Противостояние в Бишкеке: Свято-Никольский храм или картинная галерея? 10:48 23.11.2007
В настоящее время в России начался процесс возвращения истинным владельцам зданий церквей, отобранных в советское время и обустроенных под клубы, дома культуры, а то и просто склады. Что-то подобное происходит и в нашей стране. Сегодня Русская православная церковь и Союз художников Кыргызстана продолжают борьбу за здание, расположенное в Дубовом парке столицы. Обе стороны обращались к высшим эшелонам власти с просьбой разрешить вопрос. Конкретной реакции со стороны властей не последовало. Борьба продолжается и по сей день. Каждая из сторон считает себя правой. Мы попытались разобраться, кому же действительно принадлежит здание бывшего храма?
Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир в своей книге "Земля потомков патриарха Тюрка" пишет: "История этого храма такова. В Пишпеке… до революции было шесть храмов. Первым домом молитвы здесь был деревянный шатровый храм-часовня во имя святого великомученика Димитрия Солунского, возведенный в 1864 году при въезде в городскую крепость Лебединовку. Еще через три года местные православные выстроили Свято-Никольский "временный храм" из саманного кирпича. Эта времянка служила прихожанам до 1886 года, когда на том же месте благодаря долго копившимся средствам и крупному пожертвованию купца первой гильдии Иванова был воздвигнут каменный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая, а при нем - деревянная колокольня с семью колоколами".
Однако председатель Союза художников Таалайбек Курманов всячески отрицает причастность церкви к нынешнему зданию, где много лет назад расположилась художественная галерея. По его словам, здания Свято-Никольского храма могло и не быть, если бы не усилия известного кыргызского художника Семена Чуйкова, в результате которых церковь была спасена. >"Церковь, построенная в 1886 году, просуществовала где-то до 1934-го. Тогда ЦИК Киргизской АССР принял решение закрыть ее. Начались разрушительные работы. Однако наш первый председатель попросил правительство оставить здание церкви для организации там выставочного зала и добился этого с большим трудом. Сам Чуйков писал, что от здания остались только стены, и на их основе была построена картинная галерея. В дальнейшем здание приобрело черты конструктивизма, что подтверждают и специалисты. С тех пор прошло 73 года. Все это время здание существует как картинная галерея и находится на нашем балансе, являясь собственностью Союза художников. По решению правительства здание вошло в реестр памятников культуры и истории как первая национальная картинная галерея", - отмечает Таалайбек Курманов.
"Несколько лет здание было непригодно для эксплуатации, в нем не было даже отопления. Тогда никто не заявил на него права. Но как только мы нашли средства, начали там строительные работы и почти завершили ремонт, тут же объявились "хозяева", - возмущается художник.
В свою очередь, представители церкви утверждают, что обращались еще к прежним властям, но тогда здание не вернули, пообещав его не реконструировать. "В советские времена была цензура и в галерее выставлялись приличные картины, с этим еще можно было мириться. А сейчас Союз художников начал существенную реконструкцию здания и собирается там устроить выставку-продажу картин. Владельцы не могут гарантировать нравственности их содержания. Для верующих глубоко оскорбительно, когда в храме располагается туалет и картины с обнаженными телами. Поэтому мы начали активно сопротивляться этому", - отмечает секретарь Среднеазиатской епархии по Кыргызстану протоиерей Игорь Дронов.
Утверждения церковных служителей о том, что место, где расположена галерея, освящено и охраняется ангелом, не подействовали на художников. "Для нас эти вещи недоказуемы. Но мы пошли навстречу представителям Православной церкви и предложили им сделать пристройку с восточной стороны здания с отдельным входом, чтобы использовать ее для проведения церковных обрядов. Но у них на это, оказывается, средств нет, а вот отобрать нашу собственность, разрушить там все и восстановить церковь, на это у них деньги якобы найдутся", - говорит Таалайбек Курманов.
"В целом церковные служители не считают спорную ситуацию конфликтом, - говорит отец Игорь, - просто мировоззрение у противоборствующих сторон разное. Для человека религиозного кажется кощунственным, когда оскверняют храм, построенный для Бога на деньги верующих. Меняются исторические реалии и менталитет людей, и они начинают понимать, что жить без Бога невозможно. И в России, например, храмы повсеместно начинают возвращать прежним владельцам, как впрочем, и мечети".
По словам протоиерея, храм отобран у русской православной церкви в советские годы незаконно. И в настоящее время его не возвращают под предлогом, что это уже не храм вовсе, а картинная галерея. Картинную галерею можно переместить в любое другое место, а храм все-таки следует восстановить и вернуть ему прежний статус, считают в Русской православной церкви.
"На мой взгляд, если бы они хорошенько подумали, то, может быть, и не стали бы так категорично заявлять о своих правах, потому что есть такой момент: если храм занимают чуждые ему люди, то в жизни этих людей счастья не бывает. И так столько горя в нашей стране - достаточно взглянуть вокруг, и мы легко в этом убедимся. Зачем добавлять еще и несчастья? Поэтому с моей точки зрения было бы разумнее совместными усилиями отыскать для картинной галереи новое помещение", - добавляет протоиерей Игорь Дронов.
Конфликт Русской православной церкви и Союза художников получил широкий общественный резонанс.
Александр Кацев, заведующий кафедрой международной журналистики Кыргызско-Российского Славянского университета:
- Храм, конечно, был, и ходили в него верующие, но уже давно ни верующих, ни их детей, ни внуков, которые ходили в него, нет. А нынешних храмов не было тогда, когда существовала Свято-Никольская церковь. Поэтому сегодня говорить о том, чтобы отдать помещение, в котором был когда-то храм, на мой взгляд, - все равно что вспомнить, что на месте музея Михаила Фрунзе был когда-то киргизский драматический театр, и сейчас все оттуда выставить и потребовать вернуть здание театру. Вот существует галерея, художники все обихаживают. Почему мы сводим все духовное только к храмам, мечетям, синагогам? Разве картины, которые там висят, не есть духовное достояние нашей страны, не есть развитие эстетических потребностей? Почему в самом центре города должно быть кладбище? Почему я, гуляя со своим внуком, должен водить его мимо храма, где будут кликушествовать старушки, где будут стоять нищие и просить подаяние? Две эти стороны должны успокоиться и понять, что культовых зданий сегодня в республике огромное количество, чего не было ни до революции, ни после нее, не говоря уже о годах советской власти. Как только мы начинаем бороться за что-то, мы это уничтожаем. Пора бы уже успокоиться и помолчать.
Кадыр Маликов, эксперт Института стратегического анализа и прогноза, доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета:
- Проблема тонкая, которая, естественно, воспринимается как взаимоотношения между диаспорами и отражает отношения Кыргызстана и России. Брать в этом вопросе крайние стороны и думать, отдать или не отдать здание, недопустимо. Решать здесь надо все пошагово, планомерно. Русская православная церковь подчиняется не Госагентству по делам религий, а напрямую Москве. Исходя из этого, государству стоит пойти на диалог, компромисс, искать общие инструменты для того, чтобы уступить одно и получить взамен другое. Надо смотреть в будущее. Мне кажется, здание необходимо вернуть верующим, если это действительно необходимо им, а не отдельным лицам. Такой жест поднимет авторитет властей Кыргызстана как внутри государства, так и за его пределами.
Не остался равнодушным к этому вопросу и омбудсмен Кыргызстана Турсунбай Бакир уулу, который считает, что здание Свято-Никольского храма Русской православной церкви необходимо вернуть истинным владельцам. С такой просьбой он обратился к руководителю администрации президента КР Медету Садыркулову. Открытое письмо президенту в поддержку Русской православной церкви отправили и члены Координационного совета российских соотечественников в Кыргызстане. Мнения о том, что здание должно быть возвращено церкви, придерживаются и в Посольстве Российской Федерации в Кыргызстане.
Как уже отмечалось, Русская православная церковь и Союз художников обращались к главе государства с просьбой рассмотреть ситуацию, сложившуюся вокруг здания в Дубовом парке. По словам председателя Союза художников, от госсекретаря Адахана Мадумарова в Министерство культуры пришло письмо в их поддержку, в котором власти призвали мастеров кисти продолжить начатый ремонт здания. Но самого письма, как говорит Таалайбек Курманов, он не видел.
Между тем борьба за здание продолжается, художники намерены стоять до конца, и если потребуется, пойдут на крайние меры. Как отметил Таалайбек Курманов, они будут защищать свою галерею, и если понадобится, выйдут в пикеты, а вот Православной церкви негоже поступать подобным образом. Ее представителям остается надеяться на компетентное и взвешенное решение властей Кыргызстана. 22/11-2007 Айжан ИСМАИЛОВА
|