"ВН" > Остросюжетная география. Путин едет консультироваться с Меркель и уговаривать Ахмадинежада 11:12 12.10.2007
>В воскресенье Владимир Путин отправляется в очередную загранкомандировку. Первый пункт уже привычен - это Германия. А вот к следующему визиту будет приковано всеобщее внимание: Путин впервые посетит Иран.
В германский Висбаден президент прилетит в воскресенье для участия в очередных, девятых российско-германских консультациях на высшем уровне. Вечер того же дня Путин проведет за неформальным ужином, который даст в его честь канцлер ФРГ Ангела Меркель. А в понедельник пройдут консультации в расширенном составе, для участия в которых Путин берет с собой чуть ли не половину российского правительства. В Висбадене "консультироваться" с немецкими коллегами будут Алексей Кудрин, Сергей Лавров, Анатолий Сердюков, Виктор Христенко, Дмитрий Козак, Эльвира Набиуллина, Игорь Левитин, Владимир Устинов, Андрей Фурсенко, Сергей Кириенко...
А уже вечером в понедельник Владимир Путин прибудет в Тегеран, где на следующий день вместе с президентами Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении примет участие во втором Каспийском саммите. Первый такой саммит состоялся в апреле 2002 года в Ашхабаде - тогда требовалось придать политический импульс переговорам пяти стран по выработке конвенции, определяющей новый правовой статус Каспия. Главным препятствием на этом пути оказалась невозможность найти компромисс в вопросе раздела морской акватории между пятью прибрежными государствами. Начавшиеся еще в середине 1990-х годов переговоры по этой проблеме зашли в тупик в первую очередь из-за жесткой позиции Ирана, настаивающего на так называемом "справедливом" принципе раздела Каспия - на пять равных частей. Это оказалось неприемлемым для большинства остальных прикаспийских стран, поскольку в этом случае они вынуждены были бы делиться с Ираном частью морского сектора, который они считают своим национальным сектором.
Кроме того, выработке правового статуса мешали серьезные конфликты между Туркменией и Азербайджаном по поводу территориальной принадлежности нескольких нефтяных месторождений в центре Каспия. Весь этот комплекс трудноразрешимых противоречий между странами каспийской пятерки привел к тому, что ашхабадский саммит закончился фактически полным провалом. Особенно наглядным такой итог был продемонстрирован неосторожно брошенной фразой покойного ныне Сапармурата Туркменбаши в разговоре также с покойным президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым: "На Каспии запахло кровью". Пожалуй, единственным позитивным результатом первого Каспийского саммита стало решение созвать второй саммит в Тегеране уже на следующий год. Однако он не состоялся ни в 2003-м, ни в 2004-м.
Затем в связи с победой Махмуда Ахмадинежада на президентских выборах в Иране в 2005 году актуальность проблемы раздела Каспия и вовсе отошла на второй план. Особенно после появления так называемого иранского ядерного досье, ставшего предметом рассмотрения в МАГАТЭ и Совете Безопасности ООН. И уж тем более после того, как возникла реальная угроза нанесения военных ударов со стороны США, убежденных в том, что это позволит упредить появление у Тегерана собственного ядерного оружия.
Визит Владимира Путина рассматривается на Западе в первую очередь именно в этом контексте. Проблема раздела Каспия меньше всего интересует сегодня западную элиту. А вот то, с каким месседжем собирается Путин сесть за стол переговоров с Ахмадинежадом, стало чуть ли не главной темой последних дней в общении между мировыми лидерами. Этот вопрос обсуждал на днях в Москве с российским президентом его французский коллега Николя Саркози, занимающий ныне позицию по Ирану не менее жесткую, чем США. Если судить по первым откликам прессы, то очевидно, что в Париже, как и в других западных столицах, обескуражены тем, что существенного сближения их позиций по этой проблеме не произошло. По словам Путина, в Кремле по-прежнему исходят из того, что у Ирана нет планов создания ядерного оружия.
Поэтому, как утверждают информированные кремлевские источники "Времени новостей", в Москве рассматривают визит Путина в Тегеран в первую очередь только в контексте его участия в работе Каспийского саммита. И только "на полях" саммита, после окончания его работы во второй половине вторника, в рамках программы короткого рабочего визита президента России в Тегеран возможно обсуждение проблемы иранского ядерного досье в ходе встречи Путина и Ахмадинежада. В Москве, как заявил "Времени новостей" заместитель пресс-секретаря российского президента Дмитрий Песков, по-прежнему настаивают на неприемлемости военного решения иранской проблемы, поскольку все еще остается пространство для политико-дипломатического ее решения. Точно так же контрпродуктивным является и "огульное" принятие решения о введении санкций против Ирана. Это, говорит г-н Песков, не принесет желаемого результата и затруднит диалог, ведущийся с Тегераном по линии МАГАТЭ.
Ссылаясь на сказанные Путиным во время встречи с президентом Франции слова о необходимости обеспечить "транспарентный" характер ядерных программ Ирана, г-н Песков предположил, что президент Путин постарается убедить иранского лидера сделать все возможное, чтобы рассеять подозрения в готовности Тегерана получить в свои руки ядерное оружие.
С этой точки зрения весьма важными выглядят результаты закончившегося вчера в Тегеране второго раунда переговоров иранского руководства с делегацией МАГАТЭ, возглавляемой заместителем гендиректора агентства Олли Хейноненом. Основной темой переговоров, как сообщает РИА Новости, являлись вопросы создания и эксплуатации газовых центрифуг для обогащения урана "Пи-1" и "Пи-2". О результатах встречи, продолжавшейся в течение трех дней в общей сложности 13 часов, ничего пока не сообщается. В течение ближайших двух недель в Тегеране состоится третий раунд, на котором иранцы должны будут дать ответы на дополнительные вопросы экспертов МАГАТЭ, после чего агентство подготовит новый доклад о состоянии иранской ядерной программы.
Что же касается итогов второго Каспийского саммита, который выглядит поводом для поездки Путина в Тегеран, то не стоит питать особенных иллюзий по этому поводу. Махмуд Ахмадинежад уже заявил, что "вопрос о статусе Каспийского моря не должен превратиться в источник беспокойства". "Важнее раздела Каспия должно быть его превращение в зону дружбы и мира, - сказал Ахмадинежад. - Нам еще сотни лет предстоит жить вместе, Каспийское море принадлежит всем".
Очевидно, что при таком подходе и делить Каспий будут тоже еще сотни лет. Тем не менее пять президентов подпишут в Тегеране декларацию, в которой призовут самих себя приложить более интенсивные усилия для разработки Конвенции по правовому статусу Каспия. Текст этого документа уже согласован. Аркадий ДУБНОВ 12.10.2007
|