В.Зубков: Нефть в Киргизии ищут австралийская "Саланс" и китайская "Ань-Банг" 12:40 22.10.2007
В.Зубков, глава Госагентства КР по геологии и минресурсам: В стране ведутся поиски нефти, газа и др. ископаемых
"Сейчас нам иногда инвесторам уже и нечего предложить"
О сегодняшнем состоянии и перспективах горнодобывающей отрасли в Кыргызстане рассказывает директор Госагентства КР по геологии и минеральным ресурсам Владимир Зубков.
- Владимир Петрович, инвестиции в экономику Кыргызстана за последние девять месяцев увеличились почти на 40 процентов. Горнодобывающая отрасль ощутила этот приток?
- Конечно. Я приведу простой пример. Если несколько лет назад на геологоразведочные работы в Кыргызстане иностранные компании тратили около 150 миллионов сомов, то в 2006 году этот показатель достиг 1 миллиарда 600 миллионов, а по итогам 2007-го мы ожидаем почти 2 миллиарда сомов капиталовложений. Большинство компаний, к сожалению, ничего не найдет. Геологоразведочные работы – всегда большой риск. Но зарубежные компании приходят и начинают все с нуля, а это – прямые инвестиции. Не секрет, что государство на геологоразведку выделяет не более 30 миллионов сомов в год, хотя и здесь ожидается увеличение вложений.
Даже если поиски не увенчаются успехом, вся информация поступит в Госагентство по геологии и минеральным ресурсам, а это бесценные данные. Кроме того, эти зарубежные компании платят налоги, и в них работают местные специалисты. Иностранцев практически нет. Несколько лет назад наши геологи уезжали, потому что не было работы, сейчас мы остро ощущаем их нехватку.
- А сколько в среднем получает рядовой геолог в такой компании?
- Около $700.
- Что конкретно ищут зарубежные компании в Кыргызстане?
- Прежде всего, золото. Но в последние время активизировались поиски нефти и газа. Я не имею в виду "Газпром", который еще даже не начал свои работы. Он своеобразная супердержава, которая оформляет все документы на государственном уровне. Это длительный процесс, хотя те работы, которые намечают в "Газпроме", довольно простые.
Нефть в Кыргызстане ищет, например, австралийская компания "Саланс". Возможно, в 2008 году она начнет буровые работы. Кроме нее большую деятельность в Алайской впадине развернула китайская компания "Ань-Банг". >Одна ее скважина уже достигла 4 тысяч 700 метров, но положительных результатов пока нет. То, что они не нашли нефть, еще не доказывает, что ее вообще нет. Я надеюсь, что китайцы изучат материалы, убедятся, что разрез там очень благоприятный, и начнут бурить новую скважину.
Несколько иностранных компаний пришли в Кыргызстан для поисков урана. Наши месторождения уже давно отработаны, это были первые залежи данного металла в СССР. Недаром говорят, что первые советские атомные бомбы сделаны из кавакского (мин-кушского) урана. Зарубежные компании пришли для поисков принципиально нового типа месторождений, которые могут быть отработаны путем подземного выщелачивания. Так, как раньше, сейчас никто не работает. Из руды извлекается максимальный объем урана, и в хвостах остается минимум концентрации вредных компонентов.
- А производство строительных материалов, минеральной воды и добыча угля?
- Сейчас своеобразный бум разработки месторождений по строительным материалам. Сотни лицензий выданы на добычу песчано-гравийных смесей, гончарных и керамических глин. Много компаний бросилось разведывать залежи для производства цемента. Это очень перспективное направление. На юге республики на Ак-Сайском месторождении и в Араванском районе строятся два цементных завода. Есть проекты возведения подобных объектов в Чуйской долине и около города Таш-Кумыра. Другой вопрос - необходимо ли нам столько цементных комбинатов, но, думаю, рынок отрегулирует ситуацию.
В ближайшее время заработают десятки новых кирпичных заводов. Попутно будут производиться песок, щебень, гипс и известняк. Кыргызстан богат естественными строительными материалами.
Что касается добычи термально-минеральных вод, то в последнее время на это вид деятельности также выдано очень много лицензий. Например, в Чуйской долине на каждой скважине работает несколько предприятий.
Кроме того, у нас много месторождений пресных подземных вод. Их запасы используются сейчас не больше чем на 40 процентов. Пресная вода все время дорожает. Я не удивлюсь, если через два-три года наша продукция, при условии, что ее сертифицируют по все правилам, будет отправляться на экспорт.
Вклад угольной промышленности в экономику республики сравнительно небольшой. Потому что сейчас угля добывается мало, и это наиболее дешевый вид минерального сырья. Однако эта отрасль имеет колоссальное социальное значение. Хорошо бы, конечно, образовать два–три больших предприятия по добыче угля, но, к сожалению, у нас сейчас действуют в основном небольшие компании. Госагентство по геологии и минеральным ресурсам выслушивает много нареканий по их работе. Но как только мы закрываем какую-либо шахту, туда заходят дикие землекопы, так называемые апачи, и тогда несчастных случаев становится еще больше.
- В Кыргызстан за последнее время пришли крупные инвесторы, сравнимые по масштабам с "Кумтор оперейтинг компани"?
- Пока локомотивом горнодобывающей промышленности в Кыргызстане остается "Кумтор оперейтинг компани". К сожалению, в 2007-м они не сумели справиться с последствиями обвала, произошедшего в прошлом году. Поэтому предприятие добудет не 14 тонн золота, а только 9,5 тонны. Но в 2008 году производство увеличится до 15 тонн. Еще через год – до 20, может быть, до 25 тонн. Самое приятное, что залежи золота на Кумторе соответствуют тем, что прогнозировались. Специалисты "Кумтор оперейтинг компани" обнаружили богатые руды ниже дна карьера. Началась программа строительства подземных выработок.
Кроме того, они доразведали дополнительные участки. Прежде планировалось, что "Кумтор" завершит свою работу в 2008-м, потом в 2013-м. Сейчас, я думаю, его деятельность продлится до 2025 года. Месторождение Кумтор, считаю, еще не сказало обо всех своих возможностях.
Кстати, когда соглашение правительства Кыргызстана и компании "Центерра" должно было рассматриваться в Жогорку Кенеше, у меня сложилось впечатление, что большинство депутатов, если бы голосование состоялось, положительно решили бы данный вопрос. Например, говорят, что депутат Арсланбек Малиев назвал эту ситуацию "аферой века". Он назвал "аферой века" не новый документ, а старое соглашение с "Центеррой". Против нового документа выступают, по сути, два-три депутата, а все остальные – за.
Многие упускают из виду, что Кыргызстан будет владеть 30 процентами акций не "Кумтор оперейтинг компани", а именно "Центерры". А в ее состав входят еще множество предприятий, находящихся за пределами Кыргызстана. "Центерра" ведет работы, например, в Монголии. И Кыргызстан будет получать свою долю со всех доходов этих компаний.
- Что стало причиной подъема горнодобывающей отрасли в Кыргызстане?
- Рост цен на золото, конечно, активизировал деятельность иностранных предприятий. То же самое можно сказать и про увеличение стоимости урана. А его ищут такие крупные мировые компании, как "Юразия" или "Ураниум Ван".
Здесь показателен один пример. Если не будет помех, то вскоре заработает предприятие на месторождении Андаш. Это очень бедные руды, и в советские время его залежи однозначно считались нерентабельными. Но одна из компаний провела разведку, и оказалось, что на месторождении можно работать. Мы надеемся, что они решат все вопросы с местными жителями и погасят их страхи. Если заработает такой рудник, то это будет очень показательно. Потому что в Кыргызстане есть еще подобные, считавшиеся до недавнего времени бедными, месторождения.
Но с другой стороны в мире о республике больше узнали. Издается очень много справочников и карт. Кроме того, опыт работы других компаний, того же "Кумтора", тоже сделал свое дело. Они регулярно сообщают о своих успехах и об условиях работы в Кыргызстане. Прямо скажу, что сейчас нам иногда инвесторам уже и нечего предложить.
22/10/2007,
|