З.Каражанов: Страстная неделя. В Мьянме противостояние монахов и военных входит в решающую стадию 00:56 30.09.2007
Слова классика о том, что история повторяется дважды, в первый раз – в виде трагедии, а второй – как фарс, имеет все шансы сбыться в Мьянме (бывшая Бирма). В этом азиатском государстве больше месяца продолжается противостояние военных и монахов, которое перешло в открытое столкновение. В итоге мир вспомнил события 18-летней давности, когда антиправительственные выступления унесли жизни трех тысяч человек.
>Массовые волнения в Мьянме начались еще 19 августа, с того момента, когда десятки тысяч монахов вдруг покинули свои традиционные места обитания и устремились в столицу страны Рангун с тем, чтобы добиться свержения ненавистного милитаристского режима и провести досрочные выборы в стране. К слову, они оказались не одинокими – в городе к ним присоединились местные жители. По словам очевидцев, колонна демонстрантов вытянулась более чем на километр, а количество участвующих, по разным оценкам, составило от 50 до 100 тысяч человек. Митингующие призывали "стереть военную диктатуру с лица земли", а правительство страны открыто называли "врагами народа". Несмотря на грозные заявления в адрес правительства, власти проявили сдержанность и даже разрешили монахам встретиться с лауреатом Нобелевской премии мира Аун Сан Сучи. Напомним, что в ходе последних выборов в 1990 году Демократическая лига во главе с дочерью бывшего президента страны – Аун Сана одержала победу. Но военные аннулировали итоги голосования, а Сучи заключили под 11-летний домашний арест. Однако терпение военных оказалось небезграничным. В минувший четверг они перешли в контрнаступление и предприняли попытку разогнать многотысячное шествие, в результате, по разным оценкам, погибло от одного до десяти человек. Таким образом, Мьянма впервые за 18 лет снова оказалась втянута в острейший внутриполитический кризис. Напомним, что в конце 80-х годов в этой стране прокатились мощные антиправительственные студенческие забастовки, которые были жестоко подавленны военной хунтой. Тогда в ходе столкновений правительственных войск с демонстрантами погибло порядка 3 тысяч человек, прекратили свою деятельность образовательные учреждения. В прошлом веке неоправданная жестокость привела к тому, что сопротивление режиму было сломлено. Но, как показали недавние события, не подавлено окончательно. Поводом для очередного бессмысленного и беспощадного бунта стало увеличение правительством цены на топливо. Правда, это, скорее всего, несколько надуманная причина для широкомасштабных акций неповиновения. В стране из-за международных санкций практически отсутствует автомобильный транспорт, а население в качестве средства передвижения использует тележки, запряженные мулами и быками, не требующими бензина и дизтоплива. В связи с чем напрашивается вывод о том, что удорожание бензина – это только катализатор политических процессов, которые продолжительное время развивались в бирманском обществе. Возможно, либерально-демократический позыв буддистов объясняется не столько учением о ценности жизни, сколько особенностью самого монашества. Отречься от мирских благ и погрузиться в глубокое состояние нирваны на практике может любой желающий. В результате монашество нередко приобретает черты "религиозного туризма". Так, представители разных слоев бирманского общества удаляются в монастыри на время отпусков, чтобы в атмосфере умиротворения найти согласие с самим собой. По этой причине среди монахов можно встретить не только традиционных рекрутов из числа крестьян, но и вполне образованных людей, причем хорошо владеющих английским языком. Это не удивительно, ведь после того, как военные в конце 80-х годов закрыли в стране ряд университетов и институтов, преподаватели и студенты сменили учебные аудитории на молельные помещения, а теперь, получив идеологическую обработку, вышли на улицы. И в очередной революции прозвучали знакомые лозунги предыдущей, которые лишь дополнились требованием освободить из-под домашнего ареста лидера Демократической лиги – Аун Сан Сучи. В Азии власть традиционно распределяется между военными, духовенством и государственной бюрократией. В данном случае Мьянма не стала исключением. За всю историю независимости гражданское правление здесь просуществовало только 14 лет, все остальное время у руководства в той или иной форме стояли военные. Несмотря на богатый управленческий опыт армейских генералов, в новой политической конфигурации он может оказаться бесполезным. Поскольку военные столкнулись не просто с кризисной ситуацией, а с расколом внутри правящего класса, и это чревато большими последствиями для существующего режима. Прежде всего, правительственным войскам будет не так просто потопить в крови очередную акцию протеста. Ведь в конце 80-х годов им противостояли студенты – молодая генерация граждан, не обладающая влиянием в обществе, в то время как сейчас на их пути оказались представители авторитетного духовенства. Бросить камень в служителей культа означало бы вызвать более мощную волну возмущения среди основной части населения. Военным целесообразнее договориться с демонстрантами, вернее, с теми, кто направляет народные массы на улицы и площади. Но самое простое решение на практике оказывается наиболее сложным. Поскольку монахи безоговорочно требуют отставки военных и проведения гражданских выборов, что неприемлемо для генералов. Кто победит в исторической дуэли: "армейский кулак" или "стойкая вера", пока остается открытым вопросом. Но, как показывают события, силовые меры властей только увеличили количество сторонников монахов на улицах Рангуна. В то время как бирманское общество стремится найти свое дао (путь), не менее острые геополитические споры разворачиваются в мире. Накануне власти США в стенах ООН пытались навязать Мьянме очередную порцию санкций, которые обещают поставить на колени если не военную хунту, то, по крайней мере, население этой бедной страны. Представитель Совета национальной безопасности при президенте США Гордон Джондрое со свойственной американским политикам прямолинейностью изрек: "Бирманскому правительству не следует стоять на пути стремления своего народа к свободе. Оно должно сейчас же остановить это насилие по отношению к мирным протестующим". Позиция американской администрации хорошо укладывается во внутриполитическую стратегию Белого дома. Ведь в случае победы "цветной революции" в Мьянме команда Буша-младшего убивает самого большого слона в своем семилетнем сафари. Не стоит забывать, что военный режим в этой азиатской стране уже разменял четвертый десяток лет, а потому обещает занять почетное место в политической коллекции на стене Белого дома. По крайней мере, свержение существующего в Мьянме строя позволит компенсировать те промахи, которые были допущены в ходе строительства демократии в Ираке и других точках планеты. Таким образом, республиканская администрация Буша-младшего получает призовую фишку во внутриполитической игре с демократами, что может хоть как-то подтянуть вверх рейтинги Республиканской партии. Между тем Россия и Китай придерживаются мнения, что бунт священнослужителей – это внутреннее дело независимого государства. В январе текущего года Пекин и Москва уже использовали свое право на вето по резолюции Совета безопасности ООН по ситуации в Мьянме. Более того, для Поднебесной события, протекающие сегодня на центральных улицах Рангуна, приобретают особый смысл. Ведь студенческая забастовка конца 80-х годов совпала с волнениями китайской молодежи на площади Тяньаньмэня. А потому успех бирманских монахов, по принципу сообщающихся сосудов, может иметь неприятные последствия для внутриполитической жизни Поднебесной. Китайские власти не может не насторожить чрезмерно активная позиция бирманских монахов. Тем более что у "красного дракона" довольно сложная ситуация сложилась на Тибете, где местные монахи никогда не скрывали своих сепаратистских настроений. В такой ипостаси победа "веры" над "армейским кулаком" в отдельно взятом, но соседнем государстве может поднять авторитет духовного лидера – далай-ламы и спровоцировать рост неоправданных ожиданий на юго-западе страны. Кстати, с такими же опасениями на монашеский бунт смотрят и власти Индии, имеющей свою историю взаимоотношений с буддистским Непалом.
Замир КАРАЖАНОВ, Алматы 29.09.2007
|