13:35 31.08.2007
ЖАРКОЕ ГАЗОВОЕ ЛЕТО
Уходящее лето было очень жарким, и не только с климатической точки зрения. С мая по август 2007 года появились на свет или получили вторую жизнь сразу три газопроводных проекта в Каспийском регионе. Первым проектом, который появился в этом году, стал Прикаспийский газопровод (ПКГ). Декларация "О строительстве ПКГ" стала итогом внезапного визита президента РФ В.Путина в Туркменистан и Казахстан. В декларации предполагается, что страны-участницы "до 1 сентября 2007 г. подготовят и подпишут Соглашение о сотрудничестве четырех государств (к декларации присоединился также Узбекистан – авт.) по реконструкции существующей газотранспортной системы и созданию новых мощностей для транспортировки природного газа региона Центральной Азии".
Планируется, что проект будет реализован в два этапа, до 2010 г. будет отремонтирована существующая труба Средняя Азия – Центр (САЦ) – 3 из Западного Туркменистана с мощностью 10 млрд куб. м в год. В 2006 г. она транспортировала 0.4 млрд. куб. м. На втором этапе – в период до 2017 г. – возможно строительство новой нитки на 20 млрд. куб. м. Проект также предусматривает увеличение пропускной способности системы САЦ (I, II и IV нитка) с 60 млрд. куб. м до 75-80 куб. м после 2010 г. Сырьевой базой для проекта ПКГ должно стать месторождение Южный Иолотань с запасами 1.7 трлн куб. м. Таким образом, даже на стадии декларации прописаны сроки реализации проекта, его мощности, сырьевая база.
Во время итоговой пресс-конференции президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов и его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев заявили, что реализация ПКГ не будет препятствием для строительства альтернативного ему Транскаспийского проекта.
Лоббированием этого проекта активно занимаются сегодня США. Заместитель госсекретаря США по вопросам экономики и энергетики Дэниэл Сэлливан посетил в августе Ашхабад, а затем и Баку. В результате проведенных переговоров Агентством торговли и развития США (ТDА) и Госнефтекомпанией Азербайджана было подписано грантовое соглашение относительно проведения исследовательских работ по проекту Транскаспийских нефте- и газопровода на сумму 1.5 млн. долл. Итоги вояжа американского чиновника вызывают много вопросов. Деньги по гранту выделены Азербайджану. Ни Туркмения, ни Казахстан, которые должны стать основными поставщиками нефти и газа не получили ни цента. Не обговариваются, по крайней мере, официально, ни сроки реализации, ни технические параметры проекта, ни самое главное: свободные объемы сырья для заполнения трубопровода. Возникает ощущение, что подписание соглашения представляет собой пиар-акцию, а не очередной шаг для реализации проекта. Препятствием при строительстве Транскаспия вот уже 15 лет стоит целый комплекс проблем, ни одна из которых до сих пор не решена. Прежде всего, не ясна ситуация вокруг запасов газа в Туркменистане, все результаты аудита объемов газа как республиканских, так и международных экспертов засекречены. Кроме того, только по текущим соглашениям Ашхабад должен поставить своим партнерам в течение 30 лет более 2 трлн. куб. м газа, что сопоставимо с официально доказанными туркменскими запасами. Во-вторых, очень высока стоимость проекта, она оценивается в 11 млрд. долларов. В-третьих, до сих пор не определен юридический статус Каспийского моря. Также существуют серьезные противоречия между Азербайджаном и Туркменистаном по поводу принадлежности некоторых спорных месторождений. Таким образом, по мнению наблюдателей, шансы на реализацию Транскаспийского газопровода в кратко- и среднесрочной перспективе очень малы.
Еще одно направление для экспорта газа из региона – восточное, получило вторую жизнь благодаря активности китайских чиновников и их центральноазиатских коллег. Еще в 2005 году во время визита покойного президента Туркменистана Сапурмурата Ниязова в Пекин было подписано соглашение о строительстве газопровода в Китай мощностью 30 млрд. куб. м в год. Договор подразумевает участие Китая в разведке и добыче газа в Туркменистане на неосвоенном крупном месторождении Южный Иолотань (российская сторона рассчитывает, что оно же должно стать базой для заполнения ПКГ). Новый президент республики Гурбангулы Бердымухаммедов подтвердил предыдущие договоренности. Предполагались два варианта дальнейшего маршрута: через Казахстан или Узбекистан. Но, как стало известно после саммита ШОС в Бишкеке, президент РК Н. Назарбаев и глава Китая Ху Цзиньтао подписали соглашение о транспортировке туркменского газа через Казахстан. Таким образом, выбран более северный маршрут через РК. Проект должен быть реализован до 2009 года.
Но и с этим маршрутом не так все ясно. Во-первых, опять-таки туманна ситуация с сырьевой базой наполнения газопровода. Получается, что российский и китайский проекты рассчитывают на те же месторождения и объемы. Нельзя забывать, что месторождение Южный Иолотань еще не разрабатывается, и срок реализации трубы в Китай в любом случае будет отодвинут по времени. До конца еще не ясен маршрут проекта. Точно известно, что часть газопровода будет проложена через Казахстан. Пекин заинтересован, чтобы труба прошла и через Узбекистан, который тоже располагает значительными запасами голубого топлива. Но у Ташкента натянутые отношения и с Ашгабатом, и с Астаной. Пока не прояснен вопрос и с ценой закупки газа. С одной стороны, известно, что китайцы много платить не любят и, как правило, рассчитывают цену сырья при доставке, скажем, в Пекин или Шанхай (Россия в последнее время все чаще идет навстречу своим партнерам по вопросу закупочных цен). Правда, нефтепровод из Казахстана в КНР Атасу-Алашанькоу работает и продолжает развиваться, и никаких нареканий от Астаны по ценовой политике пока не возникало.
Таким образом, к осени 2007 года обозначились три конкурирующих проекта экспорта газа из Центральной Азии: российский Прикаспийский газопровод, который заключается в модернизации уже существующих мощностей, а также новые Транскаспийский и Транс-евразийский маршруты в ЕС и КНР соответственно. Острота борьбы подогревается еще и тем, что все проекты в основном рассчитывают на одни и те же объемы газа. Предстоящее в сентябре подписание соглашения о строительстве ПКГ и дальнейшая реализация проекта покажут, сумеет ли Россия закрепить за собой, если не весь, то хотя бы большую часть экспортируемого из региона газа.
СТАНИСЛАВ ПРИТЧИН, Независимый политолог, Москва 28 августа 2007 г.
|