А.Корбут: Гегегмон озаботился ЦентрАзией. Вашингтон ищет "нефтяных" друзей 10:24 21.11.2007
ГЕГЕМОН ОЗАБОТИЛСЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ
ПОИСК ВАШИНГТОНОМ НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ПРОИСХОДИТ НА ФОНЕ ПОПЫТОК ВЫТЕСНЕНИЯ РОССИИ ИЗ ЗОНЫ ЕЕ ТРАДИЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
В то время как цены на энергоресурсы в мире бьют очередные рекорды максимума, Соединенные Штаты Америки, как мировая держава, все больше озадачиваются поиском новых источников нефти и газа. И, конечно, таким регионом американским деятелям и политикам видятся страны Центральной Азии.
В XXI веке спор о том, кто будет контролировать важнейшие месторождения нефти и газа, США намерены решать с опорой на силовые возможности своей армии.
Как заявил на днях заместитель помощника госсекретаря по вопросам Южной и Центральной Азии Ивэн Фейгенбаум (Evan Feigenbaum), выступая в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке, одной из угроз политической и экономической их независимости является монополия на транспортировку энергоносителей. Не называя прямо Россию в качестве монополиста в этой сфере, американский дипломат тем не менее указал, что, с точки зрения США, прикаспийские и центрально-азиатские страны должны иметь возможность выбирать между несколькими вариантами транспортировки нефти и газа. В качестве примера он привел Туркмению, которая "по традиции продает газ через существующий трубопровод, но может иметь и другие варианты".
>"Мы не против "Газпрома", не против России, мы "против" монополии и "за" конкуренцию. :Транспортная монополия наносит ущерб производителям энергоносителей. Мы верим в рынок и считаем, что производитель должен иметь возможность продавать товар по рыночным ценам", - заявил заместитель помощника госсекретаря США.
Обращает на себя внимание тот факт, что Фейгенбаум признал наличие противоречий интересов России и США в регионе. При этом американский представитель считает возможным включение стран ЦА в политические международные структуры, такие как ОБСЕ. "Это послужило бы укреплению их суверенитета и большей независимости", - отметил он, заметив при этом, что руководство США не обсуждает планы включения стран Центральной Азии в НАТО для обеспечения энергетической безопасности.
Установки США частично, как известно, уже реализованы. Азербайджан и Казахстан участвуют в транспортировке каспийской нефти по построенному недавно трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. О возможности транспортировки газа в Европу на прошлой неделе твердо заявила Туркмения, так называемая ключевая газовая страна в ЦА. Выступая на состоявшейся на прошлой неделе в Ашхабаде нефтегазовой конференции, министр нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов страны Баймурад Ходжамухамедов назвал приоритетным направлением энергетической политики Ашхабада "формирование многовариантной системы доставки туркменских энергоносителей на мировые рынки". "Возможность Туркмении прийти на мировые рынки зависит от возможностей нашей газотранспортной системы", - пояснил он. Туркменский чиновник перечислил направления строительства возможных и реконструкции действующих трубопроводов, в том числе ведущих в Россию (Прикаспийский газопровод), Иран, Китай, Пакистан, а также Транскаспийский газопровод (экспорт в Европу в обход России, но через Азербайджан, Грузию и Турцию).
"Туркмения гарантирует иностранным инвесторам благоприятный правовой режим в проектах развития нефтегазового комплекса, - заявил Ходжамухамедов. - Нефтегазовый комплекс Туркмении обеспечивает 75% валютных поступлений страны, и поэтому мы выстраиваем стратегию привлечения инвестиций и зарубежных компаний, обладающих современными технологиями, в проекты комплексного технологического обновления отрасли".
Свое намерение контактировать с Западом в вопросах продажи газа президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов высказал на днях, встречаясь с комиссаром ЕС по энергетике Андрисом Пиебалгсом. Согласие Ашхабада на поставки газа в Евросоюз в обход России было зафиксировано в соответствующем меморандуме. Однако пока это лишь намерение. Комментируя данную проблему, комиссар ЕС прямо заявил, что "сегодня у нас нет каких-либо конкретных предложений относительно трубопровода (в обход российской территории), мы пока изучаем различные возможности".
Действительно, решению проложить Транскаспийский газопровод мешает ряд проблем. Во-первых, вопросы нерешенности правового статуса Каспия. Иран и тем более Россия будут против строительства такого трубопровода. Во-вторых, по мнению ряда экспертов, у Туркмении просто не хватит на это газа. И в-третьих, к строительству ветки в обход России должны будут подключены другие государства - Узбекистан и Казахстан. Вряд ли при нынешнем раскладе политических сил в этих странах они согласятся на "ссору" с Москвой и транспортировку газа в обход РФ.
Таким образом, данная ситуация выгодна России. И чем дольше она не будет изменяться, тем большую зависимость от Москвы будет испытывать Ашхабад. Однако США и страны Европы уже пытаются торпедировать процесс расширения экспорта газа из Туркмении и других стран ЦА, и понятно, и далее будут пытаться. Их влияние на Ашхабад в последнее время возрастает. При этом авторитарного режима нового Туркменбаши Запад попросту не замечает.
Обращает на себя внимание активность США и их союзников и в некоторых других странах ЦА. В Киргизии и Таджикистане НАТО и США укрепились в военном плане, а Казахстану оказывается военная помощь. Обособленно стоит в этом ряду Узбекистан. Второй после Туркмении поставщик газа в Россию и Европу, Узбекистан после имевшего место в мае 2005 года мятежа и вывода из страны американской авиабазы пока дистанцируется от Запада и почти полностью замкнулся на политико-экономические связи с Россией.
Запад это не устраивает. Поэтому официально и, возможно, нелегально США и НАТО стимулируют деятельность узбекской оппозиции. Такая политика реализуется не только в адрес Ташкента, но и в отношении других стран ЦА, правда, в более мягких формах, особенно Таджикистана и Киргизии, граничащих с Узбекистаном. А это, понятно, увеличивает вероятность политической нестабильности в них. В условиях возможной смены власти в ряде государств ЦА для американцев и европейцев могут появиться новые возможности для укрепления своих геополитических позиций в этих странах. Этот аспект также следует учитывать российскому руководству.
Андрей КОРБУТ №45 (211)
21 - 27 ноября 2007 года
|