КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 13.11.2007
23:40  Всеобщие выборы в Пакистане назначены на 9 января 2008 года
22:32  Продолжение следует. Судебный процесс по " делу Алиева" отложен на неопределенный срок
20:32  В Киргизии на ближайшие 7 лет прогнозируют сильные землетрясения
19:32  El Pais: Азия – мужской континент. Абортировать надо с умом
17:12  Д.Косырев: Атомный провал Москвы и Дели. Контракт по АЭС отложен в никуда
17:09  П.Гончаров: Ахмадинежад против ядерного инакомыслия в родной элите
17:00  C.Усманов: Пенсионная реформа. Опыт Казахстана, перспективы Кыргызстана

15:29  Умер выдайющийся казахстано-российский певец контратенор Эрик Курмангалиев
15:25  В Туве установят памятник великому предку - нойону Чингисхана Субудаю (Сэбэдэю)
14:36  Р.Арслонзода: Попытки Душанбе переписать узбеков Таджикистана по названию племен могут привести к большой беде
14:12  "DW" > Особенности туркменского здравоохранения. Нет денег на лекарства
14:06  Е.Примаков: Эрдоган - между молотом и наковальней
14:04  В.Васильева: Урановый крест Ирана. Война с американцами волнует жителей Тегерана гораздо меньше, чем...
13:08  "Э-К" > Чего нам в жизни НАТО. Казахстан в тылу у друга
13:01  ИГНПУ > Из-за мошенничества андижанских таможенников осуждены невиновные граждане...
12:56  Д.Аляев: Узбекистан. Повышение зарплат положения не исправит
12:34  В.Мамедов: Правда и вымысел об армянском геноциде. Часть I
12:28  Таджикские пограничники пытались угнать из Узбекистана... трактор с удобрениями. Убит гражданин Атаев
12:07  ВВС > Полиция Ирана отныне будет бороться с женским макияжем
12:00  Казахстанские компании примут участие в тендере на строительство киргизской ГЭС Камбарата-I
11:17  ТИПЧ > "Программы вчерашнего дня". Проблематично идет реформа образования в Туркмении
11:15  А.Дурани: Германия восстановит Кабульский Политех
11:09  Вырвать газ! Как глава Укрнефтегаза Ивченко довел до сердечного приступа Туркменбаши ("правдивая" история)
11:06  А.Куртов: Борьба за туркменский газ. Лондон делает ход
10:30  Ф.Файзиев: Тайны восшествия на престол, или Как И.Каримов стал руководителем республики в первый раз
10:25  В.Тимирбаев: Киргизия - Конституция. Выборы. Перезагрузка
10:22  "РГ" > В Киргизии более востребована пресса на русском языке
10:14  Новые кадры Туркмении: вице-премьер, минторг, три хякима велаятов
10:10  "Азия-плюс" > Цены объявили ГОЛОДовку? Экономия по-таджикски
10:08  "Э-К" > Битва за шлагбаум. Заблокировано четыре таможенных пункта пропуска на казахстанско-китайской границе
10:06  План не светит. Таджикистан не соберет прогнозируемый урожай хлопка
10:00  Р.Темиргалиев: Суесловия о родословии. Уникальна ли казахская родоплеменная система?
09:57  Ислам Каримов приказал узббанкам перейти с доллара на евро
09:52  З.Разакова: Обожаю жить в Узбекистане. Здесь не жизнь, а сплошное недоразумение, курьез и забава...
09:50  О.Сидоров: Пакистан - предвыборный пасьянс. Три ведущие политические силы... Ч. 1
09:44  "ВН" > Язык до интеграции доведет. Меркель и Саркози поговорили с детьми и пригрозили Ирану
09:43  А.Самохаткин: Саммит сердечной теплоты. Россия и Индия построят самолет и слетают на Луну
09:27  Д.Малеваная: На первый-пятый рассчитайся! Первые номера в выборных списках киргиских партий
09:19  Щедрой дланью. Г.Бердымахемедов раздал ордена и медали дехканам, чабанам и офицерам
09:07  Л.Ивашов: Октябрьская революция - геополитический ракурс
08:56  С.Строкань: Дели с концом. Партнерство России и Индии дало трещину
08:17  "Нашему населению постановления правительства – не указ", - банкир Г.Марченко о банковском кризисе в Казахстане
00:47  "МК" > Зеленый в Азии – цвет убытков. Азиатские фондовые рынки резко упали
Понедельник, 12.11.2007
22:24  Российские инвесторы приобрели узбекистанское АООТ "Бекабадцемент"
19:04  В Ташкенте создано новое НПО "За честные и справедливые выборы в Узбекистане"
17:32  С.Шерматова: Каримов против Каримова. Шесть кандидатов - это новая ситуация в избирательной практике Узбекистана
17:28  А.Колдобский: Третья мировая война - причем тут Иран?
16:33  В Андижанской тюрьме замучен Ф.Салохиддинов, осужденный за членство в "Хизб-ут-Тахрир"
16:29  В Бишкеке будет внедрена новая система городского управления
16:19  В Камбодже арестован легендарный полпотовец Иенг Сари
16:14  Ф.Ахундов: Тема этнических меньшинств на постсоветском пространстве дестабилизирует общую ситуацию
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   |   КАДРЫ   | 
Умер выдайющийся казахстано-российский певец контратенор Эрик Курмангалиев
15:29 13.11.2007

На 48-м году жизни скончался оперный певец, обладатель редкого голоса контратенора Эрик Курмангалиев,

16 октября певец попал в больницу и за несколько дней до смерти впал в печеночную кому. Сейчас близкие и друзья курмангалиева занимаются подготовкой гражданской панихиды, которую, по их словам, хотели бы провести в Большом зале Консерватории.

>Около двадцати лет назад спектакль "М. Баттерфляй" потряс весь театральный мир. Когда выяснилось, что томная восточная красотка с высоким голосом и грациозной походкой на самом деле – мужчина, в это поначалу мало кто поверил. Когда же все сомнения развеялись, в театр стали ходить именно на Эрика Курмангалиева, сыгравшего ту эпатажную роль.

***

Пятнадцать лет назад спектакль "М. Баттерфляй" потряс весь театральный мир. Когда выяснилось, что томная восточная красотка с высоким голосом и грациозной походкой на самом деле – мужчина, в это поначалу мало кто поверил. Когда же все сомнения развеялись, в театр стали ходить именно на Эрика Курмангалиева, игравшего ту скандальную роль. Спектакль просуществовал полтора года и, разрываемый внутренними проблемами, закрылся.

Закрылся от всего мира и Курмангалиев. О его жизни долетали лишь какие-то невнятные слухи. А в этом году певец вновь появился в артистической среде – на Венецианском фестивале режиссер Рустам Хамдамов представил свой фильм "Вокальные параллели", где одну из главных ролей исполнил Эрик. Узнать его было, впрочем, нелегко: Курмангалиев вновь играет восточную красавицу с высоким голосом и грациозной походкой…

Таких голосов, как у Эрика Курмангалиева, больше нет ни у кого в мире. Высокий и гибкий, его контртенор гипнотизирует: есть в этих звуках что-то запретное, но манящее, табуированное, но искушающее…

Когда-то, несколько веков назад, так пели юные кастраты в солнечной Италии. Молоденьких певцов подвергали жестокой экзекуции, чтобы сохранить их изящные голоса – не дожидаясь возрастной ломки.

Голос Эрика потому и уникален, что ради него не пришлось ложиться под нож – такой тембр дан певцу от рождения. А он лишь умело использует свой природный дар.

Этим голосом я наслаждалась недели две. Почти ежедневно мне пришлось общаться с автоответчиком, который то пел изысканные трели, то истерично хохотал, то надтреснутым фальцетом выговаривал какой-то издевательский текст.

Запись на автоответчике менялась каждые пару-тройку дней. Так и представлялась картина: томный и надменный хозяин, приходя вечером домой, выслушивает мои настойчивые послания, а в ответ придумывает что-нибудь более экстравагантное. Когда мне показалось, что заочное знакомство слишком затянулось, объявился и хозяин.

– Да, это Эрик. Вы спрашиваете, можно ли сделать со мной интервью? А откуда вы обо мне узнали?

После секундного замешательства (это шутка или искреннее удивление?) я начинаю увлеченно объяснять: ну как же, кто не знает Эрика Курмангалиева, звезду спектакля "М. Баттерфляй", заново открытую на недавнем Венецианском фестивале?

– Вы знаете, ни "М. Баттерфляй", ни "Вокальные параллели" мне, честно говоря, не интересны, – нетерпеливо прерывает меня Эрик. – Я оперный певец и хочу говорить только о классической музыке. Ну как, вы еще не передумали делать со мной интервью?

Как вы полагаете – могла ли я ответить отказом?

Летят "утки"...
Нет мне никакого прощения! Позорно пропустить звезду мировой оперной сцены в толпе у модной столичной кофейни – это еще постараться надо. В свое оправдание могу сказать одно: я выискивала в серой массе яркое пятно – ведь все знают страсть Курмангалиева к роскошным, вызывающим нарядам.

А уже позвонив ему на мобильный, с удивлением обнаружила: в двух шагах от меня стоял скромный парень в темном пальто, замотанный до ушей теплым шарфом.

Эрик: "Да никуда я не пропадал. Я постоянно гастролирую. Чаще всего, конечно, за границей. Но и концерты по России в последнее время – не редкость. Россия вообще, судя по всему, изголодалась по классической музыке. Публику в провинции просто тошнит: к ним по два-три раза в год приезжает вся эта шушера – дутые попсовые исполнители, так называемая российская эстрада. Поэтому там, в глубинке, люди с удовольствием ходят на концерты классической музыки".

– Но в Москве, если я не ошибаюсь, вы в последний раз выступали лет пять назад…

Эрик: "Я давал гала-концерт в 2002 году, в октябре. Он тогда имел большой резонанс: скажу прямо, за прошедшие несколько лет такого феерического выступления на сцене Большого зала Консерватории больше не было".

Пока Курмангалиев разъезжает по миру, в театральной Москве множатся слухи вокруг его имени. Каких только разговоров, объясняющих его отсутствие, не приходилось слышать…

– Эрик, давайте опровергать или подтверждать многочисленные слухи. Я вот слышала такую "новость": Курмангалиев стал воинствующим мусульманином, так что сейчас ему не до пения.

Эрик: "Ничего подобного. Я – космополит по жизни, человек мира. Поэтому в любой стране чувствую себя как дома. Но пока ни к какой религии не примкнул".

– Слух второй: Курмангалиев ушел в шаолиньский монастырь, где прожил несколько лет, – мол, поэтому его нигде не видно.

Эрик (долго смеется): "Ольга, это все легенды, о которых я слышу впервые только от вас".

– Хорошо, а что за история с завещанием легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева? Говорили, что перед смертью он попросил одного своего друга написать про вас книгу – как о человеке, который навсегда войдет в мировую культуру…

Эрик: "Тоже слухи, увы. Не знаю, может, Рудольф и знал о моем существовании, но я не верю, что он написал такое завещание. Ко мне действительно обращался один писатель – иностранец с русскими корнями, который уверял, что Нуреев лично просил его встретиться со мной и выпустить книгу обо мне. Но вы знаете, сколько в мире проходимцев, которые просто хотят на чужой славе заработать деньги. Этот человек – из такой породы".

– Значит, вы с Нуреевым не были знакомы?

Эрик: "К сожалению, нет".

– Скажите, а какой самый необычный слух вы о себе слышали?

Эрик: "Из последнего: Курмангалиев сделал операцию по перемене пола и сейчас живет в Москве в образе дамы. Причем этот слух родился в недрах Большого театра, не просто так. Я очень долго смеялся, когда услышал подобное. Впрочем, я привык ничему не удивляться: сколько себя помню, вокруг моей персоны вечно ходят какие-то разговоры и сплетни".

Вернемся к нашим баранам
Долгое время обладатель уникального контртенора и не подозревал, что чем-то отличается от других. До совершеннолетия он жил в глухом казахском ауле, пас овец и баранов и мало задумывался о собственной исключительности.

Эрик: "Хотя я постоянно пел – сколько себя помню. Сначала репертуар Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец. У меня в детстве был такой низкий детский альт, который позволял мне подделывать их тембр. А потом, лет в двенадцать-тринадцать, я вдруг резко увлекся классической музыкой. Что хорошо было в советские времена: тогда и по телевизору, и по радио постоянно транслировались концерты классики. Я заставил родителей купить мне магнитофон – знаете, тогда продавались такие громадные механизмы с катушками – и записывал концерты, вызубривал все партии до последней ноты и голосил сутки напролет".

– Как родители относились к вашему увлечению музыкой?

Эрик: "Отец был очень против. Он даже нередко колотил меня. Вообще в психологии восточных народов заложено, что мальчик, который хочет стать артистом, – это позор для семьи. Мужчина должен заниматься настоящим делом, и все такое прочее. Но мой отец погиб, когда я был еще совсем маленьким, а мама меня всегда поддерживала".

– Когда пришло понимание, что вы не такой, как все?

Эрик: "Когда я приехал в Алма-Ату поступать в консерваторию. У себя в ауле я пел, пел, пел, а тут вдруг приехал в Алма-Ату – и все ахнули. Конечно, меня пытались переучивать: мол, как же так, мужчина почему-то поет женским голосом. В Советском Союзе это было невозможно! Так что всякие инсинуации наблюдались по поводу моего тембра. Но окончательно я понял, что у меня действительно уникальные вокальные данные, только когда перебрался в Москву. Я поступил в Гнесинку, и на всех экзаменах по вокалу обсуждение моей персоны длилось по три-четыре часа. И всегда – всегда! – я находился на грани вылета".

– Вы комплексовали или гордились, что ни на кого не похожи?

Эрик: "Я не комплексовал и не гордился. Понимал, что это – мое естество. Со второго курса я начал гастролировать по всему Союзу, что уже говорит о многом. Хотя, конечно, мне пытались ставить препоны. Была одна такая народная артистка, не буду называть ее фамилию, – так вот, на каждой комиссии она обязательно заводила разговоры о том, что мое творчество – это влияние буржуазной культуры и что советская общественная мораль не позволяет нам расслабляться и выпускать таких вот "профессионалов" на сцену".

Пугачевский бунт
Тогда же – на втором курсе Гнесинки – произошла встреча, которая надолго определила дальнейшую певческую карьеру Курмангалиева.

Эрик: "Шел восьмидесятый год. Мы с моей подружкой Еленой Шароевой, решив петь дуэтом, стали узнавать, где нужны вокалисты. И как раз в это время дирижер Валерий Полянский собирался репетировать Вторую симфонию Альфреда Шнитке – на сцене Концертного зала имени Чайковского. Это произведение великий композитор написал по заказу Би-би-си для какого-то контральто, причем Альфред Гарриевич был уверен, что в СССР исполнителя с такими вокальными данными найти невозможно. Поэтому, услышав меня, он испытал настоящий шок. Так я попал в поле зрения Шнитке, и мы начали сотрудничать. После той первой работы специально для меня и Аллы Пугачевой мэтр написал кантату "Доктор Фауст". Но, к сожалению, выступить вместе с Аллой Борисовной нам так и не удалось".

– Почему?

Эрик: "Это сейчас на сцену Большого зала Консерватории может выйти любой человек, который в состоянии заплатить деньги. А тогда к этому относились очень серьезно. Чиновники от Министерства культуры не могли допустить, чтобы скандальная эстрадная звезда выступала на классической сцене. Поэтому они сделали все, чтобы сорвать наш проект. И в итоге на премьере вместе со мной выступала солистка Большого театра Раиса Котова, которая заменила Пугачеву".

– Вы и позже работали вместе с Альфредом Шнитке. Каким он вам запомнился?

Эрик: "Интеллигентнейший, образованнейший, мягкий. Он был очень светлым, ни капли негатива. Хотя в то время на него начались такие гонения со стороны Союза композиторов, что вынести их мог только сильный духом человек. Хотя, может, именно из-за мягкости Шнитке эти гонения и были возможны. Им казалось проще стереть человека, который не противится их пыткам. Хотя на деле оказалось, что он – великий композитор".

– Вы это тогда понимали?

Эрик: "Конечно. Не понять такое – невозможно".

– Еще вы очень долго сотрудничали со Святославом Рихтером…

Эрик: "Это было больше, чем сотрудничество. Мы много общались и вне работы. Рихтер – потрясающий во всем: Музыкант и Человек с большой буквы. И в то же время – шалунишка, хулиган, очень веселый и открытый. Мы даже частенько выпивали вместе, но все равно во время вечеринок наши беседы были о музыке".

Вокальные параллели
Несмотря на известность в оперном мире, культовой личностью Эрик стал после роли в спектакле Романа Виктюка "М. Баттерфляй". Его и сегодня продолжают узнавать по той работе пятнадцатилетней давности.

– По телефону вы предупредили, что говорить о "М. Баттерфляй" вам совсем не интересно…

Эрик: "И сейчас могу повторить все то же самое".

– Но почему? Разве это не заманчиво – попробовать себя в чем-то новом?

Эрик: "Так я и попробовал. Но вы не забывайте, что любая театральная постановка – это всегда коллективное творчество. Я понимал, что если я соглашусь, спектакль будут ставить именно на меня. И значит, десятки людей станут зависимы от моей персоны. А поскольку я – человек свободолюбивый, не терпящий компромиссов в творчестве, то мне важно было знать наверняка: "М. Баттерфляй" получится по-настоящему фееричным, имеющим отношение к театральному искусству, а не окажется обычным мыльным пузырем, который раздуют и преподнесут охочим до жареного зрителям. Меня уговаривали два месяца, пока я не согласился".

– И спектакль стал явлением в театральном мире. Леонид Парфенов, к примеру, в "Намедни" поставил премьеру "М. Баттерфляй" в один ряд – по значимости – с убийством Раджива Ганди, референдумом о сохранении СССР и распадом Югославии…

Эрик: "Да, эта постановка стала серьезным событием. И только благодаря моему участию. Но знали бы вы, сколько сил мне стоил каждый выход на сцену. Я ведь там не только пел, но и плясал, и произносил монологи. Мне проще было спеть сольный концерт, чем участвовать в таком шоу".

– Спектакль "М. Баттерфляй" продержался на сцене полтора года. А потом вы ушли. Из-за усталости?

Эрик: "Нет, я ушел из-за хамского отношения администрации. Даже не ко мне – со мной-то, наоборот, эти люди всегда вели себя довольно мягко, потому что понимали: я уйду – и постановку придется закрывать. А вот с прочими актерами общались как с рабами. Но я честно выполнил все свои обязательства: ушел только после того, как истек срок действия моего контракта. А дальше начался вообще кошмар: чтобы не потерять спектакль, на мою роль ввели какого-то контртенора, который пел в микрофон (при слове "микрофон" на лице Курмангалиева появляется брезгливая маска. – Авт.). И полгода они разъезжали по стране с афишами, где было написано мое имя".

– А почему про свою работу в фильме "Вокальные параллели" вы тоже не хотите говорить? Режиссер – Рустам Хамдамов, ваша партнерша – Рената Литвинова, картина была в этом году показана на Венецианском фестивале… Есть о чем рассказать.

Эрик: "Мы снимали эту ленту целых восемь лет – периодически возникали проблемы с финансированием. Так что сняли, выпустили – и до свидания. Кино – не мой жанр".

– Но фильм вам понравился?

Эрик: "А я его пока не видел. Как-то не складывается собраться и посмотреть, что получилось. Да и нет особого желания. У меня сейчас другие задачи: мы с моими коллегами занимаемся тем, что реставрируем неизвестные оперы Моцарта и Россини – разыскиваем их по крупицам, переписываясь с музеями в Европе, Америке".

"Вокальные параллели" – кино очень странное. Несколько бывших актрис, путешествуя по бескрайним степям, вдруг обнаруживают старое пианино. И – начинают по очереди исполнять классические арии. Поразительно: многие рецензенты даже не догадались, что в роли одной из певиц выступает мужчина. (Я, например, долго хихикала, прочитав такой пассаж "кинокритика": "Простые казашки, которым сподручнее было бы петь народные песни и воспитывать детей в своих юртах, заливаются рядом с овцами изысканными и вышколенными в лучших вокальных школах мира голосами. Кстати, в фильме снимались всамделишные оперные певицы, которые поют всамделишными голосами". – Авт.)

Монологи для фильма написала Рената Литвинова. Она же играет роль подружки восточных певиц. Не самой доброй, между прочим: ох, с каким злобным выражением лица она бросает в героиню Курмангалиева яблоки!

– Как работалось с Ренатой Литвиновой?

Эрик: "Ужасно! Снимали при любых погодных условиях, не важно – холод или зной, в лицо постоянно пускали дым, от которого я начинал задыхаться. А еще было очень неловко ходить в открытых туфлях, да еще тонкие чулки оказались такими неудобными! Сплошной кошмар!"

– Какая-то полная безнадега. Скажите, а что вас порадовало в последнее время?

Эрик: "Проект плотного сотрудничества с Пьером Карденом. Мы познакомились в 1998 году – великий кутюрье увидел запись с моим концертом и сразу решил пригласить к себе в театр. Тогда, семь лет назад, это было просто сольное выступление в Париже. А совсем недавно мы встретились и решили, что нужно придумать что-нибудь необычное. Как раз сейчас обсуждаем, будет ли это спектакль или шоу. Думаю, если мы с вами встретимся где-то через полгода, я уже смогу рассказать что-то более конкретное".

http://allbestpeople.com/a_9582.html

См. раздел - Персоны ЦентрАзии, Кто есть кто в Казахстане
Источник - Российская газета
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1194956940


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх