КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 22.11.2007
19:56  В.Барсуков: "Дорога к дому". Как россиянам-соотечественникам переселиться из ЦентрАзии (обращайтесь)
19:55  Украина тоже хочет поучаствовать в строительстве Прикаспийского газопровода
16:36  Госбюджет Таджикистана будет проходить внешний аудит
14:10  Х.Мухаббатов: Краткая история формирования таджикских общественных организаций в России
13:56  Р.Оруджев: Каспийский вопрос сдвинется, если в Баку приедет Бердымухаммедов
13:54  Первая шпала. Началось строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс
13:51  Черный розлив. Канадская Big Sky мошенничала с казахстанской нефтью

13:45  Узбекский прорыв. Казахстан бросил на усиление южной границы дополнительные силы
13:32  Умер революционер балета Морис Бежар
13:23  Вскрыта сеть нелегальных поставок германо-росийского ядерного оборудования в Иран. Ее возглавлял еврей Золотарев из Берлина
13:06  Российский "Газпромбанк" начинает экспансию в Украину, Казахстан и Азербайджан
12:25  Г.Бердымухамедов: мы будем модернизировать газопровод "Средняя Азия - Центр"
11:39  Т.Какчекеев: Территориальная целостность Кыргызстана - вопросы делимитации, демаркации и экспансии
11:30  В.Поздняков: Китайские страшилки. Вдоль границ России миллионные процветающие китайские города
11:16  М.Илолов (президент АН Таджикистана): Есть еще много "белых пятен" на исторической карте Таджикистана
11:01  Э.Сатыбалдиев (Генпрокурор Киргизии): "Сейчас занимаемся громким делом по СПИДу на юге страны..." (интервью)
10:51  В Каракульской чайхане избит зампред Социал-демократической партии Киргизии экс-губернатор Ж.Жээнбеков
10:48  Казахстан начнет в 2009 строительство АЭС в Актау на российских реакторах ВБЭР-300
10:34  "РГ" > Суд отправил боксера в нокдаун. Дипломаты Киргизии пытаются вытащить из американской тюрьмы А.Раимкулова
10:19  Н.Назарбаев прибыл с визитом в Румынию и планирует подписать...
10:00  А.Дубнов: Каримов готовится стать президентом Узбекистана. И не хочет быть "советским человеком"
09:34  И.Панарин: Евразийская Русь - добровольное межгосударственное интеграционное объединение стран Европы и Азии...
09:05  "КазМунайГаз" купил румынского нефтеоператора "РомПетрол"
08:09  Т.Манасян: Армянская община Ирана - полная идиллия
05:27  "НГ" > Ашхабад играет на трубе. Россия уговаривает Туркменистан пустить газ по ее территории
05:20  Все попытки ассимилировать курдов обречены на провал, - репортаж "КП" из иракского Курдистана
01:54  Т.Варки: Бухарская авантюра, или победителей не судят. Как большевики свергали эмира в 1918 году (история)
01:49  "Его почему-то обратно не позвали..." - Милош Форман рассказал почему не снял к/ф "Кочевник"
01:39  А.Мамедов: Импортная независимость. Казахстан развеял миф о "продовольственной безопасности" Туркмении
01:36  Судей снова судят. Г.Бердымухамедов совершенствует туркменское правосудие
01:34  ВВС > Иранская газета "Исламская Республика" раскритиковала... Ахмадинежада
01:30  Н.Пахомов: Политэкономия гуманитарных интервенций. Как выйти из Афгана и Ирака?
01:26  "DW" > Предвыборное освещение. Узбекистан не пускает "неправильных" журналистов
01:15  "Наша приверженность народоправству, естественно, носит выборочный характер", - "Times" в трауре
01:11  "Глобальное распространение демократии приостановлено", - "Christian Science Monitor" в соплях
01:07  C.Кожемякин: Новым мировой порядок и место в нем Киргизии. Ч. 2
01:02  МИД РФ: "Россия против политизации темы маршрутов транспортировки энергоносителей из ЦентрАзии"
01:00  "И тут я услышала крик Тимралиева", - секретарши "Нурбанка" дают показания против Рахата Алиева и К
00:53  Н.Назарбаев стал кавалером высшего ордена Словакии - Двойного Белого Креста
00:48  С.Злов: Китайская космическая угроза. Пентагон уверен в способности Китая уничтожить американскую космическую группировку
00:45  Таджикские гастарбайтеры затопили питерскую квартиру В.Путина
00:41  "Известия" > Туркмения разрывается между Россией и Евросоюзом
00:28  Е.Ким: Проституток - в тюрьму. Казахстан будет высокоморальным государством
00:22  В Хорезме найдена одна из древнейших копий Корана, написанная на оленьих шкурах
00:03  Н.Трефилова: Китай закидает Россию дешевым цементом
00:01  Далай-лама XIV ищет преемника. Не надо реинкарнаций...
00:00  Сборная Узбекистана стала чемпионом мира по футболу среди инвалидов
Среда, 21.11.2007
19:49  Отомстил? Внук 1-го африканского национал-демократа Лумумба изнасиловал и убил британскую студентку
18:51  "ФИ" > Гастарбайтеры в России - напасть или спасение?
17:27  Т.Якубов: Справедливости и нормальной человеческой жизни сейчас в Узбекистане нет (речь в Хельсинки)
16:47  Как мы привели к власти в Афгане Б.Кармаля, - вспоминает генерал Г.Зайцев (пособие)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
"Его почему-то обратно не позвали..." - Милош Форман рассказал почему не снял к/ф "Кочевник"
01:49 22.11.2007

Наблюдатель

----------

"Невозможно мгновенно развернуть общество в новом направлении, если только не приставить к его виску пистолет. Поэтому многие мечтают о железной руке, о возврате социально-распределительной экономики. Как говорят в Чехии: дайте мне мое пиво, шпикачки и футбол - и я счастлив", - сказал в интервью "Итогам" кинорежиссер Милош Форман

На только что завершившемся кинофестивале в американском городе Саванне, что в штате Джорджия, 75-летнему Милошу Форману вручили почетную награду за выдающиеся достижения кинокарьеры. "Какое-то в этом есть волшебство, - сказал на церемонии явно растроганный мэтр. - Еще мальчиком, за железным занавесом, я обожал книжки о Диком Западе и ковбоях. И вот теперь я в городе, само название которого несет для меня магический смысл". Американская пресса до сих пор ошибается, называя его иностранцем: с 1975 года Форман, политэмигрант из Чехословакии, является гражданином США. Год спустя он получил своего первого "Оскара" - за картину "Пролетая над гнездом кукушки". Если бы Форман снял только "Кукушку" и "Амадея", уже этого было бы достаточно для того, чтобы включить его в сонм великих режиссеров. А была еще блистательная ранняя чешская серия "новой волны", были "Волосы", "Рэгтайм", "Вальмон", "Народ против Ларри Флинта", наконец, последняя на сегодняшний день картина - "Призраки Гойи". Только что на русском языке вышел одноименный роман, написанный Форманом в соавторстве со сценаристом Жан-Клодом Карьером. Сейчас режиссер вместе с женой Мартиной и 9-летними сыновьями-близнецами Эндрю и Джеймсом живет в Коннектикуте, в своем поместье, а с корреспондентом "Итогов" он встретился в квартире на Манхэттене с видом на Сентрал-Парк, куда заезжает, по его словам, исключительно по делам.

- Вас, очевидно, привлекают бунтари и диссиденты всех эпох - Моцарт, Чарли Кауфман, Ларри Флинт. Герои ваших байопиков разнятся по масштабу личности и дарований, но все они - фигуры противоречивые. Как вы их выбираете?

- Не знаю. Часть жизни я прожил при нацистах, часть - при коммунистах. Это развило во мне сочувствие к судьбе отдельно взятой личности, восхищение людьми, которые хотят отличаться от основной массы. Ведь главный конфликт человечества - между личностью и системой. Люди сами создают систему, полагая, что она должна служить им, за что и платят налоги. Но проблема в том, что любая система со временем начинает обслуживать себя и диктовать нам, как себя вести, и порой очень жестко диктовать. Такие конфликты всегда драматичны и отлично облекаются в сценарную форму.

- Когда вы заинтересовались судьбой последнего своего героя - Франсиско Гойи?

- Очень давно, когда еще учился в пражской киношколе. Я тогда прочитал книжку об испанской инквизиции и поразился историческим совпадениям. Примерно такой же ужас происходил вокруг меня, в тогдашней Праге. Сталинистские политические процессы с чудовищными, абсурдными обвинениями. С помощью пыток обвиняемых принуждали признаваться в преступлениях, которые они не совершали. Людей казнили, причем заставляли приговоренных просить для себя смертную казнь. Чистое Средневековье в середине ХХ века! Для юного наивного идеалиста, каким я был тогда, - невероятное эмоциональное потрясение. Тогда, в коммунистической Чехословакии, я и помыслить не мог о фильме на эту тему. Лет двадцать спустя впервые попал в музей Прадо в Мадриде. И увидел на картинах и гравюрах Гойи иллюстрации к тому, что читал об Испании и инквизиции, - аутодафе, мрачные казематы, камеры пыток, казни.

- Вы привлекли к работе над сценарием Жан-Клода Карьера, сценариста Луиса Бунюэля. Это он придумал вывести Гойю из центра сюжета как бы на обочину? Художнику в вашем фильме предписано оставаться наблюдателем за острой интригой, действующие лица которой - священник из верхов инквизиции и невинная девушка, ставшая его пассией и одновременно жертвой.

- Мы писали сценарий вместе, с самого начала. Все, что там есть, придумано нами. Да, наш Гойя - наблюдатель, и свои впечатления он фиксировал на полотнах и офортах. Мы ничего не знаем о его частной жизни. Он был скрытным, тщательно оберегал прайвеси. В искусстве проявлял дерзость, в портретах, как и Веласкес, был излишне правдив, чем нередко раздражал сановных заказчиков. Но в жизни предпочитал оставаться конформистом, вел себя дипломатично, ни с кем из сильных мира сего не ссорился. Писал парадные портреты всех правителей, без разбору, а в ту смутную пору они в Испании менялись очень часто. Сейчас я понимаю: нам не надо было включать имя Гойи в название фильма, чтобы не вводить в заблуждение зрителя. Это же вовсе не классическая биография. Наш Гойя - просто наблюдатель, мы видим все происходящее его глазами. Художнику необязательно быть бунтарем и разрушителем устоев общества, для него главное - свобода творческого самовыражения.

- Сложно было снимать в Испании? Вы ведь там, кажется, никогда не работали?

- Трудности были, но время все сглаживает, и сегодня я вспоминаю съемки как приятную прогулку в парке. Испанцы здорово помогали - и правительство, и муниципалитеты, и обычные люди. Нам охотно открывали двери дворцов и замков. Скажем, сцену, где король Карл IV чудовищно играет на скрипке, а Гойя расточает ему комплименты, мы снимали в бывшей резиденции испанских королей, а затем и генерала Франко - во дворце Эль-Пардо.

- Испанцам понравился фильм? Как прошла там премьера?

- Мнения разделились. Одни приняли фильм восторженно, другие сдержанно. Неудобная история. Наполеон вторгся в Испанию, чтобы ее освободить под лозунгами Французской революции. Принес демократию, запретил инквизицию, выпустил политических заключенных. Проблема в том, что правильные зерна он посадил в неправильную почву. Испания оказалась не готова к новому социально-политическому порядку. Примерно треть населения была на иждивении у церкви. Когда Наполеон конфисковал у церкви всю ее собственность, этим людям оказалось не на что жить. Начались волнения, мародерство, убийства.
>Зачем человеку либерте, эгалите и фратерните, когда не на что жить? Теперь вам понятно, почему ни Испания, ни Франция никогда не снимали кино об этом периоде истории?

- Тут невольные ассоциации напрашиваются. Ну, скажем, с нынешними малоудачными попытками экспорта демократии.

- Вы имеете в виду Ирак? Ирак совершенно не готов к демократии американского образца. Вообще это очень долгий путь - к религиозной терпимости, к уважению прав человека.

- Извините, если наступлю на мозоль. Почему многие критики встретили вашу картину столь неласково? Некоторые американские рецензии просто разгромные - и по тону, и по сути.

- Критики ожидали от меня совсем другого кино. Может, в сценарии какие-то оплошности? Не знаю, не знаю. Мне трудно сказать. Лично я очень горжусь этим фильмом. Я очень старался. И если бы мне сегодня сказали "все переснять", я снял бы все точь-в-точь так же. Но люди ждут своего фильма, а не твоего.

- А отчего такая пауза? Ведь предыдущий ваш фильм, "Человек на Луне", вышел на экраны еще в 1999 году.

- Представьте, три проекта лопнули, один за другим. Первый отвалился за семь дней до начала съемок. Все было готово: актеры, декорации, локейшнс. Неожиданно ассоциация борцов сумо - мой японский инвестор - потребовала кардинальных изменений сценария, на которые я не мог пойти. Другой проект рухнул за шесть недель до съемок: продюсер поругался с главным актером, и финансирование мгновенно отозвали. А третий проект, с одним из голливудских мейджоров, гикнулся за три месяца до съемок, на самом старте предподготовительного периода. Не сошлись в выборе актеров: мне навязывали тех, кто принесет кассу, а я настаивал на своем выборе. Коллапс за коллапсом, а это месяцы и годы подготовки.

- И все-таки в голове не укладывается, почему продюсеры и инвесторы с вами так обращаются. Вы же классик, легенда кино, эти люди должны за счастье почитать, что вы с ними соглашаетесь сотрудничать.

- Для них не важно, что ты делал вчера. Я твердо верю в свое видение, они же уважают только свое мнение. Конечно, досадно. Столько времени угроблено! В кинобизнесе нужно быть борцом. И иметь удачу. Мне посчастливилось встретить такого продюсера, как Сол Заенц, и на "Гойе" не возникло ни малейших проблем. Да, нужно просто открыть нужную дверь в нужное время.

- Сегодня для независимых проектов в Голливуде все меньше дверей, разве не так?

- Поймите, единого Голливуда нет. За каждой дверью там разные люди, очень разные.

- Но разве они все не одержимы одним - нормой прибыли на вложенный доллар? Разве у них не один фетиш - молодая аудитория, которую можно "посадить на иглу" фэнтези и питать сиквелами?

- Да, это верно, но есть и исключения. Нужно найти заветную дверь, за которой тебя ждет это исключение. С развитием новых технологий можно снимать и в независимом режиме. Сегодня множество фильмов делается вне Голливуда. Производство дорожает не только потому, что студиями движет алчность. Профсоюзы требуют платить киноперсоналу все больше и больше. Посмотрите, какие жесткие требования выдвигают бастующие сценаристы. Бюджеты невероятны! Когда я начинал сотрудничать с United Artists, проект стоил в среднем 8-10 миллионов долларов. Сегодня это 100-150 миллионов.

- Есть ли у вас время и желание смотреть чужое кино?

- С детства люблю американское кино, особенно немой период и его титанов - Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда.

- Сейчас очень успешны байопики про музыкантов - скажем, "Рэй" или "Пройти по черте". Наверное, вас переполняет гордость - ведь вы первопроходец жанра.
- Ничего подобного! Биографии музыкантов снимались и раньше. Особенно любили делать фильмы о композиторах в коммунистических странах. Цензоры очень им благоволили - поскольку композиторы народ молчаливый, крамолы от них никакой, за них говорит музыка.

- Когда я первый раз смотрел "Список Шиндлера", то мелькнула мысль: а почему этот фильм - при всем глубочайшем уважении к Спилбергу - не снял Милош Форман? Ваши родители погибли в Освенциме. Трагическую эпоху нацизма вы видели своими глазами. Неужели никогда не возникала такая мысль?

- Интересно, какое совпадение... Вы вот спрашиваете об этом, а мне прислали книгу о Мюнхенском соглашении 1938 года. Читаю ее сейчас, пока больше ничего сказать не могу. Я человек нелогичный. Надо было, наверное, снять такой фильм. Вообще многое непонятно. Почему чехи до сих пор не сделали фильм о Готвальде и Сланском? Два друга-коммуниста, один посылает другого на казнь, а сам впадает в депрессию, становится алкоголиком. Сюжет шекспировского накала!

- Вас, наверное, встречают сейчас в Чехии как национального героя?

- Типа того.

- А в России бываете?

- Последний раз приезжал года полтора назад. Christian Dior в ГУМе - невероятно! Люди стали зарабатывать деньги. И безудержно их тратить. Задача сложная - научиться контролировать эгоизм, развить толерантность, укрепить интеллектуальную честность. Невозможно мгновенно развернуть общество в новом направлении, если только не приставить к его виску пистолет. Начало долгой и, видимо, болезненной борьбы. Пока же - добро пожаловать в капиталистические джунгли. Поэтому многие мечтают о железной руке, о возврате социально-распределительной экономики. Как говорят в Чехии: дайте мне мое пиво, шпикачки и футбол - и я счастлив.

- Что можете сказать о российском кино?

- Преклоняюсь перед талантом Эйзенштейна, Пудовкина, Калатозова, Элема Климова, Тарковского. Незабываемое впечатление хрущевской оттепели, год, наверное, 1965-й. Будучи студентом пражской киношколы, вместе с Павелом Юрачеком по обмену отправился в Москву. Переводчица шепнула: с нами хочет встретиться Тарковский. Все обставлялось как тайная операция. Мы незаметно выскользнули из гостиницы, вместо официальной машины наняли такси. Встретились с Андреем в самой дальней аллее парка в полной темноте. Вот такие были времена. А что касается киновпечатлений, то мне очень нравится фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем".

- Недавно вы санкционировали режиссерскую версию "Амадея", которая на 35 минут длиннее той, которая получила в 1985 году восемь "Оскаров". Вы уверены, что чем дольше, тем лучше?

- Новую версию надо смотреть на DVD, а не в кинотеатре. Захотелось по нужде - нажмите "паузу", все очень просто. Тогда я запаниковал при монтаже, начал судорожно кромсать, держа в голове темпы набиравшего популярность MTV. Проклятие для каждого режиссера - ты видишь свой фильм совсем иначе, чем зритель.

- В титрах фильма "Кочевник" вы фигурируете как исполнительный продюсер. Странную историю про съемки этого фильма рассказал мне казахский режиссер Серик Апрымов, уехавший в США. Что, мол, выделенный Казахстаном 40-миллионный бюджет растворился незнамо где...

- Не знаю. Я помогал своему другу Ивану Пассеру. Меня там назвали продюсером, и я не возражал. Иван мне рассказал, что, когда началась суровая зима, он свернул съемки в Казахстане и уехал на время холодов. Но его почему-то обратно не позвали (заканчивал фильм режиссер Сергей Бодров-старший. - "Итоги"). Окончательный вариант я пока не видел.

- Скажите, почтенный возраст - бремя или благо?

- Опыт - бесценная штука. Но память нередко отказывает, и, что особенно досадно, тело стало ленивее. Когда я снимал "Рэгтайм", то убедился воочию: настоящий талант не стареет. Джеймсу Кэгни было 80 лет, весь его организм рассыпался - диабет, всякие другие хвори, он еле ходил и плохо видел. Но как только звучала команда "Мотор!", он преображался. Сияющие глаза, обезьянья гибкость, великолепная энергетика. "Стоп, снято!" - и вновь развалина, тусклый взгляд, согбенный Джеймс едва доползает до кресла.

- Когда вы начали курить сигары?

- Всю свою жизнь я курил сигареты. А в 70-е годы перешел на сигары. Понимаю, не лучшее дело. Пять лет назад бросил. Но затем закурил снова. Но обязательно брошу, обещаю.

- Невероятно, у вас две пары мальчиков-близнецов. Это, видимо, большая редкость.

- Да, причем они однояйцевые близнецы, полностью идентичные. Как мне говорили, один шанс на миллион. Петер и Матей уже взрослые, живут в Праге. Петер - режиссер театра, ставил кукольные спектакли, недавно мы с ним сделали джаз-оперу. Матей - художник-декоратор. Эндрю и Джеймс, что значит по-чешски Андрей и Якуб, учатся в американской школе в Коннектикуте. Понимают по-чешски, когда мы с Мартиной разговариваем дома, но отвечают по-английски.

- Ваш следующий проект?

- Пока жонглирую несколькими сценариями. Еще не решил, за что взяться.

Нью-Йорк
№47 за 22.11.2007
Олег Сулькин

Источник - Итоги
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1195685340


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх