Л.Ивашов: Октябрьская революция - геополитический ракурс 09:07 13.11.2007
>90 лет идут нескончаемые дискуссии о сущности Октябрьской революции 1917 года, роли в ней народных масс и внешних сил, величии ее результатов или же закономерном крахе социалистических идей. Одни называют ее преступным переворотом, другие – всемирно-историческим событием.
Даже то, что эти споры не стихают многие десятилетия на всех континентах, и сотни миллионов (если не миллиарды) людей сожалеют о преждевременной кончине первого в мире социалистического государства, говорит о том, что революция 1917 года и ее последствия были поистине глобальным событием, имели историческое значение, а значит, были подготовлены всем ходом исторического развития человечества, а вовсе не представляли из себя некую случайность.
Второе замечание: практика реализации советского проекта стала притягательной для значительной (если не большей) части населения Земли.
Третье. С первых дней революции против молодой Советской власти ополчилась консолидированная мировая элита наиболее продвинутых в экономическом отношении государств: последние почувствовали угрозу своему существованию или, по крайней мере, существенное ограничение своей мировой власти со стороны вдруг неизвестно откуда взявшегося конкурента. Ведь тезис о мировой социалистической революции, лозунги "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Вся власть Советам!", "Фабрики – рабочим, земля – крестьянам, мир – народам" своей гениальной простотой будоражили умы и мобилизовывали на политическую борьбу миллионы людей во всех странах мира.
Попробуем перенести события 1917 года в сегодняшний день. Мировые СМИ разносят сенсационную новость: в России рабочие и крестьяне свергли правящий олигархический режим и взяли власть в свои руки. Да еще провозгласили вышеуказанные лозунги. Что начнется в современном мире? Равнодушных уж точно не будет ни в стране, ни за ее пределами.
А ведь в том, теперь уже далеком 1917-м рабочих и крестьян было на несколько порядков больше, социальное положение – хуже, труд изнурительнее. Да плюс еще рабство, колониализм, мировая война-бойня.
Потому-то первейшей реакцией господствующих классов Европы и Америки было следующее – подавить пришедший в Росси к власти народ любым путем, с любой жестокостью, дабы не дать прорасти новой мировой альтернативе. Задавить военным путем, уморить голодом, взорвать изнутри гражданской войной, ослабить и задушить системой экономических и политических санкций. За годы Советской власти кто только не покушался на нее: Антанта, гитлеровско-фашистская ось, блоки НАТО, СЕНТО, СЕАТО, Багдадский пакт, заговоры банкиров, мировой сионизм и проч, и проч. И так все 74 года.
Значит, было чего опасаться дерущимся за мировое господство хищникам, было против чего объединяться вечно воюющим между собой западным элитам.
В начале 90-х годов правительства, исповедующие рыночные принципы в экономике, либеральную демократию в политике, объединились в борьбе против слабевшего конкурента и помогли утопить его в беловежском стакане "зубровки".
Но, может быть, самое интересное в этой истории то, что революцию 1917 года спровоцировали те же самые субъекты мировой политики, которые ее возненавидели с первых дней и организовали ее удушение.
Обозначим некоторые факторы, вызвавшие революционную ситуацию в России в начале ХХ столетия.
Русско-японская война, закончившаяся тяжелым поражением Российской империи, вызвала недоверие и широкие протестные настроения в российском обществе. Царский режим и генералитет упрекались в бездействии, дармоедстве, продажности и других тяжких грехах. Огромные финансовые и материальные расходы, потраченные на ведение войны на "краю света", серьезно подорвали гражданский сектор экономики и ухудшили жизнь десятков миллионов людей. В кругах интеллигенции раскручивался процесс создания оппозиционных организаций, росли революционные настроения. В более знатных кругах, как грибы после дождя, возникали масонские ложи. Тяжелое поражение русской армии при Мукдене и флота в Цусимском сражении революционизировало российское общество.
Но и будущая Антанта не стояла в стороне от этого процесса. Европа усиленно вооружала Японию против России, строила ей современные корабли, поставляла оружие, боеприпасы и разведсведения (английская и германская разведки) о состоянии российской армии, тактике ее действий, военной инфраструктуре. США, Франция, Англия, Германия не только подталкивали Токио к войне, но и гарантировали свой нейтралитет (по сути дела поддержку) в войне с Россией.
Кроме того, Берлин, Лондон и Париж имели тщательно отработанные планы войны против России. А госсекретарь США Дж. Барджес еще в 1901 г. так выразил отношение официального Вашингтона к России: "Если у Америки есть естественный враг, то им безусловно является Россия".
Даже когда крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" погибали в неравном бою, английские, американские и французские корабли, стоявшие на рейде вблизи сражения, не шелохнули своими пушками и молча наблюдали за жестокой расправой превосходящих сил японцев над русскими кораблями.
Европа стала гостеприимным домом для всех оппозиционных царскому режиму сил, оказывала им не только благорасположение, но и финансовую поддержку.
Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. всколыхнул всю страну, а декабрьское вооруженное восстание того же года потрясло основы империи. Европа и Америка не оказали никакой реальной помощи своей "союзнице" в предотвращении революционного развития событий. Скорее из злорадства наблюдали за агонией великого соперника.
Конечно, они не главные виновники будущей революции, но и не последние участники драмы. После 1905 года Россия вошла в колею 1917-го. Режим Николая II уверенно увлекал страну в революционную ситуацию через попытки насадить западный парламентаризм, демократию и абсурдное участие в мировой бойне, где Россия воевала за чужие интересы. Причем к войне была совершенно не готова армия - она не только не отошла от поражений войны 1904-1905 гг., но и утратила моральный дух, снизила уровень своей боеготовности.
Приведу несколько оценок непосредственного участника тех событий генерала А.И. Деникина (из книги "Старая армия"), наглядно характеризующих внутреннее состояние армии:
- "Духовные запросы офицерской среды вообще не привлекали должного внимания власти... В корпусном штабе царило особенно тягостное настроение, особенно во время общего с корпусным командиром обеда, участие в котором было обязательным для всех чинов штаба.... Капитан Генштаба Толушкин, доведенный до истерики разносом командира корпуса, выскочил из-за стола и из-за стены слышно было, как кто-то его успокаивал, а он кричал: "Пустите, я убью его".
- "Мундир солдата-защитника Отечества никогда не был в почете. Во многих гарнизонах для солдат вводились ограничения, вроде воспрещения ходить по солнечной стороне людных улиц; петербургский комендант просил градоначальника разрешить нижним чинам не переходить вагоны трамвая к выходу на переднюю площадку "ввиду неудобства встречи с офицерами и нахождения их в одном помещении"… Не анекдоты, а подлинные факты – надписи над входом в некоторые публичные места: "собакам и нижним чинам вход строго воспрещается"… Люди не военные, говорившие босяку "Вы", считали себя вправе обращаться на "ты" к солдату".
И категорический вывод: "Солдат послушался большевиков".
Народ и вооруженные силы к мировой войне, тем более на стороне Англии и Франции были не готовы. Армию нужно было восстанавливать и изживать синдром Цусимы и Мукдена, а не втягивать в новую бойню, ведущую к поражению. Но историю не перепишешь. Ослабленная и деморализованная Россия устраивала не только Германию, но и союзников – Британию, Францию, США.
Видимо, не случайно сразу после окончания первой мировой войны на конференции под Парижем президент США В. Вильсон предложил поделить нашу страну на 14 частей (оккупационных зон) и установить в них "контрольный режим". Франция и Англия выставили руководителям Белой армии счета за поставки материальных средств, представленных ранее для ведения боевых действий России, на сотни миллионов долларов.
И когда изможденная войной, деморализованная военными поражениями, раздираемая внутренними распрями Россия зашаталась, на ее ослабленное тело набросилось западное воронье, чуя богатую добычу. Банковский олигархат США и Европы стал щедрым донором всякого рода оппозиционеров; международный сионизм сформировал и щедро поддерживал подрывную политическую партию "Бунд"; парламенты западных стран обрушились на государя, правительство и элиту с критикой, а их спецслужбы провоцировали теракты и вели разведывательно-провокаторскую деятельность.
На фронтах первой мировой войны союзнички подставляли русские войска под удары немцев, не оказывая поддержки в критической ситуации. Пропагандистская машина оппозиции добивала армию изнутри.
Революция становилась неизбежной. Ее альтернативой мог быть лишь развал огромного российского пространства. Николай II отказался от трона, думая, что этот шаг может остановить катастрофу. Но маховик хаоса уже работал на полную мощь.
В ситуации развала управления страной и всеобщего хаоса верх, как правило, берут наиболее организованные и решительные группировки оппозиционного характера, пусть даже и немногочисленные. Таковыми оказались большевики. Именно они обуздали ситуацию и возглавили протест народных масс. Революция свершилась.
Стоит ли сегодня скорбеть о происшедшем? Если иметь в виду миллионы жертв, то – да. О жестоких попытках большевиков вытравить православие – да. О гражданской войне, в которой русские сражались против русских, – да.
Но было не только это. Революция, в конце концов, стала стартом для великих свершений в науке, культуре, экономике, военном деле, освоении космоса и Мирового океана. А можно ли жалеть о воссоздании великой империи в лице СССР? А о победе в Великой Отечественной войне? Нет, и еще раз нет.
Сегодня и правые, и левые, монархисты и коммунисты, националисты и сепаратисты, все, кроме либералов и иной "пятой колонны", сожалеют о распаде СССР.
Мне в силу прежних должностных обязанностей довелось встречаться с президентами, главами правительств многих стран, с политиками и генералами. И подавляющее большинство из них с сожалением говорили о крахе второго и куда более справедливого, чем первый (в лице США) полюса мира. Помню, президент Сирии Хафез Асад прямо заявил министру обороны РФ маршалу И.Д. Сергееву: "Мы, арабы, с распадом СССР почувствовали беду первыми. Мы стали беззащитными. Мы получили очень несправедливый однополюсный мир".
Даже ряд натовских генералов (немцы, бельгийцы, французы) укоряли нас за развал СССР. Им не по душе американский диктат, протянутая за подаянием рука прибалтов, поляков и других сателлитов США в Европе, войны на Балканах, в Афганистане, Ираке, где их солдаты таскают из огня каштаны для американцев, мировой финансовой элиты, ТНК.
Ну, и конечно, народы бывшего СССР до сих пор ощущают свалившуюся на них беду - нищету, коррупцию, криминал, утрату принадлежности к великой русской цивилизации. Этого не чувствуют лишь 3-5% нуворишей и состоявшихся бизнесменов.
Ну, а что получила матушка-Россия? Мы постепенно свыкаемся с мыслью, что мы уже не русские, татары, башкиры, осетины, а нечто усредненное; что земля, нефть, газ, леса, реки – это не наше, а уже кем-то "прихватизированное". Хотя и ставим перед собой глобальные цели типа "войти в цивилизованное сообщество" (на самом деле в совершенно чужой, враждебный дом), стать энергетической державой (то есть обеспечивать "золотой миллиард" при собственных замерзающих регионах) и т.п. Но мы уже не самостоятельны ни в чем, мы – слуги. В Советской России, рожденной Октябрем, подобное представить было невозможно.
И последнее. Анализируя предреволюционную ситуацию в России начала ХХ столетия и политическую ситуацию сегодня, находишь поразительно много схожего. Те же внешние субъекты воздействия, похожая внутренняя смута, финансовые мешки из тех же источников, правда, более туго набитые, сопоставимый расклад политических сил. Да и правительство – тоже, как и в 1917-м, временное. Расколот и удален от власти государствообразующий и государствоответственный русский народ.
Ждать ли революционной бури? Или народ найдет в себе силы, чтобы и без революционных потрясений обуздать беспредел дикого капитализма?
07.11.2007 Леонид ИВАШОВ
|