КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 21.10.2007
23:11  Референдум в Киргизии. Окончательная явка - 80,64%
22:33  Взорвался газопровод в Хатлоне. 100 тысяч таджикистанцев остались без газа
21:10  Первый малазийский анкасаван приземлился в Казахстане с двукратной перегрузкой
19:56  Референдум в Киргизии состоялся. Уже проголосовало 62,77% избирателей
14:51  А.Тулембаева: О великих женщинах Степи и необходимости изучать русский язык
13:08  ИГНПУ > Андижанские милиционеры пытают задержанных, а прокурор и судья не реагируют…
12:04  А.Джалдинов: Ответ за базар. Криминальные разборки в Казахстане продолжаются

12:00  Это четыре группы... Беназир Бхутто знает кто на нее покушался
11:56  Н.Бадыкова: Выборы в Узбекистане – шанс на лучшее
11:28  Узбекистан возобновил работы по разминированию границы с Таджикистаном
11:17  В.Катаргин: На круги своя. Конституционный хет-трик в Киргизии
10:21  Т.Турдумамбетов возглавил Госкомимущество Киргизии
09:52  Е.Алексеев: Киргизия. Референдум пишем, выборы в уме
08:32  А.Мамараимов: Канун референдума в Киргизии. Революционному городу - орден, президенту страны - плеть
01:09  Э.Бакыт: Европейский Союз и Центральная Азия: энергетика или демократия?
00:56  ВВС > Развяжут ли взрывы в Карачи руки Мушаррафу?
00:41  Сапа Мекебаев: Незачем рыть себе яму, если есть друзья и соратники
00:34  Т.Кучуков: Секс-фронт. Казахстанские путаны особенно востребованы во Франции
00:15  Не сидится на пенсии. Горбачев возглавил социал-демократов России
00:12  О.Сазеленд: В США убеждены, что власть в Кыргызстане захватили исламисты
Суббота, 20.10.2007
21:45  Ушел в отставку секретарь Совбеза Ирана Али Лариджани
19:57  Путин своим указом создал Государственный антинаркотический комитет
13:22  "Реформа" Казахских железных дорог обернулась хитроумной аферой?
13:16  По рецепту падишахов. Аким Астаны А.Мамин пошел в люди
12:29  В.Скосырев: Третья мировая война возможна. Она может начаться, если Иран обзаведется ядерным оружием
12:23  А.Таксанов: Мыльный пузырь туризма. Несколько слов о Ташкентской туристской ярмарке
12:16  "Къ" > Беназир Бхутто взорвала Пакистан. Жертвами теракта стали сторонники бывшего премьера
11:44  Казахстан собрал рекордный за годы независимости урожай зерновых - 22 млн тонн
10:14  Азербайджан решился удвоить свой военный контингент в Афганистане до 45 бойцов
09:50  Поправки в бюджет. Казахстан создал еще один "специальный фонд" (155 млрд. тенге) для ускорения развития
01:35  Р.Алшанов: Учиться по-хорошему. Ситуация с негосударственным высшим образованием в Казахстане
01:00  И.Рустамбек: Референдум в Кыргызстане - сценарий повторяется
00:56  Д.Сершен: Люли в Киргизии влачат существование на задворках общества
00:49  Алия Юсупова взяла бронзу в булавах на Гран-при в Берлине (фото)
00:43  М.Негматов возглавил Комитет спорта, туризма и молодежи, Д.Саидов стал послом Таджикистана в Японии
00:15  В Душанбе возобновили строительство нового президентского дворца "Кохи Миллат"
Пятница, 19.10.2007
23:28  В.Панфилова: Политическая перезагрузка. Экс-спикер парламента Киргизии может возглавить единую оппозицию
22:22  Г.Бердымухамедову вручен орден Узбекистана "Буюк хизматлары учун"
20:20  Ислам Каримов признан "Почетным старейшиной туркменского народа"
19:10  В Таджикском Госуниверситете восстановлен факультет русской филологии
19:07  Объем денежных переводов гастарбайтеров составляет 36% ВВП Таджикистана и 31% ВВП Киргизии
19:03  Генпрокуратура России отклонила запрос о выдаче сына А.Акаева
15:49  Фергана.Ру > Урановые могильники Кыргызстана угрожают экологии Центральной Азии
15:44  Автообувка. Nokian построит шинный завод в Астане
15:31  В Казахстане будет создана Ассоциация производителей мяса
15:18  Новый нефтяной рекорд. Ночью цена барреля перевалила за $90
15:14  Запрет продаж. Arsenal из последних сил защищается от узб-поглощения А.Усмановым
14:48  О.Серова: Языкорусские. Бизнес-инкубатор для лингвистов СНГ
14:45  Ф.Низамов: Каримов - уже не единственный
14:25  Л.Жолмухамедова: Неуловимый Джо как символ Киргизской власти?
14:23  Д.Малеваная: На предвыборном вдохе, или кому в Кыргызстане жить хорошо
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
А.Тулембаева: О великих женщинах Степи и необходимости изучать русский язык
14:51 21.10.2007

Айгуль Тулембаева: О великих женщинах Степи

Недавно изданная в Казахстане книга - "Жар-птицы Великой степи", включающая в себя три историко-художественных произведения, - написана непрофессиональным писателем. И автор сама это признает.
Но произведения Айгуль Тулембаевой, несомненно, представляют собой нравственную, духовную ценность. Перед читателями предстают прекрасные образы великих женщин Востока - Тумар (Томирис, VI в. до н.э.), предводительницы саков-массагетов, Айша-биби (предположительно XI-XII в.), погибшей во имя жизни любимого, и Борте (XII в.), жены и вдохновительницы Чингисхана.

О том, что привлекло автора в этих образах и чего, на ее взгляд, недостает прежним интерпретациям судеб этих великих женщин, рассказывает доктор экономических наук, профессор, завкафедрой маркетинга и коммерции КазНУ им. Аль-Фараби Айгуль Тулембаева.

- Айгуль Нуралиевна, как вы, специалист в своей сфере, выпустивший немало трудов по маркетингу и логистике, решились написать художественное произведение? Не было страха, что не получится?

- Дело в том, что изначально я даже не думала, что буду это издавать. Писала только для себя. И первое произведение - поэму "Песня Борте" ("Поцелуй судьбы") - давала читать только своим знакомым, друзьям. И лишь увидев реакцию первых читателей, подумала, что, может быть, есть смысл показать ее авторитетным людям. А когда получила оценки известных людей, например, Шоты Валиханова, который удивился, что не публикую эту поэму, я решила ее издать.

И то, что появилось позже: повесть "Вечно прекрасный узор любви Айши-биби" и роман "Посланная небом" (о Томирис) - тоже писала для себя. Так, историю Айши-биби я словно увидела - просто вдруг поняла, как все происходило. До этого я даже не была в ее мавзолее. А потом, съездив туда, увидела все еще ярче, чем раньше, и дописала повесть.

Что касается Томирис, это для меня отдельная мистическая тема. Я написала роман за три недели. Причем писала по ночам. До этого я не спала два месяца (у меня часто бывает бессонница) и подумала: "Мало ли что со мной может произойти…" И я решила, что надо успеть закончить начатое…

- К тому времени произведение было начато?

- У меня был набросок. Я думала, просто его дополню. Но когда я села писать, меня просто прорвало. От прежнего наброска ничего не осталось, я вообще про него забыла. Все писала заново и не могла остановиться. Садилась в 9 вечера каждый день, поскольку целый день я на работе, и до шести утра писала, не останавливаясь ни на минуту.

В первую очередь я дала прочитать это своей маме. Потом - своим знакомым, друзьям, и все говорили: публикуй.

И, наконец, показала свой труд Мурату Ауэзову. Он взял, а на следующий день позвонил и сказал: "Срочно издавайте". Мурат Мухтарович сказал, что больше всего ему понравилась сильная нравственная позиция автора, что редко встречается в современной литературе. Эти слова врезались в мою память.

Но я писала искренне, от души, не преследуя никаких корыстных целей, в первую очередь для своих детей. У меня их двое. И в посвящении сказано: "Моим родителям и детям", потому что писала главным образом для них.

- Кстати, Буркит Аяган в своей рецензии на вашу книгу отмечает, что вы осовременили древних героев, приблизили их к нам. Вы сделали это для того, чтобы молодое поколение заинтересовалось историей? Чтобы оно могло лучше понять чувства и переживания великих людей прошлого?

- Да, чтобы все было в нужном формате. Потому что я работаю с молодежью много лет и вижу у них полное отсутствие интереса к литературе. Я спрашиваю: "Кто такая царица Томирис?" Они: "Ну, царица". "А чем она прославилась?" "Кого-то победила". "Кого победила?" "Кажется, Кира". "А кто такой Кир?" Как правило, на этом их познания заканчиваются. И вообще они не читают никакую другую литературу. Не только историческую. Вы знаете, я считаю себя неглупой женщиной. Я доктор наук, но читаю современную литературу, и мне самой тяжело, так как не понимаю многих вещей. Не то, чтобы не понимаю, но вижу, что написано очень сложно для восприятия. И я писала для молодых, для подростков очень простыми словами, хотя могу писать очень сложно.

- Чувствуется эмоциональный, чувственный накал во всех трех произведениях…

- Но я хочу отметить, что не претендую на высокую художественную ценность. Я не писатель, а прежде всего экономист, ученый и преподаватель. Все, что я делаю в плане художественной литературы, идет по наитию. Я даже не знаю законов построения сюжета.

- А не было упреков, что вы неправильно композиционно выстроили произведение?

- Как раз наоборот. Мне режиссер и сценарист Талгат Теменов сказал, что его удивила именно законченность сюжета. То есть здесь нет перескоков, действие развивается плавно, и все вытекает одно из другого. Думаю, все потому, что я ученый и у меня сильно развито логическое мышление.

- Что касается выбора персонажей, я выскажу свое ощущение. Ведь у казахов очень много женских образов поразительной силы и красоты. Но вы выбрали Борте, Айшу-биби и Томирис - женщин, вокруг которых, может быть, в силу их удаленности от нас по времени очень много мифов и легенд. Возможно, вы сознательно и подспудно выбрали темы, где можно пофантазировать?

- Да. Дело в том, что о Томирис вообще ничего не известно, кроме того, что она была в истории и победила Кира. Но, кстати, все известно о Кире. Он поработил десятки государств, за 50 лет создал первую в истории человечества огромную империю и погиб от рук царицы Томирис. А чья она была дочь, кем был ее муж, какова ее дальнейшая судьба - неизвестно. Но факт победы остается. Об этой женщине существуют разные мифы - все придумано. Никто точно не знает, как все было на самом деле.

И прежние версии мне не нравятся. Например, в романе Джандарбекова у нее есть любовник. Она от него родила сына и подложила законному мужу. Я считаю, что женщина, которая смогла это сделать, то есть, которая не знает, что такое собственное достоинство, никогда не сможет защитить достоинство народа. То есть я исхожу от обратного. Есть факт победы над величайшим человеком, который не мог проиграть кому попало, тем более женщине. Значит, какой должна быть женщина, чтобы победить такого величайшего мужчину?! Она должна была быть, как минимум, очень достойной, умной и сильной. И, как минимум, она должна была пожертвовать чем-то очень ей дорогим. Потому что таких побед без жертв не бывает. И те, кто знает, что такое победа, поймут меня. Я стала доктором наук в 31 год, имея двоих детей, и знаю каково побеждать вопреки всему и вся и добиваться своей цели. Поэтому я никогда не поверю, что можно добиться чего-то очень значительного, ничем не пожертвовав. В моей версии Тумар очень умна. И опять же, как она стала умной? Сама по себе? Тоже не верю. У нее должен был быть наставник, учитель. Одержать такую великую победу невозможно просто на интуиции. Нужно иметь глубокие познания и в психологии, и в математике. Потому что бой - это всегда математика, геометрия. Анахарсис в моем романе - наставник Томирис, это реально существовавшая фигура, я его не придумала. Был такой философ Анахарсис, сак по происхождению, который жил в Греции, потом умер у себя на родине. А с Томирис они жили в одно время. Почему он не мог быть с ней связан?

Я считаю, что величие женщины, имя которой хранится в истории более двух тысяч лет, нужно достойно показать. А не пытаться представить так, что Томирис стала великой случайно, просто потому что родилась в нужное время, в нужном месте. Мол, на самом деле победила не она, а народ или еще кто-то. А она просто была царицей, потому и осталась в истории. Так не бывает. История - вещь, которая не терпит фальши.

И я, честно сказать, не читала роман Джандарбекова. Я просто слышала о нем и когда узнала, что в его версии у Томирис есть любовник, я просто не стала читать. Для меня эта версия перестала существовать. Я ее отвергаю, поскольку считаю, что мы должны своих великих казашек показать достойно.

- То есть сильный духом не может поступать подло?

- Да, не бывает мелкого предательства. Если человек сегодня предал на одну копейку, завтра он предаст на миллион. И если женщина смогла предать своего мужа, она однозначно может предать страну. Потому что внутреннего стержня у нее нет.

Но Томирис же не предала страну - значит, она не предавала мужа. Это опять же если исходить от обратного. Она не способна на предательство.

- Что касается Айши-биби, чем в данном случае обусловлен ваш выбор?

- Знаете, когда я впервые прочитала о ней небольшой очерк в энциклопедии, честно сказать, мне было непонятно, почему ее признали святой. Об Айше-биби ходила следующая легенда: жила молодая красивая девушка, полюбила парня, он уехал, она поехала за ним вопреки воле родителей. По дороге ее укусила змея, возлюбленный ее похоронил, она стала святой. Спрашивается, за что? Только потому, что поехала за ним? За тысячу лет с тех пор, как она умерла, миллионы девушек уходили к своим любимым. Более того, они за них погибали, они жертвовали своей жизнью, они убивали их врагов. Но они не стали святыми!

Рядом с мавзолеем Айши-биби стоит мавзолей Бабаджи-хатун. Но она не святая. И ведь Айшу-биби не признали святой официально, как это делается, например, в католической церкви. Айшу-биби освятил народ.

Опять же если факт есть: народ ее сделал святой - значит, должна быть причина. И я стала искать эту причину. Не изменив сюжета легенды: да, был любимый, была змея - я обрисовала ее в иных красках. И, оказалось: Айша-биби действительно святая. Потому что она любила настолько сильно, что смогла оспорить решение Бога, изменить судьбу. А это ведь невозможно. Проще пожертвовать своей жизнью. Судьба - это то, что нам, простым смертным, не подчиняется. В моей версии Айша-биби смогла ее изменить. Сделала то, что не может сделать простой человек. И она святая не потому, что так обстоятельства сложились. Святой человек рождается святым! И даже если бы ее судьба сложилась по-другому, она все равно была бы святой, просто потому что она такой родилась. И надо к ней относиться соответственно.

Главная идея этой повести в том, что любовь, простая человеческая любовь женщины к мужчине, мужчины - к женщине есть святое чувство. И если мы будем свято к нему относиться, тогда мир станет гораздо добрее и красивее. Особенно сейчас, когда для молодежи любовь - понятие вообще абстрактное. Все заменяется материальными выгодами, социальным положением в обществе. И хотя Айша-биби вроде бы мусульманская святая, но ведь даже по легенде она ушла к любимому, не к мужу. Ушла вопреки воле своих родителей. Тогда она же по шариату первая грешница! Поэтому я считаю, что это наша - казахская святая, не мусульманская. В ее образе передан дух народа, убеждение, что за любовь нужно бороться, любовь нужно хранить, беречь, любовь надо ценить, если она у тебя в жизни появляется. Это, мне кажется, в нашем казахском менталитете сидит. Не в мусульманском, потому что возьмем ту же легенду "Лейла и Меджнун", где прославляется не их любовь друг к другу, а покорность судьбе. Они любили друг друга, но судьба их развела, и они не боролись, а покорились судьбе, так и не соединившись. Это их отношение к любви. А у нас весь эпос - это история борьбы за любовь: "Козы Корпеш и Баян сулу", "Енлик - Кебек", "Кыз Жибек". Мне кажется, это в нашей крови, в наших генах сидит…

Кстати, в моей версии узоры на стенах мавзолея были сделаны на основании ковровых узоров, сотканных Айшой-биби. То есть весь мавзолей был создан ее фантазией. Я написала об этом, еще не видя мавзолея. Но когда увидела, поняла, что это правда, что я это не придумала. Потому что стены мавзолея - это ковер, расстилающийся перед глазами. Другого сравнения невозможно подобрать. И каждый рисунок по отдельности вроде бы очень простой. Но уникальность мавзолея в том, что рисунки-то не нарисованы. Они вырезаны из глиняных табличек, словно сотканы.

- Образ Борте в последнее время часто фигурирует и в фильмах, и в книгах. Эти интерпретации вас тоже чем-то не устраивают?

- "Борте" - первое, что я написала. Это было четыре года назад, тогда никто еще не говорил ни о Чингисхане, ни о Борте. И то, что я выпустила книгу только сейчас, и это совпало с выходом на экран фильмов "Монгол" и "Чингисхан" - случайность. А четыре года назад никто еще не поднимал тему роли жены в жизни Чингисхана. Идея пришла мне в голову, так как я, увлекшись тогда историей, увидела, что вся история Казахстана начиная с ХII века - это история чингизидов. Все наши ханы были чингизидами, ханом не мог стать не чингизид. Даже Тамерлан был только эмиром, а при нем был султан-чингизид, который номинально был выше по положению. А ведь история народа - это история ханских династий, простой народ был постольку поскольку.

И вот перед нами женщина, которая смогла основать даже не род или династию, а нечто гораздо большее. Она жила в XI-XII веках, простая степная девушка. У Чингисхана, кроме нее, было до 500 жен и наложниц. Но только ее четверо сыновей стали основателями рода чингизидов. Никто из братьев и других потомков Чингисхана не стал носить его титул. Как это возможно? И исследователи отмечают, что ее сыновья стали лидерами не только по рождению, они действительно были признаны народом. Не просто как дети Чингисхана, а как лидеры сами по себе. Сильные, умные, настойчивые, целеустремленные. Но ведь воспитала их она. Муж же все время воевал, ему было не до детей. На Востоке детьми занимается только женщина, мать. И ее кровь, наверное, сыграла свою роль. Если бы дело было только в Чингисхане, почему в других потомках его кровь не сыграла? Ведь у него было порядка пяти только официальных жен. Факт остается фактом. Никто не знает, какая была Борте. О ней ничего не сохранилось. Известно лишь, что она была из казахского рода конырат. И если факт есть: четверо ее сыновей стали основателями рода чингизидов, властителями всего мира и отстаивали свое право быть лидерами народов в течение восьми веков, вплоть до ХХ века, то матерью таких людей была великая женщина.

Батый, ее внук, дошел до Дуная. Вся империя Чингисхана состоялась ведь не при Чингисхане, а при его детях и внуках. Сам Чингисхан не очень много завоевал. Даже Отрар захватил не он, а Джучи, его старший сын. Сам Чингисхан заложил основы. Значит, где-то сработала и ее роль, даже не где-то, а в основном ее роль. Она смогла вырастить детей, которые стали опорой отцу в его завоевательных походах. И она наверняка была сильной, умной, достойной женщиной. Слабая женщина не сможет воспитать сильных сыновей, это нелогично. Говорят же, что за каждым сильным мужчиной всегда стоит сильная женщина. Та, которая воспитала.

А раз Борте была великой женщиной, ее величие мы должны показать. Вы заметили, наверное, что женщин в своих произведениях я показываю великими и обыкновенными одновременно. Вообще сила никого не спасает от переживаний, внутренних трагических моментов, женщин в том числе. Великая женщина в своей жизни, как правило, трагична. В том числе и Борте, имея мужа-властителя, имея таких сыновей, я уверена, в глубине души она очень сильно страдала. Хотя бы потому, что, как я уже сказала, у Чингисхана было до 500 жен и наложниц. Ни одна нормальная женщина к этому спокойно относиться не сможет. Но ее величие было в том, что она всем этим хозяйством мудро управляла, с тем, чтобы муж мог спокойно заниматься своими делами.

"Борте", конечно, для меня имеет особое значение как мое первое произведение. Во время написания этой поэмы я как раз писала докторскую диссертацию. Мне было очень тяжело в тот период. Мне кажется, эта вещь меня просто спасла в очень непростую минуту моей жизни...

- Давайте поговорим о тех, кто помог вам издать свою книгу в столь красочном оформлении, о художнике, который ее иллюстрировал. Тираж - 3 тысячи экземпляров по нашим временам очень неплохой...

- Да, вы правы. Мне в этом помогли мои согруппники - Сауле Сейсембаева и Галымжан Дугалов. Сауле - первый человек, который в меня поверил и сказал: "Давай издавать". Благодаря ей и Галымжану состоялось это издание. Художника я нашла совершенно случайно - просто однажды в куче бумаг увидела его рисунки и поняла, что это человек, который мне нужен. Он создавал иллюстрации в течение четырех лет. Поскольку я писала для себя, то и рисунки заказывала персонально для себя. Думала, что повешу их дома и буду, как говорится, сердце греть. Но когда я увидела эту красоту, поняла, что не смогу их прятать, что должна показать их людям, чтобы и они, как я, получали наслаждение и удовольствие от созерцания этих работ.

Тираж хороший, издание очень дорогое. В этой цене нет моих авторских гонораров. Я ни копейки на этом не зарабатываю. Я могла бы сделать все дешевле, но посчитала, что не могу этих женщин показать недостойно. Исключительно ради них я максимально вложилась в эту книгу. Издать ее лучше я бы не смогла - в этом отношении моя совесть чиста. Я хотела, чтобы эти женщины были достойно представлены в наше время.

- В основном представительницы прекрасной половины человечества остаются в тени истории…

- Да, особенно это касается наших женщин. Возьмем Жозефину и Наполеона. Расписаны вдоль и поперек - и романы, и фильмы, и песни… В общем, целая жозефиниана. А ведь она была, извините, женщиной легкого поведения. О том, что Клеопатра свела с ума всех мужчин Древнего Рима, тоже чего только не написано, хотя она ведь проиграла все, что могла проиграть. Она потеряла страну из-за своих амбиций. А сколько про нее пишут и говорят! А наша Томирис сохранила страну, победила великого завоевателя - и о ней ничего не осталось. И мы даже не вспоминаем о ней!

- Вы являетесь преподавателем, заведуете кафедрой в национальном университете. Что меняется нынче в отечественном образовании и в какую сторону?

- У нас перегибы очень сильные с языком. Я преподаю в университете и вижу, что наши студенты казахских отделений, заканчивая 4-й курс, очень плохо владеют русским языком. И в итоге они неконкурентоспособны на рынке труда. Они не могут найти достойную работу - это наша, казахская трагедия!

Мне так обидно, что мы, казахи, собственных детей загоняем в тупик только из-за собственных амбиций, абсолютно непонятных и ненужных. Я написала книгу на русском и я принципиально это сделала. Потому что считаю, что мы не должны быть патриотами языка, мы должны быть патриотами страны и народа. Ведь объективность такова, что вся экономика - на русском языке. Исторически так сложилось, а история не имеет сослагательного наклонения. Так почему наши дети должны страдать? Почему мы реализуем наши амбиции ценой судеб детей? Они же ни в чем не виноваты!

А сейчас я вижу большую проблему в том, что
>дети казахских отделений, не зная русского языка, имеют уровень знаний гораздо меньший, потому что они ограничены в информационном поле. Поверьте, студенты казахских отделений мне аплодируют, когда я им говорю: "Ребята, учите русский язык".

Я даже разрешаю им отвечать мне на русском, потому что казахский они уже не забудут, а зная русский, по крайней мере, может быть, найдут достойную работу. Они же собеседование пройти не могут, потому что везде собеседование на русском языке.

Это самое страшное - страдают наши дети. Взрослые не оставляют им выбора. Ведь они не выбирают, на каком языке учиться, особенно дети из аулов. И куда им потом деваться? Опять ехать в аулы, где нет ни работы, ни денег? Сейчас часто встречается такая парадоксальная ситуация, когда ребята с казахских отделений заканчивают с красным дипломом, а работают продавцами. А троечники с русских отделений сразу поступают специалистами в банки.

Поймите, экономика - как организм, система. В ней, как в человеческом теле, есть мозг, сердце, печень и т.д. Какую роль в организме играет кровь? Это информационный коммуникатор. Она все органы обтекает и доносит до них информацию - кислород. Таким образом, идет мощнейший обмен информацией через кровь. Человек может умереть от потери крови, а наша экономика - от недостатка информации, тем более мы перешли в ХХI век, век информационного общества. Кроме того, попробуйте в организм ввести кровь двух разных несовместимых групп, что будет с организмом? Человек проживет максимум пять минут и умрет. То же самое в экономике. Язык - это кровь, которая связывает друг с другом все части системы, обмен информацией идет бесконечно. Представляете, если этот обмен будет идти на двух языках? Есть, конечно, и положительные примеры. Например, на Украине действуют два языка в этой сфере - русский и украинский. Но это языки совместимые, одной группы - славянской. Там много похожих слов, и структура языков совпадает. А у нас же абсолютно разные группы.

Я по этому поводу писала письмо в Министерство образования и науки, и благодаря этому в казахских школах в два раза увеличили количество часов по русскому языку.

Я абсолютно уверена, что вся борьба за независимость у нас еще впереди. Мы не боролись за эту независимость, нам ее подарили. И как раз нашим детям - нынешним студентам - придется нас защищать. Мы будем от них зависеть завтра. И в романе о Томирис, вы видели, красной нитью проходит борьба за достоинство народа. Я считаю, главное - сохранить народ. Если мы сумеем это сделать, язык и так сохранится. Надо подумать о том, что на карте Земли может просто не оказаться такой страны - Казахстан. Как нет сегодня Каракалпакии, у них просто отобрали автономию, и их никто не защитил. Нельзя жить одним днем. Под боком у нас - Китай, который стремительно превращается в великую амбициозную державу. И проблема состоит в том, что мы как народ, как страна можем исчезнуть. Кому будет нужен наш язык? Поэтому я абсолютно уверена, что нужно прививать не любовь к языку, а любовь к земле, к народу. Когда она войдет в сердце, кровь, появится и любовь к языку. И она может проявляться в культуре, литературе, шоу-бизнесе, идеологии, но не в экономике. А экономику и науку выгодно оставить на русском языке, чтобы просто не отстать в своем экономическом развитии. Вот сегодня говорят, что турки перешли на латиницу. Но когда они переходили, не было компьютеров, и объем информации был очень маленький. А сейчас пока мы одну бумажку переведем на казахский язык - появится сто на русском. И мы будем хронически отставать, потому что темпы развития совсем другие.

- То есть догнать будет уже невозможно?

- Да, мы должны держаться в этом составе, в этом информационном поле, чтобы не остаться на обочине, не превратиться в такую страну, как Афганистан или Туркменистан. Это страшно. И в моей книге говорится, что надо быть казахом прежде всего в сердце, а не на словах. Знание родного языка - это не всегда показатель любви к своей стране. Ситуация с языком на сегодняшний день для многих русскоязычных казахов - стрессовая, и я считаю - это неправильно.

Беседовала Алия КЫЗЫЛКУЛОВА, № 41 (703), 19 - 25 октября 2007

***

Контакты Айгуль Тулембаевой e-mail: aigul@tulembaeva.kz По всем вопросам, касающимся книг Айгуль Тулембаевой, Вы можете обратиться в издательскую компанию "Триумф Т". Контакты компании "Триумф Т" (727) 243-19-59, моб.8 701 4166978, 8 705 4506145 e-mail: triumpht@rambler.ru Также по всем вопросам Вы можете обратиться к менеджеру Алижану Тулембаеву 8 701 7823839, 8 700 4701640 e-mail: alizhant@mail.ru

Источник - Начнем с понедельника
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1192963860


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх