С.Малеев: Казахи не желают быть казахстанцами. Ч. II 11:33 12.11.2007
Казахи не желают быть казахстанцами Часть II
После того как на прошлой неделе газета "Жас Казак" опубликовала послание казахcкой интеллигенции к народу и власти, еще целый ряд казахских изданий, в знак солидарности, счел для себя необходимым полностью привести текст обращения на своих газетных страницах. Получившее в народе собственное имя – "Письмо 73" – отпечатали на этой неделе в полном формате газеты "Туркистан", "Казахстан-Заман", "Казак Адибиеты", "Ана Тілі", "Жас Казак уні", "Казак", "Евразия KZ". И здесь же мы узнаем, что послужило поводом для написания такого обращения. Что, так сказать, лежало в его основании. Так, в частности, газета "Жас Казак уні" сообщает, что по результатам проведенного XI съезда партии "Нур Отан" (4 июля 2007 года) в кулуарах собрания было озвучено мнение о необходимости создания казахстанской нации. Цитируем:
"…мы идем к самоидентификации – быть единым народом Казахстана. Вот, например, американцы состоят из сотни народов и наций, но называют себя американцами. Никто там не называет друг друга китайцем или корейцем. А твоя национальность – это твое собственное дело…И это правильно. Потому что одна страна должна жить одним народом". (Из стенограммы пресс-конференции, проведенной после XI внеочередного съезда)".
А еще мы узнаем, что:
"В самом ближайшем времени по инициативе партии "Нур Отан" предполагается провести референдум, на котором будет поднят вопрос о придании русскому языку в Казахстане статуса государственного.
И здесь же в номере, пытаясь понять, что же означает само понятие казахстанец, читаем фрагмент интервью Нурбулата Масанова журналистке Камшат Тасболатовой.
Вопрос: Как вы смотрите на идею казахстанской нации?
Ответ: Это наше будущее развитие. Но пока рано об этом говорить. По прошествии времени мы превратимся в единую нацию. Тогда представители всех наций будут составлять основу нашей страны.
Вопрос: Национальная основа нашей страны разве не казахский народ? Если сформируется "казахстанская нация", каково будет положение казахской нации?
Ответ: Я понял ваш намек. По-вашему, в стране должна произойти ассимиляция, и всему здешнему народу предстоит стать казахами. Такого никогда не будет.
Вопрос: Сегодня мы привыкли к лозунгам: "Казахстан – многонациональная страна", "Казахстан – евразийское государство". Как вы смотрите на евразийскую идею?
Ответ: Не хочу выглядеть ярым противником, но нельзя забывать, что изначально это была идея русских фашистов. А сейчас мы пользуемся ею.
("Ба, кого я вижу, Масанов вернулся к казахам".
Интервью с Масановым журналистки Камшат Тасбулатовой. "Казахская правда". №8, апрель 2006 года)".
И далее продолжаем цитировать газету "Жас Казак уні". Из переписки Дайсаку Икеды с Михаилом Горбачевым.
"Икеда: С одной стороны очевидно, что человек, подобно перекати-полю не может существовать без корней, в оторванности от своей родовой, этнической пуповины, без осознания, откуда он родом, кто были его предки. Понимание этнической принадлежности, в этом смысле, естественно, является частью человеческого "Я"…
Горбачев: Есть все основания предположить, что коммунистический космополитизм не мог победить по той простой причине, что в его фундаменте лежит утопия. Как мы с вами уже говорили, национальные чувства, как и чувства собственности, имеют глубокие корни в душе человека. Можно смело утверждать, что нельзя стать гражданином Вселенной, если ты не стал гражданином своей страны".
Еще цитата: "США как государство были вскормлены на рабовладении и жестокой эксплуатации. АМЕРИКАНСКАЯ НАЦИЯ образовалась на крови, костях, землях и имуществе более 150 миллионов убитых и замученных индейцев, настоящих хозяев этой страны.
(Из текста Обращения Международной организации движения по освобождению Америки от многовековой оккупации)".
Читаем дальше. Здесь же в номере газеты помещены стихи Мухтара Шаханова "Наше космополитическое будущее", основной смысл которых сводится к мысли о том, что >сегодня казахов во имя "большой казахстанской идеи" пытаются лишить своего собственного языка, национальной самоидентификации и истории. И все это во имя ложно воспринимаемой "большой казахстанской идеи". Тогда как у проживающих в Казахстане представителей национальных диаспор у каждой есть своя историческая родина, где проживает соответствующий этнос. То есть узбеки также в будущем останутся узбеками, русские русскими, и только казахов больше не будет в этом мире.
И вот тут, в этом самом месте, я специально не буду прибегать ни к каким собственным комментариям, чтобы назавтра, не дай бог, не оказаться обвиненным по ошибке в национализме или, того хуже, в фашизме. (Замечу только – не там ищете). А вместе с тем имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Каждый вправе сам делать свои выводы.
А мы переходим к следующей теме. Хотя ее с полным основанием можно назвать продолжением этой. Поскольку во главе угла стоит все тот же нерешенный национальный вопрос. "Конец терпения" – так называется редакционная статья, помещенная на первой полосе газеты "Жас Казак". В ней рассказывается о ситуации в поселке Маятас. Перечисляется множество случаев, когда курды нарушали правила общежития, принятые в любом цивилизованном человеческом сообществе. Вступали в конфликт с местными жителями. Причем говорится:
"Курды Маятаса подобно русским и казахам за образованием не гонятся, не жнут, не сеют, стада не разводят, но чем же они тогда занимаются, и как же они богатеют? А богатеют они, забыв Бога, на торговле наркотиками, героином, который они продают тем же казахам и русским. И это ни для кого не секрет. Большинство из них проживают в шикарных особняках, ездят на дорогих иномарках, не считаясь при этом ни с кем. Был случай, когда курда задержали за ограбление магазина. Но уже через шесть месяцев его выпустили на свободу. Откупился. И вот теперь последний вопиющий случай, когда курд изнасиловал четырехлетнего казахского мальчика.
Однако какую же при этом позицию занимают некоторые наши русскоязычные СМИ и правозащитные движения? Они пытаются любой ценой выгородить курдов, делая, должно быть, по уже давно укоренившейся привычке, во всем виноватыми казахов".
№ 44 (359) от 12.11.2007 Серик МАЛЕЕВ
|