КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 21.11.2007
19:49  Отомстил? Внук 1-го африканского национал-демократа Лумумба изнасиловал и убил британскую студентку
18:51  "ФИ" > Гастарбайтеры в России - напасть или спасение?
17:27  Т.Якубов: Справедливости и нормальной человеческой жизни сейчас в Узбекистане нет (речь в Хельсинки)
16:47  Как мы привели к власти в Афгане Б.Кармаля, - вспоминает генерал Г.Зайцев (пособие)
15:39  Великое открытие! Фазли Атауллаханов первым в мире проник в тайну митоза-деления клетки
15:14  Археологическая сенсация. Российские ученые только что нашли в Египте две неповрежденные мумии с позолоченной маской
14:41  А.Князев: "Меня спас Государственный переворот в Киргизии 24 марта" (интервью)

13:34  "РБК" > Узбеки грозят "ВымпелКому". Отзывом лицензии в стране
13:09  В Каспии выловили плот с 3 живыми матросами утонувшего 11/11 российского сухогруза "Комюст-1"
13:05  Поставили на крыло. В Киргизии хотят открыть музей президента Египта Хосни Мубарака
12:14  У США отберут Интернет. Россия инициирует переворот в контроле над ICANN, управляющей сетью
12:10  Посадили полигама. Главарь американской секты мормонов Уоррен Джеффс получил за многоженство
12:06  Иран открыл консульства в Иракском Курдистане (в городах Эрбиле и Сулеймании)
11:38  МИД Киргизии официально просит Госдеп США освободить боксера-чемпиона А.Раимкулова
11:30  Кыргызы, как и Будда, произошли из древнего народа - саков
11:19  Иосиф Кобзон: "Каримов боится, что я опять сделаю узбеков "советскими""
11:03  Премьер России В.Зубков летит в Ашхабад подписывать газопровод
11:00  В Таразе повешенным на кладбище найден О.Литвиненко - лучший бомбардир в истории казахстанского футбола
10:50  Д.Арапов: Мусульманские духовные лица Узбекистана в середине 20-х гг. XX в.
10:32  В президентских выборах в Узбекистане будут участвовать четверо (биографии претендентов)
10:30  Узбекистан вложит $48 млн в выпуск новых "Шевроле" на Uz-Daewoo Auto
10:24  А.Корбут: Гегегмон озаботился ЦентрАзией. Вашингтон ищет "нефтяных" друзей
10:22  Т.Расул-заде: Граждане Узбекистана живут на Родине, а работают в Таджикистане. Один день из жизни узбекских мардикоров
10:19  Cам спою... Ислам Каримов не пустил певца Иосифа Кобзона в Узбекистан
10:10  А.Шустов: Сколько русских осталось в Центральной Азии?
10:09  Г.Ситнянский: Узбекские гастарбайтеры и исламские радикалы
10:07  Н.Айып: В парламент Кыргызстана пройдут не более пяти партий
10:04  Петр Гончаров: Ирану грозят односторонние санкции
09:49  "Къ" > Баку обвиняет Москву в поставке оружия армянам Карабаха
09:42  А.Габуев: Юго-Восточная Азия объединяется против Китая и Индии. Страны АСЕАН формируют глобальный блок
08:55  В.Покровский: Моя твоя не понимай! Под угрозой полного исчезновения в мире в ближайшее время находятся 383 языка
07:57  Ветераны Афганистана и локальных войн Казахстана объединились
06:26  "Горби" продает на аукционе право с собой пообедать. И этот клоун управлял великим СССР?
01:44  Глава района Рудаки Ф.Азизов - взяточник и аферист (обращение жителей к Президенту Э.Рахмону)
01:09  "International Herald Tribune": Или-или... Решающий момент по "иранскому вопросу" наступит весной
01:00  Eurasianet: На карту поставлено будущее НАТО в Афгане (мнения экспертов)
00:59  Т.Ибрагимов: Узбекистан. Предвыборный газ во всех смыслах
00:58  Д.Аляев: Бойкот узбекскому хлопку. Детский труд используется без каких-либо ограничений
00:56  Возможно ли возрождение "Великого шелкового пути"? Дискуссия в Ташкенте
00:49  Старейшему казахстанскому ВИА "Дос-Мукасан" - 40 лет!
00:04  "Gulf News": Стратегический треугольник США-Индия-Россия. Чей атом атомнее?
00:03  Д.Сершен: Кыргызстан реформирует коррумпированную систему психиатрической помощи
00:01  ЦИК Узбекистана проигнорировал Конституцию и зарегистрировал И.Каримова кандидатом в президенты
00:00  Что такое Миша Саакашвили (ЦентрАзия писала в 2004-м...)
Вторник, 20.11.2007
20:58  Н.Назарбаев полетел с визитами в Восточную Европу. Первая остановка - Братислава
19:01  Прошли первые торги с государственными ценными бумагами Киргизии
17:01  Ураган "Сидр" оказался самым смертоносным с начала века - общее число погибших будет около 10 тысяч
14:26  В.Портников: Они так любили свой народ. Конец "красных кхмеров"
14:22  В.Серов: Приграничный затор. Казахстано-китайские таможни "встали"
14:18  Казахстанские ученые изобрели "металлический нейтрализатор выхлопных газов"
14:12  Госсекретарь Киргизии А.Мадумаров опять попросился в отставку и наконец уволен
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Д.Арапов: Мусульманские духовные лица Узбекистана в середине 20-х гг. XX в.
10:50 21.11.2007

Один из центральных вопросов политики советской власти в период ее становления в Средней Азии был связан с выработкой линии отношения к исламу – религии подавляющего большинства населения центральноазиатского региона.
>"Мусульманский фактор" здесь находился под постоянным контролем партийных, советских органов, военного командования и структур государственной безопасности. Во многом это вызывалось тем, что лозунг исламского "джихада" служил идеологическим обоснованием басмаческого движения, являвшегося в 20е гг. ХХ в. важнейшей местной формой вооруженного сопротивления советской власти. В то же время большевики, как и их предшественники – царские администраторы, стремились в конечном счете интегрировать мусульман Туркестана в "единое целое" с обитателями других районов страны. Важнейшим инструментом в данном деле считалась приходившая на смену мусульманской советская общеобразовательная школа.

Наиболее откровенно обо всех этих проблемах писалось в "закрытых" материалах органов государственной безопасности. Наше внимание привлекла записка о мусульманских духовных кругах Узбекистана, машинописный вариант которой был 24 марта 1925 г. подписан начальником Секретно-Оперативного Управления Полномочного Представительства ОГПУ по Средней Азии М.Д. Берманом. Крупнейшая республика Советской Средней Азии – Узбекская ССР была образована 27 октября 1924 г. в ходе национально-государственного размежевания из частей бывших Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик. В Узбекистане проживало около 4 миллионов человек, абсолютное большинство их являлось мусульманами, что придавало "исламскому фактору" в жизни республики особую остроту. Анализ рассматриваемого нами документа ОГПУ, который ныне хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории, показывает, что чекисты, как истые прагматики, не испытывали каких-либо радужных иллюзий по поводу положения в исламской общине тогдашнего Узбекистана.

Данное наше наблюдение подтверждается приводимым ниже текстом записки 1925 г.: "Узбекское духовенство. Религиозное движение среди узбеков имеет оформленный вид к началу февральской революции 1917 г. Возглавлялось оно ученым духовенством (улема), которое было сплочено в организации "Шура-и Ислам" (Совет Ислама – организация правоверных) и немалую роль играло в общественно-политической жизни в период от февральской до октябрьской революции. В эту организацию входили также представители прогрессивных мусульманских группировок (националистических). С течением времени несогласованность в действиях улема и прогрессивн. мусульманск. групп побудила улема выйти из "Шура-и-Ислам" и объединиться в организации "Джамият-и-Улема" (Союз улемистов). Последняя существовала до конца [19]18 г. и затем распалась в силу объективных условий. Как "Шура-и-Ислам", так и "Джамият-и-Улема" пустили корни в кишлаках и аулах, и всюду имелись их представители. После того, как духовенство выделилось в организацию "Джамият-и-Улема", внутри последней образовалась прогрессивная группа "Фукаха" (мн. число от сл. "факых", кот. значит "толкователь шариата"), которая развивалась не самостоятельно, а в связи с развитием нац.-освободительного движения. Нац.-освободительное движение возглавлялось нарождавшейся торговой буржуазией среди узбеков. Новые формы хозяйствования у узбеков изменяют и культурную идеологическую надстройку сообразно своим потребностям. Поскольку религия знала только арабскую письменность и нужно было добрый десяток лет для изучения ее по Корану, для получения аттестата на звание грамотного человека, не могло быть и речи о развитии национального языка. Потребности буржуазного прогресса выдвигают на очередь вопрос о развитии языка, письменности, литературы. Шариат, кодекс мусульманского права, оказывается непригодным для нового быта, и националисты требуют реформы старого права. Они же выступают с требованием новометодной школы, и как "джадиды" (новаторы) вынуждены вступить в борьбу с патриархально-религиозной традицией. Националисты заявляют: "Чистый ислам – руководящий, организующий принцип, управляющий всем течением культурной жизни, как высшая инстанция. Но культурная жизнь обусловлена временем, местом, этнографическими и социальными условиями". Итак по мере развития национально-освободительного движения и его детища – новометодной школы среди духовенства выделяются лица, глубоко симпатизирующие начинаниям нацосвобожденцев, которые и стали называть себя прогрессистами. По мере укрепления и роста новометодных джадидских школ, другая часть духовенства – консервативная по понятным причинам восставала против их существования. По этой линии на первых порах и идет борьба между прогрессивным и консервативно-реакционным духовенством. К этой борьбе примешиваются и догматические расхождения: прогрессисты стоят за очищение ислама от позднейших надстроек, в нем берут за основу Коран, отвергая писанные и неписанные комментарии [то есть хадисы – Д.А.] к нему.

Консервативное духовенство, являясь задерживающей силой в культурном развитии узбеков, имело в своем распоряжении: 1) школы низшие и высшие (мактабы и медресе) только с предметами вероучения и арабской философией; 2) вакуфы (завещанное имущество) – земли, торговые помещения, караван-сараи, бани и т.д., которые по своему значению разделялись на: а) культурно-просветительные, принадлежащие мактабам и медресе, и б) религиозные, принадлежавшие мечетям, при этом надо указать, что в некоторых местах вакуфные земли составляют 1/3 часть всей земли определенного района; 3) казийские суды, которые решали все дела, как гражданские, так и уголовные, на основе указаний шариата с институтом при них [судах] муфтиев и аглямов [правоведы]. Выше было указано, что прогрессивное духовенство к первой половине [19]18 г. выделилось в группу "Фукаха". С этого времени оно стремится к обособлению и, после того как распалась организация "Джамият-и-Улема", оно объединяется в организацию "Махкаме-и-Шария" (Совет правоведения), чтобы через последнюю проводить свое влияние. Прогрессисты готовились к решительной борьбе с консервативным духовенством, но период военного коммунизма дезорганизовал ряды как первых, так и вторых. С наступлением периода мирного хозяйственного строительства организация "М.-Ш." вновь начала свою деятельность. Однако к этому времени прогрессисты не представляли такой силы, которая могла бы бороться с консервативными [кругами – Д.А.] и вынуждены были пойти на компромисс, допустив к участию в работе "Махкаме-и-Шария" консерваторов. Это было во второй половине [19]22 г. Весь [19]23 г. правление ["Махкаме-и-Шария" - Д.А.] состояло из тех и других. За это время прогрессисты открыто высказывали свои симпатии соввласти, причем различные [поддерживавшие Советы – Д.А.] постановления выносились от имени "М.-Ш.", с чем консерваторы никак не могли мириться. К концу [19]23 г. в Ташкенте консерваторы атаковали прогрессистов и выжили их из состава "М.-Ш.". Последнее находилось в руках консерваторов до июня [19]24 г. За время своего пребывания в "М.-Ш." консерваторы находились в открытой оппозиции к соввласти и использовали всякий случай и повод, чтобы выступить с протестами против действий соввласти и партии, направленных к изжитию влияния духовенства.

Деятельность консерваторов, засевших в "М.-Ш.", была явно антисоветской, почему явилась необходимость изъятия их из состава "М.-Ш." К началу июня [19]24 г. это оказалось возможным, и на устроенных перевыборах правления "М.-Ш." в последнее целиком были проведены прогрессисты. Вместе с этим явилось необходимость придания более ясной физиономии организации "М.-Ш.", почему таковая была переделана в Духовное управление ("Назарат-и-Диния"). С передачей духовного управления в руки прогрессистов налицо были две возможности: 1) всестороннее использование их и 2) углубление трещины среди духовенства путем направления деятельности прогрессистов в определенное русло. Влияние духовенства, главным образом, консерваторов на массы еще достаточно велико, так как масса эта религиозна до фанатизма. Влияние прогрессивного духовенства на население имеется только в той городской части его, которая находится в тесной связи с торговым элементом. Некоторая часть прогрессивного духовенства занимается учительством в совшколах, ведя преподавание родного языка, одновременно работая в Духовных управлениях. За последнее время заметны случаи, когда Отнароб [Отдел народного образования – Д.А.] предлагает прогрессистам вести только одну работу (или в школе, или в Д. упр.). Ишаны. Наиболее реакционной частью духовенства являются ишаны. Ишанизм квалифицируется как определенная форма деревенского ростовщического капитала. У каждого ишана есть свой район деятельности и свои последователи (мюриды), коих они в известное время года обирают. Сборы производятся ими будто бы на богоугодные дела, предметы приношения ишанам самые разнообразные. По мелочам у ишанов собираются большие богатства, и значительная часть собранного пускается в оборот, производятся кредитные операции среди своих мюридов и вообще нуждающихся дехкан. За ссуды ишаны получают солидные проценты. Обирание производится и по сие время с большим успехом, в чем и заключается их [ростовщическая – Д.А.] деятельность. Для прикрытия своих истинных намерений и для того, чтобы мюриды видели, за что преподносят даяния ишанам, последние на многолюдных собраниях устраивают зикры (радения), на которых присутствующие доводят себя до состояния экстаза и, таким образом, достигают якобы "созерцания всевышнего". Совершенно ясно, что прогрессисты, будучи выразителями интересов торговой буржуазии, в силу объективной законосообразности являются группой, антагонирующей ишанам. Поэтому прогрессисты свою деятельность направляют, главным образом, против ишанов и суеверий, порожденных их учением. Из [законодательных – Д.А.] мероприятий по партийной и советской линии, изданных [т.е. принятых – Д.А.] в разное время и направленных к изжитию влияния духовенства необходимо отметить следующие: 1) запрещение ишанам устраивать зикры и выезжать в кишлаки для обирания мюридов; 2) отобрание вакуфов; 3) реорганизация и советизация дух. школ (мактабов и медресе); 4) ликвидация судов казиев. Останавливаясь на первом, надо сказать, что оно существенно не изменило отношений между ишанами и мюридами, так как наблюдение за [его] выполнением ведется слабо и при том мероприятие проведено не везде. Что же касается вакуфов, то отобрание таковых лишило духовенства источника, откуда оно черпало средства для существования. Реорганизация духовных школ в значительной степени содействовала уменьшению влияния духовенства. Но обновлялись эти школы лишь с педагогической стороны. Политическая же физиономия их оставалась малоизмененной, т.к. предметы вероучения имели [по-прежнему – Д.А.] превалирующее значение. В данное время проводится советизация реорганизованных школ. Большим ударом для духовенства была ликвидация казийских судов, которые в руках духовенства были сильным орудием физического воздействия. Впоследствии по политсоображениям и в целях разрядить накопившуюся враждебность среди духовенства, казийские суды были восстановлены только в трех областях бывш. Туркреспублики – Сыр-Дарьинская, Ферганская и Самаркандская.

Влияние этих судов постепенно падает, о чем свидетельствует уменьшение поступления дел к казиям. Такое положение объясняется тем, что 1) компетанция казийских судов весьма ограничена, 2) всякое решение казия может быть обжаловано в Нарсуде и 3) казии широко практикуют взятки. Имеются случаи, когда население обращалось к местным властям, указывая на жульнические проделки казиев и на ненадобность этого института. Деятельность духовенства за последний период [времени – Д.А.] характеризуется упорными настояниями и ходатайством перед совправительством о предоставлении духовенству прежних прав и положений. Все эти ходатайства сопровождаются "желанием населения", несмотря на то, что последнее горячего участия не принимает, обычно один из представителей духовенства является к верующим и собирает от них подписи на различные заявления. Так, например, услышав о приезде в Ср. Азию тов. Калинина , духовенство повело кампанию по подготовке высокому представителю центр. власти жалоб. Эти кампании проводились почти во всех городах Узбекистана. Общая суммировка требований духовенства (по предварительным данным) такова: 1) возвратить вакуфы духовенству; 2) восстановить казиев в прежних правах, чтобы только им были подсудны дела бракоразводные, наследственные и т.п., [которые] решались бы на основе шариата (т.е. не было бы инстанции, могущей отменить решение казия), 3) открыть старометодные школы (мактабы, медресе и кары-хане т.е. школы для подготовки чтецов Корана) , 4) не открывать [лица] женщин, т.к. это противно шариату, не вести работы среди женщин , 5) прекратить печатание в прессе антирелигиозных статей и бичевание в прессе же служителей культа. Все эти требования немедленно по приезде тов. Калинина были преподнесены в виде письменных заявлений. Паломничество. Нельзя обойти молчанием такого видного элемента в жизни мусульман, как совершение хаджа (паломничества в Мекку) . По учению Мухаммада хадж является одним из средств к очищению грехов. В Мекку паломники должны прибывать обыкновенно к празднику "Курбан-Байрам" , который бывает в разное время. Для нас паломничество не лишено политического значения. Мекка является центром международных сношений мусульманского мира и первоисточником религиозных сил учения ислама. Она является рассадником панисламизма и, кроме того, расположена в районе английского влияния. В силу указанного совправительство в годы гражданской войны не разрешало желающим совершить хадж выезда за границу. С ликвидацией военных фронтов выезд разрешен, в даное время имеется [видимо, в Туркестане – Д.А.] несколько десятков желающих совершить паломничество, часть из них уже получила документы на руки, другая же оформляет. Но как те, так и другие пока не решаются выезжать, не будучи уверены в безопасности пути по Аравии в связи с борьбой Шейха Гусейна (вождь хашимитов) и Ибн Сауда (вождь вагабитов ), поддерживаемых иностранными правительствами. О том, что путь не безопасен, сообщают и паломники, застрявшие в Константинополе и не рискующие ехать дальше. Резюмируя сказанное относительно обоих групп среди духовенства, необходимо отметить, что первая группа – консервативно-реакционная – открыто настаивает на восстановлении утерянных прав духовенства, чем претендует на руководство общественной жизнью и воспитанием подрастающего поколения.

Идеология этой группы, ее настроения характеризуются требованиями сохранения в чистоте указаний шариата и подчинения ему значительной части государственной жизни. На все вопросы государственного устройства она смотрит с точки зрения укрепления основ веры. Базой консервативного духовенства являются наиболее отсталое кишлачное население и городские слои, имеющие тесную связь с кишлаком. Поэтому консервативная группа является наиболее упорной и опасной, на которую и должен быть направлен комбинированный [антирелигиозный – Д.А.] удар. Вторая, прогрессивная группа [духовенства – Д.А.] является лояльной. Будучи выразителем интересов торговой буржуазии и в своей деятельности опираясь на торговые круги, прогрессивное духовенство ведет борьбу с патриархально-религиозной традицией в силу объективной законообразности. Прогрессивное духовенство содействует разрушению ненужной для торгов. буржуазии конфессиональной школы, которая в некоторых городах Узбекистана, Туркменистана, не говоря о Таджикистане, занимает важное место. Следовательно, в первом периоде борьбы против конфессиональной школы прогрессисты могут являться для нас желанными союзниками. Они идут дальше и заявляют, что нет ни одного места в Коране, которое бы тормозило развитие культурной жизни, и, признавая ислам за руководящий принцип, считают, что культурная жизнь обуславливается местом, временем и социальными условиями.

В частности и в женском вопросе прогрессисты расходятся с консерваторами и настаивают на уравнении в правах женщины и мужчины; ношение покрывал женщинами не считают предписанием пророка [т.е. Мухаммада – Д.А.] и Корана, а лишь обычаем. В этом направлении могут быть развиты серьезные разногласия [между консерваторами и прогрессистами – Д.А.]. Уже отмечен случай, когда один из известных прогрессистов выступил в туземной прессе с обширной статьей (с ссылками на Коран), в которой приводил указанную точку зрения прогрессистов и отрицал чудовищный обычай затворничества [женщин – Д.А.]. Кроме того прогрессисты, будучи подвержены нашему влиянию, могли быть широко использованы в целях антиимпериалистической пропаганды. В общем деятельность прогрессивного духовенства, направляемая нами, явилась бы фактором, углубляющим трещину среди духовенства и форсирующим раскол [в его среде – Д.А.], во первых, и во вторых – началом, организующим мнение общества относительно империалистических держав. Бехаисты. Бехаизм – рационалистическое движение на Востоке, религия реформационного характера по отношению к исламу. Бехаизм, называя себя религией, является в сущности политической платформой прогрессивной части торгового класса в Персии (средняя буржуазия). Учение бехаистов нашло себе многочисленных сторонников в странах Запада, среди прогрессивных слоев буржуазного общества, стремящихся в бехаизме, как политическом течении, найти "золотую середину". Успех бехаистической доктрины, особенно у американской буржуазии, обуславливается, главным образом, тем, что в ней (доктрине) совершенно игнорируется классовая борьба. Бехаизм пытается разрешить и социальную проблему (экономического первенства) средствами весьма наивными с точки зрения истинного революционного учения. В условиях Персии бехаизм является революционным учением, разрушающим основы старого строя. На территории Ср. Азии имеется незначительное число бехаистов, есть общины в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Чарджуе, Гинсбурге и Полторацке. Членами общин являются исключительно персы-бехаисты, эмигрировавшие из Персии вследствие борьбы между торговой буржуазией и стоявшей у власти кучки феодалов. Наравне с работой, которую они ведут внутри общины (очередные собрания с проповедями бехаизма, работа среди молодежи и женщин), бехаисты пытаются пропагандировать свое учение и среди туземного населения, но эти попытки пока не имеют успеха. К настоящему времени бехаизм приняли, например, в Ташкенте только два узбека, связанные торговыми интересами с бехаистами" .

Таким образом, из текста чекистской записки 1925 г. видно, что, соглашаясь с политической целесообразностью использования части узбекского "мусульманского духовенства" в борьбе с "империалистической угрозой", ОГПУ до конца не доверяло и этой т.н. "прогрессивной" группе местных исламских духовных лиц. Проводя политику, определяемую принципом "разделяй и властвуй", чекисты считали своей важнейшей задачей всячески препятствовать объединению узбекского "мусульманства" и видели в исламе и его служителях силы, в конечном счете враждебные коренным интересам советской власти. Сотрудники органов госбезопасности, как прагматики, не рассчитывали на быстрое преодоление "мусульманского фактора" и предполагали, что он и в дальнейшем будет существенно влиять на положение дел в Узбекистане. В целом представляется, что приведенный выше документ крайне полезен для более глубокого осмысления реальной общественно-политической ситуации в Средней Азии середины 20х гг. ХХ в., он дает возможность лучше понять прочность исламских устоев традиционализма, которые являлись фундаментом бытия центральноазиатского социума на протяжении последующих 75 лет прошлого столетия и продолжают выполнять эту роль и в наши дни.

Примечания.

По статистическим данным конца XIX в. в Средней Азии проживало 6.988.640 мусульман, что составляло 90,29 % от общего числа жителей региона // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост. Д.Ю. Арапов. М., 2001, С. 326.

О басмаческом движении более детально см.: Басмачество. М., 2005.

Более подробно о постановке задачи интеграции российского социума "верхами" царской России и попытках ее реализации см.: Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало ХХ вв.). М., 2004, С. 244-245.

В дек. 1917 г. задачи обеспечения государственной безопасности Советской России были возложены на Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). В февр. 1922 г. с ликвидацией ВЧК ее основные функции были переданы Государственному Политическому Управлению (ГПУ). С созданием СССР в 1923 г. был образован единый общесоюзный орган – Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ). В наиболее отдаленных районах страны (Дальний Восток, Средняя Азия) были учреждены Полномочные Представительства ОГПУ // Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1986, С. 135-136.

Берман Матвей Давыдович (1898-1939) – деятель советских органов госбезопасности. В ВЧК-ОГПУ-НКВД с 1918 г. В 1921-1922 гг. председатель Иркутской ЧК. В 1924-1927 гг. начальник Секретно-Оперативного Управления Полномочного Представительства ОГПУ по Средней Азии. В 1927-1928 гг. председатель Узбекского ГПУ. В 1934-1937 гг. начальник ГУЛАГ НКВД ССР. В 1936-1937 гг. заместитель народного комиссара внутренних дел СССР. Репрессирован, расстрелян, позднее реабилитирован // Кто руководил НКВД. 1934-1937. Справочник. М., 1999. С. 108-109.

Об Узбекистане тех лет см.: На историческом рубеже. Сборник о национально-государственном размежевании Средне Азии. Ташкент. 1924. С. 69-87.

На сегодняшний день остается открытым вопрос об авторстве данной записки. М.Д. Берман судя по всему лишь подписал ее, реально же документ готовили рядовые чекисты и, видимо, привлеченные ими эксперты по исламу.

В исламе нет институтов церкви, священства и монашества, поэтому определение "мусульманское духовенство" звучит не очень корректно. Обычно в отечественной литературе данное понятие обозначает совокупность различных служителей исламского культа.

Стилистика многих формулировок данного документа выдержана в духе распространенной в советской литературе 20 – нач. 30х гг. ХХ в. "вульгарно-социологической" схемы М.Н. Покровского, подчеркивавшего ведущую роль в историческом процессе т.н. "торгового капитала".

В данном случае имелись в виду прогрессисты ("джадиды"-обновленцы) – сторонники модернизации духовной и культурной жизни мусульман, в частности введения т.н. "новометодной" школы с использованием европейских образцов преподавания, и традиционалисты ("кадимы"), придерживавшиеся старых, строго регламентируемых шариатом норм жизни и форм образования (т.н. "старометодной" школы).

Вакуф ("вакф") – собственность мусульманских духовных учреждений.

Муфтии и аглямы – в Средней Азии помощники казиев (мусульманских судей) // Масальский В.И. Туркестанский край. СПб., 1913, С. 355.

Имелся в виду наступивший в 1921 г. период НЭПа.

Имелись в виду мусульманские окружные Духовные управления, существовавшие на территории Узбекистана в 20е гг. Они ведали деятельностью мечетей, мактабов, медресе и др. В то же время, несмотря на пожелания мусульманских кругов, общереспубликанское Духовное управление в тогдашней столице Узбекистана – Самарканде так и не было создано.

Ишан – титул или прозвище, которым в Средней Азии наделяют духовных лиц – руководителей (разного уровня) суфийских братств и их потомков. В Российской империи к ишанам относились с большим подозрением, считая, что они настроены антирусски и являются проводниками зарубежного (прежде всего турецкого и афганского) влияния. В советское время ишаны также рассматривались, как наиболее антирусски, антисоветски настроенная часть мусульманских духовных лиц // Абашин С.Н. Ишан // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 199. Вып. 2, С. 40-41.

Формально по шариату мусульманам запрещено заниматься ростовщичеством. Однако в Средней Азии существовал целый ряд обходных путей, которые позволяли зажиточным мусульманам давать ссуды под проценты. При этом им в залог отдавались земли, причем получатель ссуды должен был вернуть кредитору фактически гораздо большую сумму денег или лишиться в пользу заимодавца своей земли. Был достаточно широко распространен "бунак" - денежная ссуда, которую землевладелец заранее выдавал человеку, нанимавшемуся для обработки земли. // История таджикского народа. М., 1964, Т. II, Кн. 2, С. 110-111.

Данная программа "антиисламских действий исходила из общей установки органов госбезопасности по "мусульманскому вопросу". С июня 1922 г. "объединение всей работы органов ГПУ… в части, касающееся специфической восточной контрреволюции", в том числе в Средней Азии, была возложена на вновь созданный Восточный отдел ОГПУ. Во главе этой структуры, занимавшейся теперь "исламским делом" был поставлен известный чекист Я.Х. Петерс, в 1920-1921 гг. являвшийся полпредом ВЧК в Туркестане и хорошо представлявший специфику этого региона // Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. М., 2003, С. 431-432.

То есть советском народном суде.

Калинин Михаил Иванович (1875-1946) – советский и партийный деятель. С 1919 г. председатель Всероссийского ЦИК, с 1922 председатель ЦИК СССР.

Кары-хане – низшая мусульманская школа, где обучают чтению Корана наизусть, "с голоса". В подобные школы в исламском мире обычно отдавали (и продолжают отдавать) слепых детей // Императорская Россия и мусульманский мир. Сост. Д.Ю. Арапов. М., 2006, С. 177.

Традиционалисты были категорически настроены против малейших попыток мусульман-прогрессистов пойти на реформы в женском вопросе. См., например: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 3923, Оп. 1, Д. 1, Л. 122-122об.

О российском паломничестве в Святые места ислама см.: Резван Е.А. Хадж из России // Восток: история и культура. СПб., 2000.

Курбан-байрам ("ид-аль-адхи") – праздник жертвоприношения, один из двух главных праздников ислама. Праздник связан с паломничеством в Мекку и продолжается 3-4 дня // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, С. 88-89.

Имелся в виду принадлежавший к арабской династии Хашимитов Хусейн Ибн Али, шериф (правтель) Мекки в 1908-1916 гг., король Хиджаза в 1916-1924 гг.

Имелся в виду Абд-аль-Азиз аль-Фейсал Ибн Сауд, правитель Неджда в 1902-1927 гг., король Саудовской Аравии в 1932-1953 гг.

Имелось в виду радикальное движение мусульман-ваххабитов, религиозным главой которых тогда являлся Ибн Сауд.

Имелись в виду недждо-хиджазская война 1924-1925 гг. и роль в ее разжигании Англии // Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745-1973). М., 1982, С. 281-297.

Наиболее четко задачи "противоисламской" деятельности были сформулированы в более позднем партийном документе – тезисах ЦК ВКП (б) "Об антирелигиозной пропаганде среди национальностей СССР" от 27-29 апреля 1926 г. // ЦК РКП (б) – ВКП (б) и национальный вопрос. М., 2005, Кн. 1., С. 387-388.

Об использовании большевиками исламских структур и духовных лиц в своей антиимпериалистической, прежде всего антианглийской политике см.: Романенко В.С. Сотрудничество советской дипломатии и мусульманского духовенства в 20е г. ХХ века (к 80летию Первого Всемирного мусульманского конгресса). Нижний Новгород. 2005.

О бехаизме см.: Базиленко И.В. Краткий очерк истории и идеологии бахаистистской международной общины (XIX-ХХ вв.) СПб., 1998.

Полторацк – в 1919-1927 гг. название Ашхабада (ныне столицы Туркменистана). Гинсбург – в 1925 г. название поселка Каакха (Туркменистан).

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Ф.62 "Средазбюро ЦК ВКП (б)", Оп. 2, Д. 310, Л. 58-65.

Подобная политика раскола конфессиональных кругов в первой половине 20х гг. проводилась советскими структурами и по отношению к православной церкви (поддержка т.н. "обновленчества") // Алов А.А. Владимиров Н.Г. Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998, С. 104-106.

Автор -

Д.Ю.Арапов
д.и.н.,профессор исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 20 ноября 2007

20.11.2007

Источник - ИАЦ МГУ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1195631400


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх