Б.Cултанов (минэкономики Казахстана): "Начинаем коренную перестройку экономики на ненефтяные рельсы" (интервью) 17:58 30.11.2007
Интервью министра экономики и бюджетного планирования РК Бахыта Султанова агентству "Казахстан Сегодня"
Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов дал интервью корреспонденту информационного агентства "Казахстан Сегодня".
"Казахстан Сегодня": Недавно правительством была одобрена программа "30 корпоративных лидеров Казахстана". Вам не кажется, что у нас и без этого немало программ по прорыву экономики? Или же этот документ является принципиальным и важным? В чем необходимость данной программы?
Б. Султанов: Необходимость проста – найти альтернативную нефти статью доходов для бюджета. Как недавно сказал президент, "наша экономика зависит от нефти, и ничего в этом плохого нет". Но если посмотреть на темпы роста мировой экономики, в первую очередь темпы роста ее зависимости от углеводородов и, следовательно, рост их потребления, становится ясно, что, имея даже самые огромные запасы нефти, вскоре можно остаться совсем без нее. Исходя из этого сценария, мы и должны сейчас искать иные, несырьевые источники доходов. Программа "30 корпоративных лидеров Казахстана" направлена на усиление партнерства между бизнесом и государством и модернизацию существующих производств, что позволит переориентировать экономику от сырьевой направленности к развитию экспортного потенциала несырьевого сектора.
Кроме того, мы ведь ведем речь и о коренной перестройке экономики на ненефтяные рельсы, в том числе переход к сервисно-технологической и экспортоориентированной направленности. Причем все это не командным методом, а путем выгодного партнерства государства и бизнеса в рыночных условиях.
"Казахстан Сегодня": Но о необходимости поиска несырьевых источников дохода говорится уже давно, на протяжении нескольких лет. Получается, что все это время в правительстве думали и гадали, как лучше это сделать, но смогли создать реальный программный документ только сейчас?
Б. Султанов: Нет, не только сейчас. С 2003 года - с начала реализации Стратегии индустриально-инновационного развития - была проведена работа по поддержке частных инвестиционных проектов в несырьевых секторах экономики. Основными инструментами государственной поддержки являлись финансирование проектов и торговых операций, предоставление лизинговых услуг, страхование экспортных операций и другие.
Однако >в настоящее время несырьевые секторы экономики не могут конкурировать по доходности с добывающим сектором и строительством. В первую очередь это связано с тем, что окупаемость проектов в несырьевых секторах занимает длительное время, а для обеспечения международной конкурентоспособности продукции требуются значительные инвестиции, что существенно снижает инвестиционную привлекательность данных секторов. Кроме того, в настоящее время принимаются меры по развитию производственной инфраструктуры логистических центров, что в итоге положительно повлияет на конкурентоспособность отечественной продукции.
"Казахстан Сегодня": Но ведь ранее правительство инициировало сначала создание кластеров, затем речь пошла о прорывных проектах, которые также были нацелены на диверсификацию экономики и на отход от сырьевой направленности. 30 корпоративных лидеров – это очередная ступень или новое модное слово?
Б. Султанов: Это даже не очередная ступень. 30 корпоративных лидеров – это и есть прорывные проекты. Корпоративные чемпионы сами вырастут из прорывных проектов.
Что касается кластеров, о которых мы говорили на протяжении нескольких лет, это цепь производств – от сырья к готовой продукции. Уже тогда мы говорили о том, что Казахстану пора переориентироваться от сырьевой направленности экономики. Образование кластеров велось в конкурентоспособных отраслях экономики. При этом не стоит забывать, что кластеры – это добровольная инициатива бизнеса, а не указание сверху. Государство лишь поддерживает объединение предприятий, построение ими технологической цепочки добавленных стоимостей. Мы создаем условия, при которых бизнесу будет комфортнее работать: создаем парки инновационной деятельности. Например, Парк информационных технологий в поселке Алатау, технопарки во многих городах. Мы пересмотрели налоговое законодательство в части поддержки инновационного бизнеса, стимулирования долгосрочных инвестиций, модернизации и технического перевооружения производств.
Прорывные проекты, о которых мы начали говорить совсем недавно, это естественное продолжение политики правительства в деле реализации индустриальной стратегии. Прорывным может стать любой проект в несырьевых экспортоориентированных секторах экономики.
Рассмотрим простой пример. Вы покупали семечки, давили из них масло и, разливая в "бэушные" пластиковые бутылки, продавали их на базаре. Со временем вы перешли на автоматизированную систему выжимки масла, построили предприятие и стали разливать подсолнечное масло в фирменные бутылки. Для вас выращивают подсолнечник несколько фермерских хозяйств. То есть вы подняли свой бизнес на новый уровень и начали тянуть за собой сельхозпроизводителей. Это прорыв. Причем не только для вас, но и для экономики.
Теперь государство говорит: "Давайте работать вместе". При этом правительство через своих операторов (ФУР "Казына", Фонд развития малого предпринимательства и другие) предлагает помощь в реализации проектов. Мы говорим бизнесу: приходите в социально-предпринимательские корпорации, где вам на льготных условиях будет выделяться земля с уже подведенными коммуникациями. Государство согласно и софинансировать этот бизнес. Уже сейчас список заявок согласных на такую работу в государственно-частном партнерстве весьма обширен.
Еще раз хочу заострить ваше внимание: мы будем помогать в реализации любого проекта в несырьевом секторе. Никого искусственно тянуть в корпоративные лидеры не станут. Все будет зависеть от самого бизнеса - захочет он развиваться до таких размеров или нет. Но государство готово оказывать любую поддержку любому проекту.
"Казахстан Сегодня": Но все-таки каковы будут критерии отбора из прорывных проектов в корпоративные лидеры?
Б. Султанов: Критерии отбора делятся на две составляющие: базовые требования и дополнительные. Базовыми являются следующие: проект должен быть направлен на организацию производств по освоению существующих в Казахстане переделов и модернизацию или создание экспортоориентированных перерабатывающих производств. То есть в рамках проекта предприятие должно производить продаваемую продукцию, которая должна быть конкурентоспособной на мировом рынке.
Например, если вы построите туристический центр, допустим базу отдыха, это будет считаться прорывным проектом. Но вы не сможете экспортировать ее. А, предположим, такой прорывный проект, как завод по производству биоэтанола, может стать корпоративным лидером. Но только при условии, что его продукция составит не менее 2% от общего объема экспорта страны.
Именно поэтому одним из условий, которые государство ставит для "характеристики" прорывных проектов, является их экспортоориентированность не менее 30%.
Дополнительными критериями отбора проектов для государственно-частного партнерства являются также: стоимость проекта должна составлять не менее $100 млн; обязательно наличие мультипликативного и системообразующего эффекта от реализации проекта; использование современных технологий; взаимосвязь со специализацией регионов; использование местного сырья и комплектующих; высокая добавленная стоимость при низкой трудоемкости.
Но здесь нужно оговориться: проекты стоимостью свыше $100 млн будут рассматриваться ФУР "Казына". Софинансирование остальных проектов может осуществляться другими операторами. Например, теми же социально-предпринимательскими корпорациями.
Еще раз повторю: мы будем рады сотрудничеству со всеми заинтересованными в государственно-частном партнерстве.
"Казахстан Сегодня": То есть если мы вырастим 30 корпоративных лидеров, экспорт каждого из которых будет 2% от общего объема экспорта страны, то более половины казахстанского экспорта будет несырьевым?
Б. Султанов: Совершенно верно.
"Казахстан Сегодня": А почему именно 30 лидеров?
Б. Султанов: Мы ориентировались, в первую очередь, на уровень нашей экономики. Учитывая степень развитости отечественного несырьевого экспортного потенциала, выбрали эту цифру. Но не стоит забывать, что мы можем не вырастить и 30, а можем вырастить и 50 чемпионов. Все покажет время. Сможет ли наш бизнес найти столько своих "мест под солнцем". Но думаю, что если у Казахстана появятся даже 15 корпоративных лидеров, это даст сильный толчок развитию всей экономики страны.
Аналогичная ситуация сложилась и в экономиках развитых стран. Посудите сами: согласно данным журнала "Форбс", лишь 35 компаний из 100 крупнейших корпораций оперируют в ненефтяном и нефинансовом секторах. То есть лишь 35 из 100 стали корпоративными чемпионами - транснациональными корпорациями, достигшими наибольшего успеха в завоевании мировых рынков. Причем если 15 – 20 лет назад крупнейшие корпорации мира представляли страны Западной Европы, Соединенных Штатов Америки и Японии, то в 2006 году среди 100 крупнейших корпораций мира присутствовали компании из Южной Кореи, Китая, России и Бразилии.
"Казахстан Сегодня": В программе оговорено, что она состоит из двух этапов.
Б. Султанов: Точнее будет сказать, не этапов, а направлений. Первое предусматривает оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, предлагаемым бизнесом к реализации. Роль государства в этом случае заключается в оценке проектов, а также определении и предоставлении конкретных мер и объемов государственной поддержки. Это направление реализации Программы рассчитано на период 2007 – 2010 годы.
То есть в этот период особое внимание будет уделено построению эффективного механизма сотрудничества государства и бизнеса в рамках реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Одним из результатов такого взаимодействия станет приведение нормативной правовой базы Казахстана в соответствие с потребностями нового этапа экономического развития.
Второе направление, рассчитанное на 2008 - 2030 годы, основано на совместной работе частного сектора и государства по определению конкурентоспособных, экспортоориентированных товаров. Частный сектор совместно с государством определит и будет реализовывать проекты по созданию интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств в приоритетных несырьевых экспортоориентированных секторах экономики Казахстана, которые обеспечат прорывной, сконцентрированный эффект для выхода казахстанских товаров на международные рынки.
"Казахстан Сегодня": Получается, что до 2010 года мы будем лишь отбирать проекты и подготавливать для них законодательную базу?
Б. Султанов: Конечно же, нет. Реализация прорывных проектов осуществляется уже сейчас, на заседаниях Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики на постоянной основе рассматриваются заявляемые проекты, многие из которых одобряются и начинают реализовываться. Это огромная работа. Ведь государство фактически предлагает бизнесу совместное участие в этих проектах. В том числе и 50-процентное софинансирование проекта со стороны государства. Это огромные средства и огромная ответственность перед отечественными налогоплательщиками. Необходимо четко просчитать всю выгоду от проекта. И главное, все риски.
"Казахстан Сегодня": Какую еще господдержку будут получать участники "тридцатки"?
Б. Султанов: Как таковой, "тридцатки" у нас еще нет. Мы окажем господдержку любому прорывному проекту! Я уже упомянул финансовую - не более половины от общей стоимости проекта. При этом участие государства в уставном капитале компании, создаваемой для реализации проекта, - не более 50% минус 1 акция, но не менее доли участия в финансировании проекта. Мы планируем предоставление долгосрочных займов и государственных гарантий в случае, если инвестор кредитуется за рубежом. В планах - предоставление налоговых и таможенных преференций. Кроме того, государство будет обеспечивать проект необходимой инфраструктурой и готовить квалифицированные кадры.
Если инвестору потребуется сырье, то государство может предоставить право недропользования на профильные сырьевые месторождения в объемах, необходимых для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании, либо организация разработки необходимых месторождений и предоставление сырья для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании.
Снижаются и бюрократические препоны. Так, проводимая административная реформа позволит устранить административные барьеры, в том числе в части упрощения процедур предоставления лицензий или разрешений на осуществление деятельности, прохождения таможенных процедур и налогового администрирования, препятствующих реализации проекта и дальнейшему функционированию производства.
То есть объем государственной поддержки очень большой и включает в себя самые разнообразные виды помощи.
Я хочу заметить, что формирование корпоративных лидеров в несырьевых секторах экономики - очень сложная задача. И во многих странах мира эти процессы проходят не без помощи стимулирующих мер государства. Вспомните Южную Корею. Крупнейшие корпорации, известные сегодня на весь мир, проходили свое становление при поддержке правительства. Начинали же они так же, как и мы: помогали бизнесу в реализации его амбициозных планов. То есть прорывных проектов, из которых потом "созрели" корпоративные лидеры.
"Казахстан Сегодня": Так что же мы увидим в 2030 году, после реализации программы? Появится ли в Казахстане компания, занимающая в мире такую же нишу, как, допустим, Samsung Electronics?
Б. Султанов: Между прочим, Samsung Electronics занимает 63-е место в общем рейтинге компаний и 19-е место среди несырьевых и нефинансовых компаний и является крупнейшим в мире производителем электробытовых приборов. Надеюсь, что к 2030 году будет уже несколько таких отечественных компаний, которые смогут составить ей достойную конкуренцию.
Если же говорить об общих ожиданиях, то, кроме формирования в Казахстане корпораций, конкурентоспособных на региональном и мировом рынках товаров и услуг, мы ожидаем увеличения доли несырьевого сектора в структуре ВВП при росте объемов экспорта. Будут сформированы казахстанские бренды, разовьется система биржевой торговли, казахстанские компании выйдут на мировые фондовые и товарные биржи. Кроме того, размещение ценных бумаг наших корпоративных лидеров даст импульс развитию фондового рынка в Казахстане: увеличению активности юридических и физических лиц - участников рынка, росту объема фондового рынка. Выход корпоративных лидеров на фондовые рынки Европы, Америки и Азии привлечет дополнительный поток инвестиций в Казахстан.
[30.11.2007]
|