КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 12.11.2007
22:24  Российские инвесторы приобрели узбекистанское АООТ "Бекабадцемент"
19:04  В Ташкенте создано новое НПО "За честные и справедливые выборы в Узбекистане"
17:32  С.Шерматова: Каримов против Каримова. Шесть кандидатов - это новая ситуация в избирательной практике Узбекистана
17:28  А.Колдобский: Третья мировая война - причем тут Иран?
16:33  В Андижанской тюрьме замучен Ф.Салохиддинов, осужденный за членство в "Хизб-ут-Тахрир"
16:29  В Бишкеке будет внедрена новая система городского управления
16:19  В Камбодже арестован легендарный полпотовец Иенг Сари

16:14  Ф.Ахундов: Тема этнических меньшинств на постсоветском пространстве дестабилизирует общую ситуацию
15:15  А.Микаелян: Замкнутый круг замороженных цен в СНГ
15:13  В.Скосырев: Пакистанские ядерщики посещали бен Ладена. Атомное оружие может попасть к террористам
15:09  Россияне подарили сельскому храму Казахстана святые мощи Серафима Саровского
14:39  К.Маматбеков: Кыргызстан. Блеф партийной рубки
14:34  "Salon24": Грузия и III Мировая война. Кто свергает Саакашвили - США или Россия?
13:46  П.Иноземцев: Саакашвили, Мушарраф, курды: что делать американцам?
13:44  Д.Каримов: Восточного НАТО не состоится. Крупнейший игрок в ШОС намерен покорить мир не оружием, а торговлей
13:41  Их нравы. Экс-первый зампред СНБ Киргизии Б.Полуэктов обвинен в... скотокрадстве
13:30  Кто и как умышленно разваливает Госавиакомпанию "Таджик Эйр" (обращение к Э.Рахмону)
12:49  М.Гусев: Исламиский мир накануне конференции в Анаполисе
12:19  С.Маркедонов: Азербайджан. Поиск ответа на вызов радикального ислама
12:16  Н.Пахомов: Пакистанские неприятности. Если начнется раскол среди генералов - тогда все...
12:05  Financial Times: PetroChina стала №1. Международные нефтяные компании - баланс сил меняется
12:01  "ОР" > Одичание власти... За что бьют журналистов в Киргизии?
12:00  Ж.Мырзаева: Иссык-Куль уходит в частную собственность
11:33  С.Малеев: Казахи не желают быть казахстанцами. Ч. II
11:30  Водоплавающая ракета. Очередной "Протон" вместо космоса попал в... реку Иртыш
11:00  Семь ошибок Мушаррафа. Окончательный выбор в пользу диктатуры
10:55  Д.Верхотуров: Водный миф. Каждую весну и осень в Центральной Азии начинается водоворот проблем
10:52  КОГГ СНБ Узбекистана: Провокации таджикских пограничников приняли форму рецидива
10:44  Как поделить нефть. В Риме открылся Всемирный энергетический конгресс
10:32  Джульетто Кьеза: Прощай, мечта о "цветных революциях" на Востоке
10:10  Москва может удивить индийского лидера своей прагматичностью. Президент Индии М.Сингх прибыл в Россию
09:36  В.Тишков: Диаспоры должны сохранять культуру, а не захватывать власть
09:32  "КП" > При Андропове СССР мог пойти по пути Китая?
09:11  Президентом Словении стал оппозиционер по фамилии Тюрк. Наш человек?
01:20  "Къ" > Президент Пакистана сделал поспешные выборы. Они пройдут не позднее 9 января
01:15  "СиФ" > Формирование авторитарной власти, или Развитие феодализма в Узбекистане. Ч. 1
00:40  В Москве прошел 1-й съезд "народов Таджикистана в России" (обращения к Э.Рахмону и В.Путину)
00:37  Про бесчестного судью. Восточные сказки Алишера Таксанова
00:35  В Комитете ООН против пыток продолжаются слушания по Узбекистану
00:34  Куда уходят деньги... Туркмения получила возможность подать заявку на безвозмездное финансирование
00:06  "DW" > Олигархический заговор в Таджикистане. Подвохи мирового рынка или ошибки власти?
Воскресенье, 11.11.2007
19:50  В Черном море жуткий шторм. Тонут семь крупных судов (cупер-фото)
14:33  "Синьхуа": Всемирно известный Новый Великий шелковый путь - коридор распространения китайского языка и культуры
13:14  Судный день. 3 миллиона тенге отсудил у акима Павлодара бездомный гражданин
12:54  Р.Миркадыров: Грузинского "маяка демократии" больше нет
12:21  eWeek: Российская киберпреступность эмигрировала в Китай
11:38  Р.Хакимов: "Внук Чингисхана впервые в мире ввел в оборот бумажные деньги..."
11:35  Р.Али: Мушарраф еще раз перевернул Пакистан, как ему удобно
11:16  Узбекистан. Пытки и запреты намаза в колонии 64/47 г. Кизилтепа
09:28  Иран и Пакистан договорились о строительстве между собой газопровода
08:30  Китай начал строительство новой ж.д. магистрали через Монголию в Россию
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Маркедонов: Азербайджан. Поиск ответа на вызов радикального ислама
12:19 12.11.2007

АЗЕРБАйДЖАН: ПОИСК ОТВЕТА НА ВЫЗОВ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА

На фоне нарастания внутриполитического кризиса в Грузии в тени остались события в соседнем Азербайджане. Между тем, они заслуживают не меньшего внимания, чем митинги и массовые акции противников президента Грузии Михаила Саакашвили. 29 октября 2007 года пресс-служба Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана распространила сообщение о предотвращении попытки терактов и провокаций, планировавшихся исламистскими группировками против ряда государственных структур и посольства США в Азербайджане. В тот же день эту информацию подтвердил официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак (заявив также, что считает эффективным азербайджано-американское сотрудничество в сфере безопасности). Тогда же США и Великобритания ввели ограничения в работе своих посольств в Баку.

Один из наиболее влиятельных азербайджанских информационно-аналитических порталов распространил информацию (со ссылкой на "информированные источники"), что "в посольстве США было проведено совещание, посвященное вопросам безопасности в столице [Азербайджана]. В итоге участники пришли к мнению, что в Азербайджане существует угроза ваххабизма". По мнению руководителя Центра исламских исследований в Баку Рафика Алиева радикальные ваххабитские группировки могут стать более активными перед президентскими выборами, намеченными на осень 2008 года. По его мнению, "подобного рода группы являются инструментами внешних сил, которые стремятся дестабилизировать ситуацию". Однако если отбросить характерную для постсоветского экспертного и политического сообщества стилистику (искать во всем происки внешних сил), к словам азербайджанского эксперта следует отнестись со всей серьезностью, поскольку ваххабитский - правильнее говорить, салафитский - след обнаруживается в Азербайджане далеко не в первый раз. "Ваххабитский вирус развился у нас в последние несколько лет"- утверждает азербайджанский правозащитник Ильгар Ибрагимоглу.

В начале апреля 2006 года министр национальной безопасности Азербайджана Эльдар Махмудов выступил с сенсационным заявлением: "Хотя мы имеем достаточно богатый опыт в противодействии деятельности радикальных религиозных и террористических организаций, информация о планах ныне нейтрализованной группы "Аль-Каида Кавказ" по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы". При этом, по словам министра, в Азербайджане в последнее время активизировалась деятельность исламистских радикальных группировок, стремящихся к изменению светского характера азербайджанской государственности.

Между тем, еще вчера в Баку многие рядовые обыватели говорили в шутку, что
>на азербайджанскую девушку чадру не сможет одеть сам Усама Бен Ладен. Однако сегодня для активизации радикального ислама в Азербайджане есть несколько существенных предпосылок. Назовем лишь некоторые из них:

- слабая деморализованная и политически неэффективная светская оппозиция (недовольство властью есть, а рычагов для его выражения через цивилизованную оппозицию нет)

-этнонациональная травма (потеря суверенитета над Карабахом и семью районами за его пределами, что составляет 13% территории Азербайджана)

- возможность для интерпретации армяно-азербайджанского конфликта как межконфессионального противоборства (армяне - не простые христиане, а представители этноса, имеющего свою "национальную церковь" (Армянскую Апостольскую), которая в течение многих столетий являлась для армянской диаспоры квазигосударственным образованием)

- реализация авторитарно-модернизационного проекта, сопровождающегося резким социальным расслоением, коррупцией, изменением традиционных жизненных устоев

- соседство с Дагестаном и Ираном (в первом случае по соседству располагается регион, ставший центром салафитского (обновленческого ислама) в Кавказском регионе, а во втором- шиитская страна, ориентированная на экспорт исламской модели власти и организации общественной жизни)

- массовое разочарование в США и вообще в "Западе"

В начале-середине 1990-х гг. в Азербайджане многие считали, что Штаты и Евросоюз смогут помочь Баку разрешить с выгодой для себя карабахскую проблему. Однако неудачи переговорного процесса, инициированного, прежде всего, западными государствами, породили и массовое неприятие американской и европейской политики.

Вместе с тем, светские традиции в Азербайджане имеют сильные исторические корни. В первом азербайджанском государстве (1918-1920 гг.) – АДР (Азербайджанской Демократической Республике) у власти находились светские этнонационалисты - партия "Мусават ("Равенство"). Именно эта партия сформировала тот набор ценностей азербайджанской государственности, к которым апеллирует и нынешняя постсоветская элита страны. Это, однако, не мешает Ильхаму Алиеву жестко "прессовать" нынешнюю партию "Мусават", находящуюся в оппозиции. В период существования АДР исламистская партия "Иттихад" ("Союз") выступала не просто за традиционные исламские нормы права, но и отрицала идею национального государства азербайджанцев, призывая к единству всех мусульман бывшей Российской империи. В пылу своей борьбы с мусаватистами сторонники "Иттихада" даже поддержали установление Советской власти в республике. Таким образом, исторически исламистская идеология имеет в Азербайджане "антигосударственные" корни. Напротив, идея национальной государственности зарифмована с секуляризмом и антиклерикализмом. На эти традиции свое влияние (в данном случае речь не идет о его оценке) оказала и советская атеистическая традиция, насаждаемая, в том числе и "полубогом" нынешнего Азербайджана Гейдаром Алиевым.

В постсоветский же период стратегическим партнером Азербайджана стала Турция, исламское, но светски ориентированное государство. Именно светская Турция, а не "родственный" шиитский Иран оказывает поддержку Азербайджану по "карабахскому вопросу", а также осуществлению совместной блокады Армении.

Постсоветский Азербайджан продемонстрировал свое умение проводить достаточно гибкую политику в отношении различных конфессий (от православия до предстателей протестантских объединений), равно как и противодействовать радикальным экстремистским течениям. Думается, что этот опыт необходимо учитывать всем поликонфессиональным образованиям на территории СНГ.

Если судить по количественным показателям, то независимый Азербайджан по сравнению с Азербайджанской ССР стал практически гомогенным в конфессиональном плане. Если в конце 1980-х гг. только 87% граждан республики были мусульманами (60% - шииты), 12,5% - христианами (прежде всего русские и армяне), 0,5% - иудеи, то сегодня мусульманами являются около 97% населения Азербайджана. Помимо азербайджанцев ислам исповедуют лезгины, талыши, аварцы. Вместе с тем после 1991 г. в республике получили развитие религиозные общины, ранее в ней не представленные. Речь идет, прежде всего, о так называемых "нетрадиционных" христианских объединениях ("Церковь восхваления" и другие).

Законодательство Азербайджана провозглашает светский характер его государственности. Статья 7 Конституции Азербайджанской Республики гласит: "Азербайджанское государство - демократическая, правовая светская, унитарная республика". Статья 18 провозглашает отделение религии от государства и равенство всех конфессий перед законом. Статья 48 провозглашает свободу совести. В 1992 г. Парламентом (Милли меджлисом) республики был принят "Закон о свободе вероисповедания" Азербайджана. Два года спустя к Закону был принят ряд поправок, нацеленных на иностранных религиозных проповедников. Иностранным гражданам запрещалось заниматься религиозной пропагандой на территории Азербайджана. Принятие подобных поправок было вызвано опасениями проникновения в страну радикально-исламистских взглядов. В 1991-1993 гг. на территории республики были активны миссионеры из Иордании, Пакистана и даже Афганистана. Конфессиональная политика государства - сфера компетенции специального Государственного комитета Азербайджанской Республики по работе с религиозными организациями (создан в 2001 г.). Комитет наделен полномочиями по регистрации религиозных объединений.

В 1991 г. Азербайджан, формально находясь в составе Союза ССР, стал членом влиятельной международной Организации исламская конференция. Сегодня в республике представлены, главным образом, шииты, а также сунниты-шафииты и ханафиты. В исламских странах шииты, как правило, составляют меньшинство. Азербайджан наряду с Ираном, Ираком, Северным Йеменом являются исключением. В постсоветский период среди жителей республики распространились и салафитские взгляды. Азербайджанские эксперты и публицисты связывают распространение салафийи с чеченцами, обосновавшимися в республике в середине 1990-х гг., а также с представителями этнических меньшинств (лезгины, аварцы). Популярность салафитских воззрений среди этнических меньшинств объясняется отстраненностью их от азербайджанской власти, а потому склонностью к оппозиционности.

Ислам, несмотря на конституционные декларации о светском характере государства, стал важной составляющей частью идеологии независимого Азербайджана. Зеленая полоса на государственном флаге республики символизирует ислам. На Коране присягают президент Азербайджана и солдаты азербайджанской армии. Праздничными (нерабочими) днями объявлены дни религиозных праздников мусульман курбан-байрам и ураза-байрам. В 1991 г. был создан Бакинский исламский университет, преобразованный затем в Исламский университет. В Бакинском госуниверситете был открыт факультет богословия. В 1994 г. президент Азербайджана Гейдар Алиев совершил хадж в Мекку. Азербайджан, как и другие постсоветские государства, столкнулся с проблемой политизации ислама. В октябре 1991 г. в республике была учреждена Азербайджанская исламская партия прогресса. Затем была сформирована Азербайджанская Исламская Партия (АИП). Ее основными целями стали "социальная и экономическая независимость Азербайджана путем установления в стране исламских законов". Помимо нее в постсоветский период возникли такие экстремистские организации как "Джейшулла" ("Армия Аллаха") и "Хизбулла" ("Партия Аллаха"). Позиции официальной власти по отношению к "политизированному" исламу были достаточно жесткими. В 1995 г. АИП было отказано в перерегистрации. В мае 1996 г. были арестованы ее лидеры, а в 1997 г. осуждены за сотрудничество с иранскими спецслужбами.

На территории Азербайджана действуют приходы Бакинской и Прикаспийской епархий Русской Православной Цервки (РПЦ) Московского патриархата. Епархия была создана в 1998 г. Факт создания епархии был положительно воспринят лидером ДУМ мусульман Южного Кавказа (Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде). В 1999 г. епископа Бакинской и Прикаспийской епархии Александра принял в президентском дворце Гейдар Алиев. Отношения епархии и государственных институтов Азербайджана носят в целом конструктивный характер. В 2003 г. в Азербайджане была зарегистрирована Албано-удинская христианская община. Удины - этническое меньшинство Азербайджана (по переписи 1999 г.- 4,2 тыс. чел.), считающееся потомками древнего албанского племени утиев. Удины близки армянскому григорианскому христианству. В 2002г. Азербайджан с официальным визитом посетил Римский папа Иоанн Павел II. Его визит азербайджанские власти использовали и для своих пропагандистских целей. 100 тыс. долл. США, которые понтифик выделил на нужды беженцев, были объявлены средствами "для жертв армянской агрессии". В 1990-е гг. в Азербайджане развернули свою деятельность адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, свидетели Иеговы. По неофициальным данным порядка 5 тыс. азербайджанцев приняли христианство под воздействием "нетрадиционных" христианских проповедников. В Баку образовалась небольшая община кришнаитов. В азербайджанской столице был также возрожден бахаистский махфал (место собрания), закрытый в результате репрессий 1937 г.

Таким образом, сегодняшний Азербайджан демонстрирует приверженность светским принципам, равно как и умение вести диалог с различными конфессиями, предпочитая стабильность приверженности "чистоте религии". Однако система "управляемой демократии" и социальные проблемы современного Азербайджана актуализируют радикальный ислам, с которым трудно и даже невозможно бороться одними лишь силовыми методами, не ликвидировав предпосылок, делающих это течение популярным в массах народа.

Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

08.11.2007

Источник - Политком.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1194859140


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх