М.Иманалиев: Проблемы безопасности в Азии и роль СВМДА 08:56 05.10.2007
"Надо было обладать поистине провидческим даром и политическим мужеством, чтобы на заре независимости стран СНГ, в условиях хаоса и непредсказуемости не только на постсоветском пространстве, с трибуны глобального форума заявить о своем понимании и позиции по будущему обустройству Азии"
Итоги Второй мировой войны породили серьезные и глубокие "трещины" на политической карте мира, сопровождавшиеся безудержной гонкой вооружений, военными конфликтами и политическим противостоянием на всех глобальных и региональных форумах, включая Организацию объединенных наций. Вместе с тем в Европе, которая была источником двух мировых войн и где проходила главная разделительная линия, стали серьезно обсуждаться вопросы вероятного формирования системы коллективной безопасности на базе Ялтинско-Потсдамских договоренностей, предопределивших, прежде всего, неизменность и нерушимость границ между европейскими государствами в послевоенный период.
Проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году в столице Финляндии явилось выдающимся достижением политических лидеров европейского континента. Позже, как известно, Совещание было преобразовано в Организацию, которая, несмотря на определенные проблемы, возникшие в последние годы, тем не менее достаточно эффективно функционирует до сих пор.
Важнейшим преобразующим импульсирующим фактором Хельсинкской Хартии стало, на мой взгляд, то, что правительства многих европейских государств должны признавать принципы и договоренности, заложенные в Хартии. Как известно, Хартия также стала и источником для формирования некоторых принципов международного права.
Совершенно другая ситуация складывалась и развивалась на азиатском континенте в послевоенный период, где, кроме разделительных "трещин", оставленных мировой войной, возникли новые, спровоцированные последствиями мировой колониальной системы.
В отличие от Европы, где с большим трудом устанавливался мостик через идеологическую пропасть, в Азии обнажились межрелигиозные и даже межцивилизационные противоречия. Крупнейшие военные конфликты второй половины ХХ столетия произошли именно в Азии - корейская, вьетнамская, ряд ближневосточных, индо-пакистанских войн, тяжелейший афганский конфликт и пр. Да и сейчас многие регионы Азии остаются взрывоопасными, и потенциал конфликтогенности достаточно велик. Следует отметить, что на сегодняшний день в Азии актуализировалась и такая серьезная проблема, как военные ядерные программы. Индия и Пакистан стали и фактически признаны международным сообществом в качестве военных ядерных держав, свыше десятка азиатских государств относятся к так называемым "пороговым странам". Вместе с тем человечество, сделав приоритетом во второй половине ХХ столетия ядерное разоружение, практически "прозевало" нагромождение обычного оружия, качество и объемы которого улучшаются и увеличиваются из года в год, возрастает незаконный оборот. При этом необходимо подчеркнуть, что института и механизма сдерживания гонки вооружений и разумного баланса достаточности оружия в Азии пока нет.
Нельзя сказать, что проблемами мира и сотрудничества в Азии не были озабочены руководители государств континента. Ведь азиатские традиционные философские и мировоззренческие взгляды на мироустройство как бесконфликтную Обитель человека оставались и остаются живыми и действенными и по сей день. Именно это, на мой взгляд, сподвигло проведение Бандунгской конференции 1955 г., на которой лидеры азиатских государств попытались обсудить вопросы безопасности и развития, с возможной опорой на солидарность народов т.н. развивающегося мира. Однако тема разработки институтов, механизмов и конструктивных проектов дальнейшего продвижения этой идеи остались за повесткой дня деятельности Конференции. Блестящие идеи Бандунга не смогли выдержать испытания идеологическими противоречиями, политическими пристрастиями и иными "нагромождениями" двуполярного мира прошлого века.
При этом я не допускаю и мысли о принижении роли и значения Бандунгской конференции: они непреходящи, и имена выдающихся азиатских лидеров - таких как Джавахарлар Неру, Чжоу Эньлай - вписаны золотыми буквами в историю укрепления мира и сотрудничества в Азии.
5 октября 1992 года на 47 сессии Генеральной ассамблеи ООН президент Казахстана Н.Назарбаев выдвинул инициативу о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, стержневой идеей которой была задача формирования общеазиатской структуры, могущей объединить государства азиатского континента в целях обеспечения стабильности и безопасности в самом обширном и поликультурном регионе мира. Надо было обладать поистине провидческим даром и политическим мужеством, чтобы на заре независимости стран СНГ, в условиях хаоса и непредсказуемости не только на постсоветском пространстве, с трибуны глобального форума заявить о своем понимании и позиции по будущему обустройству Азии. И действительно, многие мировые лидеры, известные политики, влиятельные дипломаты и эксперты с достаточным скептицизмом восприняли инициативу казахстанского президента, в большей степени оценивая ее как попытку нового государства привлечь к себе внимание. Однако проницательность Н.Назарбаева заключалась в том, что он понимал актуальность этой темы для Азии, и что по истечении некоторого времени азиатские лидеры поймут его идею и поддержат. И в условиях существования тех сложнейших проблем в Азии, когда никто не решался даже кулуарно обсуждать вопрос конструирования общеазиатского диалога по укреплению стабильности и безопасности, для того, чтобы выдвинуть подобное предложение и взяться за его реализацию, действительно нужно было быть мужественным политиком.
В чем актуальность и своевременность формирования СВМДА? Прежде всего в необходимости выработки превентивных мер по укреплению взаимопонимания с учетом исторического опыта Европы с последующим выходом на создание гармонично сконструированной системы безопасности на азиатском континенте. Очевидно, что динамичное развитие экономик стран Азии рельефно обозначило и проблему негативного свойства - увеличение военных бюджетов, нередко неоправданных и немотивированных, в условиях эскалирующегося международного терроризма и экстремизма. Увеличение расходов на военные нужды порождает гонку вооружений, что в конечном счете сказывается не только на международной ситуации в Азии и чревато возникновением вооруженных конфликтов, но и на социально-экономическом положении жителей стран региона, что в свою очередь может спровоцировать острые внутренние проблемы. Успевает ли политическая мысль, развитие политических элит контролировать расширяющийся поток "военных денег" - вопрос весьма неоднозначный.
В этом контексте СВМДА дает возможность азиатам не только лучше понять друг друга, взаимодействовать по вопросам мониторинга и контроля за конфликтными ситуациями, но и в некоторых случаях помочь в разрешении и других проблем, создавая некие институты и механизмы предупреждения конфликтов и формируя пространство для широкого экономического и культурного обмена, пространство для свободного функционирования философии мира.
Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА (1999 г.), и Алматинский Акт (2002 г.) заложили принципиальные подходы к фундаментальным проблемам современности - урегулированию региональных конфликтов, противодействию новым вызовам и угрозам - терроризму, религиозному и этническому эктремизму, наркобизнесу, транснациональной преступной деятельности, незаконной торговле оружием и т.д. Особо хотелось бы отметить значение Каталога мер доверия СВМДА, который был принят на второй встрече министров иностранных дел стран, входящих в Совещание. Это первый на азиатском континенте международный документ, предусматривающий многостороннее сотрудничество государств региона по внушительному списку проблем, связанных с укреплением стабильности и безопасности. Кооперативный подход к осуществлению мер доверия СВМДА, принятый в марте 2007 года и направленный на реализацию Каталога, - это уже серьезный инструмент Совещания, который может способствовать последовательному и динамичному развитию идей СВМДА.
Конструируя влиятельную международную структуру, лидеры СВМДА не должны забывать, что СВМДА - это еще и масштабный общеазиатский процесс в своих смысловых проектах, причем в различных аспектах человеческой жизнедеятельности. В этом контексте трудно переоценить значение СВМДА. Очевидно, что различные региональные международные образования, в том числе АСЕАН, СААРК, ШОС и другие, ставят целью развитие сотрудничества и укрепление безопасности. Однако их активное подключение к процессу СВМДА дает им благоприятную возможность "сверять часы" и вырабатывать, а в какой-то степени и унифицировать, даже в терминологическом отношении, подходы к континентальным проектам.
Я убежден, что >у СВМДА большое и надежное будущее. Поскольку мир, стабильность, безопасность и развитие - это чаяния и интересы всех народов мира, включая Азию. Пятнадцать лет - это начало процесса, но самое важное, что он поддерживается не только азиатами, но и представителями других континентов.
Профессор Муратбек Иманалиев, президент Института общественной политики, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики 03/10/2007,
|