М.Мынбаев: "В последнее время в Казахстане появились различные течения и секты внутри ислама" 11:50 11.12.2007
Амир вашему дому В ежегодном послании главы государства уделяется большое внимание межконфессиональным и межнациональным отношениям и профилактике религиозного экстремизма в Казахстане. Сегодня мы хотели бы рассказать об истинном лице ислама - гуманистической религии.
Всевышний Аллах ниспослал людям свою религию, которая является ключом к счастью и благополучию как в этой, так и в будущей жизни. Ислам - религия, стремящаяся обеспечить людям все условия для полноценного выполнения своих обязанностей перед Аллахом. Основой же этого является построение здорового общества под началом праведного и разумного лидера. Правитель должен принять ответственность и повести народ так, чтобы заслужить благословение Аллаха. А все мусульмане обязаны поддерживать правителя, уважать его, выполнять его праведные приказы, желать для него только добра и ни в коем случае не подрывать его авторитет.
Но, к сожалению, в последнее время в Казахстане появились различные течения и секты внутри ислама, которые ведут к расколу наше мусульманское общество. Они призывают людей не подчиняться властям и ведут разговоры о создании халифата. К ним относятся "Хизб-ут-тахрир", "Таквир" и т.д. В этой связи нам хотелось в данной статье рассказать об отношении мусульман к своим правителям, опираясь на Коран и Сунну.
Народ и правитель Беря в свои руки бразды правления, человек взваливает тяжкое бремя. Ведь в Судный день каждый ответит за всех, кто находился в его власти. Глава семьи ответит за своих домочадцев, глава государства будет держать ответ за всех своих подчиненных. Об этом сказал посланник Аллаха: "Каждый из вас - пастырь, и каждый в ответе за свою паству. Имам - пастырь, и он в ответе за своих подданных. Муж - пастырь в семье, и он в ответе за семью. Жена - пастырь в доме мужа, и она в ответе за него. Служащий - пастырь в достоянии хозяина, и он в ответе за него. Сын - пастырь в достоянии отца, и он в ответе за него. Каждый из вас - пастырь, и каждый в ответе за свою паству" Хадис от Ахмада, Абу Дауда, Ат-Тирмизи. Однако далеко не каждый в силах справиться с этой задачей. Правоверный должен бояться Господа и не искать ответственности, но если ему доверят власть, он обязан приложить все силы для того, чтобы быть справедливым и богобоязненным. Пророк сказал: "О Абду-р-Рахман, не проси назначить тебя амиром, ибо если тебя назначают правителем в ответ на твою просьбу, то ты один будешь отвечать за эту должность. Если же тебя назначат без этого, то тебе будет оказана помощь в этом". Хадис от Аль-Бухари и Муслима. Всевышний Господь является единственным Судьей, и право издавать законы принадлежит Ему одному. Поэтому всякий, кому Аллах дарует власть над Своими рабами на земле, обязан придерживаться закона Аллаха. Только тогда он получит благословение, а общество достигнет благополучия и добропорядочности. И вера несовместима с обращением на суд к лжебожествам. Аллах сказал: "Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, но желают обращаться за судом к тагуту (лжебожеству), в то время как им было приказано не веровать в него? Так сатана хочет сбить их с пути в далекое заблуждение" (4:60). Господь велел Своим наместникам на земле судить в соответствии с Его шариатом и быть справедливыми: "Если же станешь выносить судебное решение, то суди по справедливости" (5:42).
О необходимости повиновения правителям Мусульманин обязан повиноваться правителю, а также не высказываться плохо в его адрес, потому что неповиновение влечет за собой дурные последствия как в религии, так и в мирской жизни. Одним из таких последствий является ослабление могущества мусульман, в результате чего враги могут скорее претворить в жизнь свои недобрые планы. Если мусульманский правитель почитаем в своем народе, люди выполняют его повеления, то и враги ислама будут опасаться и уважать его. Если же сами мусульмане не чтят своего правителя, то и их враги будут относиться к нему с презрением. А это повлечет пренебрежительное отношение к самим мусульманам. Всевышний сказал: "О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же возникнет между вами тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и посланника, если вы веруете в Аллаха и Судный день. Так будет лучше и благоприятнее по исходу" (4:59). О том, кто является "обладателем власти", толкователи Корана высказывали несколько мнений. Некоторые считали, что это правители, находящиеся у власти. Ибн Аббас также добавлял и исламских ученых. Этого мнения придерживалось большинство ученых. Пророк сказал: "Ты обязан слушаться и повиноваться правителю во всем, что тебе тяжело и легко, нравится тебе это или нет, даже если он присваивает себе то, что принадлежит тебе". Хадис от Муслима. Пророк также сказал: "Сынами Израиля руководили пророки: когда один из них умирал, его сменял другой. После меня больше не будет пророков, но будут правители, много правителей". Его спросили: "Что же нам делать?". Он ответил: "Будьте верны своей присяге им, а Аллах спросит с них за всех, кто был под их началом". Хадис от Муслима. Арбад ибн Сарийа рассказывал: "Посланник Аллаха прочел нам проповедь, от которой встревожились наши сердца и прослезились наши глаза. Мы сказали ему: "О посланник Аллаха, это похоже на прощальную проповедь. Что ты завещаешь нам?". Он сказал: "Я завещаю вам страшиться Аллаха, слушаться и повиноваться своим правителям, даже если вами будет править раб. Воистину, кто из вас будет жить после меня, тот увидит много раздоров. Посему следуйте моей дороге и дороге праведных халифов и вцепитесь в нее зубами. Остерегайтесь новшеств в религии, ибо всякая ересь - это заблуждение". Хадис от Абу Дауда, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа. Шариат Аллаха категорически запрещает выступать против правителя. Всякий, кто попытается свергнуть власть правителя или даже подорвать ее авторитет, выступает против воли Аллаха и Его посланника. В хадисе, переданном Ахмадом, говорится: "Кто почтит государя, которого Аллах воцарил на земле, того почтит Аллах. А кто унизит государя, которого Аллах воцарил на земле, того унизит Аллах". Пророк сказал: "Кто заметил в правителе нечто, что ему не нравится, пусть терпит это, ибо всякий, кто отделится от мусульманской общины хоть на пядь и умрет, тот умрет смертью времен невежества". Хадис от Аль-Бухари и Муслима. Приверженцы Сунны единодушны в том, что правитель не может быть отстранен от власти за свои грехи. Ученые считают, что причина этого в том, что такие действия могут повлечь за собой кровопролитие и приведут к раздору среди мусульман. Поэтому вреда от отстранения грешника от власти будет больше, чем пользы". Следует помнить слова Аллаха Всевышнего: "Каждому обществу Я дам соответствующего правителя". Если общество праведное, то и правитель будет праведным, а если общество безнравственное, то Аллах поставит над ними грешных правителей из-за порочности их деяний. Воистину, воздаяние всегда соответствует человеческим деяниям. Если подчиненный желает избавиться от угнетения несправедливого правителя, то он должен в первую очередь сам прекратить творить беззаконие и несправедливость. Таковы чистые воззрения приверженцев Сунны пророка Мухаммада (с.а.с.), и пока мусульмане будут верны им, ничьи козни не смогут сокрушить их веры. Ведь Всевышний сказал, обращаясь к верующим: "Если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их (т.е. врагов) козни ничуть не повредят вам" (3:120). Одним из прекрасных качеств верующих является наставление окружающих их людей, особенно правителей, на благочестие и праведность. Всевышний сказал: "Вы - лучшая из общин, созданная на благо людей: вы велите вершить одобряемое, запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха" (3:110). Пророк сказал: "Кто пожелает дать наставление султану, пусть не делает этого всенародно, а возьмет его за руку и уединится с ним. Если тот внемлет его совету, то хорошо. Если же нет, то он все равно уже исполнил свою обязанность".
Праведные пути Праведные последователи Пророка придерживались иного пути: они давали правителям и государям благие наставления наедине, отправляли им послания либо обращались к ученым, которые близки к ним, чтобы те сами увещевали их. Удерживая людей от грехов, не следует называть по имени тех, кто эти грехи совершает. Достаточно предостеречь людей от прелюбодеяния, употребления спиртных напитков, ростовщичества и лихоимства, не называя поименно тех, кто совершает это, будь то правитель или кто-либо другой. Если правитель допускает ошибку, то мусульмане должны дать ему добрый совет и помочь избавиться от грехов. Это относится не только к правителям, но и ко всем людям. Наша религия ниспослана для того, чтобы помочь людям вступить на путь своего Господа, ведущий их к преуспеянию как в мирской, так и в будущей жизнях. Она зиждется на праведности и человеколюбии, учит покорности Аллаху и праведным мусульманским правителям, ведет народы к взаимопониманию и согласию. Таково истинное лицо ислама, и грязные руки его врагов никогда не смогут очернить его. Люди всегда будут нуждаться в верховном руководстве Аллаха. Только придерживаясь его, они смогут избежать великого зла и обретут добро.
№ 229 (16377) от 11.12.2007 Мурат кажы МЫНБАЕВ , профессор , ректор мусульманского университета "Руханият"
|