"НГ" > Ашхабад диктует цену. Туркменистан повышает цену на газ 11:45 26.11.2007
Расчеты Киева и Москвы, вроде бы почти согласовавших цену на поставки газа в Украину в 2008 году по цене 150–160 долл. за тысячу кубометров, потерпели крах. В пятницу Туркменистан потребовал повысить цену на поставляемый в Россию газ – минимум на 30%. Учитывая, что весь этот газ в итоге перепродается Украине, Москве и Киеву предстоит обсудить новую цену.
>"Наши туркменские партнеры подняли вопрос о необходимости увеличить закупочную цену на газ как минимум на 30%", – заявил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, который участвовал в переговорах российского премьера Виктора Зубкова и президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова.
По словам Миллера, его не удивило требование Туркменистана, поскольку цены на газ в Европе растут и к концу следующего года могут достичь 354 долл. за тысячу кубометров. Между тем в своем официальном сообщении "Газпром" напоминает, что цена на туркменский газ в 100 долл. за тысячу кубов в 2007–2009 годах была определена в сентябре 2006 года. Тогда предполагалось, что цена будет пересмотрена только на следующий трехлетний период. В 2006 году Туркмения продавала газ "Газпрому" по 65 долл.
Подорожание туркменского газа ударит по прибыли "Газпрома", но главной жертвой Ашхабада станет Украина, которой придется платить за импортируемый с территории России газ значительно больше нынешних 135 долл. за тысячу кубометров. Теперь примерно по таким расценкам газ будет отпускаться самой России. Для Украины цена складывается из стоимости туркменского газа и платы за транзит, которая скорее всего также пропорционально увеличится. Таким образом, объявленная Виктором Януковичем цена в 160 долл. может стать реальной только в том случае, если "Газпром" оставит неизменными нынешние тарифы на транзит и снизит собственные доходы от перепродажи туркменского газа Украине, возможно, даже будет транспортировать газ себе в убыток. Вряд ли Москва готова сейчас на такую благотворительность.
"Туркмения недавно заявила, что готова предоставить свой газ под загрузку маршрутам, конкурирующим с российскими. Таким образом, Ашхабад играет на два фронта: не собираясь отказываться от российского маршрута, одновременно пытается себя застраховать на других направлениях", – отмечает аналитик по газу компании "Брокеркредитсервис" Екатерина Кравченко. В таких условиях Москва уже побоится диктовать цену Ашхабаду.
Основная проблема поставок туркменского газа, по словам директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, заключается в том, что у Туркменистана, который подписал соглашения о долгосрочных поставках с Россией, нет свободного газа. Вдобавок Туркменистан никому не собирается отдавать свои месторождения на суше. Единственное исключение сделано для Китая, который пока ведет изыскания на уровне геологоразведки на одном из месторождений, но поставки с него предполагаются еще не скоро. Поэтому вариант поставок туркменского газа через Россию в Украину пока остается единственной реальностью, а все переговоры представителей европейских стран с туркменским руководством больше ведутся для отвода глаз. К такому разряду Сергей Правосудов относит и прошедшие на днях переговоры в Ашхабаде министра экономики и транспорта Венгрии Яноша Кока, который заявил о заинтересованности Будапешта в поставках туркменского сжиженного газа. "Очевидно, что на переговорах речь идет о том, чтобы сжиженный газ довезти танкерами до Баку, превратить его обратно в нормальный природный газ и дальше пустить его по трубе, – предположил аналитик. – Но сжиженный газ и так дороже трубопроводного, а тут он будет просто золотой".
Принципиальная же борьба, по словам эксперта, ведется в треугольнике Украина–Россия–Туркменистан, в рамках которого Туркменистан хочет повысить цену на газ, Россия выступает как посредник, а Украина всеми силами стремится не допустить удорожания голубого топлива. "Недавно параллельно с представителями "Газпрома" в Туркменистан ездил украинский премьер Виктор Янукович и буквально умолял туркменов не повышать цену на газ, при том, что она и так для Украины одна из самых низких в ближнем зарубежье и не сравнима с европейской ценой", – напоминает Сергей Правосудов. Поэтому не случайно "Газпром" сейчас настаивает на том, чтобы подписать с Украиной формулу цены на газ, с тем чтобы постепенно вывести ее на европейский уровень, а параллельно идут аналогичные переговоры его представителей с Туркменией, целью которых является предсказуемый график повышения цен.
"Газпром" склонен делать ценовые скидки для своих партнеров тогда, когда получает доступ к газотранспортной системе, о чем свидетельствует феномен относительно низких цен для Белоруссии и Армении. Но Украина на такой вариант не идет и предпочитает козырять своим статусом транзитера, не давая "Газпрому" доступа к трубе.
Калькулятор, поэзия и календарь с собственным портретом
Личная встреча Виктора Зубкова и Гурбангулы Бердымухамедова проходила в пятницу в рабочем кабинете нового сердара. Но двухсторонней ее назвать нельзя – на переговорах присутствовал и глава "Газпрома" Алексей Миллер, прилетевший накануне в Ашхабад. Во время протокольной части беседы он терпеливо ожидал своей очереди в просторном предбаннике еще более просторного кабинета президента Туркменистана.
Зубков и Бердымухамедов сидели за небольшим гостевым журнальным столиком в гостевой зоне. По тому, что лежало на рабочем столе нового туркменского лидера, можно было предположить, что он напряженно готовился, чтобы сделать ответственное заявление о повышении цены на газ на 30%. Например, главным предметом на столе был внушительных размеров бухгалтерский калькулятор с большими кнопками: вероятно, именно на нем вел подсчеты Бердымухамедов. Рядом с калькулятором лежал томик туркменской поэзии – сделав очередные подсчеты, хозяин этого кабинета обращался к творениям классиков, прославлявших родной Туркменистан. Кроме калькулятора и томика поэзии на столе находились ноутбук Toshiba Qosmio, два телефона – вертушка с гербом и современный аппарат с кнопками внутренней связи, а также маркеры и газета "Туркменистан". Рядом – календарь с портретом сердара. Визитница не давала усомниться в том, кто истинный хозяин массивного письменного стола. На карточках с государственной символикой значилась скромная надпись на туркменском, а с обратной стороны – на английском языке "Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов".
"И солнце, и дождь – все было, – говорил тем временем своему визави российский премьер, – но настроение у всех хорошее!" Пройдет совсем немного времени, и настроение российской делегации вряд ли можно будет охарактеризовать в таких ярких красках.
Встреча продолжалась на час больше отведенного времени. Зубков и Бердымухамедов вышли к журналистам, но ни слова не сказали о главном – настойчивом желании туркменской стороны повысить цены на газ на 30%. Об этом ничего не сказал журналистам и Алексей Миллер, покинувший президентский дворец после окончания переговоров.
Когда журналисты покидали Ашхабад, на лентах информагентств появились сообщения, в которых глава "Газпрома" из туркменской столицы делал одно ответственное заявление за другим. Журналисты, представляющие информагентства, так и не поняли, для кого, где и в какой момент Миллер произнес эту речь.
2007-11-26 / Алексей Щеглов, Михаил Сергеев
Ашхабад–Москва
|