, в итоге мы снимали два сезона. Но я понимаю, что, когда берешься за такой материал, легкой картина и не может получиться. Этот фильм был выстрадан, вымучен, и теперь я могу им гордиться. Главное, мы это сделали и сейчас, тьфу-тьфу, пленка в лаборатории.

ЛИТЕР-Неделя: Почему в качестве основного источника вы выбрали труды именно Льва Гумилева?

С.Б.: Существует "Сокровенное сказание о монголах" – источник, так сказать, пособие номер один, которое изучает любой человек, интересующийся личностью Чингисхана. Эта поэма, которую нашли в XIX веке, написана даже не на монгольском языке. Но в этой летописи имеются пропуски, ведь писал ее человек, причем очень эмоциональный. Вообще сохранилось всего несколько источников разных эпох, которые передавались из поколения в поколение. Но что-то в них менялось, уничтожалось, переписывалось в зависимости от конъюнктуры. А у Гумилева были замечательные догадки по поводу пропущенных в летописи десяти лет из жизни Чингисхана. Никто не знает, где он был все это время. Гумилев предполагает, что Темуджин провел несколько лет в плену. Монголы с этим категорически не согласны, но отрицать это было бы так же неоправданно, как и стопроцентно утверждать. Я считаю, что здесь можно положиться на личность историка, она очень важна. Гумилеву я верю. Этот человек знает, что такое жизнь, что такое смерть, что такое судьба. Он десять лет отсидел в сталинских лагерях, и это не может не дать повода относиться к его предположениям со всей серьезностью.
Меня здесь спрашивают: "А вы знаете, что Чингисхан был казахом?" Знаю. А еще я знаю, что китайцы считают, что он был китайцем, потому что его внук завоевал китайскую империю. Корейцы считают его своим, и татары тоже. Я выбрал себе версию, которая говорит о том, что Чингисхан был монголом. Точно утверждать нельзя, ведь его владения начинались у Тихого океана и заканчивались у Днепра. По масштабам эта территория больше, чем та, что была завоевана Александром Великим. Это и интересно, что все так неоднозначно. Мне очень любопытно браться за разрушение стереотипа. Для России, судя по школьной программе, Чингисхан и вовсе враг, пугало, а для Азии – бог. В 2006 году было 800-летие монгольской империи (со дня провозглашения Чигисхана), и там шли серьезные разговоры о том, чтобы перенести столицу на то место, где она была при великом завоевателе. Они верят в то, что он обязательно вернется на землю и может обидеться за то, что его законы не соблюдаются. Думаю, когда до них дойдет картина, Монголия будет самым жестким полигоном для дискуссий.

ЛИТЕР-Неделя: А что насчет остального мира? "Монгол" уже успели сравнить с "Апокалипсисом" Гибсона и благодаря батальным сценам – с "Войной и миром" Бондарчука. Как вы сами думаете, на что пойдет западный зритель – на историчность или на экзотику?

С.Б.: Делая такую дорогую картину, я не мог не думать о том, как ее продавать. В нее вложено много частных денег, а я – человек ответственный. Естественно, до начала съемок я показал этот сценарий человеку, который выпускал моего "Кавказского пленника" и фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы", за который никто не хотел браться. Она снята на древнеарамейском языке, к тому же с большим количеством спорных моментов. В результате этот фильм только в Америке собрал 300 млн долларов. Этот человек спросил меня, на каком языке я собираюсь снимать фильм. Когда я ответил, что на монгольском, он недолго думая ответил: "Я знаю, что делать с картиной о Чингисхане на монгольском языке. Правильно, так и делай". Разумеется, нельзя отрицать элемент экзотики, но публика созрела и для достоверного исторического кино. Раньше картины с субтитрами занимали маленький сегмент проката, а сегодня, после огромного успеха таких фильмов, как "Жизнь прекрасна" Бенини на итальянском языке и "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" на китайском, к ним стали относиться серьезно. Если говорить о батальных сценах, то сейчас я уже со стороны могу говорить, что она свежая в этом плане. Думаю, ходы с летающими войнами и прочими эффектами закрыты. Нам хотелось другого: жесткости, реалистичности. И мы получили-таки свой размах, который всегда привлекает зрителя. К тому же у нас есть сильная история, есть необычайная любовная история. Думаю, по всем этим причинам мы уже заключили сделки на прокат картины в 25 странах мира. Премьера состоится 8 сентября на фестивале в Канаде, где нет никаких призов, кроме приза публики. Будет несколько показов для СМИ, прокатчиков и зрителей, после которых окончательно решится точное количество копий, которое будет у фильма, но уже понятно, что планируется агрессивный мировой прокат.

ЛИТЕР-Неделя: С Западом все понятно, а что же делать с российскими предрассудками? Российскому зрителю остается "клюнуть" на ваше имя.

С.Б.: Россия будет самым сложным местом для проката. Не знаю, насколько здесь может сыграть имя. Мы уже слышали такие отзывы: "Зачем нам этот фильм? Что монголы нам сделали хорошего?" Мне кажется, важно, чтобы зритель все-таки пошел и посмотрел, как начинал этот человек, каким он был на самом деле. Прокатчики настроены оптимистически.

ЛИТЕР-Неделя: Вы изначально решили снимать фильм на монгольском языке?

С.Б.: А на каком еще языке можно снимать картину, которая называется "Монгол"? Мы могли снимать на английском, но это был бы совсем другой фильм. В прокат картина выйдет на монгольском, татарском, казахском и китайском языках. Сам проект начинался как интернациональный – российско-казахстанско-германский. Но к концу съемок казахстанская сторона взяла на себя большую часть работы. Казахстанские продюсеры очень профессионально и с энтузиазмом подошли к делу. Значительная часть денег поступила из Казахстана, к финалу съемочного процесса помогло Министерство культуры и информации РК. Я очень ценю, что Казахстан в трудную минуту не оставил меня одного.

ЛИТЕР-Неделя: А Монголия?

С.Б.: Монголия – небольшая, но очень политизированная страна. Мы поехали туда в самом начале работы и вызвали крупные дискуссии по поводу сценария. Любые отступления от источников воспринимались очень жестко. Сценарий менялся десять раз, и в конце концов я сказал: "Я все равно буду снимать эту картину". Мы сняли там меньше, чем хотели, и уехали. После по желанию монгольского президента мы с ним встретились. Думаю, они все поняли. Мы ведь очень бережно отнеслись к теме (к тому же снимали монгольских актеров и детей), просто у нас свой взгляд. Но все равно нужно время, чтобы они приняли эту картину.

ЛИТЕР-Неделя: В сентябре в прокат выходит еще один фильм про великого полководца. Японский режиссер так и назвал свою ленту – "Чингисхан". Вы сказали, что фильм не получился. Почему?

С.Б.: Я не видел этот фильм полностью, но считаю, что он не получился. Так бывает. Люди, которые его уже видели, тоже не восторге, поэтому у нас выходит 400 копий, а у японцев – две. Мне кажется, они решили дать свою картину в прокат на нашей волне.

ЛИТЕР-Неделя: Альтернативное название вашего нового фильма "Могол. Часть первая". Когда можно ждать продолжение?

С.Б.: Так фильм назывался в производстве. Изначально я относился к продолжению скептически, но с деловой точки зрения я понимаю, что оно нужно. Прокатчики уже спрашивают, будет ли вторая часть, а американцы уже настаивают на том, что будут участвовать в ее создании. Мне казалось, что самое интересное я рассказал, но сейчас осознаю, что есть и последние годы жизни Чингисхана, о которых мне было бы интересно рассказать. Посмотрим, ничего не хочу пока обещать. Но в продолжении публика однозначно увидит уже другого Чингисхана.

ЛИТЕР-Неделя: В ваших венах тоже течет татарская кровь. Не думали о том, что вы можете быть потомком Темуджина.

С.Б.: Да, у меня есть татарская кровь и бурятская тоже. Может, сделаю анализ ДНК на выявление хромосомы своего главного героя. Несколько лет назад британские ученые проследили путь сильной мужской хромосомы Чингисхана. Она шла из Азии через в Европу, в общем ее имеют около 16 млн человек. Несмотря на то что у Темуджина была любимая жена Борте – главная героиня фильма, он имел около 800 жен и наложниц. Для него это было нормальным. К примеру, по Гумилеву, уводя войско на семь лет, он позволял оказывать "гостеприимство" женщинам своей империи. То есть те, чьи мужья сражались на поле боя, могли принимать у себя чужих мужчин – главное, чтобы они не были членами семьи. Если от таких связей рождались дети, они жили в семье. Чингисхан и сам воспитывал не своих детей. Широко известно, что первый ребенок Борте – Джучи – дитя меркитского плена, но Темуджин не звал его иначе как своим сыном.

ЛИТЕР-Неделя: Вы когда-то сняли нашу соотечественницу Гуку Омарову в своем фильме "Сладкий сок внутри травы". Спустя много лет она помогает вам в работе над "Монголом" в роли кастинг-директора. А камеру ей вы еще не доверяли?

С.Б.: Доверял. У нас ведь была очень большая съемочная команда – более шестисот человек. Некоторые экшн-сцены и отдельные моменты я отдал ей, к примеру, историю о монахе он снимала сама. Я нашел место, отправил их туда и иногда заезжал посмотреть, что там происходит. Это нормальная практика для картин такого масштаба. У нас был с Гукой уговор, что я помогаю ей с "Шиzой", а она помогает мне с "Монголом". Главных двух актеров нашел я, а в остальном очень плодотворно над кастингом работала она.

ЛИТЕР-Неделя: В начале разговора вы обмолвились о своем заветном списке важных дел. Какие пункты из него вы намерены воплотить в жизнь в ближайшее время?

С.Б.: Про содержание этого списка никому не говорю, я человек суеверный. Могу сказать, что в нем значится еще пять-шесть интересных проектов. Пока еще не определился, что будет следующим пунктом – большой проект подобно "Монголу" или менее масштабный. Нужно восстановить силы, здоровье, надеюсь, к следующему году это случится. Думаю, все должно созреть само собой и не надо заставлять себя, думая о выгоде. Буду делать то, что мне интересно, – это, по моему мнению, одна из составляющих успеха. Потому что на голом профессионализме картину можно вытянуть, но будет видно, что она без души. А мне нужен азарт.

детали

Бюджет фильма: 15 млн евро.
Режиссер-постановщик: Сергей Бодров-старший.
Продюсеры: Сергей Сельянов, Антон Мельник, Сергей Бодров-старший, Гульнара Сарсенова.
Исполнительные продюсеры: Булат Галимгереев, Алек Шульман, Боб Берни.
Ко-продюсеры: Штефан Арндт, Мануэла Штерн, Джан Ся.
Авторы сценария: Ариф Алиев, Сергей Бодров-старший.
Главный художник: Даши Намдаков.
Художник-постановщик: Елена Жукова.
Операторы-постановщики: Сергей Трофимов ("Дневной Дозор", "Ночной Дозор"), Рохиер Стофферс ("Перо маркиза де Сада", "Характер").
Звукорежиссеры: Бруно Таррьери, Максим Беловолов.
Саунд-дизайн: Konken Studios.
Художник по костюмам: Карин Лор.
Монтаж: Зак Стэнберг (лауреат премии "Оскар" за фильм "Матрица").
Исполнитель главной роли: Таданобу Асано ("Табу" Нагисы Осимы и "Затоiчи" Такеси Китано).
В ролях: Сун Хон Лей("Семь мечей" Цуя Харка), Хулан Чулун, Амаду Мамадаков
("9-я рота" Федора Бондарчука и сериал "Солдаты", единственный российский актер, занятый в проекте), Басан, Алия, Хэ Ци, Однам Одсурэн, Баярцэцэг Эрдэнэбат.

В тему

Гука Омарова, кастинг-директор фильма "Монгол":
– У нас уже была актриса на главную роль Борте – жены Чингисхана, когда нам захотелось попробовать найти настоящую монголку. За этим я поехала в Монголию, где мы дали объявление в средства массовой информации о том, что идет кастинг.
В течение недели к нам приходили девушки, но той самой не было. Когда до конца отбора оставался один день, я пошла в китайское консульство, чтобы подать документы на визу, срок которой подходил к концу. Там мне на глаза попался очень красивый молодой человек, который, раскрыв рот, смотрел в одну точку. Следуя за его взглядом, я увидела Хулан Чулун. Пригласила ее на пробы, после которых стало понятно, что у девушки есть способности. Не только фактура, но и внутренняя сила показали откровенное наложение образа Борте. Хулан не профессиональная актриса, она учится на журналиста,
а потому мы взяли для нее учителя, и она блестяще прошла месячные актерские курсы. Думаю, в дальнейшем она могла бы быть очень серьезной актрисой.

Жама ГАФУР, Алматы
30.08.2007

Источник - Литер
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1188445920


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх