Т.Ескенбай: Казахи в Синьцзяне - как им быть? 00:23 12.10.2007
Казахи в Синьцзяне: как им быть?
5 октября на сайте "Евразиянет" появился материал Джоаннны Лиллис, посвященный проживающим в КНР казахам. В его вводной части говорится о том, что зарубежное информационное освещение положения дел в китайской провинции Синьцзян все больше ассоциируется репортажами, рассматривающими устремлениями к независимости его населения, а также политикой "Движение на Запад", предполагающей заселение региона этническими китайцами. Между тем, по словам автора этого материала, "есть еще другая, менее освещаемая история в Синьцзяне – это эрозия этнической казахской культуры".
Откуда они туда пришли?
На этот счет у нас в Казахстане имеются разные мнения. >Одни говорят, что тамошние казахи живут на своих землях. Другие – что они большей частью оказались там, покинув Казахстан с силу разных обстоятельств в первой половине прошлого века. Но то, что предки китайцев и казахов, по-видимому, соседствовали и влияли друг на друга в историческом прошлом, не отрицается ни здесь, ни там.
Несколько лет тому назад на страницах газеты "Доживем до понедельника" автор Шах-Мурат Куанганов выступил со статьей с таким примечательным заголовком "У ШУ китайцы украли у казахов!" (рубрика "Популярная история", №44, 2002 г.). Там он писал так: "Древние считали, что шумовые инструменты обладают мифической силой. Отдельно "у" на тюркском означает яд, отрава, "шу" - шум, тогда "у шу" будет означать ядовитый, отравляющий шум. Таким это слово вошло в литературный сегодняшний язык казахов (тюрков). Вид спортивного единоборства у-шу, также включающий шумовые эффекты, был заимствован китайцами у кочевников".
Но украсть – это втихую забрать и присвоить, а потом выдавать по прошествии времени за свое собственное. Но попытка же проверить правомерность этой версии посредством обращения к китайским источникам не столько проясняет ситуация, сколько порождает еще больше вопросов. Другими словами – тем паче запутывает ситуацию.
Потому что тамошняя историческая наука считает казахов потомками древних племен как раз под названием "ушу" (Wushu tribes). По ее данным, их прародина находится в районе прохода (коридора) Хекси к западу от Желтой реки, на территории провинции Ганьсу ("Chinese Nationalities. Kazakh Minority" paulnoll.com). Кстати сказать, в тех же местах находятся пещеры Дуньхуан с их обнаруженными в начале XX века богатейшими историческими памятниками. А рядом - Юйшу-Тибетский автономный округ.
"Юйшу" - это то же самое, что "ушу" или "wushu". Но то, насколько все это могло бы иметь отношение к истории казахов, по эту сторону границ, отделяющих синосферу (китайскую сферу) от пространства евросферы или, иными словами, Китай от бывшего СССР и нынешнего СНГ, мало кого, видимо, интересует. А вопрос, тем не менее, остается.
Что происходит с ними сейчас?
Дж.Лиллис утверждает, что китайское правление и наплыв людей из других частей страны порождает изменения образа жизни у казахов Синьцзяна, которые веками вели кочевое существование. По сути же дела, речь идет об ускоренном вовлечении всего этого региона в процесс масштабной индустриализации Китая, уже превратившей Поднебесную в "мировую фабрику". В рамках затеваемых перемен живописные уголки Синьцзяна, являвшиеся до сих пор местами обитания казахов, превращаются в туристические зоны. Появляются там гостиницы, кемпинги и прочие объекты для приема туристов. И, соответственно, сокращается жизненное пространство для местного населения.
Другими словами, тамошние казахи в условиях стремительной индустриализации поставлены в такие условия, что им приходится менять свои привычки и приспосабливаться меняющейся ситуации. Для Казахстана все это должно быть небезразлично уже хотя бы потому, что Китай – это вторая в мире по численности своего казахского населения страна. Некоторые люди по эту сторону границы в последнее время поднимают вопрос переселения китайских казахов на историческую родину. Мол, только так можно их удержать от растворения в море китайского населения. Но предложить такую идею просто, а вот ее реализация не представляется столь же легким. И дело тут даже не в ограниченности возможностей Казахстана. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратить внимание на специфику национальной политики в Китае. Она исходит из идеи единения представителей всех имеющихся в стране национальностей и этнических групп в "чжунго".
Название Китайская Народная Республика – это по-тамошнему государство "чжунго", то есть всех китайских народов, в том числе и тамошних казахов, а не только ханьцев или этнических китайцев. В Пекине действует Госкомитет по делам национальностей. Это ведомство, кстати, как отдельная государственная структура напрямую входит в состав Госсовета или центрального народного правительства КНР. Его председатель Ли Дэчжу – кореец по национальности.
Предложить Китаю отказаться от своих казахов, позволив всем им переселиться в Казахстан, - это все равно, что предложить ему отказаться от одного из основополагающих столпов его государственной идеи. Едва ли великая держава, коей является КНР, с этим согласится.
Захотят ли все они перебраться сюда – это еще вопрос
С другой стороны, тамошнее казахское население, которое в течение последних десятилетий увеличивалось куда более высокими, чем их сородичи в самом Казахстане, темпами, может в скором же времени подвергнуться демографической тенденцией совсем иного характера. Речь идет о вовлечении все больших масс казахов в чисто китайскую среду с последующей их ассимиляцией.
Китай – это огромный мир людей, состоящий в основном из ханьцев или этнических китайцев. К началу 2005 года население континентальной части Китая достигло численности в 1 млрд. 300 млн. человек. Причем мужчин там гораздо больше, чем женщин. Разница порядка 40 млн. – в общих чертах 670 млн. против 630 млн. Ежегодно там появляется порядка 16 млн. новорожденных (соответственно, коэффициент рождаемости составил 12,41 промилле). Это больше всего населения Казахстана почти на целый миллион.
Другой вопрос тем, что предлагают переселить казахов оттуда сюда: согласятся ли все перебраться на историческую родину? Для того чтобы понять их отношение в целом к такому вопросу, надо узнать, как там живется людям. Китай сейчас – это по объему экономики четвертая в мире держава после США, Японии и Германии. За последние годы он обогнал Великобританию, Францию и Италию. Конечно, по показателю ВВП на душу населения ему еще очень и очень далеко до уровня развитых стран. По итогам прошлого года он там составлял порядка 2000 тыс. долларов.
То есть по среднедушевому показателю ВВП Китай уже намного опережает такие страны Центральной Азии, как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. А в СНГ впереди него по этой части в прошлом году были лишь Россия, Казахстан, Беларусь и Туркменистан. По показателю ВВП на душу населения наша страна опережает Китай в 2,5 раза. Но вот на что тут хотелось бы обратить внимание. За последнее двухлетие – 2005-2006 годы - экономический рост в республике происходил главным образом за счет отраслей, ориентированных на внутренний рынок, – строительства и финансового сектора. О том, каково же положение дел в этих отраслях в последнее время, сейчас говорится много. А в Китае развитие экономики происходит по всем направлениям. То есть ему не грозит кризис из-за ее однобокого развития.
К тому же там жизнь в целом куда более дешевая, чем здесь. То есть, скажем, 100 долларов там реально "весят" не меньше 250 долларов здесь. Так что это, действительно вопрос, захотят ли все казахи оттуда переезжать сюда.
Китай считается многонациональным государством, но удельный вес национальных меньшинств в составе всего населения ничтожно мал. Ханьцы (то есть собственно китайцы) составляют 92% общей его численности, а представители 55 других национальностей – менее 8%.
Нацменьшинств, которые насчитывают в своем составе не менее одного миллиона человек, всего 18. Наиболее многочисленной этнической группой являются чжуаны. Их - 16,719 млн. Казахов, согласно данным Госкомитета КНР по делам национальностей от 2000 года, в этой стране насчитывалось 1 млн. 250 тыс.
Находясь в Урумчи, мы поинтересовались: какова же их численность теперь? Нам сказали, что она уже достигла 1 млн.700 тыс. По численности они находятся среди всех имеющихся в КНР этнических групп на 17-м месте, среди нацменьшинств – на 16-м. А среди тех, кто исповедует ислам, - на 3-м после хуэй (хуэйцзу) и уйгуров. Большая их часть живет в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Меньшая – в провинции Ганьсу. Из четырех высших должностей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе одну занимает представитель казахов – Асхат Керимбай. Он является председателем местного подразделения НПКСК (Народного политического консультативного совета Китая).
Талгат ЕСКЕНБАЙ
11/10/2007
|