Р.Хакимов: "Внук Чингисхана впервые в мире ввел в оборот бумажные деньги..." 11:38 11.11.2007
Рафаиль Хакимов: "Внук Чингисхана впервые в мире ввел в оборот бумажные деньги..."
Директор Института истории АН РТ, государственный советник при президенте РТ по политическим вопросам, директор научных программ Казанского института федерализма. Родился 12 февраля 1947 года в г.Казани. В 1971 г. окончил физический факультет КГУ. В 1980 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук в Казанском государственном университете. Был участником переговоров между официальными делегациями России и Татарстана в ходе подготовки и заключения Договора Республики Татарстан и Российской Федерации "О взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15.02.1994 г. Был участником Конституционного совещания по разработке проекта Конституции РФ, членом Государственной комиссии по урегулированию конфликта в Чечне. Участвовал в подготовке и проведении международных консультативных встреч "Гаагская инициатива" во Дворце мира в Гааге (состоялось 4 встречи), где главным предметом обсуждения были проблема поиска оптимальной модели взаимоотношений между центром и регионами в постсоветских государствах и изучение опыта взаимоотношений Татарстана и Российской Федерации в качестве "модели" мирного урегулирования этнополитических конфликтов. Организатор и участник ряда научных конференций по проблемам федерализма в России. Являлся шеф-редактором теоретического журнала "Панорама-Форум". В настоящее время является главным редактором журнала о федерализме в России и в мире "Казанский федералист".
Предлагаем вам интервью с господином Хакимовым, которого можно назвать татарским Эльчибеем. Многие его считают национальной совестью Татарстана, сообщает газета "Зеркало" (Азербайджан). - Рафаиль бей, как отражается осуществляемая Кремлем политическая, партогенная (партийная), законодательная, правовая и правоприменительная вертикализация власти, государственных и политических институтов в РФ на суверенитете Татарстана, являющегося особо статусным субъектом Российской Федерации? - В этом году мы подписали договор с РФ. Он выгоден и Татарстану, и России. В принципе мы самодостаточны, однако есть темы, которые требовали урегулирования. Федеральные законы не решают всех вопросов. Это касается статуса республики, ибо его мы можем изменить только путем референдума, а народ Татарстана поддержит существующее положение. Словом, наш суверенитет никому не угрожает и вреда не приносит. Мы и впредь будем настаивать на своем статусе и на договорных отношениях с центром. Важным моментом не только для республики, но и для других регионов является вопрос дифференцированного налога на нефть, ибо нельзя сравнивать затраты на добычу нефти в Западной Сибири и Европейской части РФ. Отвечая на вопрос, не могу не отметить существенную, системообразующую роль и вес представителей Татарстана в политическом поле правящей партии "Единая Россия". Минтимер Шаймиев, Олег Морозов, Фарид Мухаметшин - ключевые фигуры в этой партии. Собственно говоря, политические силы нашей республики были одними из основателей этой партии. - Каковы политические и социокультурные последствия блокирования Москвой Закона РТ о возвращении к яналиф? Станет ли когда-то "татарская кириллическая азбука" вновь латинизированной Татарча Элифба? - Вообще проблемы языка для нас являются принципиальными, на этом строится стабильность общества. По договору президент РТ должен знать два языка и ряд государственных служащих должны быть двуязычными. Что касается латиницы, то в этом вопросе мы с центром договориться не смогли, хотя Конституция РФ это относит к полномочиям республики, то есть право на стороне Татарстана, что подтверждается и московскими правоведами-конституционалистами. На сегодняшний день латиницей можно пользоваться вне государственных структур, но мы верим в торжество исторической справедливости. - Сможет ли татарский народ опередить остальную Россию в ментально-цивилизационном усвоении политических ценностей Запада, строительстве функциональной демократии, гражданского общества и внешне конкурентоспособной, высокотехнологичной рыночной экономики, и не утратить при этом фундаментальных свойств своей тюркской идентичности? - Татары всегда останутся татарами. Однако мы считаем, что надо пользоваться достижениями мировой науки и технологии. Мы не боимся глобализации. Напротив, пользуемся этим ресурсом. Татары живут по всему миру, и им легче всего связаться по Интернету. Мы создали свой массивный интернет-ресурс "Татнет", что рождает для самых различных сегментов татарского общества серьезную международную коммуникативно-информационную площадку. И потом, тюрки в силу своих духовно-энергетических истоков являются прогрессивными, ключевыми для планеты цивилизаторами. И естественно, что за много столетий до изобретения этого термина они стали и были глобалистами. Приведу вам один пример: блестящая Золотоордынская финансовая система, о которой можно говорить бесконечно. Она строилась на том, что на завоеванных землях создавались мир, спокойствие и условия для торговли. Тогда даже стены не строили вокруг городов, что и стало одной из причин быстрого завоевания и разрушения городов Тимуром. Интересен такой исторический факт: внук Чингисхана Хубелай впервые в мире вводит тогда в оборот бумажные деньги, что говорит не только о стабильности финансовой системы, но и о способности на новые системные идеи и подходы. Эти деньги можно увидеть сегодня в Эрмитаже, они имеют квадратную форму и ханскую печать. С бумажными деньгами можно было ездить по всей Монгольской империи и обменивать на золотые, серебряные и другие монеты. Еще раз подчеркну, что финансовая система была настолько грамотно, мудро разработана, была настолько гибкой, что, в свою очередь, помогала стимулировать экономику. >Чеканка монет была так хороша, что их очень трудно было подделать. Как известно, татарская дань составляла тогда 10%, примечательно, что с русских территорий брали не с человека, как с татар, а с семьи. Также существовал, говоря современным языком, целый ряд экономических зон, где шла свободная торговля, европейцы везли зерно, иранцы - лошадей. Здесь также есть ряд интересных моментов. Так если твой магазин находился в квартале венецианцев, то ты мог не платить налога. Вообще с генуэзцев и венецианцев налог на ввоз товара брали в размере трех процентов. Практически не было и налогов на драгоценные вещи, так как считалось, что это укрепляет финансовую систему Золотой Орды. В том случае, если ввозили кожу, налог составлял около 40%. Так, что с учетом того, чьи мы потомки, ответ на ваш вопрос очевиден. - Формируется ли в современном Татарстане молодая национальная буржуазия, способная формулировать национальные интересы, обращенные во внешний мир, и инициировать выработку стратегии национального развития? - Молодежь в Татарстане выросла на новых идеях. Она не похожа на нас. Она двуязычная, а президент республики настаивает на том, что должна стать трехъязычной, имея в виду еще какой-то европейский язык, прежде всего английский. Ориентировать во внешний мир несложно, однако мы не хотели бы терять молодежь. Поэтому наша задача - сохранить их в республике, но как прогрессивных ученых, менеджеров, технологов. - Могут ли политическое устройство современной России и существующий формат функционирования Российской Федерации обеспечить решение одного из ключевых вопросов российской государственности - достижение цивилизационного диалога и глобального компромисса между тюрками и славянами? - Цивилизационный диалог - для нас фундамент прогресса и единственное его измерение и пространство. Не могу говорить за всю Россию, но все народы республики активно работают на "корпорацию Татарстан". Этой моделью взаимодействия мусульман и христиан интересуются во многих европейских странах. Кстати, иностранцы, посещающие Казань, не скрывают своего умиления, увидев в Кремле рядом православный храм и воссоздаваемую мечеть. И еще больше поражаются, когда узнают, что какие-либо решения, в том числе кадровые, принимаются у нас не по этническому признаку. В Татарстане исполнительные органы делают все возможное, чтобы открывались удмуртские, марийские, мордовские, чувашские и другие школы, выходили газеты или транслировались передачи на языках народов республики. В общем, мы не сидим и не ждем, когда люди выйдут на улицы, начнут протестовать, и этнический вопрос станет политической проблемой. Если бы и российское руководство изначально придерживалось подобной политики, то в стране установилась бы стабильность, и не произошло бы трагедии в Чечне, Россия избежала бы других национальных катастроф. Северный Кавказ стал бы житницей России, а не ее разорителем. Из-за непродуманной межэтнической, межконфессиональной политики центра страна несет огромные траты, но главное - человеческие потери. В Татарстане же базовыми понятиями в построении общества являются суверенитет и культурные традиции - это залог стабильности. Как результат: толерантное отношение всех народов многонациональной республики друг к другу.
11.11.2007
|