Е.Примаков: "Иранские" санкции США - путь в никуда 11:26 05.11.2007
Санкции США: путь в никуда
Соединенные Штаты в одностороннем порядке ввели санкции против Ирана. Объектом санкций стали четыре иранских государственных банка, а также "Кудс" - международное крыло корпуса Стражей революции, элитной части Вооруженных сил Ирана. Вводя санкции, США обвинили не только "Кудс", но в целом корпус Стражей революции в помощи шиитским боевикам, сражающимся против американской армии в Ираке, в содействии "Талибану" и другим террористическим группам. Одновременно этот корпус и банки, подвергшиеся санкциям, были обвинены в участии в иранских ядерных и ракетных программах.
>Иранским организациям санкции США вряд ли могут нанести серьезный ущерб. Но, как представляется, с санкциями связаны другие задачи. Госсекретарь Кондолиза Райс прямо заявила, что американские действия призваны к "сильному сдерживанию" тех иностранных компаний и банков, которые ведут или хотят вести бизнес с Ираном. Известно, что этим грешат и китайские, и российские, и западноевропейские, и канадские организации, компании и банки. В Вашингтоне, очевидно, озабочены не только тем, что такие связи ослабляют антииранский курс администрации США, но и складывающимся положением, при котором из поля зрения выпадает американский бизнес. В этом плане особое беспокойство США может вызывать перспектива отсутствия места для американских компаний в Иране, когда рано или поздно так и или иначе нормализуется обстановка вокруг этой уникальной по ресурсам газа и нефти страны.
Во время объявления об американских санкциях я находился в Гамбурге, где происходила встреча германских бизнесменов с представителями 11 российских территориальных торгово-промышленных палат. Реакция германских предпринимателей на действия США была явно негативной. Во всяком случае я не услышал ни одного слова в защиту антииранских санкций. Судя по прессе, такой же негативизм сквозил за редким исключением в высказываниях политических деятелей ведущих европейских стран. "Файнэншл таймс" даже озаглавила статью в номере от 27-28 октября: "Иранские санкции подвергают риску западное единство". А "Интернэшнл геральд трибюн" 26 октября процитировала старшего аналитика американского Центра стратегических и международных исследований" Энтони Гордесмена, который заявил: "Как Соединенные Штаты могут нацеливать свои действия против иностранных компаний и банков, которые ведут дела с гражданскими группами (иранскими банками. - Е.П.), не провоцируя таким образом широкую международную реакцию?"
Но дело не ограничивается экономическими последствиями санкций. Настороженность многих вызвал возврат США к односторонним шагам, унилатерализму, от которого Вашингтон, казалось, уже начал отходить. Именно так восприняты отставки целого ряда окружавших президента Буша неоконсерваторов, что справедливо связывалось общественностью с провалом односторонне осуществленной США операции в Ираке. А теперь Вашингтон вновь действует односторонне.
Опасения возрастают, так как американские санкции воспринимаются в контексте эскалации, которая может привести к односторонним военным действиям США против Ирана. В этой связи заслуживает быть упомянутым заявление одного из ведущих кандидатов на пост президента США от Демократической партии сенатора от штата Иллинойс Барака Обамы. Имея в виду Хиллари Клинтон, которая оценила санкции позитивно, он сказал, что "те, кто поддерживает санкции, на самом деле дают администрации зеленый свет для опасной эскалации, ведущей к вторжению в Иран". Правда, Кондолиза Райс, объявляя о санкциях, подчеркнула, что США остаются на позициях поиска политических решений с Ираном. Но как видно из заявления Обамы, "амортизатор", подложенный под санкции, не срабатывает.
Существует еще одно важнейшее обстоятельство, которое делает вводимые США санкции против Ирана абсолютно неуместными. Известно, что мировое сообщество добивается гарантий недопущения иранской военной ядерной программы. В настоящее время обозначились возможности достижения этой цели. Успешно проходят переговоры Ирана с МАГАТЭ. Тегеран объявил о своей готовности в ноябре дать позитивный ответ на все вопросы, выдвинутые международным агентством, и широко открыть двери для контроля над своей деятельностью в ядерной сфере. Большое воздействие на иранских руководителей, причем не только на президента Ахмадинежада, но и на духовного лидера Хаменеи, оказали встречи с президентом Путиным. Его визит в Тегеран открыл реальные возможности вести дело к переговорам, в том числе Ирана с США. Владимир Путин информировал об этом Дж. Буша. Прикаспийские государства, в том числе Иран, подписали в Тегеране Декларацию против распространения ядерного оружия в регионе. Решение США именно в этот момент ввести односторонние санкции против Ирана может ужесточить его позицию. Может быть, в США считают, что демонстрация силы нужна для того, чтобы подтолкнуть Иран к договоренностям? Если так, то они глубоко ошибаются. В моем представлении силовые приемы в первую очередь ослабляют позиции тех членов иранского руководства, которые склонны искать пути к урегулированию.
"Как США смогут показать миру, что предпринимаемые ими действия имеют оправдание?" Этот вопрос сформулировал не я, а американский аналитик Энтони Гордесмен из Центра стратегических и международных исследований, процитированный американской газетой "Интернэшнл геральд трибюн".
Евгений Примаков, академик
№ 43 (02.11 - 08.11.2007)
|