Темные пятна "чистого ислама". Подпольные течения с реальными угрозами национальной безопасности Казахстана 10:43 30.08.2007
Темные пятна "чистого ислама" Подпольные течения с реальными угрозами национальной безопасности Казахстана
Информация о том, что сотрудникам Комитета национальной безопасности удалось предотвратить теракты и диверсии на территории республики, а также убийства своих коллег в Южно-Казахстанской и Карагандинской областях, проходила практически во всех отечественных СМИ. В телесюжетах и статьях рассказывалось, как у членов группировки "джихадистского крыла салафитов", так они себя называют, изъяли план здания и даже список всех сотрудников территориальных департаментов КНБ с домашними адресами и телефонами. Нашли и фетву на уничтожение всех сотрудников спецслужб. Арестовано больше 10 человек, ведется следствие и розыскные мероприятия в Шымкенте, Атырау и Карагандинской области.
>Подготовка этих салафитов впечатляет. В ходе задержаний в их домах и квартирах сотрудники спецслужб обнаружили и изъяли целые арсеналы оружия: от пистолетов до самодельных взрывчаток. Такой запас оружия позволил бы вести боевые действия в отдельно взятом городе. Помимо этого, неудавшиеся террористы были "подкреплены" и соответствующей литературой. Финансовая подпитка их деятельности, как выяснилось в ходе следствия, состояла из подпольной добычи и выплавки промышленного золота, в народе его еще называют сырым золотом. Помимо этого, промышляли салафиты похищением бизнесменов с целью выкупа. Всем задержанным на сегодняшний день предъявлено обвинение по ст. 24 УК РК "Приготовление к преступлению и покушение на преступление" и ст. 233 УК РК "Терроризм". Для большинства казахстанской общественности данная информация оказалась лишь просто интересной. Многие увидели, прочитали или услышали об этом и тут же забыли, не придавая этому никакого значения. Так как у казахстанцев, честно говоря, сформировался некий иммунитет к той информации, которую передают сейчас все отечественные СМИ по очередной поимке того или иного активиста запрещенной партии "Хизб-ут-Тахрир". Считается, если это самого его не коснулось, ну и ладно, бог с ними, с их делами. Хотя всем гражданам пора уж задуматься, посмотреть вокруг себя и задать себе вопрос: кто же эти люди, называющие себя приверженцами того или иного религиозного учения? Можно ли им доверять и закрывать глаза на их дела, не принесут ли они нам завтра беду с оружием в руках и требование стать такими же фанатиками, как и они? Как говорится, войны начинаются в умах людей. Наставления и пропаганда идей салафитов ведь когда-то так же начиналась, как сейчас, у пропагандистов "Хизб-ут-Тахрира". Еще несколько лет назад последователи салафизма в Казахстане мирно призывали наших сограждан в свои ряды. А теперь, как видите, они объявили джихад против нынешнего строя, пытаясь привлечь внимание мировой общественности к себе. Немного об истории возникновения этого учения. Термин "салафиты" происходит от выражения "саляфу ссалихин", что буквально значит "праведные предки". Саляфу ссалихин – это наиболее праведные мусульмане, относящиеся к первым трем поколениям последователей ислама. Они делятся на три категории: сахабы – сподвижники Пророка (мир ему и благословение), табиины – последователи сахабов, табиуттабиины – последователи табиинов. Таким образом, претензии некоторых групп и деятелей на термин "салаф" не оправданы, особенно если учитывать внесенные ими искажения в вероучение ислама, которому следовали саляфу ссалихины. Вернуться к образу жизни саляфу ссалихин призывает суфизм – исламская наука духовного совершенствования. Но не стоит путать с тем суфизмом, который сейчас есть в Казахстане, это совершенно разные вещи. Итак, после завоевания мусульманами обширных территорий от границ Индии и Китая до Франции ислам стал постепенно превращаться в мировую религию. Однако этот процесс не мог протекать в рамках классического учения религии, и со временем она стала испытывать влияние национальных и религиозных традиций различных народов, что в конечном итоге приводило к сектантству и синкретизму. К тому же, как известно из истории, человечество прогрессировало и интегрировало. С развитием науки, техники, мысли и общественной жизни трансформировались и мировые религии, в том числе и ислам. У мусульман резко возрос интерес к философии Древних Греции и Рима, переводились на арабский язык труды Аристотеля, Платона и других великих философов. Их методология и философские принципы стали использоваться в толковании некоторых вероучительных положений ислама. Все эти объективные процессы не могли не вызывать протестов со стороны традиционалистов, отстаивающих чистоту изначальной религии. Они считали, что в забвение могут уйти классические постулаты ислама. И приблизительно к четвертому веку хиджры появилось движение салафитов, призывающих к изначальной чистоте веры. Движение салафитов непременно связывают с именем выдающегося мусульманского теоретика, мыслителя и философа шейх уль- ислама Абу’ль-Аббаса Такиаддина Ахмада ибн Абдулхалима ибн Мадждиддина ибн Абдуссалама ибн Теймии. Он создал необходимую для движения салафитов мировоззренческую, правовую и философскую основу. Ибн Теймия жил и творил в период нашествия монголо-татар, которые уничтожили большинство мусульманских государств. Это был период всеобщего упадка некогда великой мусульманской цивилизации. Размышляя над причинами этой катастрофы и находясь в неустанных поисках путей возрождения былого величия мусульман, ибн Теймия развил свою доктрину, в основу которой были положены идеалы салафизма. Поэтому философию ибн Теймии можно назвать философией упадка. В то же время в вероубеждениях ибн Теймии и салафитов такие действия, как мольба, обращенная к могилам умерших праведников или обращение к упоминанию их имен в качестве посреднической инстанции в доведении этой мольбы Богу, расцениваются как проявление язычества. И потому салафиты относятся к другим течениям ислама болезненно, не говоря о других религиях, которые последователями ибн Теймии не признаются вообще. За века салафизм приобрел некую агрессивную форму. В некоторых странах появилось военизированное джихадистское крыло салафитов, которое умудряется воевать даже с ХАМАС в Палестине. Салафиты в Казахстане появились в конце девяностых. Сами они называют 1997 год. Первыми их заметили в Мангистауской области. Именно там сотрудники КНБ обратили внимание на представителей ортодоксального течения из числа местных жителей и приезжих из Узбекистана и Каракалпакстана. Адептами салафизма в основном стали молодые люди в возрасте 20–30 лет. Тайные собрания в квартирах, пропаганда среди населения ортодоксальных взглядов, ношение бороды и соответствующего одеяния – все это не могли не заметить спецслужбы региона. При проверке комитетчики и полицейские обнаруживали в квартирах и домах салафитов не только литературу, но оружие и наркотики. Отработки силовиков показали масштабность действий салафитов и реальную угрозу обществу и национальной безопасности. Многие из привлекаемых к ответственности сектантов принялись жаловаться в международные организации, просить политического убежища. Так, недавно прозападный правозащитный центр "Мемориал", базирующийся в Москве, выпустил отчет с названием "Казахстан: борьба с салафитами на Мангышлаке". Приводим небольшой отрывок из текста: "В декабре 2006 года стало известно, что власти Словении рассматривают ходатайства о предоставлении убежища четырем семьям последователей "чистого ислама" из Мангистауской и Атырауской областей Казахстана, подвергавшимся преследованиям правоохранительных органов. Несколькими месяцами ранее около 15 семей последователей того же течения обратились с аналогичными ходатайствами к властям Чехии. К сожалению, кампания преследования мусульманских диссидентов, проводимая спецслужбами Казахстана на протяжении ряда лет в Прикаспийском регионе, не получила должного освещения ни в СМИ, ни в докладах правозащитных организаций". Учитывая, что западные страны проявляют необычный интерес к салафитам в Казахстане и опасное вооружение этих последователей "чистого ислама", для нашего государства наблюдается весьма реальная угроза. А ведь этим не прочь воспользоваться некоторые страны для давления на Астану. Наверное, не случайно появление религиозных фанатиков сначала в богатом нефтью Западном Казахстане, затем Южном и Центральном регионах республики. Аскар ДЖАЛДИНОВ, Алматы 30.08.2007
|